Конспект "По леным дорожкам" по развитию речи в старшей группе "Ловкие кузнечики"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса к различным видам животных, птиц нашего края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_lesnym_dorozhkam_konspekt.docx | 26.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (старшая группа)
Составил:
воспитатель МАДОУ д/ с №390 «Берег детства»
г. Новосибирск
Ивкина Елена Юрьевна
Лебедева Екатерина Александровна
Тема: «По лесным дорожкам»
Цель: создание условий для расширения кругозора и познавательного интереса к различным видам животных, птиц нашего края.
Задачи:
- Образовательные:
Учить анализировать, обобщать, делать выводы по теме, закрепить знания о животном мире.
- Развивающие:
Развивать интерес к изучению родного края, словарный запас у детей, мелкую моторику рук.
- Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Технология: социо - игровая
Образовательная область:
Художественно – эстетическое развитие.
Речевое развитие.
Познавательное развитие.
Социально – коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная.
Игровая.
Двигательная.
Продуктивная.
Оборудование: Картина с изображением леса и его обитателей, Красная книга иркутской области, круги напольные -3шт., разрезные картинки (животные, птицы), музыка шума леса, музыка для игры, геометрические фигуры под цифрами с фрагментами картины на обратной стороне - 3шт., шишка, веревочки, палочки, зонт, ленты трех цветов на прищепках, корзина, прищепки трех цветов, браслеты на руку двух цветов, карточки «Найди лишнее», карточки с заданием №3 -3 штуки.
Предварительная работа:
Чтение экологических сказок, просмотр мультфильма «КОАП», просмотр презентации «Животные и птицы Новосибирской области» и «Растения Новосибирской области», рассматривание иллюстраций из книг «Атлас животного мира Сибири», «река Обь», составление рассказов по мнемотаблице.
Структура | Содержание образовательной деятельности | Планируемый результат |
Вводная часть: Организация детей и установка на предстоящую деятельность, создание проблемной ситуации (ввод в деятельность) | Игра «Я иду, иду, иду…» Иду по групповой комнате и зазываю детей к себе, произнося такие слова В.: Я иду, иду, иду - Всех ребят к себе зову Хочешь ты играть со мной? (касаюсь ребенка за плечо, ребенок отвечает) Ну, тогда иди за мной. (Беру его за руку, и мы двигаемся дальше, ребенок зазывает следующего, повторяя те же слова и т.д.) Собираемся в круг. В.: Ребята, посмотрите внимательно вокруг. Что нового вы видите? (Ответы детей) Да, это картина, на которой изображен лес со всеми его обитателями. Ребята, что – то с нашей картиной не так. Что же это за белые фигуры такие, да ещё и с цифрами? Может наша картина заболела? Что же делать? ( рассуждения и предложения детей. В итоге, мы все вместе приходим к тому, что нашей картине нужно помочь.) В.: А давайте отправимся в лес! | Доброжелательный настрой на совместную деятельность. Взаимодействие со сверстниками и взрослым. Общение детей. |
Основная часть: Создание условий для разнообразной и активной деятельности детей. Актуализация имеющихся знаний у детей. Создание условий для достижения результата каждого ребенка. Дифференцированный подход. Заключительная часть: Рефлексия и выход из деятельности. | В: Ой, ребята, кажется дождь, начинается! (Открываю зонт и зову детей к себе) Под волшебный зонт бегите! И глаза скорей закройте, (Дети закрывают глаза) Вот тогда волшебный зонтик Нас доставит в лес за миг! (Звучит шум леса, слышатся голоса птиц. Дети открывают глаза.) В.: Ну вот, дождик закончился, и оказались мы в лесу! В.: Ой, как много дорожек перед нами открылось! Ну что ребята, в путь? В.: Смотрите, шишка лежит на дорожке. А давайте поиграем в игру «Передай шишку» В круг скорее ты вставай – другу шишку передай. Передавайте шишку влево от самого высокого со словами «Лиса», «Заяц», «Волк», а потом найдите и встаньте к той картинке на полу, которую назвали в кругу. (Дети объединяются в три компании) В.: Выберите из каждой компании посыльного, который сможет рассказать вам задание, которое вам предстоит выполнить. (Если в какой – либо компании дети затрудняются с выбором, я даю им подсказку как еще можно выбрать посыльного) В.: Ребята, можно выбрать посыльного по жребию, по считалочке и даже по веревочке. Задание №1: По одному допрыгать на одной ноге до кочки, взять одну часть разрезной картинки. Вернуться шагом к своей компании, далее прыгает следующий ребенок. Потом всем вместе собрать картинку и подготовить по ней небольшой рассказ. В.: Когда вы закончите обсуждение, подумайте, кто будет представлять ваш рассказ. Вы можете выбрать по жребию с помощью палочки, по желанию. (Ответы детей) В.: Ребята, давайте сходим друг к другу в гости. Может кто – то хочет дополнить? (Ответы детей) В.: Ребята, посмотрите вокруг, в группе должна появиться фигура с цифрой 1? (Дети находят геометрическую фигуру с цифрой «1» на обратной стороне недостающий фрагмент к картине и дети сами предлагают вклеить его в картину) В.: Какую геометрическую фигуру вы нашли? (Ответ детей) Фрагмент наклеит тот, кто сегодня пришел в джинсах. (Дети выбирают) В.: Но у нас еще не достает двух фрагментов на картине. Мы пойдем дальше по лесным дорожкам? (Ответ детей) В.: В наших краях очень суровые зимы. Как вы думаете, как зимуют птицы? А Звери? (Ответы детей по желанию) Я предлагаю поиграть в игру «Стрелочка» Раз, два, три, четыре, пять снова в круг зову ребят! Выберите по считалочке того, кто первый будет стоять в центре круга (Дети выбирают) Когда зазвучит музыка – ребенок в центре с вытянутой правой рукой двигается в правую сторону, а дети в кругу в противоположную сторону. Когда музыка закончится – тот ребенок, на которого будет показывать стрелочка, называет перелетную птицу и меняется местами со стрелочкой. (Потом можно заменить птиц животными) В.: Как много вы знаете птиц и животных родного края! (Объединение в две компании) Посмотрите на цвет вашего браслета на руке и найдите своего друга, объединившись в компании, подойдите к столу цвета своего браслета. (Дети объединяются в две компании - «Синие» и «Красные») (На синем столе лежат карточки с изображением животных по количеству детей, на красном столе лежат карточки с изображением птиц) В.: Ребята, посмотрите внимательно, что не так на карточках? (Предложения детей) Задание №2. Дети начинают зачеркивать лишнее в своих карточках. Компания, выполнившая задание поднимает руки вверх. Отвечает компания, выполнившая задание первой. В.: Первым будет отвечать тот, у кого светлые волосы. Ребята, вы можете помочь своему другу из компании. (Те же действия со второй компанией) В.: Посмотрите, вот появилась ещё одна геометрическая фигура! (Я незаметно достаю фрагмент и показываю его детям.) В.: Ребята, как называется эта геометрическая фигура? На что она похожа? (Дети отвечают, предлагают ее наклеить на картину) В.: Ее наклеит тот, кто родился летом. В.: Вот, здорово! Мы заполнили еще одно пустое место в картине, но есть ещё одно. Пойдем дальше по лесной дорожке? (ответы детей) В.: Ребята, давайте поиграем в игру «Прищепки» (три цвета Зеленый, Красный, Синий.) В.: Вот какая большая корзина! (показываю детям что лежит в корзине), возьмите из нее прищепку, найдите в группе круг того же цвета что и прищепка, прищепите ее к кругу и выберите для себя удобное местечко. Начинаем по моему сигналу (раз, два, три, игру начни). Компания, закончившая первой, поднимает руки вверх. (Дети объединяются в три компании) В.: Выберите посыльного, который сможет объяснить вам задание. (Дети выбирают, отправляют посыльных, я предлагаю на выбор карточки. Дети берут по одной карточке картинкой вниз, чтобы другие посыльные не видели что изображено на карточке и объясняю задание) Задание №3. Без слов изобразить того, кто изображен на картинке. В.: Ребята, вы можете выбрать того, кто будет показывать по считалке. (Дети выполняют задание) В.: Ребята, посмотрите, может, вы найдете в группе последний фрагмент картины? (Дети ходят по группе и находят еще одну геометрическую фигуру.) В.: Какая это геометрическая фигура? На что она похожа? Ребята, а у нас в группе есть предметы, похожие на эту геометрическую фигуру? (Дети отвечают на вопросы и предлагают наклеить фрагмент на картину) В.: Наклеит тот, кто родился зимой. (Дети общаются и находят ребенка, который родился зимой) В.: Посмотрите, как преобразилась картина. Она даже засияла от радости. Кто изображен на картине? Какое время года изображено на картине? А что ещё вы можете рассказать, глядя на эту картину. (Дети отвечают на вопросы, рассуждают и дополняют друг друга) В.: Ребята, кажется, снова дождь начинается! Бегите все скорей под зонтик Полетим обратно в садик Вокруг себя мы повернулись В садик снова мы вернулись Раз, два, раз, два Вот и кончилась игра В.: Вот мы и вернулись в свою группу. Ребята на столе лежат ленточки на прищепках трех цветов. Возьмите красные ленточки и прищепите к зонтику, если вам было легко, желтые – если были трудности для вас, синие – если вам было очень трудно. (Дети прицепляют ленточки к зонту, и я поднимаю зонт) В.: Держитесь за свои ленточки. (Я спрашиваю, что было легко и что трудно – дети рассуждают) В.: Посмотрите каких ленточек больше? А каких совсем мало? (Ответы детей) В.: Ребята, я приготовила для мини выставку очень интересных книг с иллюстрациями, чтобы вы могли еще больше узнать о животном мире нашего края. Вы можете их брать и смотреть в удобном для вас месте, а если у вас будут вопросы, я отвечу и прочитаю вам обо всем, что вас заинтересует. (Я присаживаюсь к детям, и мы вместе рассматриваем иллюстрации из книг.) («Большая энциклопедия животного мира Иркутской области», «Байкал – жемчужина Сибири», «Баргузинский заповедник» и др.) | Умение логически мыслить и рассуждать. Умение договариваться, уступать, объединяться в малые группы. Умение делать простые выводы. Взаимодействовать со сверстниками и взрослым. Умение выступать публично. Умение договариваться, слушать друг друга и прислушиваться к мнению других. Умение рассуждать. Формировать умение действовать сообща, доводить начатое до логического конца. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. |
Использованная литература:
1.А.П.Ершова, В.М Букатов/Карманная энциклопедия социо – игровых приемов обучения дошкольников: справочно – методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада/-СПБ:Образовательные проекты;М:НИИ школьных технологий,2008.
2.А.П.Ершова, В.М.Букатов/Возвращение к таланту/-СПБ:Образовательные проекты;М:НИИ школьных технологий.
Г.Новсибирск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(СТАРШАЯ ГРУППА) ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛИЗОВАННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СКАЗКЕ ШАРЛЯ ПЕРРО «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. В нем раскрыта актуальность рассматриваемой темы. В проекте присутствует, как коллективная, так и индивидуальная работа с детьми по теме, а т...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)
Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре – драматизации....
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить пред...