«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
проект по коррекционной педагогике (старшая группа)
Развитие речи у детей на современном этапе представляет собой актуальную проблему, так как исходя, из различных диагностик развитие речи дошкольников западает. Поэтому в работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные технологии речевого развития детей.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
И главная задача – найти эффективные способы и приемы, формы и средства развития речевой деятельности у детей.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 44.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
ПРОЕКТ
«Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1 ГОД
Автор-разработчик:
Куракина Т.Г., учитель-логопед
первая квалификационная категория
МУРАВЛЕНКО 2021
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта | 3 | |
Введение | 4 | |
1 | ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | 4 |
1.1. | Пояснительная записка (актуальность, новизна) | 5 |
1.2. | Цели и задачи реализации проекта | 5 |
1.3 | Ожидаемые результаты реализации проекта | 6 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | 6 |
2.1. | Участники Проекта | 6 |
2.2. | Сроки и этапы реализации проекты | 6 |
2.3 | Виды деятельности, формы, способы реализации проекта | 7 |
2.4. | План мероприятий по реализации проекта | 7 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | 7 |
3.1. | Материально-технические условия реализации Проекта | 8 |
3.2. | Программно-методическое обеспечение | 8 |
4 | Список использованной литературы | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта | «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» |
Вид проекта | Информационно — практический |
Участники проекта | воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители воспитанников |
Сроки реализации проекта | 1 год |
Цели и задачи проекта | Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.
|
Этапы реализации проекта | Первый этап – организационно- информационный (сентябрь-октябрь 2021 года):
Второй этап – практический (ноябрь 2021 – май 2022):
Третий этап – обобщающий (01.05. - 30.05.2022): - Обобщение и презентация реализации проекта «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» на уровне городских объединений. |
Результаты проекта | Участие в конкурсе различного уровня с презентацией проекта |
Введение
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребёнок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребёнка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка.
На сегодняшний день существует множество проблем в развитии речи дошкольников и это показало логопедическое обследование детей в 2020-2021 учебном году. Выявленные сложности в развитии речи дошкольников:
- недостаточный словарный запас;
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение;
- неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами, не могут самостоятельно составить рассказ по картине или серии картин, плохо запоминают стихи.
Работая с детьми, страдающими различными речевыми патологиями, замечаешь, как они с нежеланием включаются в учебную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин, дети с речевой патологией не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Также речь включается в качестве средства общения, познания, творчества, в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт.
Актуальность проекта:
Развитие речи у детей на современном этапе представляет собой актуальную проблему, так как исходя, из различных диагностик развитие речи дошкольников западает. Поэтому в работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные технологии речевого развития детей.
Речь является важнейшей психической функцией человека и ярким показателем развития ребенка. Имеется много исследований, которые с большой убедительностью доказывают, что все психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, воображение - развиваются через речь.
И главная задача – найти эффективные способы и приемы, формы и средства развития речевой деятельности у детей.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребёнку получить собственный опыт.
- Цели и задачи реализации проекта
Цель: развитие речи у детей старшего дошкольного возраста средствами игровых технологий.
Задачи:
• Активизировать речевые процессы дошкольников средствами игровых технологий
• Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста,
• Организовать вовлечение и включение педагогов и родителей воспитанников в процесс речевого развития у дошкольников.
- Ожидаемые результаты реализации проекта
Для детей:
- Использовать речь, как главное средство общения (выражать свои мысли, чувства, эмоции в процессе сочинения сказки, истории, рассказов);
- Развитие психических процессов (различных видов памяти, внимания, мышления), умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов по определенной тематике;
- Формирование артикуляционного праксиса;
- Развитие общей моторики у дошкольников старшего возраста.
Для педагогов:
- Повышение компетентности педагогов через приобретения нового опыта работы по развитию речи у дошкольников;
- Вовлечение к проблеме развития речи дошкольников через практическое применение игровых технологий в различных моментах образовательной деятельности.
Для родителей:
- Повышение заинтересованности родителей в коррекции речевых недостатков у детей.
- Повышению родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.
- Расширение педагогических знаний родителей в вопросе готовности детей к школе.
Ожидаемые результаты:
- Положительная динамика речевого развития у воспитанников.
- Выработка устойчивой мотивации детей к речевой самореализации.
- Положительная оценка деятельности детского сада родителями.
- Активизация педагогического потенциала родителей.
- Заинтересованность детей в творчестве.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Участники проекта: воспитанники старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.
Срок реализации проекта – долгосрочный (1 год)
Сроки и этапы реализации проекты
- Организационный – сентябрь-октябрь 2021 года
- Подбор, изучение методических разработок и литературных источников по теме проекта.
- Составление примерного плана работы по проекту.
- Укрепление материально-технической базы: приобретение пособий, методической литературы; изготовление и оформление дидактических игр, раздаточного и демонстрационного материал.
- Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
II. Практический – ноябрь 2021 года-май 2022 года
- Реализация проекта с применением игровых технологий
- Систематизировать практический материал, интернет ресурсы по внедрению игровых технологий в коррекционно-развивающую логопедическую работу
- Взаимодействие с педагогами по реализации проекта
- Подготовка и организация мероприятий по практическому применению игровых технологии развития речи дошкольников.
- Организация детской деятельности с применением игровых технологий
- Организация и проведение мероприятий с родителями по развитию речи детей.
- Пополнение методической копилки картотеки: мнемодорожки, таблицы, предметные картинки для составления описательных рассказов.
III. Обобщающий – май 2022 год
- Обобщение и презентация реализации проекта
- Виды деятельности, формы, способы реализации проекта
Словесные | Практические | Наглядные |
Чтение сказок, рассказов; | Игры-драматизации; Заучивание пословиц и поговорок. | Показ иллюстраций, картинок, игрушек. |
- План мероприятий по реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятия | Дата проведения |
Работа с педагогами | ||
1 | Мастер-класс : «Использование метода моделирования на занятиях по развитию связной речи» | Октябрь |
2 | Мастер-класс «Практическое применение игровых технологий по развитию звуковой культуры речи младших дошкольников» | Ноябрь |
3 | Творческая мастерская: «Мастерим своими руками» (таблицы, мнемодорожки, пиктограммы) | Декабрь |
4 | Устный журнал «Узелки на память» | Январь |
5 | Деловая игра: «Ярмарка речевых игр» | Март |
Образовательная деятельность с детьми | ||
1 | Логопедическое развлечение «Игро-Ленд» | Октябрь |
2 | Игро-Шоу «Веселые прищепки» | Ноябрь |
3 | Игра-путешествие с детьми подготовительной группы: « Достопримечательности Ямала» | Декабрь |
4 | Онлайн- фестиваль чтецов «Бравые солдаты» | Февраль |
5 | Игротека «Планета игр», | Апрель |
Сотрудничество с родителями | ||
1 | Мастер-класс «Развиваем речь ребенка в домашних условиях» | Ноябрь |
2 | Памятка для родителей «Игра – спутник детства» | Декабрь |
3 | Оформление сборника игровых потешек, прибауток, стихов для детей раннего возраста | Январь |
4 | Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речевой активности дошкольников» | Февраль |
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Материально-технические условия реализации проекта - финансовое обеспечение образовательной деятельности – (по субвенции на учебный год):
- В уголках по развитию речи в возрастных группах дошкольного учреждения имеются игры на развитие связной речи, грамматического строя речи, формирование словаря.
- Составлены и систематизированы папки по речевым играм и заданиям, направленным на речевое развитие детей.
- Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
- ФГОС ДО.
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
- интернет ресурсы с методическими и практическими рекомендациями педагогов по организации и проведение образовательной деятельности с детьми, родителями и педагогами.
- Список использованной литературы
- Губанова Н.Ф.Игровая деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез,2006-2010.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2020.
- Развивающие игры Воскобовича: Сборник методических материалов/ Под ред. В. В. Воскобовича, Л. С. Вакуленко. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
- Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет». М.: «Ювента», 2008.
- Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам: пособие для логопеда. М.: «Владос», 2014.
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/11/27/razvitie-svyaznoy-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta.
- http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/7370/2/10Buldakova.pdf
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ • Создавайте в группе благоприятные социальнопсихологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников. • Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности. • Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде. • Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения. • Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов. • Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.
УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ • Обучайте детей учитывать интересы сверстников, проявлять сочувствие к ним. • Помогайте детям овладевать планирующими, поясняющими, обозначающими действиями, направленными на согласование замысла игры. • Старайтесь найти индивидуальный подход к детям ―разрушителям‖, ―сочинителям‖ и детям ―наблюдателям‖, активизируйте ―исполнителей‖, обеспечивая комфортность в игре каждому. • Изучайте и выявляйте особенности развития игровой деятельности детей, корректируйте и направляйте еѐ в продуктивное русло.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
Детская игра - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка деятельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты.Роль игры поистине огромна.Игра тесно свя...
Проект ""Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий" (17.01.19)
Годовой проект...
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой деятельности...
"Эффективное развитие инициативы и творческих способностей детей дошкольного возраста средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры В.В. Воскобовича»"
В.В. Воскобович - автор технологии интеллектуально-творческого развития детей "Сказочные лабиринты игры". Преимущество данной технологии в том, что она всегда требует активных действий каждо...
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Обобщение и диссеминация положительного педагогического опыта ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»
Педагогический совет «Речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»Форма проведения: деловая игра. Цель: совершенствование работы в...
Опыт работы на тему "Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения"
ОПЫТ РАБОТЫ на тему:«Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством инновационных технологий игрового обучения»...