Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии
методическая разработка по коррекционной педагогике

Марченко Тамара Макаровна

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

 

В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.

Что такое тревожность?

В психологическом словаре «тревожность» определяется, как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». В отличие от тревоги, которая проявляется эпизодически, тревожность это устойчивое состояние. Тревожность проявляется почти всегда, во всех видах деятельности.

В книге «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. и Монина Г. Б. дают портрет тревожного ребёнка:

«В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

Подготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна

В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.

Что такое тревожность?

В психологическом словаре «тревожность» определяется, как индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают». В отличие от тревоги, которая проявляется эпизодически, тревожность это устойчивое состояние. Тревожность проявляется почти всегда, во всех видах деятельности.

В книге «Шпаргалка для взрослых» Лютова Е. К. и Монина Г. Б. дают портрет тревожного ребёнка:

«В группу детского сада (или в класс) входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что он ожидает каких-либо неприятностей.

Это тревожный ребенок. Таких детей в детском саду и в школе немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что и гиперактивные, и агрессивные дети всегда на виду, как на ладошке, а тревожные стараются держать свои проблемы при себе. Их отличает чрезмерное беспокойство, причем иногда они боятся не самого события, а его предчувствия. Часто они ожидают самого худшего. Дети чувствуют себя беспомощными, опасаются играть в новые игры, приступать к новым видам деятельности. У них высокие требования к себе, они очень самокритичны. Уровень их самооценки низок, такие дети и впрямь думают, что хуже других во всем, что они самые некрасивые, неумные, неуклюжие. Они ищут поощрения, одобрения взрослых во всех делах.

Для тревожных детей характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение».

Проблема снижение уровня тревожности у дошкольников очень актуальна, так как высокая тревожность оказывает отрицательное влияние на результаты любой деятельности дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.

Для решения этой проблемы была составлена «Программа психокоррекции тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов арт — терапии».

Цель данной программы — снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт — терапии.

Основные задачи:

  1. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  2. Создание положительного эмоционального настроя.
  3. Развитие навыков общения с детьми и взрослыми.
  4. Обучение способам снятия мышечных зажимов и эмоционального напряжения.
  5. Повышение самооценки.
  6. Обучение навыкам поведения в нестандартных ситуация.
  7. Формирование умений входить в игровую ситуацию, развитие воображения.
  8. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов.

Методические приёмы, используемые в программе:

  • словесные и подвижные игры;
  • беседы, направленные на развитие самосознания ребенка;
  • проигрывание проблемных ситуаций;
  • рисование;
  • релаксация.

Занятие № 1. «Давайте познакомимся»

Цели

Упражнение, игра, задание и краткое содержание

1.

Настрой на работу.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ

Дети встают в круг, берутся за руки и под весёлую музыку танцуют танец дружбы.

Когда музыка останавливается, здороваются хором, произнося приветствие, сначала шёпотом, затем нормальным голосом и громко.

2.

Развить умение представлять себя

«ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ»

Дети по очереди (по желанию) выходят перед всеми и представляют себя, рассказывая, как их зовут, сколько им лет, есть ли у них братишки, сестрёнки, во что любят играть и т.д.

ПРИМЕЧАНИЕ. Если у детей возникли трудности, можно использовать перчаточные куклы.

3.

Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета.

«ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»

Психолог предлагает детям: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика - это цвет нашего настроения. Мы будем называть своё имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках. Например, моё имя Наталия Анатольевна, у меня в руках шарик розового цвета».

ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог фиксирует выбранный каждым ребёнком цвет.

4.

Познакомить детей с правилами общения.

«ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ»

Детям раздаются бусинки - это и будут правила. Дети называют своё правило и помещают бусинку в шкатулку:

  • не ругаться;
  • не перебивать друг друга;
  • нужно помогать, если что-то не получается;
  • говорить «волшебные» слова;
  • улыбаться собеседнику;
  • не спорить громко;
  • нельзя обижать с кем разговариваешь.

5.

Избавление от негатива.

«МУСОРНОЕ ВЕДРО»

Детям раздаются небольшие бумажки, каждый ребёнок называет то, что ему может помешать в общении и кидает, смяв листок в мусорное ведро. Важно чтобы эти бумажки были сожжены в присутствии детей или все вместе должны вынести бумажки на улицу, порвать их на мелкие кусочки и выбросить в мусорный контейнер, из которого мусор будет вывезен.

6.

Учить детей взаимодействовать друге другом, получать от этого радость и удовольствие.

ИГРА «ПОЕЗД»

С помощью считалки выбирается водящий - он будет первым «паровозиком». Остальные дети «вагончики» выстраиваются у стенки.

«Паровозик» бегает по кругу со словами: «Чух - чух - чух». Затем останавливается перед детьми, выбирает «вагончик» и обращается к

Занятие №2 «Знакомство с материалом»

Цели

Упражнение, игра, задание и краткое содержание

1.

Настрой на работу.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие №1)

2.

Учить детей называть друг друга по именам

«НАЗОВИ ПО ИМЕНИ»

Водящий кидает мяч, называет своё имя и имя того, кому бросает мяч. Например, меня зовут Саша, я бросаю мяч Кате.

3.

Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета.

«ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» (См. занятие № 1)

4.

Развитие координации движений. Развитие положительного самоощущения.

«Я – ЛОВКИЙ»

У одного из детей в руках шляпа, другие держат в руках небольшие шарики. По сигналу психолога дети по очереди начинают кидать в шляпу шарики, ребёнок шляпой старается их поймать. Затем со шляпой в руках пролезает под стулом, встаёт и поднимает шляпу вверх и говорит: «Я –ловкий». Игра выполняется по очереди.

5.

Тренировать в различении базовых эмоций.

«ОТГАДАЙ ЭМОЦИЮ»

Психолог предлагает: «А теперь давайте угадаем, какое настроение загадал художник». Детям показываются изображения эмоций видимых на половину, дети отгадывают и изображают их.

6.                                                                

Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность.  Снятие напряжения от неизвестности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

«У меня в шкафу лежат краски и карандаши. Они грустят, потому что ими никто не рисует, ио ни постепенно засыхают. А ведь они могут принести много радости нам, если мы начнём писать красками и рисовать карандашами. Поэтому я достала баночки с красками, карандаши и успокоила их. Думаю, что вы не откажетесь познакомиться с ними. Они так долго мечтали о том, что хорошие, добрые дети возьмут их в руки, откроют крышки и начнут писать».

ПРИМЕЧАНИЕ. Психолог поясняет детям: «Во время наших встреч мы будем много рисовать. Но я не буду учить вас, как в группах детского сада. Просто будьте самими собой!»

7.

Учить выражать чувства при помощи изобразительных средств.

РИСОВАНИЕ

«КЛЯКСЫ ВЕСЁЛЫЕ И ГРУСТНЫЕ»

«ДОБРАЯ КЛЯКСА И ЗЛАЯ»

 «ПУГАЮЩИЕ ЛИНИИ И ЛИНИИ ПОБЕДИТЕЛИ»

8.

Снятие психического и физического напряжения.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах, определяем цвет своего настроения в конце занятия.(В общем кругу)

9.

Рефлексия.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1)

10.

Ритуал прощания

«ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА» (См. занятие № 1)

Занятие № 3. «Краски и звуки осени»

Цели

Упражнение, игра, задание и краткое содержание

1.

Настрой на работу.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие № 1)

2.

Обучение положительному вербальному общению.

«СКАЖИ ЛАСКОВОЕ СЛОВО»

Водящий бросает мяч и называет того, кому бросил мяч, ласковым именем или словом.

3.

Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета.

«ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»

См. занятие № 1

4.

Формирование навыков общения.

«ВОЗЬМИ МЕНЯ В ИГРУ»

Дети перебрасываются мячом, сидя на подушках. Один из детей по очереди подходит к каждому сидящему и громко просит: «Пожалуйста, примите меня в игру». Дети подвигаются, уступая место, ребёнок садится. Упражнение делают все дети по очереди.

5.

Развитие координации движений.

Развитие положительного самоощущения.

«ВЕСЁЛЫЕ ЛЯГУШКИ»

Дети прыгают с подушки на подушку под музыку. Когда музыка стихает, садятся на подушку, гладят себя по голове, повторяют: «Вот какой я молодец!». Игра повторяется три раза.

6.

Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность. Снятие напряжения от неизвестности.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

Дети молча рассматривают картину Игоря Грабаря «Рябинка» в течение 3-4 минут.

Звучит музыкальная пьеса «Октябрь» из альбома «Времена года» П.И. Чайковского.

- Какие чувства вызывает у вас эта картина?

7.

Учить выражать чувства при помощи изобразительных средств.

Коррекция тревожных состояний.

РИСОВАНИЕ «ЛИСТОПАД»

Под музыку Ф. Листа «Кампанелла» дети пальцами правой и левой руки рисуют листопад пальчиковой краской оранжевого, жёлтого цвета.

8.

Снятие психического и физического напряжения.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах и ощущениях, определяем цвет своего настроения в конце занятия.

9.

Рефлексия

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1)

10.

Ритуал прощания

«ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА»

(См. занятие № 1)

Занятие № 4. «Удивительная цветочная поляна»

Цели

Упражнение, игра, задание и краткое содержание

1.

Настрой на работу.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие № 1)

2.

Установление доверительных отношений.

«ПОДАРИ ЦВЕТОК ДРУГУ»

Дети стоят в кругу. Каждый ребёнок смотрит на своего соседа справа и представляет, какой бы цветок он подарил другу, затем выразительным жестом протягивает соседу «цветок» и говорит: «Сашенька, я хочу подарить тебе розу! Или букет васильков и т.д.»

3.

Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета.

«ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»

Психолог предлагает детям: «Давайте представим, что у каждого из нас сейчас в руках цветочек. Это не простые цветочки, поскольку цвет цветочка - это цвет нашего настроения. Мы будем называть своё имя и цвет волшебного цветочка, который сейчас держим в руках. Например, моё имя Наталия Анатольевна, у меня в руках цветочек жёлтого цвета».

4.

Помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить детей чуткости, научить поднимать настроение другим людям.

«ДОЖДИК И РОМАШКИ»

Психолог предлагает детям разделиться на две группы, треть детей войдёт в одну группу - дождик, две трети детей войдут в другую группу - ромашки. Психолог рассказывает детям истрию: «Наступило жаркое лето, светит яркое солнышко, ромашки очень хотят пить. Они сидят на лугу печальные и ждут дождика. Им ничего не хочется делать, они плохо себя чувствуют. Необходимо срочно напоить их. Наконец начался дождик, капельки дождя падают на ромашки и поят их водой. Постепенно ромашки оживают, раскрываются и выпрямляются».

Дети, играющие роль ромашек, присаживаются на корточки, принимают печальный и усталый вид, тихо звучит грустная мелодия. При словах педагога о начавшемся дождике дети - «дождики» подходят к «ромашкам», берут их руки в свои, смотрят в глаза, говорят нежные и ласковые слова утешения, так, чтобы «ромашка» перестала грустить и у них повысилось настроение. «Ромашки» улыбаются, поднимаются во весь рост с помощью «капелек дождя».

Когда все «ромашки» «оживут», дети могут поменяться ролями и продолжить игру.

Примечание. Игра контролируется психологом, он помогает детям примерами и подсказками.

5.

Учить детей взаимодействовать друге другом, получая от этого радость и удовольствие.

«РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУКЕТ»

Каждый ребёнок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов, под весёлую музыку.

6.

Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность. Релаксация и развитие воображения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА «ЦВЕТОК»

Звучит спокойная музыка.

«Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и раздвиньте руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Поднимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо - влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».

7.

Укрепление мелкой моторики; развитие фантазии, снятие эмоционально - мышечного напряжения

РИСОВАНИЕ

«УДИВИТЕЛЬНАЯ ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА» Дети рисуют цветы на отдельных листах. Для рисования дети выбираю одну из предложенных им техник (монотипия, рисование по мокрому листу, выдувание из клякс при помощи трубочки, рисование пальцами, печать поролоновыми подушечками).

Затем эти рисунки собираются в одну общую картину «Цветочная поляна».

8.

Способствовать удовлетворению потребностей ребёнка на данный момент.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах и ощущениях;

определяем цвет своего настроения в конце занятия.

9.

Рефлексия.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1)

10.

Ритуал прощания

«ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА»

(См. занятие № 1)

Занятие № 5. «Нарисуй музыку»

Цели

Упражнение, игра, задание и краткое содержание

1.

Настрой на работу.

РИТУАЛ ПРИВЕТСТВИЯ (См. занятие № 1)

2.

Установление доверительных отношений.

«ПОЗДОРОВАЕМСЯ ПО ДРУГОМУ»

Дети стоят в кругу. Здороваются сначала коленками, затем ладошками, плечиками и т.д.

3.

Упражнение в умении определять своё настроение при помощи цвета.

«ЦВЕТ МОЕГО НАСТРОЕНИЯ»

См. занятие № 1

4.

Формирование навыков общения.

«ТВОЙ ДРУГ ПЛАЧЕТ»

Один ребёнок лежит на подушках и делает вид, что плачет. Остальные дети по очереди подходят к нему и говорят утешительные слова.

Упражнение делают все дети по очереди, психолог помогает подобрать как можно больше утешительных слов.

5.

Развитие координации движений. Развитие

«Я-ДОБРЫЙ»

Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят «Я - добрый».

Упражнение продолжается 3 минуты.

положительного самоощущения.

6.

Настройка на дальнейшую изобразительную деятельность.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАСТРОЙКА

Звучит музыка Шопен «Мазурка» или Штраус «Вальс». Дети стоят с закрытыми глазами и прислушиваются к себе. Начинают двигаться в такт музыки. Изображают то, что навевают им звуки.

(Танец с тонкими газовыми платками)

7.

Укрепление мелкой моторики; развитие фантазии, снятие эмоционально - мышечного напряжения

РИСОВАНИЕ «НАРИСУЙ МУЗЫКУ»

Играет музыка (тот же отрывок), и ребята рисуют её пальцами без кистей.

8.

Способствовать удовлетворению потребностей ребёнка на данный момент.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РАЗГРУЗКА

Рассматриваем рисунки, рассказываем о том, что нарисовали, как шла работа, о своих чувствах и ощущениях;

определяем цвет своего настроения в конце занятия.

9.

Рефлексия

ИТОГ ЗАНЯТИЯ (См. занятие № 1)

10.

Ритуал прощания

«ПОДЕЛИСЬ ДОБРОТОЙ СВОЕГО СЕРДЦА»

(См. занятие № 1)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДОУ

Мастер – класс «РАЗВИТИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ДО....

Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с использование метода арт-терапии на тему: «Новые планеты Солнечной системы»

Развиваем эмоционально-волевую сферу старших дошкольников через использование метода арт-терапии - техника рисование сыпучими материалами...

Психосоматика тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Психосоматика - модное и неординарное научное ответвление двух наук: медицины и психологии. Причины многих состояни и симптомов скрыты в глубинах человеческой психики. Поразмышляем над этой темо...

Причины тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и других значимых взрослых о возможных проблемах дошкольников и способах их преодоления....

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.Что такое тревожность?В психологическом словаре &la...

Консультация для воспитателей "Преодоление тревожности у детей дошкольного возраста с помощью методов Арт-терапии"

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждениии показывает, что, в последнее время значительно увеличилось количество детей, у которых присутствуют повышенная возбудимость, проявление неувереннос...

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су-Джок терапии

Сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с использованием Су - Джок терапии...