«Обучение грамоте дошкольников».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Захарченко Татьяна Евгеньевна

Процесс обучения грамоте. Формы и методы обучения Этапы обучения дошкольников грамоте.

Задачи в каждой возрастной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuch._gr._pedagogi.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Киреевский детский сад «Светлячок» муниципального образования Киреевский район

Консультация для воспитателей:

«Обучение грамоте дошкольников».

Учитель-логопед: Захарченко Т.Е.

2021г.

Как строится процесс обучения грамоте

        Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;

- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;

- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;

- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;

- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

        Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

        Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы такие как: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше.

        Начало занятия: способы мотивации детей

        Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:

- стихотворение по теме занятия;

- загадки;

- рассматривание картинок.

        Формы и методы обучения

        Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

        Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.

        Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.

        Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.

        Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.

        При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д. Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно вводить работу на раздаточном материале.

        Этапы обучения дошкольников грамоте

        Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

- обогащение словаря;

- развитие умения правильно и чётко произносить слова;

- формирование умения различать звуки;

- знакомство с понятиями «слово» и «звук».

        Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

        Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Возможна театрализация знакомой сказки.

Средняя группа

        Задачами этого года являются:

- дальнейшее развитие и увеличение словаря;

- формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;

- заучивание стихов, пословиц и поговорок;

- закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;

- формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

        Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

- дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;

- распознавание слов, содержащих определённый звук;

- расстановка ударения;

- умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);

- деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Подготовительная группа

        Можно выделить следующие задачи обучения грамоте:

        Образовательные:

1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.

2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.

3.Ознакомление с гласными и согласными  звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.

        Воспитательные:

1.Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.

2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.

3.Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.

        Развивающие:

1. Развитие звуковой культуры речи.

2. Развитие фонематического слуха.

3. Развитие графических навыков и моторики.

4. Развитие звуко-буквенного анализа.

5. Развитие коммуникативных навыков

        К концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:

- различать понятия «звук», «буква»;

- определять наличие и место заданного звука в слове;

- анализировать звуковой состав слова;

- определять количество слогов  в слове;

- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;

- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения

Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...

Обучение грамоте дошкольников.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе. Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взр...

План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...

Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.

Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...

ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».     ...

Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т и Ть

Познакомить детей с буквой Т и звуками {Т} и {Ть}.Закрепить  понятие "согласный  и мягкий звук", "согласный и твердый звук".Развитие фонематического слуха, формирование анлиза и синтеза чтен...