"Дидактическая игра, как средство развития ребенка и его духовно-нравственного воспитания"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Сергель Татьяна Николаевна

"В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность".

(Д. Лессинг).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_publikatsiya.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

   «Дидактическая  игра, как средство развития ребенка и его духовно-нравственного воспитания»

   

                                 В любом человеке могут расцвести сотни

неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.

                                                                                                      Д.Лессинг

         Дидактическая  игра  - одна  из форм  обучающего и воспитательного воздействия    на ребенка и  в  то  же  время  основной   вид  его деятельности.  

Дидактическая  игра  имеет  две  цели:

  • обучающая;
  • игровая,  ради  которой  действует ребенок.

          Важно, чтобы эти две  цели  дополняли  друг - друга и  обеспечивали   усвоение   программного содержания.

Дидактическая  игра  - средство обучения,  поэтому  она может  быть  использована в  любой   деятельности.  В  этих  создаются  такие  условия, в   которых  каждый  ребенок   получает  возможность  самостоятельно  действовать   в  определенной  ситуации или  с  определенными  предметами, приобретая  собственный  опыт.

         Чему  же  можно  научить с  помощью   дидактических   игр?  С  помощью  дидактических игр взрослые  приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:

  • находить характерные признаки в  предметах и явлениях окружающего мира;
  • сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать.

        Педагогам и родителям, используя  игры, важно не забывать, что они способствуют развитию духовно- нравственного воспитания ребенка. Именно в игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Игра не может и не должна быть самоцелью. Это  прежде всего организованный педагогом способ взаимодействия детей. Через игру мы влияем на характер, корректируем поведение, замечаем сильные и слабые стороны

         Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения.  Дидактические игры помогают детям раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Нужно стремиться одухотворить, осмысливать игру и сделать ее уроком жизни. Можно перед началом игры обсудить с детьми духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношения в течение игры, например: победивший не всегда тот, кто сильнее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно. В конце игры необходимо обсудить спорные ситуации. Когда педагог играет с детьми очень важно не отвлекаться, так как игра – поле наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними ближе. Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, а с другой стороны  выполняет  роль  участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости и дает образец поведения в игре. Детям очень нравится, когда педагог принимает участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со  взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Все это помогает развитию ребенка как личности.

         Нет нужды доказывать,  что,   играя, ребенок учится, и что в игре за несколько минут он осваивает столько, что иным способом и не выучит за час.

Важное условие результативности использования дидактических игр – это соблюдение последовательности. Прежде  всего,  учитывать дидактические принципы:

  • доступность,
  • повторяемость,
  • постепенность выполнения заданий.

        Таким образом, дидактические игры способствуют развитию  личности ребенка в целом. В том числе мышления и речи.

Игра: «Так бывает или нет?»

(старшая, подготовительная группа)

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, доказывает, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры.  - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать, а вы постарайтесь заметить то, чего не бывает. Кто заметит, откладывает фишку, а когда я закончу рассказ, Незнайка по своему желанию спросит вас, чего не бывает и почему.

Примерные  рассказы.  Вечером,  когда  я  спешила   на работу    в  детский сад,  навстречу  мне попались  две  девочки.  Одна   вела  на  поводке   пушистую   собачку, а  другая  - вела  за ручку   ворону.  Ворона   все   время   вырывалась,  а  потом  как закричит:  ку-ка-ре-ку!

Летом  мы  катались  с  друзьями  на   лодке. Женя  резко  наклонился,   лодка  раскачалась,    и на  речке  начался   шторм  из-за   нашей  лодочки. Плывем  мы  в  воде,  а  навстречу  нам  верблюд. Мы схватили  его  за  хобот   и  поплыли   вместе   с  ним  в   холодные  страны,  где  живут  жирафы,  кенгуру  и зебры.

Однажды  я  пришел  на  Новогодний   праздник  в детский   сад,  а  в  середине    зала  стояла   нарядная. Вокруг  нее  дети,   одетые   в   спортивные    костюмы,   ловят    рыбу   на    ленточки.»

Игра: «Договорилка»

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Игровые правила. Нужно найти и сказать такое одно слово, чтобы получилось одно законченное предложение.

Игровые действия. Бросание, ловля мяча. Педагог говорит несколько слов, а дети заканчивают предложение.

Мама купила… (книги, тетради, портфель и тд.)

Я в саду ела…

В огороде посадили…

В зоопарке жили …

В лесу расцвели…

Своему брату я слепила из пластилина…

На занятии мы выучили…

На прогулку мы взяли с собой…

Папа нарисовал…

Мне подарили на день рождения…

Я знаю добрые, вежливые слова…

Весной просыпаются насекомые…

Весной прилетают птицы…

Игра: «Школа дружбы»

(подготовительная группа)

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение спокойно четко делать выводы, составлять маленькие рассказы, сказки.

Игровое правило. Кто быстро составляет маленькую сказку, получает в «Школе дружбы» сердечко.

Игровое действие. На доске написать «Школа дружбы». Поделить детей на две команды. Попросить представить, что они учителя в «Школе дружбы» и им важно объяснить своим ученикам, как подружиться друг с другом (с учителями, с родителями, со своими братьями и сестрами, с природой, со школьными принадлежностями и животными…)

Например, чтобы подружиться с братьями и сестрами надо почаще интересоваться их делами.

Затем дети получают картинки с рисунками, людей, зверей, птиц, насекомых и предлагается придумать «Школу дружбы» для тех или иных обитателей нашей земли.

Вопросы в помощь:

 - Где находится «Школа дружбы»;

- Кто в ней учится, и кто в ней учит;

- Чему в ней учат и сколько лет;

- Есть ли в этой школе каникулы и ставят ли в ней оценки.

Например, «Школа дружбы» для насекомых расположена на поляне возле большого муравейника. Все учителя в ней -  муравьи, так как они умеют дружить лучше других насекомых. В этой школе множество самых разных предметов: уход за больными, помощь слабым, как сообща построить дом. В этой школе бабочки учатся уступать друг другу ароматные цветы; стрекозы учатся не драться друг с другом в воздухе; мухи не надоедать  всем подряд и быть более скромными. Можно на большом листе нарисовать «Школу дружбы».

 Игра: «Постройся по буквам и словам»

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о буквах, умение быстро неординарно мыслить при составлении слов.

Игровое правило. Составлять слова пока пересыпается песок в песочных часах.

Игровое действие. Дети делятся на две команды «Аленушки» и «Иванушки».  Каждая команда получает буквы или слоги на карточках. Нужно построится в ряд, чтобы получилось слово. Побеждает команда, которое построит свое слово быстрее.

Игра: «Кто едет в поезде?»

Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, учить детей составлять маленькие сказки.

Игровое правило. Все ответы должны начинаться на ту букву, которая нарисована в окне вагона.

Игровое действие. Дети делятся на две команда, каждая группа получает вагон, в окне которого видны буквы. Дети каждой команды придумывают сказку, а пассажирах своего вагона.

Пример. Если в окнах вагона нарисован буква «А», «Ф», «К», дети могут придумать сказку о том, как в поезде ехали аист, филин и корова.

Вопросы для детей:

- Куда едут пассажиры их вагона;

- Какой у них характер;

- О чем они разговаривают в дороге;

- Что они едят;

- Что они любят;

- Что они везут с собой.

Например, аист едет в Астрахань, он очень аккуратный, любит рисовать в альбоме акварельными красками.

Игра: «Учимся брать интервью»

Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышления, развивать сообразительность.

Игровое правило. Брать интервью у того человека, который нравится.

Игровое действие. Дети заранее заучивают вопросы для интервью. Один ребенок берет одно интервью, затем дети меняются. В эту игру лучше играть по подгруппам. Можно записать интервью на диктофон, магнитофон.

Вопросы:

- Что вы любите делать дома, в детском саду?

- Любите ли вы заниматься на занятиях  и почему?

- Что тебе больше всего нравится в твоем друге?

- Какие люди тебе нравятся больше всего?

- Много ли у тебя друзей?

- За что вы цените своих друзей?

Игры по следующим темам имеют аналогичные дидактические задачи, правила, игровые действия:

«Познай Себя» (игра в стиле интервью):

 «Что ты любишь»:

- твое любимое время года;

- твое любимое животное;

- место где ты любишь бывать;

- любимое занятие;

- любимый фильм;

- любимая книга;

- любимый вид спорта;

- любимая одежда;

- любимая игра.

«Мир моей души»:

- когда мне хорошо – я читаю любимую книгу, я пою песни…;

- когда мне плохо - …;

- когда мне грустно - …;

- когда мне весело - …;

- когда сержусь - …;

- когда я неуверен - …;

- когда – я боюсь - …;

- когда я плачу - …;

- когда я люблю - ….

«Если бы я» предложим детям подумать и закончить предложение небольшим рассказом:

- Если бы я был (ла) ветром, то - ….

- Если бы я был (ла) звездой, то - …

- Если бы я был (ла) облаком, то - …

- Если бы я был (ла) лесом, то - …

- Если бы я оказался (лась) на луне, то - …

- Если бы я жил (ла) в прекрасном замке, то - …

- Если бы я был (ла) невидимкой, то - …

- Если бы я был (ла) самым (ой) добрым (ой) на свете, то - …

- Если бы я был (ла) самым лучшим  врачом на свете, то - …

- Если бы я был (ла) самым лучшим  изобретателем на свете, то - …

Список литературы

  1. Т.И. Бабаева, З.П. Михайлова «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности», С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
  2. А.К. Бандаренко «Дидактические игры в детском саду», М., «Просвещение», 1991.
  3. Т.В. Большева  «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, С-Петербург, «Детство – Пресс», 2001
  4. А. Лопатина, М. Скребцова «Пятьсот игр по темам в детском саду, школе и дома», «Сфера", 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.

В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»

Изучение эффективности развития  у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей....

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"

"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...

Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития

В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представ...