Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
статья по коррекционной педагогике
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:
«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenienovoe.doc | 60 КБ |
sadykova.ppt | 1.47 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №13
Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и учителей – дефектологов Южного Округа на тему:
«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»
Подготовила: учитель-дефектолог
с выс. кв. категорией
Садыкова Э.М.
г. Оренбург
2019 г.
Работая учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении №13 на разновозрастной группе компенсирующей направленности, опираясь на свой практический опыт и опыт коллег – наставников, я согласна, что всю документацию можно разделить на блоки:
- Нормативный блок
- Блок планирования
- Диагностический блок
- Блок рабочей документации
- Методический блок
Ведение документации логопункта не отличается от ведения документации специалистов групп компенсирующей направленности. Изменения касаются лишь блока планирования и нормативной документации.
В нормативной документации добавляются документы, регламентирующие деятельность специалистов на группах компенсирующей направленности, с которыми вы можете ознакомиться на слайде, а именно:
- письмо о порядке комплектования коррекционных (логопедических) групп и выпуска детей из коррекционных (логопедических).
- приложение к письму о порядке комплектования коррекционных групп.
- Положение о ведении коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности. Положение регулирует деятельность группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «МБДОУ Детский сад комбинированного вида №13». (слайд 4)
В блок планирования добавляются адаптированная образовательная программа дошкольного образования и адаптированная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.
В соответствии с ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») утверждается содержание образования, особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ и условия организации воспитания. Они определяются адаптированной образовательной программой, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида.
Наше дошкольное образовательное учреждение посещают дети с ограниченными возможностями здоровья- дети с ЗПРР, которые нуждаются в создании специальных условий: по рекомендациям в заключении ТПМК одним из них является обучение ребенка по адаптированной образовательной программе дошкольного образования.
Учитывая индивидуальные потребности детей с ОВЗ, образовательная организация самостоятельно разрабатывает АОП, основываясь на приказ 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», ФГОС образования детей с ОВЗ, примерной адаптированной основной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развитии, которая одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. Протокол № 6/17.
В 2018 году Федеральным учебно-методическим объединением одобрены семь примерных адаптированных основных образовательных программ дошкольного образования (ПАООП ДО) и размещены на портале fgosreestr.ru. Сайт «Реестр примерных основных общеобразовательных программ Министерство Образования и Науки Российской Федерации» http://fgosreestr.ru/. содержит примерные адаптированные образовательные программы для детей с тем или иным нарушением развития.
Структура адаптированной образовательной программы ДО не отличается от образовательной программы ДО, лишь добавляются изменения:
Целевой, состоящий из пояснительной записки (содержит психолого-педагогическую характеристику особенностей психофизиологического развития дошкольника с ОВЗ, определение приоритетных целей и задач) и системы планирующих результатов освоения программного содержания, которые следует представить в виде целевых ориентиров по основным направлениям развития, в том числе и в вопросах осуществления коррекционной работы.
Содержательный, определяющий содержание коррекционо- педагогической работы по пяти образовательным областям и коррекционной деятельности, проводимой с детьми с ОВЗ согласно ФГОС дошкольного образования, а также описание условий организации учебно-воспитательного процесса, порядка психолого-педагогического сопровождения.
Организационный, в котором представлено описание специфики вышеперечисленных условий с учетом психофизических возможностей дошкольников с особыми образовательными потребностями.
Адаптированную образовательную программу ДО усваивают все дети группы компенсирующей направленности, а дети, которым присвоен статус ребенок – инвалид, помимо нее, должны усвоить адаптированную образовательную программу разработанную в соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида.
Следует отметить, что ребенок – инвалид может посещать группу общеразвивающей направленности, следовательно, он будет осваивать ОПДО, и дополнительно адаптированную в соответствии с ИПРА. Но если у ребенка отсутствует статус ребенок – инвалид, но имеется заключение ТМППК о нарушениях в развитии (ЗПР,ОНР и пр.), то на него разрабатывается только индивидуальный образовательный маршрут имеющимися специалистами ДОО.
В нашем учреждении порядок разработки и корректировки адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ или детей-инвалидов проходит в рамках ПМПК учреждения. Образовательная программа разрабатывается педагогами и специалистами ОУ и утверждается заведующим ДОУ. Срок реализации постоянный, в течение всего времени делаются корректировки в программе.
В нашей группе компенсирующей направленности присутствуют дети, которые имеют справку об инвалидности и ИПРА. Чтобы обучать детей –инвалидов образовательная организация разрабатывает адаптированную образовательную программу ДО разработанную в соответствии с ИПРА, создает специальные условия обучения.
Адаптированная программа разработанная в соответствии индивидуальной программой реабилитации и абилитации пишется индивидуально на каждого ребенка-инвалида, учитывает степени ограничения, определенные в его ИПРА. Срок реализации АОП соответствует сроку действия ИПРА ребенка-инвалида.
На основании выделенных степеней ограничения в адаптированной программе ставятся цель и задачи, пишется перспективный план работы воспитателей и специалистов с ребенком, определяется учебно-методическое обеспечение адаптированной программы. Также, на каждого ребенка-инвалида пишется индивидуальный календарный учебный график (на весь период реализации адаптированной программы) и индивидуальный учебный план (на учебный год). В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса, начало и окончание учебного года, продолжительность каникул, сроки летне-оздоровительной работы, максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня и во второй половине дня. Учебный план содержит расписание индивидуальной работы педагогов – специалистов по реализации перспективных планов, разработанных по степени ограничения в соответствии с ИПРА ребенка – инвалида.
Таким образом, адаптированная программа дошкольного образования для детей с ОВЗ призвана реализовать все принципы ФГОС и обеспечить широкие возможности для особенных ребят в области получения ими образования на всех уровнях. АОП помогает организовать работу педагога, его взаимодействие с семьей ребенка и профильными специалистами для достижения планируемых образовательных результатов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блоки: Нормативный блок Блок планирования Диагностический блок Блок рабочей документации Методический блок
Нормативный блок Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ (группах). Должностная инструкция учителя-дефектолога/учителя- логопеда; Инструкция по охране труда учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Паспорт кабинета учителя-дефектолога/ учителя-логопеда; Положение о Ппк ДОО; Трудовой договор.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие организацию коррекционно-педагогического процесса в ДОУ Конвенция о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989; Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. От 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» «Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 »О введении ФГОС ОВЗ» Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Приказ Министерства образования и науки РФ (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. № 1601 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, оговариваемых в трудовом договоре" (ред. от 29.06.2016)
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»; Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 22.01.1998г. №20-58-07 ин.20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образования учреждений образования»; Уставом образовательного учреждения. Письмо о порядке комплектования коррекционных (логопедических) групп и выпуска детей из коррекционных (логопедических); приложение к письму о порядке комплектования коррекционных групп. Положение о ведении коррекционно – образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности.
Блок планирования Годовой план работы учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Перспективно-таматический план учителя-дефектолога/учителя-логопеда; Календарный план коррекционно- образовательной работы; План индивидуального образовательного маршрута; Адаптированная образовательная программа дошкольного образования; Адаптированные образовательные программы дошкольного образования разработанные в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребёнка – инвалида.
<…> Содержание образования и условия обучения и воспитания согласно части 1 статьи 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования определяются: для обучающихся с ОВЗ – адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня образования (при обучении в отдельном классе или в отдельной общеобразовательной организации) или адаптированной образовательной программой при совместном обучении с нормально развивающимися одноклассниками; для детей с инвалидностью – ООП соответствующего уровня образования (если нет заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)) или АООП с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации.<…>
<…> Обучающийся с ОВЗ – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).<…> Статус инвалида гражданам России присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95). Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и потребности в социальной. <…> Для обучающихся с ОВЗ образовательную программу определяет только психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). <…>
Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и с инвалидностью служат : нормативные требования; заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения, утвержденного приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31 июля 2015 г. № 528н).<…>
Адаптированная образовательная программа- это образовательная программа, адаптированная для обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающая коррекцию нарушений развитий и социальную адаптацию лиц указанных лиц (№273, ФЗ .гл.1,ст.28) разрабатываемая, утверждаемая и реализуемая: в соответствии приказом №1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; ФГОС образования детей с ОВЗ; примерной адаптированной основной программой дошкольного образования детей с задержкой психического развитии (fgosreestr.ru).
http://fgosreestr.ru/
Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (далее − ИПРА) ребенка-инвалида — это комплекс оптимальных для ребенка реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей ребенка-инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Для ребенка-инвалида разрабатывается АОП ДО в соответствии с его ИПРА: индивидуально на каждого ребенка; учитываются степени ограничения. 2. Индивидуальный календарный учебный график (на весь период реализации адаптированной программы); 3. Индивидуальный учебный план (на один учебный год).
Диагностический блок Карты психолого- педагогического обследования детей/речевая карта; протоколы диагностического обследования; мониторинг, анализ работы за прошедший учебный год; материалы диагностического обследования (методики, диагностический инструментарий); согласие родителей на обследование ребенка.
Блок рабочей документации Общий список детей; Список детей по подгруппам; Расписание занятий; График и циклограмма деятельности учителя-дефектолога; График индивидуальной работы с детьми; Табель учета посещаемости детей; Журнал консультаций с родителями и педагогами; Тетрадь для записи рекомендаций родителям; Тетрадь взаимодействия воспитателями группы компенсирующей направленности; Журнал индивидуальной коррекционно-развивающей работы. учителя-дефектолога; Отчетная документация учителя-дефектолога по форме; Папка ПМПк.
Методический блок Портфолио учителя-дефектолога; Папка по самообразованию. Собственный педагогический опыт: Рабочие программы, Публикации, Исследования, Презентации, конспекты занятий. Игры, пособия. Инновационная деятельность .
Документация психолого-педагогического консилиума ДОУ Приказ о создании ПП консилиума. Положение о ППк образовательного учреждения «Договор о взаимодействии ТПМПК и ППк образовательного учреждения». «Договор между образовательным учреждением (в лице руководителя ОУ) и родителями (законными представителями) воспитанника ОУ о его психолого-педагогическом сопровождении». План взаимодействия ОУ и ПМПК на 200__ - 200_ учебный год. Карты индивидуального развития детей. График плановых заседаний ПМПконсилиума. Журнал записи детей на ППк. Протоколы ППк. Журнал или бланки регистрации заключений и рекомендаций специалистов (прилагаются к протоколам ПМПк). Лист учета динамики развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план совместной работы учителя-логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Перспективный плас совместной работы на один учебный году чителя -логопеда с воспитателями в старшей группе компенсирующей направленности для детей...
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год
Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)
Перспективное планирование работы с родителями учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (для детей с ТНР)Цель: добиться тесного взаимодействия, партнерски...
«Формы работы по взаимодействию учителя – логопеда с воспитателями и родителями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Работая с детьми с речевыми нарушениями очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных групп детского сада и родители не сразу понимают ...
Требования к ведению документации учителя-логопеда в соответствии с ФГОС
Материал для систематизации документации учителя-логопеда в соответствии с ФГОС ДО...
Конспект итогового коррекционно-развивающего занятия учителя – логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи № 9 «АБВГДешка» Тема: «Сказочные приключения»
Выявить уровень овладения детьми необходимых навыков и умений по образовательной области Речевое развитие....
Рабочая программа учителя-логопеда коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития детей
Состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ученые характеризуют как крайне неудовлетворительное (Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук, О.С. Ушакова и др.) и отмечают необходимость це...