Развитие эмоциональной сферы у детей с ОНР 5-6 лет.
методическая разработка (старшая группа) по теме

 В документе представлен опыт работы, по развитию представлений об эмоциях у детей 5-6 лет с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_pechat.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор-составитель педагог-психолог МДОУ №127 Кудреватых А.Ю.

Развитие эмоциональной сферы у детей с ОНР, как одно из направлений использования здоровьесберегающих технологий.

В современных условиях, проблема сохранения психического и физического здоровья детей стоит, довольно остро. Существует огромное количество факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду. Одним из таких факторов, является – эмоциональное благополучие ребёнка в группе. Все мы знаем, насколько велика роль эмоций в жизни каждого человека, и в особенности детей дошкольного возраста. Ни один процесс, ни одна деятельность не остаются без участия эмоций, которые выполняют как регулирующие функции, так и направляют активность ребёнка  в необходимое русло.

Профилактика эмоциональных нарушений – одна из важнейших задач здоровьесберегающих технологий. Актуальность решения данной задачи обусловлена следующими обстоятельствами:

-во-первых, уровень развития эмоциональной сферы выступает показателем сформированности личности ребёнка, особенности протекания, зрелость эмоциональных процессов, наличие элементов произвольности и саморегуляци собственной активности говорят о гармонично развитой личности дошкольника, что является неотъемлемой составляющей здоровьесберегающих технологий

-во-вторых, различные трудности и нарушения в эмоциональной сфере личности дошкольника ведут к социальной дезадаптации, поэтому создание необходимых условий эмоционального благополучия ребёнка в саду позволит снизить риск появления различных нарушений в различных сферах взаимодействия в обществе. («Здоровые» эмоции - залог адекватного отношения к окружающей действительности)

- в-третьих, на первых этапах становления личности дошкольника велика роль опыта, полученного им от взрослых, в том числе и те эталоны форм выражения эмоциональных состояний, что предлагает взрослый, а так же опыт собственных эмоциональных переживаний. От того, под каким знаком (положительный или отрицательный) будет этот опыт накапливаться, зависит отношение ребёнка к жизни и к себе, как члену общества.

- в-четвертых, дети дошкольного возраста в силу возрастных особенностей не могут ставить перед собой задачи анализировать, направлять внимание на собственные переживания. Такие умения появляются в подростковом возрасте. Но общение, взаимодействие с окружающим миром, невозможно без понимания собственных внутренних процессов, поэтому очень важно, на доступном для дошкольника уровне формировать представлений о собственных эмоциях, способах их выражения в общении, различных ситуациях, учиться понимать и принимать переживания окружающих людей.

Решая комплекс задач по развитию, сохранению и укреплению эмоциональной сферы дошкольников, как одного из ключевых моментов психического здоровья  будущего гражданина общества, мы имеем возможность  формировать фундамент нравственной основы личности ребёнка.

В рамках решения задач по сохранению и укреплению психического здоровья в нашем саду мы рекомендуем воспитателям использовать следующие игры и задания по развитию эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития эмоциональной сферы дошкольников.

  1. Приветствие – дети здороваются с педагогом и между собой различными способами: различными частями тела (рукой, кулаком,  ладошкой, пальцем, ногой, плечом, боком, носом), выполняют движение или танец, используют различные формулы приветствия.

Задача - создать положительный эмоциональный фон для дальнейшей работы.

  1. Беседы об эмоциях: в процессе ответов на вопросы или совместных обсуждений дети знакомятся и расширяют свои представления об собственных переживаниях.

Задача - расширять представления детей о собственных переживаниях, учиться находить слова для выражения эмоций и чувств в социальноприемлемой форме.

Варианты устных заданий:

  1. Вопросы о собственных переживаниях (констатация настроения в данный момент, попытаться определить причины появления, изменения настроения в различные периоды, попытки объяснить, как отличить одно настроение от другого): какое у тебя сегодня настроение?  Почему у тебя сегодня веселое настроение? Когда тебе бывает весело? Что делают злые люди? Как ты догадался, что мама расстроилась? Когда твоим друзьям бывает весело? Когда твой папа сердиться? Когда люди грустят?
  2. Дать определение эмоции: что такое радость? Что такое страх?
  3. Подобрать синонимы к словам обозначающим эмоциональные  состояния: как про грустного человека можно сказать по-другому?
  4. Решение проблемных ситуаций: Петя сильно расстроился, у него не получилась постройка, как ему помочь исправить настроение?
  1. Рассматривание и анализ  художественных произведений с изображением эмоций в сопутствующих ситуациях.

Задача - обогащать представления детей об эмоциях.

Материал:

-фотографии детей и взрослых с различными переживаниями

-художественные изображения детей, взрослых, животных в различных эмоциональных состояниях

-пиктограммы

-рисунки самих детей

В качестве приемов работы используется вопросы и акцентирование внимания детей на характер выражения мимики (расположение бровей, выразительность взгляда, положение губ), оценка позы и характер действий рук, тела, движений.

По мере освоения детьми материал вводиться игры с картинками.

Варианты игра:

- покажи по картинке, а мы угадаем :ребёнок должен рассмотреть пикограмму, узнать настроение и показать, другие дети угадывают, затем проверяем правильность ответом и показа

-найди пару: раздоиться карточки с различными настроениями, дети должны собрать в группы все грустные, веселые, злые, испуганные картинки.

-найди пару: каждому ребёнку в группе наклеиваться на спину картинка с персонажем, с определенным настроением. по ходу игры дети должны найти пару, не называя эмоции, а показывая их

-сложи картинку: необходимо сложить разрезанную пиктограмму на 2, 4 части

-подумай и покажи:  педагог зачитывает стихотворении или предложение, ребёнок по смыслу должен догадаться о каком эмоциональном состоянии идет речь и показать карточку.

4) Демонстрация самими детьми  эмоциональных состояний

Задача- учиться направлять внимание на выражение  собственных и чужих эмоций, учиться передавать настроение различными выразительными средствами.

Варианты:

-произвольный показ (покажи, как ты радуешься)

-через игровые средства (конкурс, кто покажет самого грустного медвежонка)

-с использование художественных средств и фотографий (покажи по картинке)

4) Этюды на выражение  эмоциональных состояний.

Задача - развивать выразительность передачи эмоциональных состояний.

В начале работы используются этюды с одной эмоцией, дальше по мере освоения детьми материала, включаются этюды с переходом от одной эмоции к другой или с усилением акцента на передаче настроения.

5) Подвижные игры или игры на преодоление двигательного автоматизма

Задача- снятие психоэмоционального напряжения, развитие навыков произвольного поведения.

Варианты:

«День и ночь»- педагог или ребёнок играет роль совы, дети играют роль мышки , по сигналу, все мышки должны замереть и сова следить.

«Красные, зелёный, желтый»- педагог играет роль светофора, каждые цвет- сигнал к определенным действиям, красные - стой, желтый - идти медленно, зеленый - бежать, дети должны внимательно, по сигналу выполнять команды.

«Четыре стихии»- педагог вводить 4 условных сигнала под каждый из них выполняется определенное действие, дети запоминают, затем выполняют только словесные команды , а психолог путает

6) Упражнение для снятия психомышечного напряжения

Задача-освоение детьми на доступном уровне приемов расслабления, отреагирование отрицательных переживание, снятие мышечных зажимов.

Варианты:

?) Рисование: дети рисуют лица с различным настроением, рисуют причины появления настроения, выполняют групповые рисунки, с помощью изо-деятельности формируют положительный эмоциональный фон и избавляться от отрицательных переживаний.

Задача- развитие эмоциональных представлений средствами изобразительной деятельности

Варианты: темы рисования - «Это я», «Я веселый - я грустный», «Когда я радуюсь»

8) Упражнения на формирование положительного «образа Я» у себя и сверстников.

Задача- формирование позитивной самооценки и доброжелательных отношений со сверстниками.

Варианты А:

«Комплементы»- дети говорят друг другу добрые, хорошие слова, учатся хвалить и отмечать положительные действия (молодец, хорошо сдала, красивое платье,  отлично выглядишь, хорошо занимался)

«Подарки»- дети учатся придумывать друг другу подарки, показывать их и дарить.

«Ласковое слово, ласковое имя» - дети учатся друг друга называть ласково.

«Я желаю тебе …»

Вариант Б:

«Я люблю и не люблю» «Мне нравиться и не нравиться»

«Я умею и не умею»

«Я могу и не получается»

«Меня хвалят и  ругают за …»

«Я хочу …»

«Мне хорошо когда … , мне плохо , когда …»

Вариант В

«Мама любит когда …»

«Дети дружат когда …»

9) Ритуал прощания: использование речевых формул (мы молодцы) или других речёвок, закрепляющих положительный эффект работы в группе.

Задача- закрепление позитивных эмоций в процессе занятия.

10) Прослушивание музыкальных произведений.

Задача - научиться определять настроение музыки, подбирать соответствующие движения и образы, реализовывать их в танце

11) Работа с переживаниями.

Задача - учиться фиксировать внимание на собственных эмоциях, подбирать соответствующие символы и образы для определения внутренних ощущений.

Варианты: предложить детям подобрать к каждой эмоции цвет, форму, тактильное ощущение, вкусовое ощущение, явление погоды,  определить телесные ощущения (где прячется в теле твоя злость), варианты движения в том или ином состоянии (Мишка рассердился - как он пойдет? Мишка потерял бочку с медом - как он пойдет?)

12) Беседы с детьми о социальноприемлемых способах выражения различных эмоций.

Задача - формировать первичные представления о способах  позитивного выражения как отрицательных, так и положительных эмоций, развивать навыки регулирования собственного поведения и переживаний.

Варианты:

-проработать варианты отреагировали агрессивных переживаний (использовать в работе приемы и методы, позволяющие детям «выбросить» свои отрицательные переживания, познакомить на доступном уровне с приемами регулирования своего настроение в общении)

-проработать варианты действий при грустном настроении (познакомить с вариантами помощи сверстнику в трудной ситуации)

-познакомить со способами избавления от страхов (рисовать, говорить, лепить, вырезать)

-познакомить со способами позитивного взаимодействия и общения (улыбаться, хвалить, говорить добрые слова, помогать, прощать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у детей с нарушениями речи.

            Описание инновационного проектаТема:  Влияние песочной терапии в развитии эмоциональной сферы у  детей с нарушениями речи.Автор пр...

Занятие по развитию эмоциональной сферы гиперактивных детей, с использованием элементов музыкотерапии

Терапевтическое воздействие музыки известно с древних времен. Основные механизмы воздействия музыкотерапии делают этот метод максимально индивидуально эффективным для каждого человека. С одной стороны...

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста

Развитие эмоциональной сферы у ребенка...

КУРС ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ III – IV ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

     Предлагаемый курс занятий рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, уровня их знаний и умений. Целью является обеспечение эмоционального развития ребенка на основе к...

Ритмопластика как средство развития эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность : Музыка, как действенное средство художественно – эстетического воспитания формирует «творческость», как качество личности. Основное назначение ритмопластики – развитие у детей художеств...

«Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста»

По словам Л.С. Выготского, эмоциональное развитие детей — одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежд...