Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Старший воспитатель МБДОУ «ЦРРД/С №2 Прибытова З.Ф
Одной из самых серьёзных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезмерной интеллектуализацией» воспитания, «технологизацией» нашей жизни, низким уровнем детско-родительских отношений, «эмоциональной недостаточностью» взаимоотношений, недостаточным уровнем педагогической культуры родителей, ростом агрессии современного социума.
В последние годы становится всё больше детей с нарушениями эмоционально-личностной сферы, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, неуверенность в себе, наличие страхов у детей. Это приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.
Как писал Л. С. Выготский «Эмоции являются центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего, ребёнка».
Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, но значительно реже испытывают чувства восхищения, удовольствия. К сожалению, эмоциональная недостаточность нередко оказывается причиной разных форм социально-психологической дезадаптации.
Данная проблема заинтересовала нас достаточно давно. Имея большой опыт по оздоровлению детей, мы поняли, что в настоящее время важно не только физическое, но и психическое здоровье. Поэтому в Программе развития одной из приоритетных задач является совершенствование системы здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности., в том числе повышение психологического комфорта и психологической безопасности дошкольников.
Диагностика эмоционально-личностной сферы дошкольников показала, что из общего количества детей, посещающих группы дошкольного возраста, нарушения эмоционально-личностной сферы выявлено у 58 детей. Из них: признаки агрессивности – у 10 детей, гипервозбудимость – 27 человек, тревожность – у 6 детей, застенчивость – у 4 человек, коммуникативные нарушения – у 4 детей, демонстративно-капризное поведение – 7 чел.
Все вышесказанное определило тему нашей инновационной деятельности: «Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста».
Цель: Выявление влияния специально подобранных психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств на развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы дошкольника.
Задачи:
- Осуществить теоретический анализ исследований, литературы, научно-исследовательских, методических разработок по проблеме преодоления проблем эмоционально-личностного расстройства у детей дошкольного возраста.
- Разработать систему мониторинга развития эмоционально-личностной сферы.
- Разработать программно методическое обеспечение, необходимое для организации процесса по профилактике нарушений и коррекции эмоционально-личностной сферы у детей.
- Повысить психологическую готовность педагогов в работе с детьми, имеющими нарушения в личностной сфере.
- Обеспечить предметно-развивающую среду, необходимую для укрепления и развития эмоционально-личностной сферы.
- Обеспечить психолого-педагогическую помощь родителям в осознании своей роли и возможности в развитии эмоционально-личностной сферы своего ребенка.
- Обосновать процесс профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Провести апробацию следующих методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников (песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, элементы технологии Марии Монтессори, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки, логопедические методики.
- Выявить особенности применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста.
- Разработать методические рекомендации для воспитателей, специалистов дошкольных образовательных учреждений, родителей по особенностям применения психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ и в условиях семейного воспитания.
Направления работы:
Ресурсная основа:
1) Сенсорная комната укомплектована следующим оборудованием:
- Водопад – стена индивидуальная
- Комлект «Сенсорный уголок»
- Фибероптическая занавесь с источником света и настенным креплением
- Набор Монтессори
- Балансировочные доски
- Стол для песочной терапии с набором кварцевого песка
- Маты напольные
- Комплект светонепроницаемых штор "Блэкаут"
- Панно «Кривое зеркало»
- Тактильные панели «Акустические»
- Кресло-пуф
2) Ноутбук с установленной психопрофилактической и психокоррекционной программой «Волна», обучающей навыкам саморегуляции с использованием технологий БОС (биологически обратная связь) и датчиками.
3) Оборудование мультстудии (фотоаппарат со штативом, настольная лампа, ноутбук с камерой и микрофоном, колонки, атрибуты и декорации для создания мультфильмов).
4) Оборудование физкультурного зала (мячи разных размеров, батут, балансировочные доски, тренажеры и др.)
5) Оборудование и материалы изостудии для изотерапии
6) Оборудованный компьютерно-игровой комплекс
6) 2 телевизора
7) 3 мультимедийных проектора
8) АРМ старшего воспитателя
9) АРМ педагога-психолога
10) Уголки уединения, атрибуты для организации разных видов игровой и других видов деятельности и другие элементы развивающей среды групп ДОУ
Кроме того, в ДОУ имеется АРМ руководителя, старшего воспитателя, медиатека цифровых образовательных ресурсов для педагогов и специалистов ДОУ. Имеется подключение к сети Интернет, сайт ОУ.
Используемые методики и технологии: песочная терапия, мульттерапия, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, куклотерапия, имаготерапия, релаксационные методы, музыкотерапия, технология биологически обратной связи (БОС), работа сенсорной комнаты, работа комнаты психологической разгрузки,
ДЕМОНСТРАЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МЕТОДОВ В ДОУ (СЛАЙДЫ).
Завершающим этапом работы стало проведение итогового педсовета по решению годовых задач. Педагоги представили опыт работы по использованию методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для музыкальных руководителей "Коммуникативные методы и приемы формирующие эмоционально-личностное и музыкальное развитие детей дошкольного возраста"
В практической деятельности для развития ритмических навыков детей необходим разнообразный репертуар: упражнения, игры, этюды, парные ганцы, сюжетные пляски и т. д. Среди всего этого много...
Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Родители часто не обращают внимание на осанку ребенка, ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что, угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую п...
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников....
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ НЕДОСТАТКОВ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье - не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье - человек радуется, спокойно живет, работ...
Лечебная физкультура для профилактики и коррекции осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.
Родители часто не обращают внимание на осанку ребенка, ведь малыш ни на что не жалуется. Вернее, жаловаться он может на что, угодно: головные боли, повышенную утомляемость, плохую память. Но мал...
«Использования метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста»
В статье описано практическое прииенение метода сенсорной интеграции для преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста....