Развитие эмоциональной сферы у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Полякова Екатерина Александровна

В статье раскрываются основные подходы в работе по исследованию и формированию эмоциональной сферы старших дошкольников, как необходимое условия гармоничного развития личности. Рассматриваются взгляды современных практиков на изучение особенностей эмоциональной сферы. В статье описаны методики изучения эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_emotsionalnoy_sfery_u_detey_s_zpr.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР

В статье раскрываются основные подходы в работе по исследованию и формированию эмоциональной сферы старших дошкольников, как необходимое условия гармоничного развития личности. Рассматриваются взгляды современных практиков на изучение особенностей эмоциональной сферы. В статье описаны методики изучения эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР.

Ключевые слова: психология, эмоциональная сфера, эмоции, задержка психического развития, исследование, развитие, формирование,  старшие дошкольники.

На современном этапе проблема исследования психологического здоровья подрастающего поколения отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», Закон об образовании РФ, Федеральные государственные стандарты и прочие нормативные документы. Так, например, Федеральный Государственный Образовательный Стандарт гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся» [2]. Можно сказать, что интерес к проблеме развития у ребенка эмоциональной сферы обусловлен значением этого явления в общем становлением психики личности.

Изучение эмоционально-волевой сферы уделяли внимание многие отечественные специалисты и педагоги. Такие отечественные педагоги, как: Е. И. Рогов, И. М. Сеченов, А. Ц. Пуни рассматривали теоретическую значимость этого психического компонента. А современные практики, например: Л. И. Рыбак, В. Г. Ражников, Е. С. Бендер, Н. Н. Поддьяков, Е. С. Рахманова рассматривают создание оптимальных условий полноценного эмоционального развития у детей с ЗПР. Таким образом, изучение эмоционально-волевой сферы у детей было и остается актуальным в наше время.

Старший дошкольный период развития у детей с ЗПР является достаточно сложным периодом, так как в это время у ребенка активно формируются психические процессы, но из-за характерных недостатков развития, происходит это неравномерно. Современные исследования показывают, что эмоциональность ребенка сказывается на его познавательном и интеллектуальном развитии. У детей с задержкой в развитии наблюдаются пониженные интересы, часто отсутствует активное любопытство и интерес к исследованию. Эмоциональные реакции направлены на игру и общение, тогда как к процессу обучения и учебную деятельность дети испытывают неприятие или неприязнь. Ребенок с задержкой развития зависит от непосредственного эмоционального одобрения взрослого.

В своих методических разработках специалист Е. С. Рахманова так описывает особенности эмоционального развития у детей с ЗПР: «эмоциональный окрас настроения ребенка с ЗПР зависит от оценки взрослого и от отношения окружающих. В этом возрасте большинство детей очень эмоционально реагируют на критику и мнение воспитателя. Незнакомая ситуация может вызывать у ребенка как эмоциональный подъем, так и грусть и апатию» [1].

Для полноценного изучения индивидуальных особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР мы подобрали комплекс диагностических методик, с помощью которых исследуем личностные аспекты эмоционального развития. Методики исследования подобраны с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

  1. Диагностика «Эмоциональные лица», автора Н. Я. Семаго поможет оценить возможности адекватного опознания эмоционального состояния, точность и качество этого опознания и возможность соотнесения с личными переживаниями ребенка.
  2. Диагностика «Паровозик», автора С. В. Велиевой позволит определить особенности эмоционального состояния ребенка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде (выявление тревожности у дошкольников). Методика направлена на определение степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния.
  3. Методика «Кактус», автора М. А. Панфиловой позволит выявить наличие агрессии у ребенка, ее направленность и интенсивность.

Мы считаем, что данный диагностический инструментарий позволит оценить степень развития эмоциональной сферы в различных сферах ее проявления. Необходимо отметить, что при проведении данных методик оценивается не только степень выполнения задания, но и способность воспринимать и использовать помощь взрослого, а так же усваивание ребенком принципа решения поставленных задач.

Советскими исследователями М. С. Певзнер и Т. А. Власовой были выделены две основные формы задержки психического развития: 

1) ЗПР, обусловленная психофизическим и психическим инфантилизмом;

2) ЗПР, обусловленная длительными астеническими состояниями, возникшими на ранних этапах развития ребенка [1].

То есть можно утверждать, что процесс развития познавательных способностей у детей с ЗПР осложняется различными нервно-психическими расстройствами (астеническими, церебрастеническими, невротическими, неврозоподобными и др.), нарушающими интеллектуальную работоспособность ребенка. Исходя из этого, нельзя ограничиваться только педагогическими методами воздействия, а совмещать любую коррекционную работу медикаментозным сопровождением под наблюдением специалистов медицинской области.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы можем сделать вывод о том, что прогноз психического развития и успешность обучения детей в значительной степени определяются ранней диагностикой ЗПР, своевременным лечением нервно-психических расстройств, организацией соответствующих коррекционно-развивающих мероприятий в дошкольном и школьном возрасте, благоприятным психологическим климатом в семье.

В данной работе мы ставили перед собой цель изучить особенности развития и формирования эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста. Для исследования этой цели мы изучили психолого- педагогическую литературу по развитию эмоционально-волевой сферы, ее особенности, а также методы и формы работы с детьми. Выделили психологические условия эмоционально-волевого развития дошкольника, которые заключаются в комплексной коррекционной работе и применении различных методов и приемов обогащения игровой и познавательной деятельности.

Список литературы

1. Третинникова В. С. Развитие эмоционально - волевой сферы дошкольников с ЗПР. // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2014/02/23/razvitie-emotsional no-volevoy-sfery-doshkolnika.

2. ФГОС начального общего образования. Информационный портал: Министерство образования и науки РФ. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/documents/922


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.

            Описание инновационного проектаТема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.Автор пр...

Занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей, с использованием элементов музыкотерапии

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны...

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОНР 5-6 лет.

В документе представлен опыт работы, по развитию представлений об эмоциях у детей 5-6 лет с ОНР...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...