Экологические игры для детей раннего возраста
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)
Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.
Формировать умение детей находить картинку с изображением заданного животного.
Упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека экологических игр "Зимний лес" для детей раннего возраста. | 26.31 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИГР «ЗИМНИЙ ЛЕС»
ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.
Цели:
Расширить знания детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой.
Закрепить знания о количестве, величине.
Формировать умение детей находить картинку с изображением заданного животного.
Упражнять в звукоподражании, умении согласовывать слова и движения.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
- Дидактическое упражнение «Один-много»
На каком дереве одна белка? На каком дереве много белок? Сколько белок на этом дереве? Одна. А на этом дереве сколько белок? Много.
- Дидактическая игра «Накорми зайцев морковкой»
Накормите большого зайца большой морковкой, а маленького зайца — маленькой морковкой.
- Дидактическая игра «Чей хвост?»
Нужно отыскать и приложить хвост к изображению животного.
«Волк»
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Волк»
Я сам вам расскажу, как зимую в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит; волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые.
Воют сильно по ночам, даже страшно зверям!
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Но и волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Звукоподражание «Волк воет»
Дети произносят протяжное «У-у-у»
- Дидактическая игра «Уложи медведей спать в берлоги»
Вот два медведя. Один большой. Покажите большого медведя. Есть еще медведь маленький. Покажите маленького медведя. Уложите медведей спать. Большому медведю подберите большую берлогу, а маленькому медведю — маленькую берлогу.
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Медведь»
Под корягой в буреломе
Спит медведь, как будто в доме.
Положил он лапу в рот
И, как маленький сосёт.
- Упражнение «Зима в лесу»
Дети накладывают на картинку-фон изображение медведя, зайца, белки. Воспитатель спрашивает, куда дети поместили животных. Затем называет животных и просит показать их.
- Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек (картинок): «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.
- Дидактическая игра «Назови птицу».
Цель: формировать умение детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц (сорока, ворона, снегирь, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.
8. Дидактическая игра «Рассади зайцев по пенькам»
- Вот пеньки. Покажите самый большой пенек, пенек поменьше, самый маленький. А вот и зайцы прибежали, помогите им на пеньках рассесться - подберите каждому зайцу подходящий ему пенек: самого большого зайца посадите на пенек самый большой, зайца поменьше посадите на пенек поменьше, ну а самого маленького зайца усадите на самый маленький пенек.
- Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы»
Гулял зайка, да вдруг увидал лису. Что делать, надо прятаться скорее. Тут недалеко елочки растут. Только за какую же елочку спрятаться. чтобы лиса не заметила? Помогите зайке выбрать такую елочку, за которой его не будет видно. (По ходу выполнения задания воспитатель спрашивает у детей, почему они не взяли маленькую или среднюю елочку, а выбрали самую большую?)
- Дидактическая игра «Раздай зайцам карандаши»
Этот Зайка - художник, он очень любит рисовать. Перед ним стоит мольберт - специальный стол для рисования. Положите на мольберт зайкин рисунок, а теперь внимательно посмотрите на рисунок - каким цветом он нарисован.
Найдите палочку такого же цвета и вложите в руку зайке - это будет карандаш, которым зайка нарисовал эту картинку.
(Затем дети меняют картинки и, соответственно палочки-карандаши).
- Дидактическая игра «Капуста для зайцев»
В огороде выросла капуста. Положите капусту на круги в огороде: на большой круг положите большую капусту, на меленький круг - маленькую капусту. Сколько выросло большой капусты? (Одна). А сколько выросло маленькой капусты? (Много).
12. Дидактическая игра «Найди зайца, непохожего на других»
- Посмотрите внимательно на этих зайцев и покажите того, который не похож на других. Чем он отличается от других? Все зайцы большие, а он маленький.
А на этой картинке какой заяц отличается от других? Заяц с пятнышком.
13. Дидактическое упражнение. Конструирование «Зайка»
- У вас много разных геометрических фигур. Если вы разложите каждую из них на свое место, то получится зайчик.
Вот эта фигура называется круг. У нас два круга. Покажите большой круг, маленький круг. Куда положите большой круг? (Голова). А маленький круг?(Хвост). А вот эта фигура называется овал. Овалов много - три. Покажите один большой овал, два маленьких овала. куда положим большой овал? (Туловище). А куда положим два маленьких овала? (Уши). осталась одна фигура - треугольник. куда ее нужно положить? (Лапы).
14. Игра с прищепками «Зайки»
- Сделайте зайцам ручки и ножки из прищепок. Но будьте внимательны, берите прищепки того же цвета, что и рубашка у вашего зайца.
15. «Колючий еж»
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Еж»
Под берёзой на пригорке
Старый я устроил себе норку,
Там зимой я крепко сплю,
Зарывшись в мягкую листву.
16. Игра с прищепками «Колючий еж»
Дети прикрепляют прищепки-колючки к силуэтному изображению ежа.
17. Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты»
- Мы капусту рубим-рубим.
(Руками показывать как мы рубим капусту)
- Мы морковку трем-трем.
(Ручками показывать как мы трем морковку)
- Мы капусту солим-солим.
(Пальчики щепоткой-солим)
- Мы капусту мнем мнем.
(Ручками «мнем» капусту).
18. Пальчиковая игра «Дикие животные»
Это зайчонок, это бельчонок.
Это лисенок, это волчонок.
(Поочередное сгибание пальцев, начиная с мизинца)
А это спит и вздыхает спросонок
Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.
(Шевеление большим пальцем).
19. Рисование пальчиками «Следы»
На подносах с манной крупой дети оставляют отпечатки двух пальчиков одновременно, двигаясь по всей плоскости подноса.
20. Упражнение «Театр теней»
Детям предлагается сложить руку в кулачок, выставив указательный и средний пальцы - «заячьи ушки». Сложенный из пальцев «заяц» расположить между стеной и источником света, для получения четкой тени. Можно предложить детям подвигать «зайца» - попрыгать, пошевелить и поджать ушки, поймать другой рукой.
Скачет-скачет зайка,
Ты его поймай-ка!
20. «Олень»
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Олень»
Ни конфеты, ни пельмени
Не едят в лесу олени.
А обед для них не плох,
Если есть трава и мох.
21. Конструирование «Оленьи рога»
Дети с помощью счетных палочек прикладывают к голове оленя рога.
22. Ручной труд «Сено для оленя»
Дети разрывают салфетки зеленого цвета на тонкие полоски-сено.
23. «Белка»
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Белка»
От холода прячусь я в дупло -
В нём и сухо и тепло,
Запасла грибов и ягод
Столько, что не съесть и за год.
24. Ручной труд «Орехи для белки»
Дети заворачивают в фольгу орехи и складывают их в дупло (вырезанное в пластиковой бутылке коричневого цвета отверстие).
25. Динамическая игра с барабанами «Зайка сел на пенек»
- А сейчас ребятки превращайтесь в зайцев, прыгайте к пенькам и садитесь на них.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыг - и на пенек.
Теперь возьмите барабаны и послушайте, что нужно делать:
В барабан он громко бьет,
Всех друзей играть зовет.
А теперь потише бьет,
Он друзей поспать зовет.
26. Подвижная игра «Зайчики и лисичка»
По лесной лужайке разбежались зайки.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Сели заиньки в кружок, роют лапкой корешок.
Вот какие зайки, зайки – побегайки.
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка,
Ищет где же зайки, зайки – побегайки.
(По окончании песни «зайки» убегают от воспитателя, надевшего шапочку лисы).
27. Динамическая игра «Заинька»
Дети выполняют движения под музыку в обработке Н. Римского-Корсакова «Заинька» по образцу воспитателя, соответственно тексту:
Заинька, повернись,
Серенький, повернись,
Вот так, эдак повернись.
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, эдак топни ножкой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши,
Вот так, этак, эдак попляши.
28. Динамическая игра «Зайка беленький»
Зайка беленький сидит и ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть.
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал —
Зайка — прыг и убежал.
29. Музыкально-динамическая игра «Зайка прыгал»
(Дети сдвигаются соответственно тексту песни).
Воспитатель надевает на руку куклу-рукавичку «Лиса»
Я зимы не боюсь, в шубу теплую ряжусь.
Хвост красивый какой – мне он нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю, а затем охотится начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Хочу зайчика поймать, но не легко его догнать!
30. Динамическая игра «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа – березка в шубке стоит,
Слева ель на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит,
Так всю зиму он проспит.
Пролетают снегири.
Как красивы они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой.
31. Дидактическая игра «Что в мешочке?»
Цель: закреплять умение детей называть овощи и их цвет; развивать зрительную память, внимание.
Материал: «волшебный мешочек», овощи.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям по очереди извлечь из «волшебного мешочка» овощ, назвать его и цвет. Воспитатель может предложить, не глядя в мешочек, найти то, что он скажет. Поочередно играют все дети.
32. Дидактическая игра «Падают листья»
Цель: Знакомить детей с элементарными представлениями об осенних изменениях в природе, учить выделять ствол, ветки и листья деревьев, обратить внимание на изменения окраски листьев, закреплять знания о красном и жёлтом цвете, развивать наблюдательность, внимание, воспитывать бережное отношение к природе
Оборудование: картина, листья
33. Дидактическая игра «Кто в лесу живет».
Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.
Материал: наборы игрушек (картинок): «Дикие животные» и «Домашние животные».
Ход игры
Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу, и назвать их.
34. Дидактическая игра «Назови птиц».
Цель: формировать умение детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.
Материал: картинки птиц или фигурки (сорока, ворона, снегирь, синица).
Ход игры
Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети говорят, согласны они или нет, если ребенок назвал правильно, он кормит птицу.
35. Дидактическая игра «Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание.
Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
36. Дидактическая игра «Узнай и назови»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход:
На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
37. Дидактическая игра «Что в корзиночке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход:
Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
38. Дидактическая игра «Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры.
Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
39. Дидактическая игра «Чьи детки?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.
Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.
Ход игры.
Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
40. Дидактическая игра «Чей голос?»
Цель: помочь запомнить названия и внешний вид некоторых домашних животных. Научить подражать голосам домашних животных, произносить отдельные слоги, воспитывать заботливое отношение к животным
Оборудование: игрушки домашних животных
Ход игры:
Воспитатель предлагает подойти к той игрушке, которая его позовёт.
Взрослый: «Кто Машу позовёт, к тому Маша подойдёт, Аф-аф-аф.
Кто голос подал, кто Машу позвал? Правильно собачка. Наша Маша прибежала и собачку приласкала. Воспитатель предлагает погладить собачку, повторить, как она лает.
Так же с другими животными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические игры для детей раннего возраста.
Актуальность экологического воспитания детей в наше время высока как никогда, ведь каждый человек, который сегодня наносит вред природе, когда-то был ребенком. Потому так важно с самых ранних лет восп...
Экологические игры для детей раннего возраста
Экологические игры для детей раннего возраста...
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психического здоровья детей раннего возраста.Задачи: Способствовать стабилизации психоэмоционального состояния, снижению тревожности.Стиму...
подвижные игры с экологическим содержанием для детей раннего возраста
Ранний возраст – это самое благоприятное время для воспитания представлений об окружающем мире. Малыши постоянно соприкасаются с природой. Поэтому начинать экологическое воспитание детей нужно с...
Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".
Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....
Круглый стол для родителей «Развивающие игры для детей раннего возраста, психологические особенности детей раннего возраста»
круглый стол...
Экологический проект для детей раннего возраста группа №1: «Экологическая тропа в детском саду»
Экологический проект для детей раннего возрастагруппа №1: «Экологическая тропа в детском саду»...