Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно отсталыми детьми с использованием фольклора.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_v_rabote_s_umstvenno.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
На современном этапе одним из актуальных вопросов является поиск новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Педагогический процесс постоянно обогащается новыми технологиями.
По данным Министерства РФ 85% детей - воспитанников детских садов и школ нуждаются в помощи медицинского, психического или коррекционно-педагогического характера. Признаками умственной отсталости являются недоразвитие и поражение головного мозга, эмоционально-волевой сферы и всей личности ребенка. У таких детей сочетаются нарушения развития разных сфер: эмоциональной, интеллектуальной, речевой, двигательной, сенсорной. Несмотря на то, что способности к познанию у таких детей значительно ниже, чем у здоровых, они отличаются умением подражать окружающим.
Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценного коррекционного воспитания без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального психосоматического и сенсомоторного статуса. Разрабатываются новые педагогические модели технологии, способствующие развитию вербальной выразительной речи, эмоциональному развитию и развитию движений через синтез современных методов, например, игротерапия и новые комплексы утренней гимнастики.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно выделить :
1.Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье в условиях специального учреждения.
3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и здоровье человека. Однако психика ребенка устроена так, что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие-либо, даже самые полезные упражнения. Воспитаннику должно быть интересно это делать не по тому, что «надо» и «полезно», а потому, что это ему нравится. Именно поэтому используются адаптированные, измененные в виде игры упражнения по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.
Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений, соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования фольклора в играх мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему гармоническому, физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движения ловкости и меткости. Игры, проводимые на свежем воздухе, закаливают организм, укрепляют иммунитет.
Во время игры часто возникают неожиданные, смешные ситуации. Это и вызывает искренний смех у воспитанников. Непринужденная веселая атмосфера не дает ребенку «уйти» в болезнь, позволяет воспитателю проявить к нему больше внимания и увеличивает совместное общение с детьми в атмосфере любви, заботы и радости. Это является мощнейшим терапевтическим фактором.
Например, русская народная игра «Гуси-лебеди» тренирует навыки правильного дыхания, укрепляет мышцы туловища и конечностей, формирует осанку, развивает координацию движений. В игре «Мороз-Красный нос», развивается ловкость, быстрота, воспитывается выдержка, терпение.
Очень важно, чтобы во время игры у воспитанника не было большой эмоциональной нагрузки, чтобы ребенок не был слишком возбужден и не переживал.
Проявить любовь к активной жизненной деятельности - значит заложить базис здорового образа жизни будущего человека. Утренняя гимнастика, как ежедневная форма занятия физическими упражнениями в специальном учреждении для умственно отсталых детей, без сомнения может служить средством решения этой проблемы. Утренняя гимнастика — это комплекс специально подобранных упражнений, направленных на решение оздоровительных, а так же воспитательных и образовательных задач. Она призвана положительно настроить ребенка на весь предстоящий день. Гимнастика должна создавать для воспитанников радостный эмоциональный подъем. Если детям скучно, если они неохотно идут на гимнастику, то никакого оздоровительного эффекта, даже при систематическом проведении, не приходится ожидать. Радостному эмоциональному подъему способствует использование фольклора при проведении гимнастики.
Эффективность использования здоровьесберегающих технологий повышает работоспособность воспитанников, активизирует их познавательный интерес.
Литература.
Маллер А.Р. Помощь детям с недостатками развития. – М., АРКТИ, 2006
Галанов А.С. Игры, которые лечат. - М. : Педагогическое общество России, 2005
Сочеванова Е.А. Комплексы утренней гимнастики для детей. –
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информациия об опыте работы "Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя- дефектолога с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
Актуальность,новизна, принципы применения здоровьесберегающих технологий....
Коррекция и развитие мелодико-интонационной стороны речи и эмоциональности через пение в работе с умственно отсталыми детьми.
рекомендую для работы с детьми УО разных возрастов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ (нарушения речи)
Слайдовая презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе учителя - логопеда...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ (ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ), В ТОМ ЧИСЛЕ И У ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ.
В статье рассказывается об использовании различных здоровьесберегающих технологий в работе учителя-огопеда....
«Особенности организации работы с умственно-отсталыми детьми в детском саду.»
презентация для воспитателей о работе с умственно-отсталыми дошкольниками....
Доклад «Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми».
Одной из новых методик коррекционного воздействия является сказкотерапия - методика, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Сказка входит в жизнь р...
Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду
Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии......