Рекомендации родителям по предупреждению эмоционально - личностных нарушений
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)
В данном материале даются практические рекомендации, с помощью которых можно выстроить отношения с ребёнком, имеющим проблемы в поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam.docx | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям по предупреждению эмоционально – личностных нарушений.
Подготовила воспитатель
Первой квалификационной
Категории: Симцова Т.В.
Эмоционально – личностные проблемы, трудности поведения и характера.
Упрямство, капризы, непослушание, дух противоречия.
- Как только ребёнок начинает капризничать, обнимите его, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.
- Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не принимайте в этой сцене участия.
- Если ребёнку удалось добиться своего с помощью капризов, он будет прибегать к этому способу чаще.
- Когда ребёнок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность в том, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.
- Дети не могут управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребёнка недовольство, ругать и упрекать его, грозить наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал себя, и показать, что несмотря ни на что, вы его любите.
- Ребёнок гораздо охотнее примет указания, советы и будет следовать им, если совершенно уверен в том, что его любят безусловной любовью, если поверит в доброе отношение к себе.
- Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.
Негативистическая демонстративность поведения
Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется чёткое распределение, регуляция родительского воспитательного внимания ребёнку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он плохой, а тогда, когда он хороший». Главное – замечать ребёнка именно в те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов», чтобы привлечь к себе внимание. А в случае «фокусов» - свести все замечания к минимуму, и в первую очередь свести к минимуму эмоциональность реакций на его поведение, так как именно эмоциональности добивается ребёнок от взрослых своими выходками. Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребёнок спокоен, уравновешен, делает то, что надо(или, по крайней мере, то, что можно).
Агрессивность
Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребёнке – проявлять к нему любовь. Нет ребёнка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворённости, протеста, возникает при попытке ребёнка изменить положение вещей.
Досаду, раздражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребёнок видит это во взрослых людях; которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно станет злым и агрессивным.
Свою агрессию ребёнок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребёнок был чересчур избалован или заласкан в первые 3 – 4 года жизни, то его психическое развитие замедлятся, и тогда всякое изменение к нему вызывает агрессивные действия.
Одно лишь ласковое слово может снять озлобление ребёнка.
Нужно, чтобы он чувствовал себя принятым и любимым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует тёплая эмоциональная атмосфера в группе и дома, так как за агрессией стоит ощущение незащищённости, угрозы внешнего мира.
Очень важно давать выход агрессии. Для этого осуществляются несложные приёмы: позволить ребёнку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребёнок ребёнок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация.
Если возмущение ребёнка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.
Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)
Если ребёнок чрезмерно подвижен, если у него часто меняется настроение, если он страдает энурезом, грызёт ногти, сосёт палец, плохо спит – всё это признаки нервного напряжения. Причины:
- неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная тревожность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения;
- грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга;
- реакция детей на запреты бегать, лазать, прыгать, переходящая в тревожное состояние, раздражительность, безобразное поведение.
Окрики, одёргивания, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребёнка дают прямо противоположный эффект, так как это как раз те меры, которые вызывают у ребёнка желание двигаться ещё больше. Лучший способ – срочно найти какое-нибудь занятие, связанное с движением, игру, требующую больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребёнок пытается разрядить нервное напряжение.
В общении с такими детьми сочетайте твёрдость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.
Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении
Найдите любую область реальных успехов, подчёркнуто выделяйте в качестве чрезвычайно значимой и ценимой такую деятельность, в которой ребёнок успешен, может самореализоваться, самоутверждаться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя.
Введите максимально щадящий оценочный режим в сферах успеха. Не раздражайтесь на медлительность (такие дети в силу тревожности, робости – заторможены, что проявляется в замедленности моторики, психических реакциях).
Не делайте за ребёнка то, что он в силах сделать сам. Привлекайте его к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, быстроту реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребёнка самостоятельности и инициативы, так как его активность не высока, и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, почаще предлагая ребёнку выполнение ролей, требующих принятия каких либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и тому подобное). Приобщайте ребёнка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры).
Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребёнка. При этом не нужно привлекать его к спортивным соревновательным занятиям: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные подвижные игры.
За требовательностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтом в первую очередь необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственно – эмоционального общения, взаимопонимания, доверительности, которые снимет у ребёнка чувство тревоги перед взрослыми и детьми и позволит свободно проявлять своё собственное «Я». Очень много зависит от родителей: если ребёнок будет уверен в их любви и поддержке, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, будут продолжать верить в него – он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.
Эгоизм, жадность
Эгоизм обычно связан с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистами растут не только избалованные дети, но и дети, лишённые любви и заботы. Жестокость и равнодушие ребёнка приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонительное отношение к людям и окружающему миру: он замыкается в себе, растёт тревожным, агрессивным и трудным в общении. Ребёнок будет неверно расценивать обладание вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь бесконечное множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом. Его неумение поделиться чем – то с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только внешне, окружая себя игрушками как суррогатом тёплых чувств, которых у него не было или было мало.
В перевоспитании эгоистических детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело – избалованные дети, дети – потребители.
Нужно учить их считаться с людьми и их нуждами, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребёнка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, делите всё поровну между членами семьи. Совсем другое дело – ребёнок травмированный, тревожный, ожесточённый, лишённый ласки и любви. Такому ребёнку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение.
Когда в детскую коллекцию, каких - либо вещей, игрушек взрослые добавят своё время и самих себя, то окажутся в этой коллекции самой большой ценностью, значение же остальных вещей померкнет, и ребёнок постепенно станет всё более великодушным и менее эгоистичным.
Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего, что живёт и развивается. Но любовь не должна быть слепа, она требует разумности, мудрости, которая проявляется в сочетании уважения, доброты и терпимости, ласки и строгости.
Материалы из книги Н. Яковлевой «Психологическая помощь дошкольнику» М, 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей детей, имеющих эмоционально-личностные проблемы, трудности поведения и характера
Случаи осложнения психического развития ребенка дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально-психологическую адаптацию. [[...
мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников....
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» Обучение диафрагмальному дыханию
В статье представлен краткий обзор возможности и целесообразности использования технологии функционального биуправления дифрагмальным дыханием в целях профилактики и коррекции эмоционально-личностных ...
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...
План по коррекции эмоционально - личностных нарушений
План направленный на психокоррекцию...