"Дидактическая игра, как средство развития ребенка и его духовно-нравственного воспитания"
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)
"В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему предоставить для этого возможность".
(Д. Лессинг).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did_igry_publikatsiya.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дидактическая игра, как средство развития ребенка и его духовно-нравственного воспитания»
В любом человеке могут расцвести сотни
неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность.
Д.Лессинг
Дидактическая игра - одна из форм обучающего и воспитательного воздействия на ребенка и в то же время основной вид его деятельности.
Дидактическая игра имеет две цели:
- обучающая;
- игровая, ради которой действует ребенок.
Важно, чтобы эти две цели дополняли друг - друга и обеспечивали усвоение программного содержания.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована в любой деятельности. В этих создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный опыт.
Чему же можно научить с помощью дидактических игр? С помощью дидактических игр взрослые приучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях:
- находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира;
- сравнивать, группировать, классифицировать, обобщать.
Педагогам и родителям, используя игры, важно не забывать, что они способствуют развитию духовно- нравственного воспитания ребенка. Именно в игре лучше всего проявляются индивидуальные особенности и взаимоотношения детей. Игра не может и не должна быть самоцелью. Это прежде всего организованный педагогом способ взаимодействия детей. Через игру мы влияем на характер, корректируем поведение, замечаем сильные и слабые стороны
Игровые ситуации дети воспринимают более естественно, чем серьезные обсуждения. Дидактические игры помогают детям раскрепоститься и почувствовать себя комфортно. Нужно стремиться одухотворить, осмысливать игру и сделать ее уроком жизни. Можно перед началом игры обсудить с детьми духовно-нравственные аспекты, касающиеся поведения детей и их взаимоотношения в течение игры, например: победивший не всегда тот, кто сильнее; лучше честно проиграть, чем победить с помощью обмана; мячом можно сделать больно. В конце игры необходимо обсудить спорные ситуации. Когда педагог играет с детьми очень важно не отвлекаться, так как игра – поле наблюдения за детьми, прекрасная возможность познакомиться с ними ближе. Роль педагога в дидактической игре двойственна: с одной стороны он руководит познавательным процессом, а с другой стороны выполняет роль участника игры, партнера, направляет каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости и дает образец поведения в игре. Детям очень нравится, когда педагог принимает участие в их играх. Когда они чувствуют себя равными со взрослыми, их поведение становится более серьезным и осмысленным. Все это помогает развитию ребенка как личности.
Нет нужды доказывать, что, играя, ребенок учится, и что в игре за несколько минут он осваивает столько, что иным способом и не выучит за час.
Важное условие результативности использования дидактических игр – это соблюдение последовательности. Прежде всего, учитывать дидактические принципы:
- доступность,
- повторяемость,
- постепенность выполнения заданий.
Таким образом, дидактические игры способствуют развитию личности ребенка в целом. В том числе мышления и речи.
Игра: «Так бывает или нет?»
(старшая, подготовительная группа)
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.
Игровое правило. Кто заметит небылицу, доказывает, почему так не бывает.
Игровое действие. Отгадывание небылиц.
Ход игры. - Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать, а вы постарайтесь заметить то, чего не бывает. Кто заметит, откладывает фишку, а когда я закончу рассказ, Незнайка по своему желанию спросит вас, чего не бывает и почему.
Примерные рассказы. Вечером, когда я спешила на работу в детский сад, навстречу мне попались две девочки. Одна вела на поводке пушистую собачку, а другая - вела за ручку ворону. Ворона все время вырывалась, а потом как закричит: ку-ка-ре-ку!
Летом мы катались с друзьями на лодке. Женя резко наклонился, лодка раскачалась, и на речке начался шторм из-за нашей лодочки. Плывем мы в воде, а навстречу нам верблюд. Мы схватили его за хобот и поплыли вместе с ним в холодные страны, где живут жирафы, кенгуру и зебры.
Однажды я пришел на Новогодний праздник в детский сад, а в середине зала стояла нарядная. Вокруг нее дети, одетые в спортивные костюмы, ловят рыбу на ленточки.»
Игра: «Договорилка»
Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.
Игровые правила. Нужно найти и сказать такое одно слово, чтобы получилось одно законченное предложение.
Игровые действия. Бросание, ловля мяча. Педагог говорит несколько слов, а дети заканчивают предложение.
Мама купила… (книги, тетради, портфель и тд.)
Я в саду ела…
В огороде посадили…
В зоопарке жили …
В лесу расцвели…
Своему брату я слепила из пластилина…
На занятии мы выучили…
На прогулку мы взяли с собой…
Папа нарисовал…
Мне подарили на день рождения…
Я знаю добрые, вежливые слова…
Весной просыпаются насекомые…
Весной прилетают птицы…
Игра: «Школа дружбы»
(подготовительная группа)
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, умение спокойно четко делать выводы, составлять маленькие рассказы, сказки.
Игровое правило. Кто быстро составляет маленькую сказку, получает в «Школе дружбы» сердечко.
Игровое действие. На доске написать «Школа дружбы». Поделить детей на две команды. Попросить представить, что они учителя в «Школе дружбы» и им важно объяснить своим ученикам, как подружиться друг с другом (с учителями, с родителями, со своими братьями и сестрами, с природой, со школьными принадлежностями и животными…)
Например, чтобы подружиться с братьями и сестрами надо почаще интересоваться их делами.
Затем дети получают картинки с рисунками, людей, зверей, птиц, насекомых и предлагается придумать «Школу дружбы» для тех или иных обитателей нашей земли.
Вопросы в помощь:
- Где находится «Школа дружбы»;
- Кто в ней учится, и кто в ней учит;
- Чему в ней учат и сколько лет;
- Есть ли в этой школе каникулы и ставят ли в ней оценки.
Например, «Школа дружбы» для насекомых расположена на поляне возле большого муравейника. Все учителя в ней - муравьи, так как они умеют дружить лучше других насекомых. В этой школе множество самых разных предметов: уход за больными, помощь слабым, как сообща построить дом. В этой школе бабочки учатся уступать друг другу ароматные цветы; стрекозы учатся не драться друг с другом в воздухе; мухи не надоедать всем подряд и быть более скромными. Можно на большом листе нарисовать «Школу дружбы».
Игра: «Постройся по буквам и словам»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о буквах, умение быстро неординарно мыслить при составлении слов.
Игровое правило. Составлять слова пока пересыпается песок в песочных часах.
Игровое действие. Дети делятся на две команды «Аленушки» и «Иванушки». Каждая команда получает буквы или слоги на карточках. Нужно построится в ряд, чтобы получилось слово. Побеждает команда, которое построит свое слово быстрее.
Игра: «Кто едет в поезде?»
Дидактическая задача. Развивать логическое мышление, учить детей составлять маленькие сказки.
Игровое правило. Все ответы должны начинаться на ту букву, которая нарисована в окне вагона.
Игровое действие. Дети делятся на две команда, каждая группа получает вагон, в окне которого видны буквы. Дети каждой команды придумывают сказку, а пассажирах своего вагона.
Пример. Если в окнах вагона нарисован буква «А», «Ф», «К», дети могут придумать сказку о том, как в поезде ехали аист, филин и корова.
Вопросы для детей:
- Куда едут пассажиры их вагона;
- Какой у них характер;
- О чем они разговаривают в дороге;
- Что они едят;
- Что они любят;
- Что они везут с собой.
Например, аист едет в Астрахань, он очень аккуратный, любит рисовать в альбоме акварельными красками.
Игра: «Учимся брать интервью»
Дидактическая задача. Развивать слуховое внимание, активизировать словарь, мышления, развивать сообразительность.
Игровое правило. Брать интервью у того человека, который нравится.
Игровое действие. Дети заранее заучивают вопросы для интервью. Один ребенок берет одно интервью, затем дети меняются. В эту игру лучше играть по подгруппам. Можно записать интервью на диктофон, магнитофон.
Вопросы:
- Что вы любите делать дома, в детском саду?
- Любите ли вы заниматься на занятиях и почему?
- Что тебе больше всего нравится в твоем друге?
- Какие люди тебе нравятся больше всего?
- Много ли у тебя друзей?
- За что вы цените своих друзей?
Игры по следующим темам имеют аналогичные дидактические задачи, правила, игровые действия:
«Познай Себя» (игра в стиле интервью):
«Что ты любишь»:
- твое любимое время года;
- твое любимое животное;
- место где ты любишь бывать;
- любимое занятие;
- любимый фильм;
- любимая книга;
- любимый вид спорта;
- любимая одежда;
- любимая игра.
«Мир моей души»:
- когда мне хорошо – я читаю любимую книгу, я пою песни…;
- когда мне плохо - …;
- когда мне грустно - …;
- когда мне весело - …;
- когда сержусь - …;
- когда я неуверен - …;
- когда – я боюсь - …;
- когда я плачу - …;
- когда я люблю - ….
«Если бы я» предложим детям подумать и закончить предложение небольшим рассказом:
- Если бы я был (ла) ветром, то - ….
- Если бы я был (ла) звездой, то - …
- Если бы я был (ла) облаком, то - …
- Если бы я был (ла) лесом, то - …
- Если бы я оказался (лась) на луне, то - …
- Если бы я жил (ла) в прекрасном замке, то - …
- Если бы я был (ла) невидимкой, то - …
- Если бы я был (ла) самым (ой) добрым (ой) на свете, то - …
- Если бы я был (ла) самым лучшим врачом на свете, то - …
- Если бы я был (ла) самым лучшим изобретателем на свете, то - …
Список литературы
- Т.И. Бабаева, З.П. Михайлова «Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности», С-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
- А.К. Бандаренко «Дидактические игры в детском саду», М., «Просвещение», 1991.
- Т.В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники, С-Петербург, «Детство – Пресс», 2001
- А. Лопатина, М. Скребцова «Пятьсот игр по темам в детском саду, школе и дома», «Сфера", 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников.
В статье расмотрена дидактическая игра как средство развития экологического воспитания дошкольников, использование игры в любом направлении образовательной работе с детьми....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство развития сенсорной культуры ребенка»
Изучение эффективности развития у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, используя дидактические игры, которые направлены на обучение детей....
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"
"Дидактическая игра,как средство развитие сенсорного развития ребенка"...
Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...
Методическая разработка "Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста"
материалы для родителей...
Методическая разработка по теме "Дидактическая игра как средство развития ребенка раннего возраста"
Методическая разработка...
Дидактические игры и художественная литература по патриотическому и духовно-нравственному направлению развития
В ФОП дошкольного образования также заложена основа нравственно-патриотического воспитания через задачи, связанные с приобщением детей к традициям семьи, общества и государства, формированием представ...