«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)

Куракина Татьяна Григорьевна

Развитие речи у детей на современном этапе представляет собой актуальную проблему, так как исходя, из различных диагностик развитие речи дошкольников западает. Поэтому в работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные технологии речевого развития детей.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.

И главная задача – найти эффективные способы и приемы, формы и средства развития речевой деятельности у детей.

 

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД

Автор-разработчик:

Куракина Т.Г., учитель-логопед

первая квалификационная категория

 

        

МУРАВЛЕНКО 2021

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта

3

Введение

4

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

4

1.1.

Пояснительная записка (актуальность, новизна)

5

1.2.

Цели и задачи реализации проекта

5

1.3

Ожидаемые результаты реализации проекта

6

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1.

Участники Проекта

6

2.2.

Сроки и этапы реализации проекты

6

2.3

Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

7

2.4.

План мероприятий по реализации проекта

7

3.

 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

7

3.1.

Материально-технические условия реализации Проекта

8

3.2.

Программно-методическое обеспечение

8

4

Список использованной литературы

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Название проекта

«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Вид проекта

Информационно — практический

Участники проекта

воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников

Сроки реализации проекта

1 год

Цели и задачи проекта

Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.

  1. Задачи:
  • Активизировать речевые процессы дошкольников средствами игровых технологий
  • Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста,
  • Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс речевого развития у дошкольников

Этапы реализации проекта

Первый этап – организационно- информационный (сентябрь-октябрь 2021 года): 

  • Подбор, изучение методических разработок и современных подходов по использованию игровых технологий в коррекционной работе по речевому развитию детей дошкольного возраста.
  • Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую работу
  • Составление примерного плана работы по проекту.
  • Укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материала
  • Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

Второй этап – практический (ноябрь 2021 – май 2022):

  • Реализация проекта с применением игровых технологий
  • Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу
  • Взаимодействие с педагогами по реализации проекта
  • Подготовка и организация мероприятий по практическому применению игровых технологии развития речи дошкольников.
  • Организация детской деятельности с применением игровых технологий
  • Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию речи детей.
  • Пополнение методической копилки картотеки: мнемодорожки, таблицы, предметные картинки для составления описательных рассказов.

Третий этап – обобщающий (01.05. - 30.05.2022):

- Обобщение и презентация реализации проекта «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на уровне городских объединений.

Результаты проекта

Участие в конкурсе различного уровня с презентацией проекта

Введение

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.

Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.

На сегодняшний день существует множество проблем в развитии речи дошкольников и это показало логопедическое обследование детей в 2020-2021 учебном году. Выявленные сложности в развитии речи дошкольников:

  • недостаточный словарный запас;
  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.

Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, замечаешь, как они с нежеланием включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Также речь включается в качестве средства общения, познания, творчества, в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.

Актуальность проекта:

Развитие речи у детей на современном этапе представляет собой актуальную проблему, так как исходя, из различных диагностик развитие речи дошкольников западает. Поэтому в работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные технологии речевого развития детей.

Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.

И главная задача – найти эффективные способы и приемы, формы и средства развития речевой деятельности у детей.

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.

  1. Цели и задачи реализации проекта

Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Задачи:

•        Активизировать речевые процессы дошкольников средствами игровых технологий

•        Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста,

•        Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс речевого развития у дошкольников.

  1. Ожидаемые результаты реализации проекта

Для детей:

  • Использовать речь, как главное средство общения (выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки, истории, рассказов);
  • Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления), умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов по определенной тематике;
  • Формирование артикуляционного праксиса;
  • Развитие общей моторики у дошкольников старшего возраста.

Для педагогов:

  • Повышение компетентности педагогов через приобретения нового опыта работы по развитию речи у дошкольников;
  • Вовлечение к проблеме развития речи дошкольников через практическое применение игровых технологий в различных моментах образовательной деятельности.

Для родителей:

  • Повышение заинтересованности родителей в коррекции речевых недостатков у детей.
  • Повышению родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
  • Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.

Ожидаемые результаты:

  1. Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
  2. Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
  3. Положительная оценка деятельности детского сада родителями.
  4. Активизация педагогического потенциала родителей.
  5. Заинтересованность детей в творчестве.

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Срок реализации проекта – долгосрочный (1 год)

Сроки и этапы реализации проекты

  1. Организационный – сентябрь-октябрь 2021 года
  • Подбор, изучение методических разработок и литературных источников по теме проекта.
  • Составление примерного плана работы по проекту.
  • Укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материал.
  • Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности

II. Практический – ноябрь 2021 года-май 2022 года

  • Реализация проекта с применением игровых технологий
  • Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу
  • Взаимодействие с педагогами по реализации проекта
  • Подготовка и организация мероприятий по практическому применению игровых технологии развития речи дошкольников.
  • Организация детской деятельности с применением игровых технологий
  • Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию речи детей.
  • Пополнение методической копилки картотеки: мнемодорожки, таблицы, предметные картинки для составления описательных рассказов.

III. Обобщающий – май 2022 год

  • Обобщение и презентация реализации проекта

  1. Виды деятельности, формы, способы реализации проекта

Словесные

Практические

Наглядные

Чтение сказок, рассказов;
беседы по прочитанному

Игры-драматизации;
Дидактические – игры;

Заучивание пословиц и поговорок.
Придумывание сказок, историй, рассказов.

Показ иллюстраций, картинок, игрушек.
Использование разных видов театров: пальчиковый, настольный, магнитный.

  1. План мероприятий по реализации проекта

№ п/п

Наименование мероприятия

Дата проведения

Работа с педагогами

1

Мастер-класс : «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи»

Октябрь

2

Мастер-класс «Практическое применение игровых технологий по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников»

Ноябрь

3

Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» (таблицы, мнемодорожки, пиктограммы)

Декабрь

4

Устный журнал «Узелки на память»

Январь

5

Деловая игра: «Ярмарка речевых игр»

Март

Образовательная деятельность с детьми

1

Логопедическое развлечение «Игро-Ленд»

Октябрь

2

Игро-Шоу «Веселые прищепки»

Ноябрь

3

Игра-путешествие с детьми подготовительной группы: « Достопримечательности Ямала»

Декабрь

4

Онлайн- фестиваль чтецов «Бравые солдаты»

Февраль

5

Игротека «Планета игр»,

Апрель

Сотрудничество с родителями

1

 Мастер-класс «Развиваем речь ребенка в домашних условиях»

Ноябрь

2

Памятка для родителей «Игра – спутник детства»

Декабрь

3

Оформление сборника игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста

Январь

4

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников»

Февраль

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Материально-технические условия реализации проекта - финансовое обеспечение образовательной деятельности – (по субвенции на учебный год):
  • В уголках по развитию речи в возрастных группах дошкольного учреждения имеются игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, формирование словаря.
  • Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на речевое развитие детей.
  1. Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
  • ФГОС ДО.
  • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
  • интернет ресурсы с методическими и практическими рекомендациями педагогов по организации и проведение образовательной деятельности с детьми, родителями и педагогами.
  1. Список использованной литературы
  1. Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
  2. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020.
  3. Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с. 
  4. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: «Ювента», 2008.
  5. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. М.: «Владос», 2014.
  6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/27/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta.
  7. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7370/2/10Buldakova.pdf

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ • Создавайте в группе благоприятные социальнопсихологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников. • Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности. • Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде. • Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения. • Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов. • Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.

УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ • Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним. • Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры. • Старайтесь найти индивидуальный подход к детям ―разрушителям‖, ―сочинителям‖ и детям ―наблюдателям‖, активизируйте ―исполнителей‖, обеспечивая комфортность в игре каждому. • Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте еѐ в продуктивное русло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.Роль игры поистине огромна.Игра тесно свя...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой  деятельности...

"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"

В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....

Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Педагогический совет «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»Форма проведения: деловая  игра.   Цель: совершенствование работы в...

Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"

ОПЫТ  РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...