Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике

Бельских Мария Михайловна

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бельских Мария Михайловна,

учитель-дефектолог,

Калашникова Ольга Николаевна,

воспитатель,

Сарызина Оксана Юрьевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 1», г.о. Самара, Самарская область.

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР

Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления.  Развитие  познавательных способностей детей  является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.

У всех детей с ЗПР имеется отставание в развитии познавательной сферы, которое можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Для преодоления нарушений в развитии педагоги прибегают к различным способам и методам работы с детьми. Необходимо формировать учебную мотивацию  у детей, поскольку дети с ЗПР очень часто отвлекаются, утомляются, интерес к занятиям пропадает.

Целью использования конструктора   в коррекционной работе с детьми, имеющими ЗПР,  является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие речевых и  познавательных способностей. 

Познавательные способности обеспечивают положительное влияние любой познавательной деятельности. Дети работают  с различными материалами, идет формирование  сенсорных эталонов, закрепляются  конструктивные навыки, совершенствуется процесс ориентировки в пространстве. Происходит развитие  мелкой моторики, совершенствуется работа пальцев и кистей. Конструирование развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие.

Работа с конструктором благоприятно влияет на развитие речи у детей. Происходит пополнение пассивного, активного словарей, дифференциация и автоматизация звуков, формируется фонематическое восприятие, идет работа над лексико-грамматическим строем, связной речью, ребенок учится находить причинно-следственную связь в событиях. Известные советские ученые Ф. А.Сохин, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Необходимо отметить, что у детей с ЗПР особое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. Для коррекционно-развивающей работы, как правило, выбирается практический вид деятельности: сравнение, счет, моделирование, измерение, конструирование и т.д.

С помощью любимого конструктора можно изучать не только цвет, но и форму предмета, его размер, величину, количество.  Под наблюдение взрослого из конструктора собрать «Гаражи» несколько штук, разного цвета.фото2.png

Дети  с удовольствием поиграют в игры на веселый счет:

  • "Посчитай", "Обратный счет", "Который по счету?" и т.д.
  • Игры на концентрацию и устойчивость внимания: "Какая машинка уехала?", " Что изменилось?", "Перепутали машинки гаражи" и т.д.
  • Закрепление предлогов "Над", "В", "Около", "За", "На" и т.д.
  • Ориентировка в пространстве, закрепление понятий "Слева", "Справа", "Спереди", "Сзади". 

Конструктор дает огромную возможность для развития фантазии и воображения ребенка, ведь игры можно придумать и самому.

Если ребенок активный, конструктор является «первой помощью» для корректирования его усидчивости, терпения, самостоятельности   и внимания, пошаговое выполнение различных манипуляций с конструктором поможет ребенку осваивать правила поведения в различных ситуациях.

Разделяя пространство  с помощью конструктора, участвуя в организации оборудования для своей игры, дети сами себе обеспечивают возможность познавать окружающий мир, появляется желание экспериментировать. Некоторые действия в ходе игры требуют сотрудничества не только с педагогами, но и с другими детьми. Дети контактируют со взрослыми и детьми, решают какие то проблемы в ходе взаимодействия,  происходит их социально-коммуникативное развитие.фото 1.png

        Обеспечивая разнообразием конструктора детей мы, таким образом, мотивируем их на учебную деятельность, познавательную  и мыслительную активность. Увеличивается  результативность коррекционно-развивающей работы, развитие речевых и  познавательных способностей. 

C:\Users\Пользователь\Downloads\image.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...

Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста

Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует на...

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....