Доклад «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми».
материал по коррекционной педагогике
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.docx | 35.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми».
Коррекционное образование или коррекционная учебно-воспитательная работа представляет собой систему специальных психолого-педагогических, социокультурных и лечебных мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития детей с ограниченными возможностями, сообщение им доступных знаний, умений и навыков, развитие и формирование их личности в целом. Сущность коррекционного образования состоит в формировании психофизических функций ребенка и обогащении его практического опыта наряду с преодолением или ослаблением, сглаживанием, имеющихся у него нарушений психики, сенсорики, моторики, поведения. Коррекционно-воспитательной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе формирования у школьников общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков.
Проблема повышения эффективности коррекционного воздействия на детей с нарушениями интеллекта остается актуальной и в сегодняшнее время.
Согласно Л.С. Выготскому к интеллектуальным нарушениям относятся те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга. При диагностике интеллектуальных нарушений должны присутствовать стойкость, необратимость дефекта, его органическое происхождение. Дети с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) характеризуются недоразвитием высших психических функций, ограниченными возможностями развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность. Многие учащиеся имеют речевые проблемы, ограниченный словарный запас, слаборазвитую мелкую моторику, неадекватные эмоции и т.д. Чтобы ребенку с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) успешно овладеть учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режима необходима разносторонняя помощь педагогов и родителей.
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, далее идет с ним на протяжении младшего, старшего школьного возраста и сопровождает его на протяжении всей жизни. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический, волшебный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственное поведение, которое регулирует желания и поступки ребенка. Для детей с нарушениями интеллекта характерно недоразвитие высших эмоций и трудно формируемые морально - этические качества. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические, волшебные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребенка с отклонениями в развитии, делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственной личности ребенка с нарушением интеллекта.
Сказкотерапия выполняет диагностическую, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую функции. Применение сказкотерапии позволяет решать ряд сопутствующих педагогических и психологических проблем, возникающих у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями: эмоциональных проблем (неуверенность, конфликтность, агрессивность, страхи) и речевых проблем. С помощью сказкотерапии педагог может способствовать развитию творческого и образного мышления. Благодаря сказкотерапии, у детей с речевыми нарушениями и интеллектуальным недоразвитием быстрее усваиваются лексико-грамматические категории, повышаются выразительные средства (мимика, движения, жесты, интонация, темпы, ритм, речевое дыхание), развиваются личностные качества, мотивационно-волевые процессы, обогащается и систематизируется словарный запас, формируется фонематический слух и правильное произношение, развивается образная речь, описание, повествование, сочинение сказок и историй.
Огромное влияние сказки на ребенка заключается в том, что восприятие сказки не только приводит к приобретению отдельных знаний и умений, к формированию отдельных психический процессов, но и изменяет общее отношение к действительности, способствует возникновению новых, более высоких мотивов деятельности ребенка. Таким образом, введение сказкотерапии в процесс работы с детьми с интеллектуальными нарушениями позволяет стимулировать развитие познавательных процессов, интеллекта, моторики и скорректировать психологические проблемы.
Восприятие сказки - сложная, развивающаяся во времени внутренняя деятельность, в которой участвуют воображение, восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, воля. Каждый из этих процессов выполняет свою важную функцию в общей деятельности – знакомство с явлениями окружающей действительности через искусство. Через сказкотерапию можно помочь ребенку яснее мыслить и глубже чувствовать. Важнейший сдвиг, который происходит в школьном возрасте, заключается в развитии способности мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Слушание сказки, наряду с творческими играми, имеет важнейшее значение для формирования нового вида внутренней психической активности, без которой невозможна никакая творческая деятельность. В восприятии художественного произведения школьник не эгоцентричен. Постепенно он научается становиться на позицию героя, мысленно ему содействовать, радоваться его успехам и огорчаться из-за его неудач. Формирование в школьном возрасте этой внутренней деятельности позволяет ребенку не только понять явления, которые он непосредственно не воспринимает, но и отнестись со стороны к событиям, в которых он не принимал прямого участия, что имеет решающее значение для последующего психического развития. Данный факт так же относится и к детям с нарушениями интеллекта.
Использование сказкотерапии в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями способствует развитию связной речи, активизации и обогащению словарного запаса, накоплению социального опыта, формированию целенаправленной деятельности, повышению устойчивости внимания ребёнка. Младшие школьники с удовольствием запоминают небольшие по объёму фразы, стихотворные формы, песенки, которые могут повторяться в процессе рассказывания несколько раз. Звучание этих повторов помогают учащимся запомнить их, использовать в речевом общении со сверстниками и взрослыми.
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции всё больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с проблемами. Ребёнок с проблемами, действуя в удивительном мире искусства художественного слова, даёт позитивные изменения в своём развитии. Сказка является эффективным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.
При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Вся литература заранее должна быть тщательно обработана.
Пути использования сказкотерапии.
Сказка может быть использована для того, чтобы:
1) предложить ребёнку способы решения конкретной проблемы;
2) сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребёнком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого. Язык сказки их сближает;
3) сказка более информативна, чем обычная стиснутая речь. Она не выдаёт свои положения за что - то более серьёзное, чем символы, метафоры и аналогии;
4) сказка способствует пробуждению детских и творческих сил. Она активизирует понимание и работу на уровне интуиции, архетипов (формы поведения, режим функционирования душевных сил, похожие на инстинкты, смысл и значение которых выражается в реальных образах и действиях), первого впечатления;
5) сказка несёт свободу;
6) важной чертою сказки является то, что в ходе её происходит трансформация. Некто маленький и слабый вначале к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного.
Сказкотерапия - это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности и аромат тайны…
Сказкотерапией люди занимались всегда. Правда, называли это иначе. Выделяют 4 этапа в развитии сказкотерапии. Примечательно, что ни один из выделяемых этапов не заканчивается, уступая место новому. Поэтому каждый этап ознаменовал начало определенного процесса.
Первый этап сказкотерапии - устное народное творчество. Его начало затеряно в глубине веков, но процесс устного (а позднее и письменного), творчества продолжается по сей день.
Второй этап - собрание и исследование мифов и сказок. Исследование мифов и сказок в психологическом, глубинном аспекте связано с именами К. Ю. Юнга, Б. Беттельхейма, В. Проппа и др.
Третий этап - психотехнический. Наверное, нет ни одной педагогической, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы ни использовался прием «сочини сказку». Современные практические подходы применяют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.
Четвертый этап - интегративный. Этот этап связан с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков. Сегодня сказкотерапия синтезирует многие достижения психологии, педагогики и философии разных культур - все это приобретает сказочную форму и форму метафор. В сказкотерапевтическом процессе на данный момент используется 5 видов сказок (классификация Т.Д. Зинкевич - Евстигнеевой):
1) художественные
2) дидактические
3) медитативные
4) психотерапевтические
5) психокоррекционные, которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией и подаются по-разному: анализ, имидж-терапия, рисование, куклотерапия, постановка сказок в песочнице, инсценирование и др.
И.В. Вачков классифицирует сказки в зависимости от целей воздействия сказки и выделяет два вида:
1) фольклорные
2) авторские: в обоих типах сказок можно выделить художественные, дидактические, психокоррекционные, психологические (психосказка, например, сказки Д.Ю.Соколова, А.В.Гнездилова). Именно рассмотренный новый вид сказки (психосказка) по мнению И.В.Вачкова призвана раскрыть перед ребёнком глубины его собственного внутреннего мира, развить его самосознание, помочь ему на пути становления его личности.
Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские (художественные).
Народные сказки несут следующие чрезвычайно важные для нас идеи, изложенные первозданным образным языком:
1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, начиная от людей и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования мезанизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников, но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Эта идея важна для формирования самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.
Существуют следующие разновидности народных сказок:
- бытовые;
- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);
- сказки-басни, проясняющие какую-либо ситуацию или моральную норму;
- сказки-страшилки, истории о нечистой силе;
- сказки о взаимодействии людей и животных;
- притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях);
- сказки о животных;
- мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);
-волшебные сказки, сказки с превращением.
К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.
Существуют следующие разновидности художественных сказок:
1. Художественные волшебные. Из названия понятно, что в них будет происходить что-то удивительное. Речь идет о различных вариантах превращений, могущественных старцах, ларцах и прочих волшебных вещах. Сюжет может быть очень извилистым, непредсказуемым, но в любой момент появятся помощники.
2. Художественные о животных. Главными персонажами здесь являются различные звери, птицы и насекомые. Они живут и действуют как люди.
3. Художественные бытовые. В них действие обычно происходит в домах, подвалах, пещерах. Главные герои очень хозяйственны по своей натуре либо разрушают собственный быт. Такие сюжеты заканчиваются неожиданными вариантами и перспективами, так как многое зависит от деятельности персонажей, хлопочущих по хозяйству на страницах сказки. Если они не поддаются никаким позитивным изменениям, то влачат жалкое существование и их жизнь - безрадостные будни.
4. Художественные страшные. Сказки про нечистую силу - ведьм, упырей, вурдалаков и прочих персонажей. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Детская самотерапия - многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
5. Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о многих проблемах человека и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. Содержание сказки исцеляет своей неистребимой верой в добро - если есть яд, то всегда можно найти противоядие. В этих сказках говорится о том, что не следует торопиться с выводами, ждать скорейшего ответа на все вопросы и моментального обновления.
6. Дидактические сказки. Дидактические сказки создаются педагогами для приятной подачи учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
7. Психокоррекционные сказки. Эти сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Возможности работы со сказкой
1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются жизни ученика.
2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человек и выявляет систему оценок человека в категориях: хорошо - плохо.
4. Проигрывание эпизодов сказки. Проигрывание эпизодов дает возможность клиенту почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.
5. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).
Существуют основные приемы работы со сказкой:
1. Анализ сказок.
После прослушивания сказки детям задают вопросы:
Как вы думаете, о чем (про что, про кого) эта сказка?
Кто из героев вам больше всего понравился (не понравился)?
Как вы думаете, почему тот или иной герой совершал те или иные поступки?
Придумайте, что было бы, если бы главный герой не сделал того-то поступка?
Как вы думаете, если бы в сказке были одни хорошие герои (или одни плохие герои), что это были за сказки?
Зачем в сказке есть плохие и хорошие герои?
Анализ сказок и сказочных ситуаций может быть построен в форме как индивидуальной работы, так и групповой дискуссии, где каждый высказывает свое мнение относительно того, что «зашифровано» в той или иной сказочной ситуации.
2. Рассказывание сказок.
Процедура рассказывания сказки состоит в следующем:
- Ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или третьего лица;
- Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в сказке.
3. Переписывание сказок.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, коней сказки и т. д. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободится от внутреннего напряжения. Именно в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
4. Постановка сказок с помощью кукол.
Работая с куклой, ребенок видит, что каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Это помогает ему самостоятельно корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным. Работа с куклами позволяет совершенствовать и проявлять через те эмоции, которые обычно ребенок по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
5. Сочинение сказок.
В каждой волшебной сказке есть определенные закономерности развития сюжета. Главный герой появляется в доме (в семье), растет, при определенных обстоятельствах покидает дом, отправляясь в путешествие. Во время странствий он приобретает и теряет друзей, преодолевает препятствия, борется и побеждает зло и возвращается домой, достигнув цели. Таким образом, в сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития личности.
Варианты работы со сказкой.
1. Использование сказки для развития речи, моторики, эмоционально-волевой сферы.
Подбирается сказка, соответствующая возрасту учащегося коррекционной школы-интерната, школьной программе, желательно короткая, чтобы можно было прочесть её один раз, распределить роли, инсценировать по ролям, и нарисовать понравившихся героев. Если сказка короткая, всю работу можно проделать в течение одного занятия.
2. Использование сказки для развития пространственных представлений, умения сравнивать и анализировать, устанавливать последовательность действий, событий, причинно-следственные связи.
Как в этом случае можно построить работу со сказкой?
Ведущий читает сказку. По ходу чтения выбираются действующие лица, которым выдаются карточки с названиями действующих героев. После прочтения сказки учащимся предлагается задание – определить свое место в цепочке действующих героев. Обучающиеся выбирают свое место, называют, кто находится "справа" – "слева", кто первый, второй, третий… по счету, кто находится "рядом", "между", "около" и т.д.
З. Замещение содержания сказки знаковыми изображениями.
На материале сказок учащиеся легко выстраивают условные изображения и используют их как опоры для запоминания сюжета, последовательности деятельности героев сказки, учатся составлять алгоритм обработки материала.
4. Изображение героев, эпизодов прочитанной сказки с помощью мимики, жестов, известных поз, повадок, движений.
Также необходимо создавать сказочно игровую среду. Для этого необходимо создать условия, где ребенок с ограниченными возможностями может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. Сама «сказочная жизнь» побуждает действовать ребенка в соответствии с общечеловеческими нормами поведения. Путешествуя по Сказочной стране, ребенок чувствует, что если он не будет прислушиваться к своим друзьям, будет с кем-то ссорится, производить вокруг себя разрушение - сказка исчезнет, а вместе с ней могут погибнуть добрые, полюбившиеся ему сказочные существа, живущие в ней. Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит ребенку непосредственно из сказочной ситуации, а не из уст и под давлением взрослого.
Во время общения и активной творческой деятельности школьник уходит от собственных переживаний, эмоциональной отверженности, чувства одиночества, страхов и тревожности и погружается в удивительный мир сказки.
«Проживая сказку», дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают учащимся возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения: пластику, мимику и речь.
Обучающимся нашей школы - интерната свойственна неразвитость эмоций, их отличает неумение выражать свои чувства и узнавать чужие, поэтому в своей работе я часто использую элементы сказкотерапии.
При проведении открытых самоподготовок использую сюжет сказок «Колобок», «Приключения Буратино или золотой ключик» и мультфильмов «Простоквашино», «Маша и медведь», на которых с воспитанниками помогаем героям сказок справиться с заданиями. Самоподготовка построенная таким образом увлекательна и интересна. У воспитанников повышается активность. Они с большим желанием стараются помочь героям сказок: Маше научиться писать и читать, героям Простоквашино справиться с различными препятствиями, чтобы найти клад, Буратино справиться с заданиями, чтобы Мальвина выпустила его из чулана, а так же выполнить свое домашнее задание по нужным предметам. В результате развивается самостоятельность, собранность, стремление к учебе, желание помочь товарищу, развивается речь, обогащается словарный запас, социальный опыт, формируется целенаправленная деятельность, повышается внимание воспитанника.
При проведении коррекционно – развивающих занятий на тему: «О добре и зле», «Вредные и полезные привычки», «Правда и ложь» и др. применяю небольшие сказки, которые мы обсуждаем и делаем вывод, что помогает освоить этические нормы поведения, способствует развитию познавательной и поведенческой сфер, развивает навыки выражения эмоций и управления ими.
Так же с воспитанниками совершаем «Путешествие по сказочным тропинкам», угадываем сказку по небольшим отрывкам, обсуждаем героев сказок и т.д., что позволяет стимулировать развитие познавательных процессов, интеллекта.
Часто раскрашиваем раскраски по сказкам. Раскрашивая раскраски, воспитанники вспоминают сказку и ее сюжет, что способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает мелкую моторику рук, снимает эмоциональное напряжение.
Сказкотерапия - как метод коррекции не знает себе равных. Слушая сказку, школьник погружается в волшебный мир, полный тайн и приключений. Это способствует формированию у него чувства сильного переживания за героя сказки. Сказкотерапия помогает воспитывать, развивать и обучать детей взаимодействовать с другими людьми. Включая в коррекционно - развивающие занятия элементы сказкотерапии можно разнообразить и усилить коррекционное воздействие на различные сферы учащихся.
Литература:
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. –СПб, 1998.
Интернет – ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2019/01/11/ispolzovanie-elementov-skazkoterapii-v-rabote-s-mladshimi
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2018/05/04/skazkoterapiya-v-rabote-s-detmi-s
https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniia-eliemientov-skazkotierapii-v-korrie.html
https://studbooks.net/556608/psihologiya/osobennosti_ispolzovaniya_materiala_skazok_rabote_mladshimi_umstvenno_otstalymi_shkolnikami
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лепке с умственно отсталыми детьми «Ягоды для птички» (вторая младшая группа)
Задачи: формировать представления детей о птицах, продолжать отрабатывать умения детей в работе с пластилином, используя его свойства,- пластичность,податливость при раскатывании; развивать мелкую мот...
Перспективное планирование наблюдений в природе по сезонам с умственно отсталыми детьми (старший дошкольный возраст)
В разработке дано перспективное планирование наблюдений в природе на год.По каждому сезону дается примерный перечень наблюдаемых объектов, цель наблюдения....
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно отсталыми детьми с использованием фольклора.
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора....
Коррекция и развитие мелодико-интонационной стороны речи и эмоциональности через пение в работе с умственно отсталыми детьми.
рекомендую для работы с детьми УО разных возрастов...
«Особенности организации работы с умственно-отсталыми детьми в детском саду.»
презентация для воспитателей о работе с умственно-отсталыми дошкольниками....
Доклад на тему: «Использование сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ»
Доклад на тему: «Использование сказкотерапии в работе с детьми с ОВЗ»...
Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии......