Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»
методическая разработка по коррекционной педагогике
Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Играя с паттернами, дети совершенствуют мелкую моторику рук.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 17» города Аши Челябинской области
ОПЫТ РАБОТЫ
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон»
Выполнила:
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Аскерова Г.А.
Введение______________________________________________________3
- Создание условий для развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта средствами технологий развивающего обучения_______________________________________4
- Особенности элементарных математических представлений дошкольников с проблемами интеллектуального развития__________6
- Этапы обучения развивающей игры Нумикон____________________17
- Эффективность применения мультисенсорного пособия Нумикон____________________________________________________20
Заключение____________________________________________________22
Литература_____________________________________________________23
Приложение ___________________________________________________24
Дети способны научится многому,
главное - вовремя ввести новый опыт!
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями уделяется все большее внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тенденцией к увеличению количества таких детей.
Успешная коррекция и компенсация недостатков в развитии у данной категории детей возможна лишь при правильно организованных условиях, методах обучения, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям ребенка.
В развитии ребенка велика роль познавательной активности. Она является основой усвоения культурного опыта человечества, важнейшим условием обучения в школе, а также будущего творчества.
Теоретики и практики в области коррекционной педагогики: ученые, дефектологи, логопеды находятся в постоянном поиске новых путей и средств повышения познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями, так как от того, насколько ребенок заинтересован происходящим будет зависеть результат всей коррекционно-развивающей работы.
- связи с изменением законодательства в области образования появились новые требования к обучению детей с ОВЗ, что отразилось в работе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 г. Аши». В соответствии с ФГОС необходимо создавать специальные условия для обучения детей с ОВЗ, учитывать их индивидуальные потребности.
Таким образом, передо мной как перед учителем, который ведет работу
- ребенком с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность), возникла проблема поиска и внедрения в практику специальных методик развития в соответствии с индивидуальными потребностями обучающегося.
В процессе обучения я стараюсь организовать умственную и речевую деятельность детей, вызвать у них положительную мотивацию, максимально активизировать их познавательную деятельность, а также использовать разнообразные приемы и методы. Ведь обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особого подхода.
Совмещение двух понятий: познавательная активность и дети с нарушением интеллекта возможно, но только в том случае, когда заинтересован сам ребёнок, а заинтересовать его можно только через игру, ведь игра является ведущим видом деятельности.
Какая игра будет одинаково хороша как развлекающий момент и как развивающий? Бесспорно, это развивающие игры, моделирующие творческий процесс и создающие свой микроклимат. Возникшее противоречие между удовольствием и пользой позволяют решить только современные технологии по развитию интеллектуально - творческих способностей через игру, которые я широко использую в своей работе.
Предлагаю Вам познакомиться с практическими достижениями моей профессиональной педагогической деятельности.
Тема моей работы: «Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами дидактического пособия «Нумикон».
Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:
- увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья требует современных подходов и новых разработок в области коррекции их развития;
- от уровня познавательной активности детей на занятии зависит количество и качество получаемых им знаний;
- на современном этапе развития коррекционной педагогики накоплен достаточно обширный материал по коррекции нарушений детей с ОВЗ: определены принципы, этапы и содержание коррекционной работы, тем не менее, практических рекомендаций, методических разработок по проблеме повышения познавательной активности детей на занятиях еще недостаточно.
Цели, задачи.
Исходя из этого, сформулирована цель работы:
доказать эффективность применения дидактического пособия «Нумикон», как средства развития математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Выявить особенность формирования познавательной активности детей с интеллектуальной недостаточностью.
2. Доказать эффективность применения дидактического пособия «Нумикон», как средства развития математических представлений дошкольников с нарушением интеллекта.
3. Разработать программу для организации деятельности с детьми с нарушением интеллекта с применением дидактического пособия «Нумикон».
Далее изучение было направлено на создание условий для развития познавательной активности дошкольников с нарушением интеллекта средствами технологий развивающего обучения. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с успехом использую различные методики и технологии:
- Здоровьесберегающая технология «Песочная терапия» для развития психических процессов у детей с ОВЗ.
- Коррекционно-развивающая технология «Блоки Дьенеша» для развития сенсорных эталонов детей с ОВЗ.
- Игровая технология: «Палочки Кюизенера» для развития математических способностей у детей с ОВЗ.
- Здоровьесберегающая технология с использованием нетрадиционных материалов «Игры с камешками Марблс».
- Инновационная игровая технология «Нумикон» для развития математических представлений у детей с ОВЗ.
С целью коррекции эмоциональной сферы детей с ОВЗ использую приемы песочной терапии, как средство развития познавательных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья. При помощи «педагогической песочницы» улучшается обучение детей, значительно повышается их заинтересованность на занятиях.
Игры с блоками Дьенеша наделены нестандартными решениями поставленных задач с захватывающим сюжетом. Играя в них, дети учатся анализировать информацию, сравнивать, создавать логические цепочки и различные математические модели. Занимаясь по методике Дьенеша, дети становятся более сконцентрированными, целеустремленными, сообразительными, у них значительно улучшается оперативная память и внимание.
С помощью счетных палочек Кюизенера дети с удовольствием познают основы геометрии, сравнивают величины, форму, объем и цвет, развивают мелкую моторику, тренируют память.
Игры с камешками Марблс представляют собой комплекс упражнений постепенно возрастающей сложности очень широкого диапазона, от элементарных, до таких, с которыми трудно справляются обычные дошкольники. Эти игры нацелены исключительно на развитие творческих, мыслительных способностей ребенка.
Развивающая игра «Нумикон». Это учебно-игровое пособие универсально. Занятия с ним тренируют различные виды мышления: не только логическое и пространственное, но также образное и творческое. Решение разного вида задач формирует познавательные способности ребенка. Играя с паттернами, дети совершенствуют мелкую моторику рук.
Особенности элементарных математических представлений дошкольников с проблемами интеллектуального развития
Развитие познавательной деятельности у ребенка с нарушением интеллекта происходит замедленно и отличается своеобразием и специфическими особенностями. Дети не испытывают потребности в познании, у них отсутствует интерес к окружающим предметам. Успешность развития математических представлений зависит от того, на какой ступени чувственного познания находится ребенок. Отсутствие активности сенсорных процессов затрудняет накопление опыта восприятия качеств и количеств у детей с интеллектуальной недостаточностью, поэтому формирование элементарных математических представлений невозможно без развития сенсомоторных функций ребенка, его ориентировки в окружающем пространстве, речевых навыков.
Также для развития элементарных математических представлений и их использования необходим определенный уровень мышления, что обеспечивает понимание внутренних связей и зависимостей предметов, явлений окружающего мира. Основой математической подготовки детей являются: представления о множестве, геометрических фигурах, числе, арифметических действиях. Дети с умственной отсталостью не умеют обобщать собственный опыт действий с предметами, использовать его при решении аналогичных задач. Они не могут анализировать условия практической задачи. Деятельность детей характеризуется отсутствием интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленностью, низким уровнем самостоятельности. Данные особенности неблагоприятно сказываются на формировании математических представлений, затрудняют освоение социального опыта и адаптацию в окружающем мире.
Сравнительные исследования Л. Б. Баряевой показали, что у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью отмечаются специфические особенности количественных представлений и решения арифметических задач [3]. К ним относятся: несформированность обратного счета в пределах пяти; неумение называть итоговое число; затруднения при установлении взаимно однозначного соответствия между множествами; отсутствие умения оперировать множествами. Также дети часто не понимают условие задачи, не дают ответа или называют любое число, неверно пересчитывают количество предметов. Наиболее доступными для детей являются задачи, в которых ответ можно найти путем механического пересчета.
Исследования показывают, что все дошкольники с умственной отсталостью имеют низкий уровень формирования количественных представлений. У детей данной категории наблюдаются неосознанный механический счет в прямом порядке и отсутствие обратного счета, трудности в выполнении действий сложения и вычитания, отсутствие переноса имеющихся знаний в новые ситуации.
Наибольшие трудности наблюдаются у детей в формировании пространственно-временных представлений. В процессе специально организованных экспериментов С. Г. Ералиева выявила, что умственно отсталые дошкольники, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, слабо владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, это затрудняет формирование других видов пространственной ориентировки [5]. Многие дети затрудняются в выделении правой и левой стороны на себе. Они не могут усвоить пространственные понятия: спереди, сзади, между.
Исследования показывают, что затруднения в восприятии у детей препятствуют пониманию математического материала. Слабая дифференцированность восприятия приводит к грубым ошибкам. Дети быстро забывают те существенные признаки, которые отличают одно множество от другого при их сравнении. Бедный словарный запас, непонимание значения слов и выражений сильно затрудняют обучение математике, особенно решению арифметических задач. Умственно отсталым детям трудно понять отношения между предметами, которые скрыты в тексте задачи, так как эти отношения первоначально заложены в непосредственных действиях с предметами, то есть в предметной, предметно-практической и игровой деятельности, которая оказывается недостаточно сформированной у данной категории детей и в школьном возрасте.
Чтобы облегчить обучение детей математике был создан соответствующий раздел в программе Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А.
«Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» [4].
Одно из самых важных достоинств данной программы - это выделение основных задач обучения и воспитания для каждого этапа обучения. Каждый год обучения имеет основные направления работы по формированию математических представлений.
Подраздел «Формирование элементарных математических представлений» представлен в четвертом разделе «Познавательное развитие» данной программы. Занятия проводятся по следующим направлениям: развитие внимания и памяти; развитие зрительного, слухового внимания и восприятия; развитие тактильно-двигательного и вкусового восприятия. Все эти направления реализуются как на специально организованных занятиях, так и в процессе разнообразной детской деятельности.
В основе формирования элементарных количественных представлений лежит познание детьми дошкольного возраста количественных и качественных отношений между предметами. Основной задачей данного раздела является обучение детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств. Этот подраздел программы имеет огромное значение для формирования системы знаний ребенка и для развития познавательных процессов — восприятия и мышления.
Математическое развитие ребенка в дошкольном возрасте идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. Занятия по обучению счету способствуют формированию у детей способов усвоения общественного опыта (подражания, действий по образцу, выполнения заданий по словесной инструкции), сенсорному развитию, познавательному развитию (развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости) и развитию речи (накоплению словарного запаса, обозначающего качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения, действия с множествами).
В конце каждого года обучения авторами представлены показатели развития, которые ребенок должен достичь. Для осуществления поставленных педагогом задач, авторами программы представлен перечень оборудования, который поможет провести занятия и создать оптимальные условия для успешного усвоения ребенком математических представлений.
Таким образом, дети с нарушением интеллекта имеют специфические особенности в познавательной деятельности, что затрудняет процесс развития элементарных математических представлений. Умственно отсталые дошкольники могут овладеть математическими представлениями, но только при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи, которую можно осуществить с помощью программы Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» [4].
Развитие математических представлений дошкольников с интеллектуальной недостаточностью зависит от создания качественных коррекционно-развивающих педагогических условий. «Все структурные компоненты деятельности: потребностно-мотивационный, содержательный, операционный и результативный — оказываются несформированными у данной категории детей» [1]. Тем не менее, в современных исследованиях доказано, что ребенок с лёгкой степенью умственной отсталости способен овладеть элементарными математическими представлениями при наличии своевременной и полноценной коррекционно-развивающей помощи.
Исследования Л.Б.Баряевой, О.П.Гаврилушкиной, Е.А.Катаевой, Л.А.Пепик, Н. Д. Соколовой показывают, что планомерное формирование математических знаний способствует коррекции всех сторон психического развития детей, содействует развитию чувственного восприятия и мышления, что является основой всей познавательной деятельности в дошкольном возрасте.
Формирование элементарных математических представлений невозможно без развития моторных функций ребенка и развития сенсорной сферы, ориентировки в окружающем предметном пространстве, вербальных навыков, социального опыта. Как правило, указанные функции и способности грубо нарушены у детей с поражением центральной нервной системы. В возрасте от одного до трёх лет, у умственно отсталых детей наблюдается очень низкая познавательная, двигательная и социальная активность. Дети имеют серьезные нарушения зрительно-двигательной координации движений. Это непосредственно отражается в формировании предметной и игровой видах деятельности. Развитие координации движений влияет на двигательные возможности, необходимые для формирования математических представлений, прежде всего представлений о пространстве, форме, величине, количестве.
У детей с умственной отсталостью наблюдается отставание как в развитии общей, так и в развитии мелкой и артикуляционной моторики. Это выражается в моторной неловкости, плохой координации движений, замедленной переключаемости с одного движения на другое, столь необходимых для формирования предметных действий в ходе будущего взаимодействия с математическим материалом. С большим трудом у детей формируются серии движений, нужных для формирования двигательных навыков, влияющих на пространственные ориентировки (ориентировка в предметном окружающем пространстве, в схеме собственного тела, на плоскости листа бумаги). Серьёзно страдает согласованная координация движений обеих рук, зрительно-двигательная координация. Это тормозит нормальное двигательное, речевое и интеллектуальное развитие, в том числе и процесс формирования элементарных математических представлений.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит становление и развитие наглядно-практических действий, которые осуществляются не только во внешнем, практическом, но и во внутреннем, умственном плане. Это связано с изменениями, происходящими в структуре чувственного восприятия в раннем и дошкольном возрастах.
У детей с интеллектуальным недоразвитием грубые сенсорные нарушения выражаются в том, что даже в элементарной предметно-практической деятельности они не учитывают пространственные свойства предметов, зачастую действуют силой, без учёта признаков предметов, не умеют пользоваться результативными пробами, не отбрасывая ошибочный результат.
Зрительные формы ориентировки в задании в дошкольном возрасте без коррекционного обучения у умственно отсталых детей практически отсутствуют. Это отрицательно отражается на характере основных действий с предметами, предметно-игровых действиях, которые в большинстве случаев заменяются на неспецифическое манипулирование предметами. Несформированность зрительного восприятия отрицательно влияет на овладение математическими представлениями.
Процесс формирования и развития восприятия умственно отсталого ребенка характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Существенное недоразвитие затрагивает функционирование не только отдельных анализаторов организма (слухового, зрительного, тактильного), но и, главное, их взаимосвязанную работу, что составляет наиболее значимую для формирования элементарных математических представлений сенсорно-перцептивную основу.
В работах Л.Б.Баряевой, Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной, И.А.Грошенкова, Е.А.Екжановой, А.А.Катаевой, Е.А.Стребелевой и других отмечается, что умственно отсталые дети могут дифференцировать конструктивно простые объемные и плоскостные формы, осуществлять выбор по цвету и по величине (большой, средний, маленький) в соответствии с образцом, что говорит о некоторой сохранности восприятия свойств предметов и их признаков. Это позволяет с оптимизмом смотреть на процесс сенсорного развития детей с нарушением интеллекта в специально организованных условиях.
Умственно отсталые дети проявляют выраженное своеобразие эмоционального и социально-личностного развития. Причины биосоциального характера влияют на недоразвитие эмоциональной и коммуникативной сферы у детей с нарушением интеллекта, поступающих в дошкольные образовательные учреждения. Те же причины вызывают недоразвитие предметных действий, познавательных функций руки, действий замещения, речи, отсутствие стремления к самостоятельности, сотрудничеству с взрослым. Эти особенности развития зачастую становятся препятствием в процессе формирования элементарных математических представлений.
Заметный вклад в развитие методики обучения математике дошкольников с нарушениями интеллекта внесла Л. Б. Баряева, проанализировав понятие «математического развития» детей с интеллектуальной недостаточностью и выделив этапы становления формирования элементарных математических представлений у дошкольников. Л. Б.Баряева представила возможные варианты обследования математического развития дошкольников с нарушением интеллекта, показав пути формирования данных представлений у детей с проблемами в интеллектуальном развитии с использованием развивающей коррекционной среды, разнообразных игр и игровых упражнений.
Сравнительное исследование закономерностей наглядно-действенного мышления у нормально развивающихся и умственно отсталых детей дошкольного возраста проведено Е.А.Стребелевой, которая делает вывод о том, что нормально развивающиеся дети дошкольного возраста проходят все основные этапы развития наглядных форм мышления без специального целенаправленно организованного педагогического обучения. В отличие от них умственно отсталые дети дошкольного возраста могут достичь положительных результатов в развитии основных форм мышления только в процессе длительной коррекционно-педагогической работы. Е.А.Стребелева считает, что к концу дошкольного возраста у детей в норме и у умственно отсталых детей различия в развитии мышления некоторым образом сглаживаются, но имеют качественные своеобразия [2].
Научные исследования, проводимые под руководством профессора Е.А.Стребелевой, посвящены преимущественно формированию ведущей деятельности в каждом возрастном периоде: младенческом, раннем и дошкольном возрасте. Это нашло отражение в программе «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» (авторы — Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева). В программе формирование элементарных количественных представлений выделяется в отдельный раздел, так как авторы программы считают, что количество — это особый признак, его следует выделить, отделить от других признаков предмета. На протяжении дошкольного возраста умственно отсталые дети должны понять, что количество — признак объект, независимый ни от каких других признаков (формы, величины, цвета). Количество, по мнению Е.А.Стребелевой, должно приобрести для детей свое, особое значение [3].
Исследования И.В.Чумаковой, направленные на выявление особенностей количественных представлений дошкольников с нарушениями интеллекта, показали, что дети испытывают серьёзные затруднения в овладении количественными представлениями. Дети демонстрируют очень низкий уровень сформированности количественных представлений, что выражается в неосознанном и часто механическом счёте в прямом порядке, отсутствие или ограниченности обратного счета. Дошкольники проявляют значительную зависимость счетной деятельности от качеств предметов (величина, цвет) и пространственного расположения предметов относительно друг друга. У воспитанников отмечается несформированность обобщенных представлений и трудности в усвоении основных правил пересчета однородных и разнородных предметов, присутствует «безытоговый» счет. Серьёзные трудности наблюдаются в выполнении арифметических действий сложения и вычитания. Дети не переносят имеющиеся знания в новые ситуационные условия. Выявленные автором трудности в усвоении количественных представлений ведут к затруднениям при дальнейшем изучении математики в школе.
Наиболее несформированными у умственно отсталых детей являются пространственно-временные представления. С.Г.Ералиева в процессе опытно — экспериментальной работы выявила, что темп продуктивной деятельности умственно отсталых дошкольников в условиях ограниченного отрезка времени при котором не требуется самоконтроль, значительно медленнее, чем у нормально развивающихся. У умственно отсталых детей наблюдаются трудности при развитии пространственно-временных представлений, что, прежде всего, проявляется в том, что они, пытаясь ориентироваться в схеме собственного тела, недостаточно владеют пространственными понятиями при определении расположения частей тела, что в дальнейшем тормозит формирование и развитие других видов пространственной ориентировки.
Определяя пространственное местонахождение объектов относительно себя на наглядном уровне, дети дошкольного возраста с умственной отсталостью демонстрируют значительные трудности в пространственной ориентировке по словесной инструкции педагога. Дети данной категории не опираются на полученные знания в схеме собственного тела и не определяют объекты в пространстве, расположенные относительно себя. В сравнении с нормально развивающимися сверстниками, дошкольники с интеллектуальным недоразвитием испытывают значительные трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (рядом, между, по краям, вокруг, в центре, сбоку) в наглядном плане. Детям очень сложно ориентироваться в правой и левой стороне собственного тела, а также словесно определять направления от себя (справа, слева) и от другого объекта.
В исследованиях Л.Н.Лезиной, Г.В.Макоедовой, Л. А.Пепик отмечаются сложности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением интеллекта. Предлагается обучение таких детей направить на приобретение необходимого практического, чувственного опыта, на освоение различных вариантов кодирования пространства, формирование на этой основе способов адекватного восприятия, преобразования, моделирования пространственных отношений с учетом потребностей практической деятельности.
Важным условием коррекционной работы является комплексный подход в построении учебных занятий, при котором одно и то же программное содержание отражается в нескольких планах с использованием различных знаковых систем. При таком подходе дети учатся воспринимать и демонстрировать реальные пространственные отношения жестами, на наглядных моделях, в собственной речи. Особое внимание необходимо уделять обогащению и развитию чувственного, двигательного опыта дошкольников, опыта осознанной практической деятельности, формированию прочных представлений о схеме собственного тела, своей позиции среди окружающих предметов пространства, а также относительной изменчивости пространственных отношений. Данные условия позволят приобщить детей к культуре восприятия, обучить практическим действиям.
Процесс формирования элементарных математических представлений у детей с умственной отсталостью должен строиться на игровой основе. Освоение математическим содержанием наиболее продуктивно при использовании игр-занятий. Важность руководства игровой деятельностью умственно отсталого ребенка дошкольного возраста со стороны взрослого подчеркивали Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, Е.А.Екжанова, А.А.Катаева, Г.В.Косова, Т.В.Лусс, Н.Д.Соколова, Е.А.Стребелева, И.В.Чумакова и другие.
В исследованиях Т. В. Лусс предлагается применение ЛЕГО-технологий с целью обучения умственно отсталых дошкольников конструктивно-игровой деятельности. Автор доказывает, что конструктивно-игровая деятельность умственно отсталых детей с ЛЕГО, в первую очередь, способствует формированию пространственных представлений и представлений о форме у данной категории детей. По мнению Т.В.Лусс, «для более эффективной работы с данной категорией детей необходимо было создать яркие, функциональные обучающие средства, способные воздействовать на все органы чувств ребенка и сочетающие в себе возможности мощного влияния как на эмоциональную, так и на логическую сферы, позволяющие связывать их, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к конструктивным навыкам ребенка».
Таким образом, в специальной психолого-педагогической научной литературе глубоко изучены вопросы, связанные с особенностями развития математических представлений детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Имеются специальные исследования, направленные на выявление особенностей формирования и развития у умственно отсталых дошкольников количественных, временных, пространственных представлений.
В исследованиях подчеркивается необходимость наглядно-практического характера обучения математическим представлениям, важность организации специальной предметно-развивающей среды для математического развития детей с умственной отсталостью. Подчеркивается значимость освоения различных способов кодирования окружающего пространства и, на этой основе, формирование правильного восприятия пространственных отношений, умения моделировать среду, преобразовать окружающую действительность с учетом потребностей практической деятельности.
Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.
Система обучения и воспитания обеспечивает нормально развивающемуся ребенку максимально доступный ему объем знаний и стимулирует его интеллектуальное развитие. Однако ребенок с умственной отсталостью, как и любой другой ребенок с особыми возможностями здоровья, имеет и специальные образовательные потребности. В системе коррекционно-педагогической помощи таким детям важная роль принадлежит формированию математических представлений.
Ни один вид деятельности у детей с умственной отсталостью не развивается полноценно без специального обучения. Развитие математических представлений ребенка с интеллектуальной недостаточностью в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его сверстников с нормальным развитием.
Л.С. Выготский подчеркивал важность социального фактора, введя по-нятие «социальная ситуация развития». Это условие, без которого невоз-можно нормальное развитие: двигательная, познавательная, речевая, ком-муникативная активность самого ребенка. Принципиально важным для специальной педагогики и психологии является выдвинутое Л.С. Выготским положение об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка. Следовательно, для интеллектуального и личностного развития ребенка с нарушением интеллекта формирование математических представлений является столь же значимым в данный период, как и для детей с нормальным интеллектом. Однако формирование математических представлений возможно лишь в том случае, если создаются особые условия для развития ребенка и он включается в процесс систематически осуществляемой коррекционно-воспитательной работы, элементом которой становится целенаправленное формирование первоначальных математических представлений.
Восприятие ребенка с интеллектуальной недостаточностью характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Все это затрудняет формирование количественных представлений, осуществление счета на основе зрительного или слухового восприятия, дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т.п.
- то же время в работах А.А. Венгера, Л.А. Венгера, С.И. Давыдовой и других отмечается, что дети с нарушением интеллекта могут дифференцировать простые объемные формы, цвета, оттенки, в соответствии с образцом осуществлять выбор по цвету и по величине (большой/маленький), то есть обнаруживают в ряде случаев сохранность восприятия свойств и качеств предметов. Это дает возможность оптимистически смотреть на процесс сенсорного развития ребенка в специально организованных условиях, отвечающих особенностям обучения данной категории детей.
Проводить работу по развитию математических представлений детей с умственной отсталостью необходимо не обособленно, а в сочетании с развитием внимания, памяти, творческого воображения, логического мышления. Развитие математических представлений, обучение счету должны опираться на сформированные пространственные и временные понятия у детей, на умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине.
Дайте детям математику пощупать,
потрогать руками, увидеть!
Организационный этап. На первом этапе я проанализировала систему работы по использованию игровых технологий в целях повышения познавательной активности детей с отклонениями в развитии (выявление затруднений, проблемы).
С целью выявления стартового уровня познавательной активности старших дошкольников с нарушением интеллекта я использовала диагностику Стребелевой Е.А. Результаты диагностики необходимы для того, чтобы ранжировать дошкольников по уровню развития познавательной активности.
Наибольший акцент на этом этапе ставила на разработке интегрированных занятий, разработке комплекса развивающих игр, подбору авторских методик для учебно-методического комплекта.
Опираясь на данные педагогической диагностики детей группы, учитывая заказ родителей на образовательную услугу, считаю целесообразным при построении воспитательно-образовательного (коррекционно-развивающего) процесса включать в него современные образовательные технологии.
В 2019/2020 учебном году в группе для детей с нарушением интеллекта МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 г. Аши» обучалось 15 человек. Все воспитанники осваивали адаптированную образовательную программу для детей с нарушением интеллекта. В сентябре 2019 года была проведена входная диагностика, целью которой было установление стартовых возможностей обучающихся.
В результате диагностики было выявлено, что ребенок с ОВЗ (умственная отсталость) имеет низкий уровень развития математический представлений. Отметила, что 55% детей находятся на низком уровне познавательной активности.
Так как развитие математических способностей тесно связано с развитием внимания, памяти, мышления, были проведены диагностики этих психических процессов.
- результате проведения диагностик было выявлено, что такие важные психические процессы, как память, мышление, внимание, у ребенка находятся на крайне низком уровне.
Наблюдения за обучающимся в ходе образовательного процесса позволили выявить, что у ребенка заторможены предпосылки интеллектуальной деятельности (память на линейный ряд, восприятие и осознание пространственных и временных отношений), мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью.
Практический этап. Самый длительный и продуктивный. Включение в непосредственно образовательную деятельность, другие виды детской деятельности технологий развивающего обучения.
Наиболее сложным для детей с ОВЗ представляется освоение знаний из области математики. Им трудно овладеть даже начальными математическими навыками, необходимыми в повседневной жизни. Проведя наблюдение за детьми, я выявила, что традиционные методики не всегда дают положительный результат освоения математических представлений у детей с ОВЗ, и стала искать новые пути решения этой проблемы. В результате, я задалась вопросом: как преодолеть эти трудности?
- Чтобы сформировать у ребенка понятие о числе, я решила представлять числа как можно бóльшим количеством способов.
- При знакомстве с числами старалась задействовать разные каналы восприятия, то есть разные органы чувств. У детей с ограниченными возможностями здоровья относительно хорошо развито визуальное мышление, поэтому, прежде всего, я обеспечила наглядность обучения. А для улучшения результата старалась подключить и осязание, и слух и кинестетический подход.
- Дети с ограниченными возможностями здоровья усваивают новые знания медленнее, поэтому с ними мы продвигались более мелкими шагами, например, разбивая одно задание на несколько частей.
- Кроме этого, создавала поддерживающую среду, то есть организовывала занятия как можно более интересными и приятными для ребенка и отмечала даже малейшие его успехи и достижения.
Изучив программу Нумикон, разработанную в Великобритании для детей, которым сложно изучать математику, я преобразовала её в развивающую игру и взяла на индивидуальную работу с детьми со среднего возраста, у которых недостаточно развито математическое представление о цвете, числах, формах.
Развивающую игру Нумикон использую совместно с другими обучающими материалами для освоения адаптированной основной образовательной программы для детей с нарушением интеллекта.
Нумикон разработан таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей - способность обучаться в практической деятельности, способность усваивать опыт в ходе простого наблюдения и способность распознавать паттерны, то есть запоминать, а затем узнавать при следующих предъявлениях стандартизованные образцы или шаблоны.
Занятия с Нумиконом подключают множество каналов восприятия ребенка – слух, зрение, осязание, движение и речь. В Нумиконе числа от 1 до 10 представлены пластмассовыми формами-шаблонами разного цвета, благодаря чему числа становятся доступными для зрительного и тактильного восприятия
Формы Нумикона устроены так, чтобы дети могли манипулировать ими, учиться распознавать паттерны и соотносить их с соответствующими числами. Авторы этой программы убеждены, что важно использовать
- учебном процессе как можно больше каналов сенсорного восприятия ребенка: и слух, и зрение, и осязание, а также подключать движение и речь.
Почему формы Нумикона выглядят именно так? Дело в том, что структурированные объекты воспринимаются гораздо лучше, чем расположенные хаотично. Например, если вы увидели хаотичную группу кругов, можете ли вы, не пересчитывая, сказать, сколько их? А если круги расположены систематично, вы сразу видите, каково их количество.
Объекты, расположенные на одной линии, тоже неудобно охватывать взглядом. Вспомните, как сложно посчитать этажи в высотном доме. Поэтому создатели многих настольных игр, таких как карты, кости и домино, опирались на принцип стандартизованного расположения объектов.
С помощью форм Нумикона можно наглядно продемонстрировать основные свойства натуральных чисел: каждое следующее число на один больше, чем предыдущее, видна разница между четными и нечетными числами. Нумикон можно использовать, чтобы формировать у ребенка понятие состава числа, простейшие счетные операции: сложение, вычитание. Он также помогает освоить такие темы, как сложение с переходом через десяток, состав числа и т.д.
Этапы обучения с использованием Нумикона .
На начальном этапе знакомства с Нумиконом дети много манипулировали и играли с деталями: смотрели на них, крутили в руках, надевали на пальчики, вылавливали сачком из воды, находили в фасоле; нанизывали формы Нумикона на шнурок в виде бус; отпечатывали на бумаге, пластилине. Все это нужно было для того, чтобы дети как можно больше рассматривали и трогали руками детали Нумикона и таким образом запоминали их зрительно и осязательно.
Дети узнали, что детали имеют различный цвет и размер, что в каждой форме есть разное количество дырочек. Детали описывали такими словами, как «красная», «синяя», «большая», «маленькая», «самая маленькая». Позже называли их словами «три», «пять», «семь» и т. д. Однако на начальном этапе я не предлагала детям пересчитывать количество отверстий в каждой форме. То есть, все детали воспринимались целостно, глобально. А слова «три», «пять» и «семь» сначала являлись только именами желтой, красной и розовой форм соответственно.
Когда дети начали конструировать из форм Нумикона различные плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных) по образцу или по схеме, накладывали детали на доску, пытались составить одну большую форму из двух и более деталей, так, они знакомились с новым свойством – узнавали, что формы можно состыковывать, располагая рядом без промежутка.
Потом я добавила игры, где детям предложила сравнивать формы Нумикона по размеру и выкладывать их в ряд от меньшей к большей. Одновременно с этим они знакомились с цифрами и работали с числовым рядом. На стене, доске повесила полоску с числовым рядом, где над каждой цифрой нарисовала соответствующую ей форму Нумикона. Дети учились находить соответствие между цифрами и формами Нумикона, опираясь на их целостное восприятие, пока без пересчета дырочек.
На следующем этапе им предложила пересчитывать отверстия, вставлять в них камушки, ракушки и т. п. и пересчитывать, сколько их помещается в каждой форме.
Далее дети использовали Нумикон как дополнительный наглядный материал при знакомстве с арифметическими действиями, например сложением. Так, например, чтобы решить пример 2 + 1, берем нумиконовскую синюю двойку, прикладываем к ней сверху оранжевую единицу и получаем фигуру, напоминающую желтую тройку. Чтобы проверить результат, берем желтую тройку, накладываем сверху и убеждаемся, что получилось три. Также Нумикон позволяет осуществлять арифметические действия с переходом через десяток.
Когда дети манипулируют с деталями, закапывают формы Нумикона в песок, ищут на ощупь в «волшебном мешочке» или в коробке с крупой, играют с ними, закрывая глаза, сравнивают, подбирают соответствующие им цифры, у них постепенно формируются не только зрительное и тактильное представление об этих формах, но и образы этих деталей и соответствующих им чисел. То есть дети начинают представлять формы Нумикона и числа, а затем и действия с ними, не имея реальных деталей перед глазами.
Таким образом, при устном счете Нумикон дает возможность опираться уже не на наглядность, а на представление о формах и числах. Это значит, что устный счет становится более доступным.
В мае 2020 года был проведен итоговый мониторинг, являющийся заключительным этапом, который выявил достигнутые результаты: значительно увеличилось количество детей первой подгруппы –65 %.
Это дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
За время использования пособия у детей видны определенные положительные результаты. Благодаря привлекательным, ярким и разноцветным шаблонам дети научились:
-производить арифметические действия;
- составлять из шаблонов разнообразные сооружения и плоскостные изображения (дорожки, домики, машинки, животных);
-конструировать по схеме, образцу, по замыслу;
-выполнять задания по сортировке, сериации и классификации предметов, по величине (большой-маленький, длинный-короткий, высокий-низкий, по цвету (основные и оттеночные цвета);
-выбирать заданный предмет по вербальной инструкции, содержащий два-три признака (размер, форма или цвет);
-самостоятельно называть два и более признака предметов, определять величину, форму и цвет паттерна;
-сравнивать объекты по качественным признакам;
-определять пространственное расположение штырьков относительно себя, на вертикальной и горизонтальной плоскости, на белой доске во всех направлениях;
-произносить числовую последовательность до 10;
-пересчитывать паттерны и подводить итог в пределах 10;
-соотносить числа и множества в пределах 5 (некоторые - в пределах 10);
-сравнивать множества по количеству элементов, используя приемы наложения и приложения.
Таким образом, применение мультисенсорного пособия Нумикон даёт возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности и речевую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Можно с уверенностью сказать, что, применение пособия «Нумикон» дает возможность развивать: математические представления, конструктивную деятельность, графический навык, творческие способности, речевую активность детей с особыми образовательными потребностями, имеющими различные отклонения в развитии.
Считаю, что «Нумикон» может стать удачным ресурсом для работы, не заменяя, а успешно и эффективно дополняя достаточно известные и традиционно существующие методы и материалы.
- ходе проведенных мною исследований была оценена эффективность использования мультисенсорной методики «Нумикон» в формировании математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушение интеллекта). Исходя из этого, с целью преодоления трудностей в формировании математических представлений я апробировала мультисенсорную методику «Нумикон» в группе для детей с нарушением интеллекта.
Когда дети прошли все этапы игры, я познакомила родителей с игровым пособием и совместно с ними изготовила свою игру, немного видоизменив ее. Тем самым разнообразила применение игры и встроила ее в разные части занятия. Часть заданий, направленных на накопление сенсорного опыта при работе с Нумиконом, дети выполняют во время свободных игр, игр с водой и сыпучими материалами, во время обучения навыкам мелкой моторики, на занятиях по развитию сенсорных представлений и восприятия и т.д.. Cоставление из шаблонов разнообразных сооружений, плоскостных изображений выполняют на занятиях по конструированию. Задания математической направленности органично встраиваются в программу формирования математических представлений.
Отдельными блоками в системе работы выступает организация деятельности с педагогами и родителями. При осуществлении взаимодействия с родителями использую следующие формы: в рамках образовательного проекта «Современные формы взаимодействия семьи и детского сада» провела консультации «Игры или игрушки?», «Развитие познавательной активности дошкольников» и др.
Для создание специальных условий с целью взаимодействия «родитель-ребенок-педагог» провела серии мастер-классов для родителей «Использование авторских методик в развитии познавательной активности старших дошкольников с отклонениями в развитии».
Совместно с родителями создана «Домашняя игротека» - составление методического комплекта для работы с авторскими методиками в домашних условиях.
Провела семинары-практикумы для воспитателей по использованию игровых технологий. Программы «Играем и развиваемся», «Сказка на песке», «Нумикон». «Развивающие игры» - подборка игр с камешками Марблс.
Обобщив свой опыт работы по развитию познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта мною разработан учебно-методический пакет учителя-дефектолога, который состоит из учебно-игрового комплекса развивающих игр (используется как на занятиях, так и отдельно в режиме дня для создания успешной коррекционно-развивающей деятельности):
- Программа «Вместе весело играть».
- Программа «Сказка на песке».
- Картотека «Игры с камешками Марблс.
- Картотека «Игры с «Нумиконом».
Результативность.
Анализ результатов образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью по разработанной технологии развития познавательной активности детей позволяют сделать следующие выводы:
- созданы оптимальные условия в организации образовательного процесса для развития познавательной активности детей с нарушением интеллекта посредством использования технологий развивающего обучения (песочной терапии, логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера, камешков Марблс, развивающей игры «Нумикон»);
Общий эффект деятельности – очевидное становление у детей начал познавательной активности.
Полученные результаты подтвердили предположение, что дети с ОВЗ способны овладевать первоначальными предпосылками познавательной активности при целенаправленном педагогическом воздействии с опорой на технологии развивающего обучения в процессе коррекционных занятий. Вариативность игровых технологий позволяет максимально увеличить эффективность коррекционного воздействия на детей дошкольного возраста.
- У воспитанников, имеющих отклонения в интеллектуальном, психическом и речевом развитии повышается обучаемость; улучшается внимание, восприятие, память (дети учатся видеть, слышать, рассуждать); развивается способность к переносу полученных навыков на аналогичный материал; пробуждается интерес к формированию правильной речи; снижается эмоциональное напряжение и тревожность; повышается уровень социальной адаптации.
- Родители активно принимают участие в мероприятиях группы, заинтересованы домашней игротекой, повышен уровень компетентности в данном вопросе;
- Совместно с родителями изготовлены игровые пособия для игр с песком, камешками Марбсл, с блоками и палочками.
- Совместно с родителями изготовлено дидактическое пособие Нумикон и карточки для индивидуальных занятий.
Личный вклад в повышение качества образования:
С 2016 года по настоящее время МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №17 г. Аши» является резидентом образовательного технопарка «РОСТ». В результате моей педагогической деятельности в данном проекте была разработана и апробирована Дополнительная образовательная программа по развитию мыслительной деятельности у детей дошкольного возраста с ОВЗ «Играем и развиваемся».
В мае 2018 года я приняла участие во II муниципальном педагогическом форуме «Техностарт: от идеи до воплощения», где выступила в круглом столе по теме: «Образовательный технопарк «РОСТ» - территория развития.
В августе 2019 года выступила с докладом на РМО учителей-логопедов, учителей-дефектологов в рамках августовской конференции «Проект «РОСТ» - преемственность в реализации программы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с ОВЗ».
В декабре 2019 года - участник баркемпа «Развитие технопаркового движения в Челябинской области, ведущая мастер-класса.
В 2017 году - призер районного конкурса для учителей-логопедов и учителей-дефектологов ДОУ «Лучшая методическая разработка».
В 2018 году - участник районного конкурса для учителей-логопедов и учителей-дефектологов дошкольных образовательных организаций Ашинского муниципального района «Лучший мастер-класс».
С 2015 года участник Регионального Форума по вопросам организации инклюзивного образования и обучения детей с ОВЗ «Мы – вместе».
В январе 2016 года опубликовала статью во всероссийском журнале «Дошкольная педагогика»: «Деятельность дефектолога по формированию сюжетно-ролевой игры у детей с нарушением интеллекта с целью их ранней социализации».
В ноябре 2017 года участник всероссийского ежемесячного конкурса «Лучшая методическая разработка».
В декабре 2017 года призер VI регионального творческого конкурса «Я – дефектолог».
На региональном уровне в 2017, 2018, 2019 году участвовала в Региональном Форуме учителей-дефектологов, учителей-логопедов в качестве ведущей мастер-класса.
С 2018 года член Региональной ассоциации учителей-логопедов, учителей-дефектологов Челябинской области.
В декабре 2018 года участник V конференции представителей органов государственного управления образовательными организациями».
В марте 2019 года участник I районного форума специалистов службы сопровождения в образовательных организациях Ашинского муниципального района.
С сентября 2019 года веду кружок «Сказка на песке»» для детей с ОВЗ в нашем ДОУ.
В ноябре 2019 года приняла участие в IV Международной научно-практической конференции «Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: развитие востребованности, привлекательности, результативности».
В феврале 2020 года призер муниципального этапа областного конкурса профессионального мастерства «Учитель-дефектолог».
В феврале 2020 года участник областного семинара по вопросам организации воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Перспектива.
В перспективе планирую продолжить работу по использованию технологий развивающего обучения. С целью оптимизации процесса познавательного развития дошкольников планирую использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых улучшается обучение детей, значительно повышается их заинтересованность на занятиях.
Так же я планирую использовать метод проектов, который позволяет перейти от традиционной передачи знаний к активным методам обучения. Считаю, что реализация совместных мини-проектов по лексическим темам повышает познавательную активность детей с отклонениями в развитии.
Литература
- Бакли С. Как научить ребенка математическому мышлению? // Синдром Дауна.
ХХI век. 2009. N 2. С. 25–28.
- Нефедова Ю.В. Диагностика психомоторного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: изд. РГПУ им. Герцена, 2010.
- Подготовка к школе детей с синдромом Дауна: методическое пособие. М.: Благо-творительный фонд «ДаунсайдАП», 20 с.
- Терентьева К.Ю. Нумикон и другие способы познакомиться с математикой //
Сделай шаг. 2011. N 3 (44). С. 5–9.
- Стребелева Е.А. Развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. М.: Владос, 2008.
- Стребелева Е.А. Развитие мышления у детей с отклонениями в развитии. М.: Владос, 2008.
- Психологическая наука и образование: электронный журнал. 2003. N 3. Режим доступа: www.psyedu.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование народных игр в работе по формированию пространственно-количественных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья...
Формирование эмоционального интеллекта у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами сказкотерапии.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики. В науке существует концепция сказкотерапии, разработанная зарубежными и российским...
Формирование элементарных математических представлений у детей с ограниченными возможностями
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. ...
Консультация для педагогов ДОУ «Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья средствами инклюзивного образования»
Повышение психолого - педагогической компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ в ДОУ. Организационно-педагогические условия обучения детей с ограниченными возможностями здоровья сред...
Формирование навыков социальной безопасности детей с ограниченными возможностями здоровья средствами народного творчества.
Одним из средств социальной адаптации детей с ОВЗ дошкольного возраста может быть обращение к народному творчеству. Потешки, сказки, колыбельные, поговорки и пословицы являются не только тем примером,...
Новогоднее представление для детей с ограниченными возможностями здоровья "Волшебный Новый год"
Самый радостный и любимый праздник детей и взрослых - это Новый год! Время новогодних праздников - это время волшебства и таинственных превращений, время красивой, доброй сказки, которая приходит в ка...
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....