Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР
статья по коррекционной педагогике
Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бельских Мария Михайловна,
учитель-дефектолог,
Калашникова Ольга Николаевна,
воспитатель,
Сарызина Оксана Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 1», г.о. Самара, Самарская область.
Конструктивная деятельность как средство формирования познавательных способностей у детей с ЗПР
Познавательное развитие детей дошкольного возраста – процесс очень интересный и непрерывный. Малыш познает мир с первого момента своего появления. Развитие познавательных способностей детей является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики. В основе познавательной деятельности всегда лежит проблема, поэтому ее цель обусловлена решением возникших затруднений.
У всех детей с ЗПР имеется отставание в развитии познавательной сферы, которое можно наблюдать уже на ранних этапах жизни ребенка. Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.
Для преодоления нарушений в развитии педагоги прибегают к различным способам и методам работы с детьми. Необходимо формировать учебную мотивацию у детей, поскольку дети с ЗПР очень часто отвлекаются, утомляются, интерес к занятиям пропадает.
Целью использования конструктора в коррекционной работе с детьми, имеющими ЗПР, является повышение мотивации к занятиям, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы, развитие речевых и познавательных способностей.
Познавательные способности обеспечивают положительное влияние любой познавательной деятельности. Дети работают с различными материалами, идет формирование сенсорных эталонов, закрепляются конструктивные навыки, совершенствуется процесс ориентировки в пространстве. Происходит развитие мелкой моторики, совершенствуется работа пальцев и кистей. Конструирование развивает психические процессы – память, мышление, воображение, внимание и восприятие.
Работа с конструктором благоприятно влияет на развитие речи у детей. Происходит пополнение пассивного, активного словарей, дифференциация и автоматизация звуков, формируется фонематическое восприятие, идет работа над лексико-грамматическим строем, связной речью, ребенок учится находить причинно-следственную связь в событиях. Известные советские ученые Ф. А.Сохин, Е. М. Струнина установили, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.
Необходимо отметить, что у детей с ЗПР особое внимание уделяется формированию элементарных математических представлений. Для коррекционно-развивающей работы, как правило, выбирается практический вид деятельности: сравнение, счет, моделирование, измерение, конструирование и т.д.
С помощью любимого конструктора можно изучать не только цвет, но и форму предмета, его размер, величину, количество. Под наблюдение взрослого из конструктора собрать «Гаражи» несколько штук, разного цвета.
Дети с удовольствием поиграют в игры на веселый счет:
- "Посчитай", "Обратный счет", "Который по счету?" и т.д.
- Игры на концентрацию и устойчивость внимания: "Какая машинка уехала?", " Что изменилось?", "Перепутали машинки гаражи" и т.д.
- Закрепление предлогов "Над", "В", "Около", "За", "На" и т.д.
- Ориентировка в пространстве, закрепление понятий "Слева", "Справа", "Спереди", "Сзади".
Конструктор дает огромную возможность для развития фантазии и воображения ребенка, ведь игры можно придумать и самому.
Если ребенок активный, конструктор является «первой помощью» для корректирования его усидчивости, терпения, самостоятельности и внимания, пошаговое выполнение различных манипуляций с конструктором поможет ребенку осваивать правила поведения в различных ситуациях.
Разделяя пространство с помощью конструктора, участвуя в организации оборудования для своей игры, дети сами себе обеспечивают возможность познавать окружающий мир, появляется желание экспериментировать. Некоторые действия в ходе игры требуют сотрудничества не только с педагогами, но и с другими детьми. Дети контактируют со взрослыми и детьми, решают какие то проблемы в ходе взаимодействия, происходит их социально-коммуникативное развитие.
Обеспечивая разнообразием конструктора детей мы, таким образом, мотивируем их на учебную деятельность, познавательную и мыслительную активность. Увеличивается результативность коррекционно-развивающей работы, развитие речевых и познавательных способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Исследовательская деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста"
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Конструктивная деятельность как средство формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста
Одной из новых развивающих технологий в образовательном процессе является технология – ЛЕГО, которая, бесспорно, способна сделать развитие творческой личности более успешной и претендует на...
Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....
Отчет по самообразованию "Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста"
отчет по самообразованию...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ"
ЗНАКОМСТВО РОДИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ ТЕАТРА И ИХ ЗНАЧЕНИЕМ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА...