«Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта».
статья по коррекционной педагогике

Цветкова Надежда Александровна

Статья предназначена для психологов, дефектологов. В данной работе рассмотрены психолого-педагогические характеристики детей с нарушением интеллекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskaya_harakteristika_detey.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему:

«Психолого-педагогическая характеристика детей

с нарушениями интеллекта».

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.        3

1 Особенности развития восприятия.        5

2 Особенности внимания.        5

3 Особенности развития памяти.        7

4 Особенности развития мыслительных процессов.        8

Заключение.        12

Список источников и литературы.        13

Введение.

Интеллектуальная составляющая представляется неотъемлемой частью личности, любого индивида. Интеллект (от латинского intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей. В связи с этим особый научный интерес представляет анализ проблемы интеллектуальных нарушений у детей. Ведь именно нарушения на данных ранних этапах и не позволят лености развиться в должной мере, что не позволит ей в полной мере социализироваться и адаптироваться.

Однако ввиду обширности вариантов возможных нарушений, в данной работе было принято решение в большей мере уделить внимание умственной отсталости, как основополагающей проблематики при проведении исследования необходимого для составления психолого-педагогической характеристики и рассмотреть ее более подробно. Особый интерес, вызван тем, то при умственной отсталости страдает прежде всего познавательная сфера - внимание, память, речь, мышление. Но также наблюдаются и нарушения эмоционально-волевой и моторной сферы. Но в основе дефекта при любой степени умственной отсталости, лежит конечно же, нарушение развития мышления. Дети с умственной отсталостью не способны в первую очередь к отвлечению и обобщению. Поэтому мышление умственно отсталых детей тугоподвижное, непластичное, конкретное.

Актуальность выбранной темы подтверждает и высокий уровень научной проработки данной проблемы, исследуемая проблема освещена в трудах таких ученых, как С.Д. Забрамная, Т.Г.Никуленко, М.С. Певзнер, В.И. Лубовского, Л.С. Выготский и других. Несмотря на это развитие психологической и педагогической мысли, а также общественные тенденции последнего времени предоставляют возможность произвести анализ выбранной проблемы с немного иной позиции.


1 Особенности развития восприятия.

При интеллектуальной недостаточности оказывается нарушенной уже первая ступень познания – восприятие.[1] Темп восприятия замедлен, объем узкий. Они с трудом выделяют главное или общее на картинке, в тексте, выхватывая лишь отдельные части и не понимая внутренней связи между частями, персонажами. Часто путают графически сходные буквы, цифры, предметы, сходные по звучанию слова. При правильном списывании текста, они не могут писать под диктовку. Также характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает этим детям ориентироваться в окружающем пространстве. Часто даже в 8-9 лет они не различают правую и левую стороны, не могут найти свой класс, ошибаются в определении времени, дней недели, времен года.

2 Особенности внимания.

Внимание является необходимым условием любой человеческой деятельности. Именно поэтому внимание считают одним из важнейших показателей общей оценки уровня развития личности.

С того времени, как умственно отсталые дети были выделены из детской популяции и стали предметом специального изучения, клинисты, психологи, педагоги говорят о глубоких нарушениях их внимания.

И.Л. Баскакова отмечает, что внимание олигофренов почти никогда не бывает нормальным: или оно быстро ослабевает (у глубоких идиотов его вообще нельзя возбудить), или оно настолько отвлекаемо, что невозможна никакая концентрация. По мнению автора, произвольное целенаправленное внимание у детей, страдающих олигофренией, всегда более или менее нарушено: оно трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

А.Н. Лурия отмечает, что для умственно отсталых детей характерно преобладание непроизвольного внимания над произвольным. Это объясняется особенностями нейродинамики: слабостью внутреннего торможения и резко выраженным внешним торможением. Трудно регулируемое внешнее торможение лежит в основе частых отвлечений внимания и его неустойчивой направленности.

Внимание при олигофрении нарушено, отмечает О.С. Фрейеров, так что некоторые больные часто не в состоянии активно концентрировать внимание, они быстро отвлекаемы, чрезмерно непоседливы, реагируют на каждый случайный шум, слово. Другие, наоборот, внешне сосредоточены, выполняя самое простое действие, совершенно не реагируют на происходящее вокруг, однако производительность выполняемой работы остается крайне низкой, так как речь идет как бы о внешнем выражении внимания, в то время, когда в действительности психические процессы у них не концентрируются в нужном направлении и по существу нецеленаправленны. У этой группы больных преобладает, следовательно, непроизвольное внимание.

Дефекты внимания детей–олигофренов обнаруживаются сравнительно быстро при выполнении ими любого, даже не сложного задания. Внимание их неустойчиво, объем мал, все формы произвольного внимания, как правило, недоразвиты.[2]

Несомненно, что при олигофрении страдает как произвольное, так и непроизвольное внимание. Л.С. Выготский видел в недоразвитии произвольного внимания результат недостаточной дифференциации личности олигофрена.

3 Особенности развития памяти.

Память с психологической точки зрения – это процесс сохранения прошлого опыта, который делает возможным его повторное применение в деятельности и возвращение в область сознания. Память объединяет прошлое человека с его настоящим и будущим и является важной познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения. Существуют различные классификаций видов памяти: по характеру психической активности (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память); по характеру целей деятельности (непроизвольная и произвольная память); по времени закрепления и сохранения материала (сенсорная, кратковременная и долговременная память).

Память у детей с нарушением интеллекта формируется в условиях аномального развития и поэтому существенно отличается от памяти нормальных детей, что было отмечено в ранних исследованиях памяти (исследования Джонсона – 1895, Лобзина – 1903, Раншбурга – 1911).  

Дети с умственной отсталостью осваивают все новое довольно медленно, только лишь после многочисленных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не могут вовремя использовать приобретенные знания и умения на практике.

Причины замедленного и плохого освоения новых знаний и умений обусловлены, прежде всего, свойствами нервных процессов у детей с умственной отсталостью. Слабая замыкательная функция коры головного мозга детей с интеллектуальными нарушениями определяет маленький объем и медленный темп возникновения новых условных связей, а также их непрочность.

Помимо этого, слабость активного внутреннего торможения, обусловливает недостаточную концентрацию очагов возбуждения и приводит к тому, что накопленный опыт многих детей с умственной отсталостью отличается крайней неточностью.

Объем запоминаемого детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) материала значительно меньше, чем у их нормально развивающихся ровесников. Точность и прочность запоминания словесного и наглядного материала у детей с умственной отсталостью низкая.[3]

Воспроизводя его, они очень многое пропускают, переставляют местами части, составляющие единое целое, нарушают их логику, довольно часто повторяются, вносят новые элементы, опираясь на различные, чаще всего случайные ассоциации.

Исследование памяти детей с умственной отсталостью, проведенное Л. В. Занковым показало, что соотношение непосредственного и опосредствованного запоминания у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) динамично, изменчиво. Дети еще не умеют использовать приемы опосредствованного, т.е. осмысленного, запоминания и запоминают логически связанную информацию хуже, чем отдельные слова.

Плохое понимание воспринимаемой информации приводит к тому, что дети лучше запоминают лишь внешние признаки предметов и явлений в их чисто случайных сочетаниях. Они с трудом запоминают внутренние логические связи и отношения, так как просто не вычленяют их.

Таким образом, процессы запоминания, сохранения и воспроизведения у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) имеют определенные особенности. Как показали исследования, дети с умственной отсталостью осваивают все новое довольно медленно, только лишь после многочисленных повторений, быстро забывают воспринятое и, главное, не могут вовремя использовать приобретенные знания и умения на практике.

4 Особенности развития мыслительных процессов.

Мышление является высшей ступенью познания человеком окружающей действительности.

Изучение особенностей мышления детей с нарушениями интеллекта достаточно актуально в настоящее время. Для адаптации и дальнейшего развития ребёнка с нарушением интеллекта важно диагностировать нарушения в развитии в раннем возрасте. При правильной организации процесса воспитания и обучения есть возможность скорректировать отстающие функции ребёнка, подготовить его к обучению в специальной школе и адаптироваться в социуме.

У умственно отсталых детей имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности.

Что же понимают под нарушением интеллекта? В первую очередь, нарушения познавательной деятельности ребенка, а также изменения психики в целом, которые возникли в результате поражения центральной нервной системы, в том числе головного мозга. У детей с данным диагнозом наблюдаются не только задержки развития интеллекта, но и проблемы в эмоционально-волевой сфере. Как правило, страдает и физическое развитие.

При легкой умственной отсталости - мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. При умеренной умственной отсталости – мышление конкретное, непоследовательное, тугоподвижное и, как правило, неспособное к образованию отвлеченных понятий. При тяжелой умственной отсталости мышление не только очень конкретное, ригидное, но и лишено способности к обобщению. При глубокой умственной отсталости отсутствует способность к элементарным процессам мышления.

Мышление умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития и ограниченной практической деятельности. [В.Г.Петрова, Ж.И.Шиф,].

Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена.  Состав лиц с нарушением интеллекта очень разнороден как по причинам и времени поражения головного мозга, так и по степени тяжести клинической картины и психолого-педагогическим характеристикам. К лицам с умственной отсталостью относят лиц со стойким, необратимым нарушением преимущественно познавательной сферы, возникающим вследствие органического поражения коры головного мозга, имеющего диффузный (разлитой) характер. Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций – отражения и регуляции поведения и деятельности. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, внимания), страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.

Недоразвитие мышления – основной симптом умственной отсталости. Физиологической основой недоразвития мышления ребенка с нарушением интеллекта является нарушение аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, недоразвитие второй сигнальной системы и ее правильного взаимодействия с первой.

Мышление ребенка с нарушением интеллекта характеризуется недоразвитием и несовершенством мыслительных операций и форм мышления. Ребенка-олигофрена необходимо вооружить умением анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать, конкретизировать и абстрагировать. Он нуждается в том, чтобы его научили овладевать формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключениями. Учитывая конкретный характер мышления детей с нарушением интеллекта, необходимо широко использовать наглядность в обучении.[4]

Таким образом, мышление детей с нарушениями интеллекта также имеет свои специфические особенности. Как известно, оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Но у детей данной категории все вышеперечисленные операции сформированы недостаточно и имеют своеобразные черты. Дети с нарушениями интеллекта не осознают, что уровень их развития и умения не соответствуют уровню других детей, они не способны критично оценить свою деятельность, они не понимают собственных неудач, что исключает стремление к совершенствованию, достижению конкретных целей.


Заключение.

Анализ рассмотренных особенностей является не только одной из составных частей рассматриваемой характеристики, но и играет ключевую роль при составлении заключения.

При исследовании особенностей восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов необходим всесторонний подход. Применение принципа индукции последовательного анализа всех элементов и их признаков. Наличие одного – двух признаков должны служить не основанием для отнесения ребенка к имеющим проблемы с интеллектом, но должны быть маркерами, которые указывают на необходимость более детального изучения.

Психолого – педагогическая характеристика, является инструментом, направленным на улучшение качества образования, как персонализированной направленности, так и общей, правильное, разумное применение которого необходимо для достижения поставленных целей.


Список источников и литературы.

  1. Кузнецов Алексей Петрович. "Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта" Достижения науки и образования, № 1 (1), 2015, стр. 165.
  2. Матвеева М.А.. "Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания" Приволжский научный вестник, № 2 (54), 2016, стр. 270.
  3. Григорьевская И.В.. "Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей" Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, № 1, 2008, стр. 394.
  4. Болдырева Людмила Александровна. "Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта" Проблемы современной науки и образования, № 8 (38), 2015, стр. 220.

Литература:

  1. Баскакова И.Л. Внимание школьников-олигофренов. - М.: Просвещение, 1982. - 56с.
  2. Боровик, О.В. Развитие воображения: методические рекомендации / О.В. Боровик. - М.: ЦГЛ, 2010. - 112 с.
  3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 174 с.
  4. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.
  5. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырея. - М.: МГУ, 1976. - С.113-129
  6. Гаврилушкина О.П. Обучение и воспитание умственно отсталых дошкольников. / Н. Д. Соколова, О.П. Гаврилушкина Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. / – М., 2001. – 96с.
  7. Словарь / Под общ.ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.

 


[1] Кузнецов Алексей Петрович. "Особенности восприятия детей с нарушением интеллекта" Достижения науки и образования,  № 1 (1), 2015, стр. 32-35.

[2] Матвеева М.А.. "Психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью в развитии внимания" Приволжский научный вестник,  № 2 (54), 2016, стр. 164-167.

[3] Григорьевская И.В.. "Особенности произвольной и непроизвольной памяти умственно отсталых детей" Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения,  № 1, 2008, стр. 354-358.

[4] Болдырева Людмила Александровна. "Особенности психических процессов у детей с нарушением интеллекта" Проблемы современной науки и образования,  № 8 (38), 2015, стр. 107-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

Слух играет большую роль в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. Ребенок с сохранным слухом слышит речь взрослых, подражает ей и учится самостоятельно говорить. Слушая объяснения взрослого, мал...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Зрение у детей играет особенно важную роль, поскольку в процессе роста каждый ребенок развивается и формируется как личность исходя из того, что он видит, в каком качестве визуально воспринимает предм...

Статья "Психолого-педагогические условия соповождения детей с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации"

Психолого-педагогическое сопровождение в дошкольной образовательной организации реализуется посредством создания системы условий, что в свою очередь способствует повышению эффективности образовательно...

Психолого-педагогическая помощь родителям детей с нарушением слуха в ДОУ.

Психолого-педагогическая помощь родителям - это важная часть реабилитации детей с нарушением слуха. При воспитании малыша с проблемами слуха родители сталкиваются с множеством проблем, от них требуетс...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха дошкольного возраста

Основной особенностью слуха является отражение внешнего мира в форме звуковых образов. Звуки — одни из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы, звук значите...

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенной слуховой функцией

Изучение психолого-педагогической характеристики детей с нарушенной слуховой функцией позволяет сделать вывод, что исследователи выделяют три основные группы детей с нарушениями слуха: глухих, слабосл...