Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством игр с шахматными фигурами
методическая разработка по математике (старшая группа)

Бирюкова Виктория Павловна

В статье рассмотрена тема развития математических представлений у детей старшего возраста с ОНР при помощи использования игр с шахматными фигурами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ИГР С ШАХМАТНЫМИ ФИГУРАМИ



В настоящее время проблема формирования и развития математических способностей дошкольников – одна из актуальных методических проблем дошкольной педагогики. Именно в дошкольном детстве, в процессе специально-организованной и стимулированной деятельности по развитию математических представлений происходит становление психических процессов, развиваются качества личности необходимые для дальнейшей жизнедеятельности (В.В. Данилова).

Определение «математические представления у дошкольников» включает в себя понятие о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях. Все эти понятия необходимы для формирования в процессе получения математических представлений у дошкольников тех видов деятельности, для которых они необходимы.

Формирование математических представлений – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.

Основная его цель – не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей. Дети старшего дошкольного возраста активно осваивают счет, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин.

Формирование и развитие у дошкольников элементарных математических представлений является очень важным направлением в работе детского сада. В дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями. От эффективности математического развития в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальных классах.

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) – это особая категория дошкольников, у которых наряду с системным недоразвитием речевой деятельности в структуре дефекта наблюдаются своеобразие психического развития, специфические черты эмоциональной незрелости, задержанное или неравномерное развитие интеллекта, двигательная неполноценность.

У детей с ОНР наблюдаются трудности в усвоении математического материала, связанные с недостаточностью высших психических функций – речи, мыслительных операций, процессов памяти, восприятия и внимания.

Актуальность проблемы математического развития дошкольников с речевой патологией очевидна. С одной стороны, это связано с трудностями, возникающими у детей при формировании элементарных математических представлений, обусловленных специфическими особенностями речевых и неречевых нарушений при ОНР. С другой стороны, формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Это положение и делает развитие математических представлений значимыми для комплексной, всесторонней коррекции отклонений при ОНР.

Анализ результатов методики по выявления уровня сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показал, что речевое недоразвитие резко ограничивает возможности формирования математических представлений у детей и негативно отражается на усвоении ими лексического и грамматического уровней математической речи. У дошкольников отмечены неустойчивые количественные представления, дети не обладали целостностью восприятия величины. Представления о форме предметов у дошкольников в целом сформированы. Наибольшие трудности у дошкольников с ОНР вызвала ориентировка в пространстве.

Объем представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребенка будет затруднительно. Поэтому так важно развивать именно математические представления у дошкольников с нарушениями речи.

Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Экспериментальные данные показывают, что математические представления детей с нарушением речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счета, могут выполнять сравнение численности групп предметов, действия сложение и вычитание. Однако их знания о множестве, числе и счете неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Детям очень трудно проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность, так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали. Допускают ошибки в определении пространственного положения предметов, затрудняются в целостном восприятии предмета и особенно его изображения, а также испытывают большие трудности в сравнении, сопоставлении, определении сходства и отличия между предметами, решении задач.

Несмотря на то, что дети умеют различать предметы по величине, длине, ширине, высоте, им тяжело оперировать имеющимися знаниями, включать их в более сложную деятельность. Наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный словарь.

Испытывают трудности в определении местоположения предмета и его отношений к себе и другим предметам. Представление о времени у них бедное, поверхностное. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Это осложняет не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

Исследования С.В. Герасимова, В.И. Дубовского, Ю.В. Михайловой показывают, что важным средством развития логического мышления дошкольников является обучение детей игре в шахматы. Процесс игры в шахматы помогает детям ориентироваться на плоскости, учит запоминать, сравнивать, обобщать, позволяет предвидеть результат своей деятельности, содействует совершенствованию таких ценностных качеств, как внимательность, самостоятельность, терпеливость, изобретательность и др. Педагоги и психологи рассматривают шахматы как особый вид игровой деятельности, как занимательную, дидактическую, математическую игру, как средство обучения и воспитания.

Добиться успешного усвоения учебного материала позволяет использование различных методов и средств обучения. А в дошкольном возрасте любая деятельность начинает развиваться в процессе игры. Шахматы – игра очень увлекательная и интересная, доставляющая много радости, удовольствия, а также действенное и эффективное средство умственного развития. Но партия длится долго. Принимая во внимание важность и необходимость работы по развитию у дошкольников с ОНР математических представлений, педагоги обратились к играм с шахматными фигурами, которые способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышлению, рассуждению, способствует формированию таких качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость.

В процессе выполнения математических операций с шахматами дети расширяли пассивный словарный запас, начинали понимать значение обиходно – разговорных слов, а также математических и шахматных терминов, научились действовать по инструкции, у детей появился интерес к познанию. Вслед за педагогом дети проговаривали ход выполнения задания, что позволяло активизировать речевое подражание, увеличивать активный словарный запас и развивать регулирующую функцию речи.

Игры с шахматами мы использовали при составлении и сравнении множеств, счета, определения величины, формы и положения в пространстве, что позволяло расширять и вербализировать чувственный опыт дошкольников. Обобщение наглядно-практических действий и математических операций создавало предпосылки для развития словесно-логического мышления.

Создание проблемной ситуации позволяло стимулировать познавательную активность детей. Побудительным мотивом к поиску являлись предложения решить игровую или практическую задачу (подобрать пару к шахматной фигуре, выяснить, каких шахматных фигур больше и др.). Организуя самостоятельную работу детей с шахматными фигурами, мы мотивировали их на предстоящую деятельность (проверить, научиться, узнать новое и т. п.).

Значительную роль в обучении детей играли словесные приемы. Организующая помощь педагога (вопросы, указания и пояснения) направляла, планировала их деятельность, стимулировала проявление самостоятельности и сообразительности, побуждая их искать разные способы решения одной и той же задачи: «Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?».

Помимо заданий, направленных на решение учебной задачи, мы включали упражнения с шахматными фигурами, тренирующие произвольное внимание и память (например: «Что изменилось?», «Будь внимательным!» и др.), упражнения для сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки.

Проанализировав полученные результаты, мы выяснили, что игры с шахматами, используемые нами с целью развития математических представлений у дошкольников с ОНР, способствовали формированию:

– навыков счетной деятельности (называет фигуры, их количество);

– навыков составления множества из отдельных элементов и из подмножеств (две ладьи, восемь пешек);

– навыков сравнения множеств по количеству (количество на доске белых, черных фигур, больше, меньше или же поровну);

– вычислительных навыков («больше или меньше» на 1);

– умения ориентироваться на плоскости: фигура в углу, справа от, слева от, за, перед;

– умения определять направление движения фигур на шахматной доске (по горизонтали, по вертикали, по диагонали);

– обогащению пассивного словарного запаса и активизации активного словарного запаса (порядковые числительные: первая фигура ладья, вторая – конь, третья – слон).

К работе мы привлекали родителей воспитанников. Совместно с родителями и детьми преобразовали предметно-пространственную среду. Создан центр «Шахматное королевство», где дети могут знакомиться с шахматами, самостоятельно осваивать, закреплять знания.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование игр с шахматами работе с детьми с ОНР способствует развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, что в свою очередь способствует коррекции интеллектуальной и речевой деятельности дошкольников.

Список литературы

1. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей у дошкольников. – М.: Владос, 2003.

2. Весела И. Шахматный букварь / И. Весела, И. Веселы. – М.: Просвещение, 1983;

3. Данилова В.В. Обучение математике в детском саду / В.В. Данилова, Т.Д. Рихтерман, З.А. Михайлова [и др.]. – М., 1997. – 288 с.

4. Калинченко А.В. Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи: метод. пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.

5. Нищева Н.В. Развитие математических представлений у дошкольников с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2017.

6. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.

7. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Путешествие в город Геометрических фигур"

развивать элементарные математические представления:умения пользоваться в речи порядковыми и количественными числительными;навыки соотнесения цифры с количеством предметов;умения составлять геометриче...

«Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста компенсирующей направленности, посредствам применения игровых технологий»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. САЯНОГОРСК ДЕТСКИЙ САД № 29 «У ЛУКОМОРЬЯ»        «Я - м...

Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игр В. Воскобовича.

Мастер класс для педагогов. В материале предлагаются развивающие упражнения с использованием пособия В. Воскобовича "Прозрачный квадрат". Так же предлагается развивающая  сказка, для...

Мастер – класс для воспитателей «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством создания игровых и сказочных ситуаций»

Каждую сказку можно попробовать наполнить математическим содержанием, включая задания для героев посредством дидактических игр. Сами сказки есть с математическим началом: «Два жадных медвежонка...

Методическая разработка «Развитие математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»»

Цель: Развитие умения ориентироваться в пространстве у детей старшего дошкольного возраста посредством мини-роботов «Bee - bot»Задачи:1. Способствовать развитию умения ориентироваться в пр...