Межполушарные тренажёры как средство развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития
статья (средняя, старшая группа)
Межполушарные тренажёры. Они представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки: представлены как простыми овалами, так и сложными лабиринтами. Данные упражнения способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за интеллект, воображение, восприятие, обработку информации и левого полушария головного мозга, которое отвечает за память, способность к письму, анализ информации. А также эти тренажёры способствуют концентрации внимания, правильному распределению, устойчивости и переключению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Межполушарные тренажёры как средство развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития
Щукина Н.В.
Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, восприятие, свойства восприятия, межполушарные тренажеры
Психологическую готовность ребенка к обучению в школе исследователи рассматривают как итоговый уровень психического развития. На сегодняшний день количество детей с задержкой психического развития увеличивается. В своих работах Г.Е. Сухарева дает определение термину задержка психического развития (ЗПР): «Задержка психического развития – это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами». У таких детей наблюдается замедление всех процессов, происходящих в психике человека, в частности снижена концентрация внимания. Актуальной проблемой в современных образовательных условиях остается ослабленность, неустойчивость и рассеянность внимания у детей с задержкой психического развития.
Отечественные и зарубежные учёные, которые занимались проблемой изучения ЗПР, являются Т.А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие.
Изучением особенностей внимания детей с ЗПР занимались и другие учёные-исследователи, такие как Н.Л. Блинова, Т.А. Власова, Л.И. Переслени и другие.
«Внимание – это сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» об этом писал в твоих работах С.Л. Рубинштейн [6]. Выделяют следующие свойства внимания:
- Устойчивость внимания – временная характеристика. Она определяется длительностью сохранения интенсивного внимания и зависит от устойчивости доминантного очага возбуждения.
- Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому.
- Распределение внимания – это свойство, с которым связана возможность одновременного выполнения (совмещения) двух и более различных видов деятельности (нескольких действий).
- Объем внимания определяется количеством одновременно отчетливо воспринимаемых объектов.
- Концентрация внимания – удержание внимания на каком-либо объекте.
У детей с ЗПР отмечается несколько особенностей внимания: ребёнку сложно сосредоточится на какой-либо определённой деятельности, им присуща быстрая отвлекаемость, снижена переключаемость внимания, невозможность сосредоточиться на отдельных признаках изучаемого объекта, а следовательно непонимание его сущности, а также снижен объём внимания и многое другое. Для развития внимания существует множество методик и средств, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и помогают в преодолении нарушений данного процесса не только детям с задержкой психического развития, но и детям с нормой.
Одним из таких упражнений являются межполушарные тренажёры. Они представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки: представлены как простыми овалами, так и сложными лабиринтами. Данные упражнения способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за интеллект, воображение, восприятие, обработку информации и левого полушария головного мозга, которое отвечает за память, способность к письму, анализ информации. А также эти тренажёры способствуют концентрации внимания, правильному распределению, устойчивости и переключению.
Упражнения предполагают выполнение следующих действий:
- Сначала упражнение выполняются ведущей рукой по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- Затем упражнение повторяется, но выполняется другой рукой.
- На следующем этапе упражнение выполняется синхронно двумя руками, сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
- Заключительным этапом является выполнение упражнения двумя руками, но в разных направлениях.
Каждый этап необходимо проходить постепенно, от простого к сложному, учитывая освоение предыдущих.
Существуют так же несколько других упражнений: «Домик», «Клад», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Симметричные рисунки», «Перекрёстные шаги». Данные задания являются гимнастикой для мозга не только детей, относящийся к нозологической группе ЗПР, но и детям с различными отклонениями. Выполнение этих и других упражнений ежедневно по 5-10 минут способствует улучшению памяти, внимания, мыслительной деятельности, а также синхронизации полушарий.
Таким образом, внимание является одним из важных психических процессов, которые необходимо развивать у детей с задержкой психического развития, для успешного взаимодействия с обществом и включения таких детей в образовательный процесс. На сегодняшний день межполушарные тренажёры лишь начинают набирать популярность, поэтому существует не так много статей и упражнений, направленных на развитие внимания, с помощью указанного выше средства.
Литература:
- Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001, 844 с.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Спб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019, 249 с.
- Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у детей с задержкой психического развития // Национальный психологический журнал. 2017. № 2. С. 35-45.
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27
- Марычева О.И., Габараева К.А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности / под ред. О. А. Рябовой. Карпогоры, 2020, 221 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, 712 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития
На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...
Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....
Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....
Развитие слухового внимания у детей с задержкой психического развития
Консультация для родителей...
Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста
Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...
Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»
Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...
презентация РМО«Использование головоломок как средства развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития»
acute;Развитие творческих, умственных способностей с помощью игр-головоломок.https://docs.google.com/presentation/d/1cJadfuwKdGeOOTGUJ6RKl44RdPVPionE/edit?usp=sharing&ouid=114567699458943800193&a...