Артикуляционная гимнастика для группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, а также для укрепления мышц лица, языка, губ, мягкого неба.
Задачами артикуляционной гимнаcтики являются:
- учить детей правильно выполнять артикуляционные упражнения;
- формировать правильное произношение звуков;
- воспитывать умение переключаться с одного вида упражнений на другой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika_.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удержать его в таком положении до счёта «пять», потом закрыть. Повторить 3 – 4 раза. | |
Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, До пяти считаю я. А потом закроем рот – Отдыхает бегемот. |
Описание упражнения: улыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза. | |
Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем | |
Описание упражнения: сомкнутые губы вытянем вперёд и удержать в таком положении до счёта «пять» (до счёта «десять»), вернуться в исходное положение. Повторить 5 – 6 раз. | |
Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт взрослого до пяти, потом до десяти. | |
Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму. | |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, покусать язык зубами, приговаривая – та-та-та…; пошлёпать язык губами, приговаривая – пя-пя-пя…; закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием. | |
Тесто мнём, мнём, мнём, Тесто жмём, жмём, жмём, После скалку мы возьмём, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять – Не пора ли вынимать? | |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки (чтобы «чай» не пролился). Стараться не поддерживать язык нижней губой. Удерживать язык в таком положении под счёт взрослого до пяти, потом до десяти. Повторить 3 – 4 раза. | |
Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, «приклеить» (прососать) язык к нёбу. Следить, чтобы при этом рот был широко открыт. Если не получается сразу «приклеить» язычок к нёбу, предложите ребёнку медленно пощёлкать языком. Пусть малыш почувствует, как язычок «присасывается» к нёбу. | |
Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. |
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Повторить 4– 5 раз. | |
Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не опускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам не трудно повторять! |
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. | |
Я – весёлая лошадка Тёмная, как шоколадка. Язычком пощёлкай громко – Стук копыт услышишь звонкий. |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 – 4 раза. | |
Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз. | |
Тик – так, тик – так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? |
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки (альвеолы) за верхними зубами. Удержать язык в таком положении под счёт до восьми; потом до десяти. Опустить язык и повторить упражнение 2 – 3 раза. | |
Лодочка под парусом По реке плывёт, На прогулку лодочка Малышей везёт. |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» - опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» - поднять язык за верхние зубы. Повторить 4 – 5 раз. | |
Сели дети на качели И взлетели выше ели. Даже солнышко коснулись, А потом назад вернулись. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно, под счёт взрослого до восьми. | |
Я сегодня утром встал И посёлок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был подкрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски! |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево-вправо) под счёт взрослого (7 – 8 раз). Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубами (рот при этом широко открыт). Повторить 8 – 10 раз. | |
Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый. |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз. | |
Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я. |
Описание упражнения: 1) рот закрыть, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались «мячики». 2) Вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались. | |
Во дворе народ толпиться. Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, Пропустить не должен мяч. Потому что наблюдает За игрою из окна Катерина. Всякий знает: Генке нравится она. |
Описание упражнения: совершать круговые движения языком между губами и зубами то в одну, то в другую сторону. Рот при этом закрыт. | |
У меня в иголках шёрстка И в норе запасов горстка. Лучше ты меня не трожь! Я – колючий серый ёж! |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх, двигать языком по верхней губе вперёд – назад, произнося: была-была-была… | |
Я – индюк «балды - балда» Разбегайся кто куда. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу; нижней губой стараться язык не поддерживать. Повторить 4 – 5 раз. | |
Блин мы ели с наслажденьем Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт взрослого до восьми, потом до десяти. | |
Выгляни в окошко – Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула, Зашипела, прыгнула… Рассердилась киска – Не подходите близко! |
Учите с нами.
(артикуляционная гимнастика)
Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот; поднять язык вверх, с силой ударять кончиком языка по бугоркам за верхними зубами (альвеолам) и произносить: «дын-дын-дын…» (сначала медленно, потом всё быстрее и быстрее). Повторять в течение 5 – 10 секунд. | |
По шоссе машина мчит, Во все стороны рычит. За рулём лихой шофёр. «Дын-дын-дын» - гудит мотор. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «дззз», но не отрывисто, а протяжно, в течение 10 – 15 секунд. Помнить, что комар злой, поэтому нажимать языком на бугорки энергично. высунуть язычок изо рта, затем спрятать. | |
Прилетает по ночам, Не даёт заснуть он нам: Зло звенит, над ухом вьётся, Только в руки не даётся. |
Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними зубами и произносить: «д-д-д…». Выполнять 10 – 20 секунд сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее. Следить, чтобы «работал» только кончик языка, а сам язык не прыгал. | |
Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук Раздаётся громкий звук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста
Конспект НОД «Поможем весне» по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей тяжёлыми нарушениями речи старшего возраста...
Перспективное планирование образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для детей ...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)
Задачи:ü учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü ...
Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»
Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...
Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.
Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...
Конспект НОД по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Предлагаем вашему вниманию конспект НОД по формированию лексико- грамматических категорий и развитию связной речи для детей старшей группы с нарушениями речи ....
Конспект образовательной деятельности познавательной направленности по экспериментированию для детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с нарушением речи «Удивительная соль»
Конспект занятия в подготовительной группе, основанный на экспериментально-исследовательской деятельности детей....