Межполушарные тренажёры как средство развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития
статья (средняя, старшая группа)

Межполушарные тренажёры. Они представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки: представлены как простыми овалами, так и сложными лабиринтами. Данные упражнения способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за интеллект, воображение, восприятие, обработку информации и левого полушария головного мозга, которое отвечает за память, способность к письму, анализ информации. А также эти тренажёры способствуют концентрации внимания, правильному распределению, устойчивости и переключению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межполушарные тренажёры как средство развития свойств внимания у детей с задержкой психического развития

Щукина Н.В.

Учитель-дефектолог МБДОУ «Детский сад №56 «Гусельки», г. Тамбов

Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, восприятие, свойства восприятия, межполушарные тренажеры

Психологическую готовность ребенка к обучению в школе исследователи рассматривают как итоговый уровень психического развития. На сегодняшний день количество детей с задержкой психического развития увеличивается. В своих работах Г.Е. Сухарева дает определение термину задержка психического развития (ЗПР): «Задержка психического развития – это замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами». У таких детей наблюдается замедление всех процессов, происходящих в психике человека, в частности снижена концентрация внимания. Актуальной проблемой в современных образовательных условиях остается ослабленность, неустойчивость и рассеянность внимания у детей с задержкой психического развития.

Отечественные и зарубежные учёные, которые занимались проблемой изучения ЗПР, являются Т.А. Власова, Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева и другие.

Изучением особенностей внимания детей с ЗПР занимались и другие учёные-исследователи, такие как Н.Л. Блинова, Т.А. Власова, Л.И. Переслени и другие.

«Внимание – это сторона всех познавательных процессов сознания, в которой они выступают как деятельность, направленная на объект» об этом писал в твоих работах С.Л. Рубинштейн [6]. Выделяют следующие свойства внимания:

У детей с ЗПР отмечается несколько особенностей внимания: ребёнку сложно сосредоточится на какой-либо определённой деятельности, им присуща быстрая отвлекаемость, снижена переключаемость внимания, невозможность сосредоточиться на отдельных признаках изучаемого объекта, а следовательно непонимание его сущности, а также снижен объём внимания и многое другое. Для развития внимания существует множество методик и средств, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и помогают в преодолении нарушений данного процесса не только детям с задержкой психического развития, но и детям с нормой.

Одним из таких упражнений являются межполушарные тренажёры. Они представляют собой механический тренажёр в виде доски с зеркальным насечением узоров различной сложности для правой и левой руки: представлены как простыми овалами, так и сложными лабиринтами. Данные упражнения способствуют развитию правого полушария, которое отвечает за интеллект, воображение, восприятие, обработку информации и левого полушария головного мозга, которое отвечает за память, способность к письму, анализ информации. А также эти тренажёры способствуют концентрации внимания, правильному распределению, устойчивости и переключению.

Упражнения предполагают выполнение следующих действий:

  1. Сначала упражнение выполняются ведущей рукой по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
  2. Затем упражнение повторяется, но выполняется другой рукой.
  3. На следующем этапе упражнение выполняется синхронно двумя руками, сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки.
  4. Заключительным этапом является выполнение упражнения двумя руками, но в разных направлениях.

Каждый этап необходимо проходить постепенно, от простого к сложному, учитывая освоение предыдущих.

Существуют так же несколько других упражнений: «Домик», «Клад», «Зеркальное рисование», «Ухо-нос», «Симметричные рисунки», «Перекрёстные шаги». Данные задания являются гимнастикой для мозга не только детей, относящийся к нозологической группе ЗПР, но и детям с различными отклонениями. Выполнение этих и других упражнений ежедневно по 5-10 минут способствует улучшению памяти, внимания, мыслительной деятельности, а также синхронизации полушарий.

Таким образом, внимание является одним из важных психических процессов, которые необходимо развивать у детей с задержкой психического развития, для успешного взаимодействия с обществом и включения таких детей в образовательный процесс. На сегодняшний день межполушарные тренажёры лишь начинают набирать популярность, поэтому существует не так много статей и упражнений, направленных на развитие внимания, с помощью указанного выше средства.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б., Романова В.Я. Психология внимания. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2001, 844 с.
  2. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. Спб: Санкт-Петербургский государственный университет, 2019, 249 с.
  3. Коробейникова Е.Ю., Леонов С.В., Поликанова И.С. Психологические особенности внимания у детей с задержкой психического развития // Национальный психологический журнал. 2017. № 2. С. 35-45.
  4. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27
  5. Марычева О.И., Габараева К.А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений для активизации умственной деятельности / под ред. О. А. Рябовой. Карпогоры, 2020, 221 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб: Питер, 2000, 712 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение интерактивных дидактических игр, как средство развития умственных способностей у детей с задержкой психического развития

На каждой ступени развития общества в условиях социальных, экономических и политических перемен становится важным, каким образом происходит обучение и воспитание детей в образовательном процессе. В на...

Работа с загадками, как средство развития логического мышления у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности работы с загадками у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста....

Коррекционная программа по развитию внимания у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста

Комплекс игр и динамических пауз по развитию внимания у детей, имеющих задержку психического развития....

Коррекция развития зрительного восприятия и внимания у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста

Особенности восприятия и внимания детей с задержкой психического развития, упражнения способствующие коррекции и развитию...

Консультация для педагогов: «Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»

Консультация для педагогов:«Развитие внимания у детей с задержкой психического развития»...

презентация РМО«Использование головоломок как средства развития познавательного интереса у детей с задержкой психического развития»

acute;Развитие творческих, умственных способностей с помощью игр-головоломок.https://docs.google.com/presentation/d/1cJadfuwKdGeOOTGUJ6RKl44RdPVPionE/edit?usp=sharing&ouid=114567699458943800193&a...