ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна» Обучение диафрагмальному дыханию
материал по коррекционной педагогике по теме
В статье представлен краткий обзор возможности и целесообразности использования технологии функционального биуправления дифрагмальным дыханием в целях профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihoprofilaktika_posredstvom_obucheniyu_diafragmalnogo_dyhaniya.doc | 273.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Психопрофилактическая антистрессовая программа «Волна»
Обучение диафрагмальному дыханию
краткий обзор составила:
Валькова Н. В.
педагог-психолог
МБДОУ «ЦРР – Д/С № 2»
г. Сатка, Челябинской обл.
Основной целью программы «Волна» является обучение ребенка навыку правильного, оптимального типа дыхания.
Методика обучения диафрагмально-релаксационному дыханию может использоваться как здоровьесберегающая технология в образовательной программе формирования установки на здоровый образ жизни, так и как программа психолого- педагогического сопровождения детей в стрессовых ситуациях.
Занятия по программе способствуют решению таких актуальных и значимых для развития ребенка задач, как:
- Оптимизация психофизиологического состояния (оздоровления) часто и длительно болеющих детей
- Профилактика стрессогенных состояний
- Профилактика и коррекция Функциональных нарушений респираторной, сердечно-сосудистой и нервной системы
- Создание благоприятных условий для нервно-психического развития
- Профилактика и коррекция нарушений речевой функции
- Нормализация психоэмоционального состояния
- Коррекция поведения, выработка конструктивных стратегий поведения
- Улучшение концентрации внимания, памяти, работоспособности
- Повышение академической успеваемости
- Формирование навыков преодоления жизненных трудностей за счет развития адаптационных возможностей
- Оптимизация психофизиологического состояния
Программа является завершенной и автономной, но может использоваться в комплексе, являясь составной частью общих, образовательных и коррекционных мероприятий.
Программа «Волна» позволяет заниматься с детьми дошкольного возраста, начиная с 3-ех лет. Она позволяет проводить с малышами профилактическую и коррекционную работу по предупреждению возникновения психосоматических и нервно-психологических нарушений, обеспечить максимально благоприятные условия для развития ребенка.
Дыхание
Диафрагмальное дыхание
Диафрагмально-релаксационное дыхание
Дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающее непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом.
Сколько можно пробыть без кислорода? Нервные клетки, особенно нейроны коры головного мозга, наиболее чувствительны и могут продержаться 4-5 минут. Недостаток приведет к гипоксии (кислородному голоданию) и нарушениям функционирования, например, познавательных процессов, а хроническое кислородное голодание к заболеваниям (серьезным нарушениям внимания, памяти и тд).
От глубины дыхания зависит нагрузка на дыхательную и сердечно сосудистую системы. Чем глубже дыхание, тем больше объем кислорода, тем меньше количество вздохов в минуту и меньше нагрузка.
Дыхание регулирует ЦНС и ВНС, которые очень чувствительны к эмоциональным воздействиям. Печаль, гнев, тревога, страх изменяют деятельность систем организма – дыхание учащается, чаще бьется сердце – нагрузка на органы увеличивается. Во время покоя и сна дыхание урежается.
Дыхание – одна из вегетативных функций, которая может иметь произвольную регуляцию. Мы его можем задержать, ускорить или замедлить. То есть сознательно контролировать. Но контролировать частоту дыхания сложно и не эффективно А вот контролировать глубину дыхания полезно!
Регуляция глубины дыхания позволяет снять возникшее эмоциональное напряжение и способствует достижению состояния общей релаксации.
Типы дыхания
Ключичное дыхание | Поверхностное Воздухом наполняются только верхние отделы легких, организм не дополучает кислород. | Возникает при сильном испуге, тревоге, может быть хроническим, что приводит к возникновению различных заболеваний. |
Грудное дыхание | Более глубокое Самое распространенное Воздух заполняет верхние и средние отделы легких Диафрагма функционирует в измененном режиме (напряжена), препятствует глубокому вздоху и выдоху | Значительная нагрузка на дыхательную, сердечно-сосудистую и мышечную системы. |
Диафрагмальное дыхание | Самое глубокое дыхание Воздух заполняет нижние отделы легких Хорошее насыщение кислородом Улучшается вентиляция легких Уменьшаются застойные явления Сокращается частота дыхательных движений | Самый простой и эффективный способ регуляции своего состояния Снижается физическое и эмоциональное напряжение Приводит к снижению заболеваниями: ОРЗ, бронхит, пневмония и прочие легочные заболевания Активные движения диафрагмы осуществляют массаж внутренних органов брюшной полости и малого таза |
Существует очень важная закономерность при диафрагмальном дыхании. Плавный длительный выдох дает возможность нашему организмы отдохнуть, а особенно сердцу, что увеличивает адаптационные ресурсы организма.
Наблюдаемые эффекты диафрагмального дыхания
- Уравновешиваются процессы возбуждения и торможения
- Снижается мышечная нагрузка и тонус периферических сосудов
- Снижается нагрузка на сердечно-сосудистую систему
- Улучшается обмен веществ и обеспечение организма кислородом
- Улучшается мозговое кровоснабжение
- Исчезают спастические боли
Очевидно оздоровительное влияние диафрагмального дыхания на организм. Создаются оптимальные условия для поддержания гомеостаза. ЦНС, осуществляющая общую регуляцию всех процессов жизнеобеспечения, обучается поддерживать этот режим функционирования уже самостоятельно. Результатом выработки навыка диафрагмального-релаксационного дыхания становится не только улучшение функционального состояния, но и приобретение ребенком эффективного инструмента саморегуляции психофизиологического и психоэмоционального состояния.
Метод функционального биоуправления (ФБУ)
Программа «Волна» построена на методе ФБУ основанного на использовании феномена биологически обратной связи.
Биоуправление – это направленное изменение физиологических параметров организма в нужном для оздоровительных и тренировочных целей направлениях. Он опирается на универсальный закон адаптации: мозг человека для управления функциями организма постоянно получает от всех органов и систем информацию об их состоянии, мгновенно оценивает все положительные и отрицательные результаты взаимодействия с миром и вносит необходимые коррективы. Так называемый принцип биологически активной связи (БОС).
Как это происходит?
Информация от всех Головной
органов и систем организма мозг
Обучение
произвольной регуляции
Корректировка Мгновенная
деятельности оценка
организма взаимодействия
параметр
ЦНС физиологический Прибор ФБУ
анализаторы сигнал
сигнал
обратной связи преобразованный
сигнал
Таким образом, мы видим, что метод ФБУ обеспечивает хорошую эффективность работы при минимальных временных:
- Повышает работоспособность и стрессоустойчивость
- Улучшает концентрацию внимания и памяти
- Развивает умение находить равновесие между сосредоточенной активностью и спокойствием
- Снижает психоэмоциональное напряжение при гиперактивности и повышенной агрессивности
- Формирует у детей ценностное отношение к своему здоровью, установки на здоровый образ жизни.
Преимущества применения метода ФБУ:
- Объективность
- Универсальность
- Полифункциональность, комплексность
- «Точности» направленности воздействия
- Безопасность: техническая и физиологическая
- Немедикаментозность
- Краткосрочность обучения
- Долговременность действия
Метод биоуправления может быть как самостоятельной профилактической и психотерапевтической методикой, так и эффективным инструменом, помогающим специалисту достичь более выраженного и стойкого терапевтического эффекта, будучи включенным в психотерапевтический контекст.
Список литературы:
- Ледина В. Ю. Программа обучения диафрагмальному дыханию «Волна». Методические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс "Литотерапия как средство коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
Дано краткое описание использования камней педагогом-психологом в коррекционно-развивающей деятельности.....
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников....
Программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста, имеющих эмоционально-волевые и личностные проблемы в развитии на основе психопрофилактической программы по обучению диафрагмальному дыханию "Волна"
В данной программе представлен тематический план и комплекс занятий по подготовке и обучению детей диафрагмальному дыханию на тренажере"Волна" с включением методов сказко-, игро-, песочной т...
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей с общим нарушением речи.
Одной из самых серьезных социальных проблем, с которой сталкивается ДОУ, является нарушение эмоционально-личностной сферы детей и недостаточное развитие коммуникативных навыков. Это обусловлено чрезме...
План по коррекции эмоционально - личностных нарушений
План направленный на психокоррекцию...
Психофизиологические методы профилактики и коррекции эмоционально-личностных нарушений у детей дошкольного возраста
материал на тему...
ИННОВАЦИОНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МБДОУ «ЦРР – Д\С №2» ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....