Тренинг для воспитателей и специалистов ДОУ по снижению психоэмоционального напряжения и проявления тревожных состояний у детей дошкольного возраста.
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Рябова Ксения Олеговна

Цель: обогатить знания педагогов о методах  приемах снижения психоэмоционального напряжения и проявления тревожных состояний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

 Задачи:

  • Сохранение психического здоровья воспитанников ДОУ;
  • Снижение психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста;
  • Познакомить педагогов с методом куклотерапия в условиях ДОУ;
  • Узнать о применение игровых приемов и упражнений для снижение психоэмоционального напряжения и тревожных проявлений у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 «Земляничка»

Тренинг для воспитателей и специалистов ДОУ по снижению психоэмоционального напряжения и проявления тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Педагог-психолог:

Рябова К.О.

Нижегородская область

г. Бор

2024г.

Тренинг для воспитателей и специалистов ДОУ по снижению психоэмоционального напряжения и проявления тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Цель: обогатить знания педагогов о методах  приемах снижения психоэмоционального напряжения и проявления тревожных состояний у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

  • Сохранение психического здоровья воспитанников ДОУ;
  • Снижение психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста;
  • Познакомить педагогов с методом куклотерапия в условиях ДОУ;
  • Узнать о применение игровых приемов и упражнений для снижение психоэмоционального напряжения и тревожных проявлений у детей дошкольного возраста.

Ход тренинга.

1. Приветствие.

-Добрый день уважаемые педагоги!

Сообщение темы тренинга.

- В начале нашего тренинга, возьмите лист бумаги, ручки и напишите, что Вы ожидаете от нашего сегодняшнего мероприятия.

2. Мотивационный этап.

- Главной целью сегодняшнего тренинга является узнать способы снижения у детей дошкольного возраста эмоционального и телесного напряжения, проявление тревоги.

- По результатам диагностики детей ДОУ, было выявлено:

  • 25 % средний уровень тревожности;
  • 30 % низкий уровень тревожности;
  • 45 % психоэмоциональное напряжение.

Повышенный уровень тревожность у детей дошкольного возраста вызывает трудности общения, познания, препятствует комфортному самоощущению ребенка и формирует поведенческие проявления в виде сильной агрессии, замкнутости, многочисленных страхах. Это затрудняет адаптацию ребенка к социальным условиям и затрудняет полноценное формирование личности. Поэтому очень важным является работа по коррекции тревожности у детей.

    3. Теоретический этап.

-Одним из эффективных методов работы с детьми является куклотерапия. Куклотерапия является одним из методов арттерапии. Арттерапия – это такая форма психотерапии, которая доступна всем: взрослым и детям. . В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арттерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Терапевт не ставит цель научить ребенка рисовать, основная задача арттерапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повышении его адаптационных способностей.

Основным приемом куклотерапии является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности. Идентифицируя себя определенным образом, ребенок в условной ситуации проецирует свой внутренний мир и испытывает реальные чувства, диагностируемые, направляемые и корректируемые психотерапевтом. Несмотря на простоту и доступность метода, куклотерапия - это глубокая и серьезная форма терапии, имеющая свои показания, к которым относятся:

- неврозы;

- повышенная тревожность, страхи;

- низкая самооценка;

- трудности взаимоотношений с окружающими;

- депрессии;

- стрессовые ситуации (в т.ч. семейные).

Куклотерапия - позволяет в игровой форме, с помощью кукол, безопасно для ребенка, воссоздать, проиграть травмирующую ситуацию и снять травмирующий фактор. Куклотерапия эффективно развивает нужные навыки, природные способности.

Рассмотрим принципы использования куклотерапии:

1. Внимательность к ребенку. По поведению ребенка, особенностям его восприятия можно определить верность выбранного направления, степень воздействия на ребенка метода.

2. Обратная связь. В ходе работы необходимо устанавливать обратную связь: спрашивать ребенка о происходящем, просить комментировать свои действия, действия своего персонажа.

3. Отсутствие оценочных реплик. Куклотерапия, как и вся арттерапия в целом – есть разновидность детского творчества и оценочные суждения взрослого: «правильно», «неправильно», «верно» и пр. превращают творческий процесс в обучение, что не способствует достижению цели.

4. Активизация действий ребенка. Необходимо мягко «подталкивать» ребенка к самостоятельным действиям, суждениям. Во-первых, это помогает лучше понять действенность метода в процесе, а также способствует творческому раскрытию ребенка.

5. Свобода действий ребенка. Необходимо, чтобы ребенок не чувствовал специальной организованности занятий, их плановости: все должно происходить в свободной форме, подразумевающей творческую активность ребенка. Если же таковой нет и не получается активизировать ее естественным способом, лучше отложить занятия.

6. Игровая форма. В занятии должна превалировать игровая форма: все остальные (беседа, обсуждение и пр.) должны быть вплетены в игру.

Средства куклотерапии:

- цветной изобразительный материал (фольга, краски, тесто и пр.);

- эмоциональный образ куклы (задается взрослыми и мягко предлагается ребенку);

- ролевое поведение куклы (мимика, слова, походка, образцы поведения).

Все это помогает ребенку скорректировать отношение и модель своего реагирования на определенные образы, связанные со страхами и агрессорами, в конфликтных ситуациях.

- Как же помочь ребенку снизить тревогу? Прежде всего необходимо снять психоэмоциональное напряжение. Для этого используем игры и упражнения для снижения тревоги.

4. Практический этап.

-Сейчас мы с Вами попробуем поиграть и выполнить игры и упражнения для детей.

Педагоги выполняют упражнения.

1. «Воздушный шарик»

Цель: Снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».

Упражнение можно повторить 3 раза.

2. «Корабль и ветер»

Цель: Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали.

«Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!» Упражнение можно повторить 3 раза.

3. «Сосулька»

Цель: Расслабить мышцы рук.

Ребята, я хочу загадать вам загадку: Под крышей у нас Белый гвоздь висит, Солнце взойдет, Гвоздь упадет. (В. Селиверстов)

Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую — уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

4. «Шалтай – Болтай»

Цель: Расслабить мышцы рук, спины и груди.

«Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».

Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак)

Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» — резко наклоняем корпус тела вниз».

5. «Винт»

Цель: Снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.

«Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»

Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка».

6. «Танцующие руки»

Цель: Если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.

«Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты). Игра проводится под музыку.

6. «Слепой танец»

Цель: Развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

«Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и сможет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку».

В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1— 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами. По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

- Данные игры и упражнения способствуют снижению эмоционального и телесного напряжения, снижению проявления тревожности, агрессии детей.

- Помогли ли Вам упражнения снизить напряжение? (ответ педагогов).

- Будете ли Вы применять какие-либо из данных игр и упражнений с детьми во время игровой деятельности в группе ДОУ? (ответ педагогов).

- В начале тренинга вы познакомились с теоретическим аспектом применения куклотерапии при снижение тревожности у детей.

- Посмотрите перед Вами лежат разнообразные куклы, которые применяются для работы с детьми дошкольного возроста в ДОУ при устранение: зажатости (скромность), страхов, тревоги, агрессивного поведения, с детьми ТНР, ЗПР.

- Выберите одну или несколько кукол.

- Подумайте и скажите, как Вы можете применить данную куклу в работе с детьми своей группы. (ответы педагогов, обсуждение).

- Будете ли Вы использовать куклы перчатки, пальчиковые, плоскостные куклы, куклы марионетки в своей работе с детьми? (ответы педагогов).

- В каких видах деятельности с детьми вы можете применять метод куклотерапии в условиях группы? (ответы педагогов).

- В завершение тренинга мы с Вами выполним упражнения на релаксацию и расслабление.

5. Заключительный этап.

Звучит спокойная музыка для медитации.

Медитация: «Водопад».

«Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза».

- Опишите свои чувства словами? (ответы педагогов).

- Что Вы почувствовали в теле? (ответ педагогов).

6. Рефлексивный этап.

- Возьмите лист бумаги, на котором в начале тренинга написали о своих ожиданиях от данного мероприятия. Прочитайте их. Выскажите свое мнение о том подтвердились ваши ожидания или нет.

- На чистых листах использую краски, цветные мелки, карандаши, фломастеры (на выбор), изобразите свое состояния в данный момент времени. Это могут быть узоры, обстановка, люди, предмет и т.д.

Звучит спокойная музыка. Педагоги рисуют.

-Благодарю Вас за активное участия, до новых встреч!

Завершение тренинга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Психосоматика тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Психосоматика - модное и неординарное научное ответвление двух наук: медицины и психологии. Причины многих состояни и симптомов скрыты в глубинах человеческой психики. Поразмышляем над этой темо...

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапииПодготовила: воспитатель Марченко Тамара Макаровна В связи с изменениями в жизни общест...

Причины тревожных состояний у детей дошкольного возраста.

Консультация для родителей и других значимых взрослых о возможных проблемах дошкольников и способах их преодоления....

Психокоррекция тревожных состояний у детей дошкольного возраста с использованием методов aрт — терапии

В связи с изменениями в жизни общества, которые рождают нестабильность, неопределённость будущего, проблема тревожности детей выходит на первый план.Что такое тревожность?В психологическом словаре &la...

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ " Использование подвижных игр, направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте в процессе реализации образовательной области «Физическая культура»

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ  "Использование подвижных игр,  направленных на формирование коммуникативных способностей, в старшем дошкольном возрасте  в пр...

Дыхательные упражнения в регулировании психоэмоционального состояния у детей дошкольного возраста

Дыхательные упражнения позволяют отойти от устоявшегося стереотипа поверхностных дыхательных движений, освоить медленное и глубокое дыхание, при котором воздухом наполняются все отделы легких. Освоени...