Развитие эмоциональной сферы у детей с ОНР 5-6 лет.
методическая разработка (старшая группа) по теме
В документе представлен опыт работы, по развитию представлений об эмоциях у детей 5-6 лет с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_pechat.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель педагог-психолог МДОУ №127 Кудреватых А.Ю.
Развитие эмоциональной сферы у детей с ОНР, как одно из направлений использования здоровьесберегающих технологий.
В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка в необходимое русло.
Профилактика эмоциональных нарушений – одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий. Актуальность решения данной задачи обусловлена следующими обстоятельствами:
-во-первых, уровень развития эмоциональной сферы выступает показателем сформированности личности ребёнка, особенности протекания, зрелость эмоциональных процессов, наличие элементов произвольности и саморегуляци собственной активности говорят о гармонично развитой личности дошкольника, что является неотъемлемой составляющей здоровьесберегающих технологий
-во-вторых, различные трудности и нарушения в эмоциональной сфере личности дошкольника ведут к социальной дезадаптации, поэтому создание необходимых условий эмоционального благополучия ребёнка в саду позволит снизить риск появления различных нарушений в различных сферах взаимодействия в обществе. («Здоровые» эмоции - залог адекватного отношения к окружающей действительности)
- в-третьих, на первых этапах становления личности дошкольника велика роль опыта, полученного им от взрослых, в том числе и те эталоны форм выражения эмоциональных состояний, что предлагает взрослый, а так же опыт собственных эмоциональных переживаний. От того, под каким знаком (положительный или отрицательный) будет этот опыт накапливаться, зависит отношение ребёнка к жизни и к себе, как члену общества.
- в-четвертых, дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей не могут ставить перед собой задачи анализировать, направлять внимание на собственные переживания. Такие умения появляются в подростковом возрасте. Но общение, взаимодействие с окружающим миром, невозможно без понимания собственных внутренних процессов, поэтому очень важно, на доступном для дошкольника уровне формировать представлений о собственных эмоциях, способах их выражения в общении, различных ситуациях, учиться понимать и принимать переживания окружающих людей.
Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья будущего гражданина общества, мы имеем возможность формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.
В рамках решения задач по сохранению и укреплению психического здоровья в нашем саду мы рекомендуем воспитателям использовать следующие игры и задания по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников.
- Приветствие – дети здороваются с педагогом и между собой различными способами: различными частями тела (рукой, кулаком, ладошкой, пальцем, ногой, плечом, боком, носом), выполняют движение или танец, используют различные формулы приветствия.
Задача - создать положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы.
- Беседы об эмоциях: в процессе ответов на вопросы или совместных обсуждений дети знакомятся и расширяют свои представления об собственных переживаниях.
Задача - расширять представления детей о собственных переживаниях, учиться находить слова для выражения эмоций и чувств в социальноприемлемой форме.
Варианты устных заданий:
- Вопросы о собственных переживаниях (констатация настроения в данный момент, попытаться определить причины появления, изменения настроения в различные периоды, попытки объяснить, как отличить одно настроение от другого): какое у тебя сегодня настроение? Почему у тебя сегодня веселое настроение? Когда тебе бывает весело? Что делают злые люди? Как ты догадался, что мама расстроилась? Когда твоим друзьям бывает весело? Когда твой папа сердиться? Когда люди грустят?
- Дать определение эмоции: что такое радость? Что такое страх?
- Подобрать синонимы к словам обозначающим эмоциональные состояния: как про грустного человека можно сказать по-другому?
- Решение проблемных ситуаций: Петя сильно расстроился, у него не получилась постройка, как ему помочь исправить настроение?
- Рассматривание и анализ художественных произведений с изображением эмоций в сопутствующих ситуациях.
Задача - обогащать представления детей об эмоциях.
Материал:
-фотографии детей и взрослых с различными переживаниями
-художественные изображения детей, взрослых, животных в различных эмоциональных состояниях
-пиктограммы
-рисунки самих детей
В качестве приемов работы используется вопросы и акцентирование внимания детей на характер выражения мимики (расположение бровей, выразительность взгляда, положение губ), оценка позы и характер действий рук, тела, движений.
По мере освоения детьми материал вводиться игры с картинками.
Варианты игра:
- покажи по картинке, а мы угадаем :ребёнок должен рассмотреть пикограмму, узнать настроение и показать, другие дети угадывают, затем проверяем правильность ответом и показа
-найди пару: раздоиться карточки с различными настроениями, дети должны собрать в группы все грустные, веселые, злые, испуганные картинки.
-найди пару: каждому ребёнку в группе наклеиваться на спину картинка с персонажем, с определенным настроением. по ходу игры дети должны найти пару, не называя эмоции, а показывая их
-сложи картинку: необходимо сложить разрезанную пиктограмму на 2, 4 части
-подумай и покажи: педагог зачитывает стихотворении или предложение, ребёнок по смыслу должен догадаться о каком эмоциональном состоянии идет речь и показать карточку.
4) Демонстрация самими детьми эмоциональных состояний
Задача- учиться направлять внимание на выражение собственных и чужих эмоций, учиться передавать настроение различными выразительными средствами.
Варианты:
-произвольный показ (покажи, как ты радуешься)
-через игровые средства (конкурс, кто покажет самого грустного медвежонка)
-с использование художественных средств и фотографий (покажи по картинке)
4) Этюды на выражение эмоциональных состояний.
Задача - развивать выразительность передачи эмоциональных состояний.
В начале работы используются этюды с одной эмоцией, дальше по мере освоения детьми материала, включаются этюды с переходом от одной эмоции к другой или с усилением акцента на передаче настроения.
5) Подвижные игры или игры на преодоление двигательного автоматизма
Задача- снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков произвольного поведения.
Варианты:
«День и ночь»- педагог или ребёнок играет роль совы, дети играют роль мышки , по сигналу, все мышки должны замереть и сова следить.
«Красные, зелёный, желтый»- педагог играет роль светофора, каждые цвет- сигнал к определенным действиям, красные - стой, желтый - идти медленно, зеленый - бежать, дети должны внимательно, по сигналу выполнять команды.
«Четыре стихии»- педагог вводить 4 условных сигнала под каждый из них выполняется определенное действие, дети запоминают, затем выполняют только словесные команды , а психолог путает
6) Упражнение для снятия психомышечного напряжения
Задача-освоение детьми на доступном уровне приемов расслабления, отреагирование отрицательных переживание, снятие мышечных зажимов.
Варианты:
?) Рисование: дети рисуют лица с различным настроением, рисуют причины появления настроения, выполняют групповые рисунки, с помощью изо-деятельности формируют положительный эмоциональный фон и избавляться от отрицательных переживаний.
Задача- развитие эмоциональных представлений средствами изобразительной деятельности
Варианты: темы рисования - «Это я», «Я веселый - я грустный», «Когда я радуюсь»
8) Упражнения на формирование положительного «образа Я» у себя и сверстников.
Задача- формирование позитивной самооценки и доброжелательных отношений со сверстниками.
Варианты А:
«Комплементы»- дети говорят друг другу добрые, хорошие слова, учатся хвалить и отмечать положительные действия (молодец, хорошо сдала, красивое платье, отлично выглядишь, хорошо занимался)
«Подарки»- дети учатся придумывать друг другу подарки, показывать их и дарить.
«Ласковое слово, ласковое имя» - дети учатся друг друга называть ласково.
«Я желаю тебе …»
Вариант Б:
«Я люблю и не люблю» «Мне нравиться и не нравиться»
«Я умею и не умею»
«Я могу и не получается»
«Меня хвалят и ругают за …»
«Я хочу …»
«Мне хорошо когда … , мне плохо , когда …»
Вариант В
«Мама любит когда …»
«Дети дружат когда …»
9) Ритуал прощания: использование речевых формул (мы молодцы) или других речёвок, закрепляющих положительный эффект работы в группе.
Задача- закрепление позитивных эмоций в процессе занятия.
10) Прослушивание музыкальных произведений.
Задача - научиться определять настроение музыки, подбирать соответствующие движения и образы, реализовывать их в танце
11) Работа с переживаниями.
Задача - учиться фиксировать внимание на собственных эмоциях, подбирать соответствующие символы и образы для определения внутренних ощущений.
Варианты: предложить детям подобрать к каждой эмоции цвет, форму, тактильное ощущение, вкусовое ощущение, явление погоды, определить телесные ощущения (где прячется в теле твоя злость), варианты движения в том или ином состоянии (Мишка рассердился - как он пойдет? Мишка потерял бочку с медом - как он пойдет?)
12) Беседы с детьми о социальноприемлемых способах выражения различных эмоций.
Задача - формировать первичные представления о способах позитивного выражения как отрицательных, так и положительных эмоций, развивать навыки регулирования собственного поведения и переживаний.
Варианты:
-проработать варианты отреагировали агрессивных переживаний (использовать в работе приемы и методы, позволяющие детям «выбросить» свои отрицательные переживания, познакомить на доступном уровне с приемами регулирования своего настроение в общении)
-проработать варианты действий при грустном настроении (познакомить с вариантами помощи сверстнику в трудной ситуации)
-познакомить со способами избавления от страхов (рисовать, говорить, лепить, вырезать)
-познакомить со способами позитивного взаимодействия и общения (улыбаться, хвалить, говорить добрые слова, помогать, прощать)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.
Описание инновационного проектаТема: Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.Автор пр...
Занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей, с использованием элементов музыкотерапии
Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны...
Выступление на ГМО воспитателей коррекционных групп г. Волжска РМЭ, мастер-класс по теме «Обучение педагогов приемам педагогических техник для развития эмоциональной сферы у детей посредством театрализованной деятельности».
МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ....
Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста
Развитие эмоциональной сферы у ребенка...
КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...
Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...
«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»
По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...