«Обучение грамоте дошкольников».
консультация по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Процесс обучения грамоте. Формы и методы обучения Этапы обучения дошкольников грамоте.
Задачи в каждой возрастной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuch._gr._pedagogi.docx | 18.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Киреевский детский сад «Светлячок» муниципального образования Киреевский район
Консультация для воспитателей:
«Обучение грамоте дошкольников».
Учитель-логопед: Захарченко Т.Е.
2021г.
Как строится процесс обучения грамоте
Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:
- знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
- деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
- анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
- знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
- основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.
Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова — это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».
Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы такие как: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше.
Начало занятия: способы мотивации детей
Начало создаёт атмосферу всего занятия. Нужно сделать так, чтобы дети настроились на познание нового, им это было интересно, они хотели участвовать в занятии. Можно использовать следующие приёмы:
- стихотворение по теме занятия;
- загадки;
- рассматривание картинок.
Формы и методы обучения
Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.
Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы — фантазии.
Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой.
При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д. Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно вводить работу на раздаточном материале.
Этапы обучения дошкольников грамоте
Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?
Вторая младшая группа
Задачами этого года являются:
- обогащение словаря;
- развитие умения правильно и чётко произносить слова;
- формирование умения различать звуки;
- знакомство с понятиями «слово» и «звук».
Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.
На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».
Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги — звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги — шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).
Возможна театрализация знакомой сказки.
Средняя группа
Задачами этого года являются:
- дальнейшее развитие и увеличение словаря;
- формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
- заучивание стихов, пословиц и поговорок;
- закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
- формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.
Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.
Старшая группа
Можно выделить следующие задачи:
- дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
- распознавание слов, содержащих определённый звук;
- расстановка ударения;
- умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
- деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.
Подготовительная группа
Можно выделить следующие задачи обучения грамоте:
Образовательные:
1. Формирование у детей первоначальных лингвистических представлений, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
2. Ознакомление со слогом, слоговой структурой слова. Формирование умения – делить слова на слоги.
3.Ознакомление с гласными и согласными звуками, усвоение смыслоразличительных функций звука.
Воспитательные:
1.Развитие не только лингвистического мышления детей, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка.
2. Воспитание бережного отношения к книге, дидактическим материалам.
3.Начальное литературно-эстетическое воспитание детей.
Развивающие:
1. Развитие звуковой культуры речи.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие графических навыков и моторики.
4. Развитие звуко-буквенного анализа.
5. Развитие коммуникативных навыков
К концу периода обучения детей грамоте в дошкольном возрасте они должны уметь:
- различать понятия «звук», «буква»;
- определять наличие и место заданного звука в слове;
- анализировать звуковой состав слова;
- определять количество слогов в слове;
- замечать изменения грамматических форм слова, владеть простейшими способами словообразования;
- взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые упражнения для подготовки к обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения
Развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений и предупреждения нарушений письменной речи у дошкольников с нарушениями зрения.Данная разработка может быть использована на...
Обучение грамоте дошкольников.
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребёнок хорошо учился в школе. Как правильно подготовить ребёнка к школьному обучению? Этот вопрос волнует многих родителей будущих первоклассников. Часто взр...
План проведения семинара-практикума по подготовке к обучению грамоте дошкольников.
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах подготовки дошкольников к обучению в школе, упражнение в умении общаться и вырабатывать единое мнение в коллективе или в микрог...
Презентация дидактических Монтессори- материалов по обучению грамоте дошкольников.
Каждый ребенок - это неповторимый мир, и задача взрослого - создашь условия спонтанного, интуитивного на дошкольной стадии развития языка письменного и устного, воссоздать в голове ребенк...
ТЕМА: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи».
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: «Обучение грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи». ...
Систематизация речевого материала по обучению грамоте дошкольников с общим недоразвитием речи.
Карточки-задания...
Обучение грамоте дошкольников Тема: Звук Т и Ть
Познакомить детей с буквой Т и звуками {Т} и {Ть}.Закрепить понятие "согласный и мягкий звук", "согласный и твердый звук".Развитие фонематического слуха, формирование анлиза и синтеза чтен...