Статья на тему: «Особенности организации работы с умственно отсталыми детьми в детском саду» Автор: Павлова Ирина Юрьевна, воспитатель ГБДОУ №2 Кировского района СПб Дети с проблемами в развитии – обобщенное понятие. В эту группу входят более 10 подгрупп с различными отклонениями в развитии. У нас в детском саду воспитываются умственно- отсталые дети. Учреждения с такими группами призваны выполнять следующие задачи: - обеспечение права ребенка с нарушением в развитии на получение коррекционной помощи; - защита ребенка с нарушением в развитии от некомпетентного педагогического воздействия; - сохранение единого образовательного пространства в ДОУ; - обеспечение выполнения требований к разработке содержания и методов коррекционно-педагогического воздействия; - обеспечение вариативности и разнообразия организационных форм обучения и воспитания и коррекционно - развивающих технологий; -обеспечение материально-технической базы ДОУ с учетом характера и структуры нарушений в развитии ребенка. Основными целями ДОУ со спецгруппами являются: создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка и формирование его позитивных личностных качеств. Содержание и методы коррекционно-воспитательной работы предполагают комплекс мер, направленных на всестороннее развитие личности, на сглаживание различных недостатков психики умственно отсталых дошкольников, усугубляющих их интеллектуальную, физическую и социальную несостоятельность. Основная задача групп для умственно отсталых детей – обеспечить каждому ребенку максимальный уровень физического, умственного и нравственного развития; организовать учебно-воспитательную работу, направленную на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии и подготовке детей к обучению в школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. В нашем ДОУ функционируют три группы для умственно отсталых детей. Группы разновозрастные, смешанные (от 3 до 8 лет), круглосуточные. Дети поступают к нам по решению областной ПМПК и, конечно, с согласия родителей. Особенностью поступающих детей является нарушение интеллектуального развития, нарушение системы психической деятельности. У всех поступающих детей отмечается отклонение в приеме и переработке информации. Некоторые дети сильно возбудимы, другие вялые. Общее у наших детей – это стойкое необратимое нарушение интеллектуального и психического развития. ПМПК выявляет отклонения в развитии, определяет их характер и выбирает оптимальный образовательный маршрут ребенка. Дети поступают к нам с направлением и определенным диагнозом. При поступлении детей в ДОУ мы проводим стартовое психолого-педагогическое обследование детей. Прежде всего, знакомимся с заключением ПМПК: -медицинскими картами, т.к. изучение медицинской документации является важным методом диагностики, и это помогает понять причины и характер интеллектуальной недостаточности; -с педагогической характеристикой (если ребенок из другого детского сада). Основная роль при проведении диагностики отводится дефектологу. Он диагностирует: речевое, познавательное, социальное развитие, игру. В своей работе использует специальную диагностику Е.А. Стребелевой и Е.А. Екжановой. Затем к диагностике подключаются специалисты: психолог, руководитель по физвоспитанию, музыкальный руководитель. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребенка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребенка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Результаты диагностики обобщаются и заносятся в «Диагностико-эволюционную карту». На основании этих результатов разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью осуществляем по специальной программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта Е.А. Екжановой и Е.А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта». Особенность этой программы: материал в ней распределен по 4 этапам обучения. Сроки работы по каждому этапу предлагаются ориентировочные и могут быть: 1.- от 6мес. до 1 года; 2.- от 1 года до 1,5 лет 3.- 1,5 года. Мы жестко не привязываемся к годам обучения, с определением конкретных сроков ее выполнения, как это принято для нормально развивающихся детей. Перевод на следующий этап обучения производится лишь после усвоения программы следующего этапа. В нашей Программе для детей с нарушением интеллекта выделен специальный раздел «Социальное развитие», который подготавливает ребенка к адекватной ориентировке в окружающей среде. Основополагающим содержанием этого раздела является формирование сотрудничества ребенка с взрослым. Особенность Программы также предполагает и специальный режим дня, учебный план, сетку занятий. Учебный план определяет содержание коррекционного обучения: -базисные компоненты коррекционного обучения; -содержание коррекционной работы вне занятий; -распределение занятий между специалистами. Дефектолог проводит все занятия по познавательному развитию (сенсорные, формирование мышления, математике, ознакомлению с окружающим, развитию речи, обучению грамоте) и игре. Задача дефектолога – обучить детей способам действия по самообслуживанию, по обследованию предметов и объектов. Воспитатели организуют практическую деятельность детей. Сетку занятий строим на основе учебного плана с учетом возраста, соблюдения санитарных норм, быстрой утомляемостью детей, равномерного распределения умственной, двигательной активности и отдыха. Если дефектолог проводит занятия с 1 подгруппой по математике, - воспитатель со 2 подгруппой детей – ИЗО. Через перерыв идет смена занятий, т.е. воспитатель и дефектолог проводят занятия параллельно. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Каждое занятие представляет собой комплекс познавательной деятельности, речи, моторики, различных видов гимнастики. Некоторые задачи коррекционно-развивающей работы решаются в процессе традиционных для дошкольного воспитания форм и видов деятельности. Примером могут служить занятия по музыкальному и физическому воспитанию. Но, используя основы диагностических данных, занятия обогащаются коррекционно-развивающими заданиями. В то же время в структуре педагогического процесса выделяются специальные коррекционные занятия. С детьми проводится целая система коррекционных занятий-упражнений, направленных на: -привитие КГН и навыков самообслуживания; -на развитие интереса к окружающему, через предметную, игровую, изобразительную, конструктивную и трудовую деятельность; -на формирование всех психических процессов; -на развитие сенсо-моторных навыков; -на формирование речевого общения, исправления недостатков речевого развития. Для успешного проведения коррекционного процесса в ДОУ создана коррекционная среда, которая подразумевает совокупность условий: -щадящий охранительный режим; -увеличение длительности прогулок детей на свежем воздухе; -увеличение длительности дневного сна; -разработка для каждой группы содержания режима дня; -пересмотр организации физкультурного воспитания детей. Занятия по физическому воспитанию носят игровой характер, в них включаются игры , направленные на развитие внимания памяти, произвольности движений, самоконтроля и коррекцию личностных нарушений. Организация коррекционной работы, коррекционной среды невозможна без общего руководства, которое включает в себя: -сбор информации, ее переработка, принятие управленческих решений; -координация деятельности всех участников коррекционной работы и создание необходимых условий для результативного проведения коррекционного процесса. Создание специальной коррекционно-развивающей среды предусматривает систему условий. К таким условиям относится: -создание психологического климата; -уровень подготовленности кадров (своевременная курсовая подготовка, обучение в детском саду – методические объединения); -материально-техническая база; -систематическая оценка результатов развития ребенка. Проанализировав содержание и организацию коррекционного процесса, мы поставили следующие цели: 1. Преодолеть в работе специализированных групп междеятельностную раздробленность и воссоединить в единую педагогическую систему труд специалистов и воспитателей. 2. Создать систему работы воспитателя и специалистов. Задача заключалась в том, чтобы в режиме дня определить место специалистам: дефектологу, психологу, музыкальному руководителю, руководителю по физической культуре в работе с детьми; создать модель целостного педагогического процесса. Выбор данной педагогической технологии позволяет воспитателям и специалистам ДОУ -работать творчески; -видеть рабочий день как целостный педагогический процесс. Было принято решение ввести такую форму работы, как малые педагогические советы, где обсуждаем результаты динамического наблюдения за продвижением в развитии каждого ребенка всеми участниками коррекционного процесса. Для проведения коррекционно-воспитательного процесса педагогический коллектив каждой группы создал специальную развивающую среду, подобрал оборудование и игрушки, которые отвечают не только требованиям безопасности и эстетики, но и имеют коррекционно-развивающую направленность. В ДОУ разработаны основные нормативные документы, в которых отражаются организация жизнедеятельности детей с умственной отсталостью, их воспитания и обучения. В настоящее время назрел вопрос о создании специальной методической службы: -создание «Совета по коррекционной работе»; -банка данных для методического сопровождения коррекционно-развивающей работы (коррекционно-развивающие методики, специальная литература). Одной из важнейших задач ДОУ является привлечение к активному сотрудничеству семей из коррекционных групп, т.к. в психолого-педагогической поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит о того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Некоторые родители, приведя ребенка в специальные группы нашего детского сада, остаются убежденными в том, что развитие их ребенка не отстает от нормы, и у него нет особых проблем. У некоторых родителей снижена социальная ответственность за судьбу ребенка. Они не интересуются, чем с ребенком занимаются педагоги, безразлично относятся к его успехам и неудачам. Поэтому мы проводим консультирование родителей по проблемам развития их детей, обучаем родителей доступными им методам и приемам оказания коррекционной помощи детям в условиях семьи. Основные направления взаимодействия с семьей, формы организации психолого-педагогической помощи семье, в основном, носят традиционный характер: -коллективные формы взаимодействия (собрания, тематические занятия, праздники, дни открытых дверей ); -индивидуальные (анкетирование, опросы, беседы, консультации специалистов, «Родительский час», «Служба доверия»; -наглядное информационное обеспечение (стенды, тематические выставки, выставки работ и т.д.) «Служба доверия» работает по персональным обращениям и пожеланиям родителей. Все желающие получают консультативную помощь. В школу детей выпускаем через школьную ПМПК. Анализ результативности работы наших групп показал, что у наших детей-выпускников после 2-3 лет пребывания в коррекционных группах, отмечаются успехи в продвижении. Значительно улучшается психический статус, дети становятся социально адаптированными к окружающей среде, появляется интерес к школе и учебной деятельности. Такие результаты мы имеем благодаря совместным усилиям в работе педагогического коллектива, специалистов, родителей. Система работы с умственно отсталыми детьми Цель: научно-обоснованная организации коррекционно-педагогического процесса с едиными требованиями к ребенку с целью своевременной коррекции речевых, сенсорных, умственных, моторных нарушений, профилактики школьной неуспеваемости, социальной адаптации в условиях ДОУ. Задачи: 1. Диагностический блок. Организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка с целью его реабилитации. Цели, задачи и содержание: -изучение качественных особенностей психологического развития ребенка; -выявление «уровня обучаемости» (степени владения знаниями, умениями и навыками в соответствии с возрастными возможностями); -определение характера динамики обучаемости; -определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка. 2. Коррекционно-развивающий блок. Развитие компенсаторных механизмов становления деятельности ребенка, преодоление и предупреждение вторичных отклонений. Цели, задачи и содержание: -развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности; - коррекция познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; -развитие речи, коммуникативной деятельности и коррекция их недостатков; -формирование ведущих видов деятельности. -формирование у детей способов ориентировки в окружающей действительности 3. Здоровьесберегающий блок. Совершенствование функций формирующего организма ребенка. Цели, задачи и содержание: -создание условий для сохранения и укрепления здоровья, -медицинский контроль и профилактика заболеваемости; -включение оздоровительных технологий в педагогический процесс; -специально организованные занятия с руководителем физкультуры в спортзале по формированию двигательных навыков у детей. 4. Воспитательно-образовательный блок. Становление нравственных основ личности, социально- приемлемого поведения в обществе. Развитие ориентировочной и познавательной деятельности, укрепление взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности. Цели, задачи и содержание: -социально-нравственное развитие; -познавательное развитие; -эстетическое развитие; -формирование и развитие основных видов деятельности детей дошкольного возраста для каждого периода. 5. Социально-педагогический блок. Цели, задачи и содержание: -коллективные формы взаимодействия с семьей; -индивидуальные формы работы с семьей; -формы наглядного информационного обеспечения; -решение организационных вопросов; -информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями и соц. службами. Принципы: -Системный подход: -Единство диагностики и коррекции развития ребенка; -Развивающий характер обучения с учетом сензитивных периодов развития ребенка; -Целостность подходов к коррекции развития, сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья ребенка; -интегрированность, взаимодополняемость всех компонентов коррекционно-педагогического процесса; -расширение пространства детства. Аналитическая деятельность. 1. Мониторинг системы лечебно-оздоровительной работы; 2. Результативность по исправлению нарушений по заключениям МПМК; 3. Исследование коммуникативных способностей образного мышления и готовности к школьному обучению. Программно-методическое обеспечение 1. Программа дошкольных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта « Коррекционно-развивающее обучение» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Психолого-медико-педагогическое сопровождение. а) медицинское воздействие -профилактические мероприятия, -симптоматическое медикаментозное лечение, -мониторинг здоровья, -медицинское обследование узкими специалистами, -здоровьеукрепляющая деятельность. б) коррекционно-педагогическое воздействие -познавательное развитие, - коррекция вербально-двигательных процессов, - коррекция речевого развития, - становление игровой деятельности, - формирование элементов трудовой деятельности, - здоровьесохраняющая деятельность (валеологическое образование), -коррекция сенсомоторных нарушений. в) психолого-педагогическое и психофизическое воздействие -формирование мотивации к познанию, -формирование психических процессов, -формирование ручной и тонкой ручной моторики, -развитие коммуникативных способностей. Участники коррекционно-педагогического процесса -врач-педиатр, -психиатр, -учитель-дефектолог, -педагог-психолог, -музыкальный руководитель, -руководитель по физвоспитанию, -медсестра, -воспитатель, -родители. Модель выпускника детского сада группы для умственно отсталых детей 1. Социально адаптированный, с хорошими навыками самообслуживания. 2. С развивающимися и элементарными познавательными интересами, потребностью и умением общаться со сверстниками и взрослыми. 3. С устраненными или сведенными к минимуму отклонениями в сенсорной, моторной и интеллектуальной сферах и речевом развитии. 4. С обобщенными представлениями об окружающем мире, способствующими к дальнейшему развитию и совершенствованию охранных анализаторов. 5. Ребенок, освоивший все виды деятельности, предусмотренные программой обучения и воспитания детей с нарушенным интеллектом. 6. Психически подготовленный к обучению в специализированной школе. 7. Достаточность уровня физического развития. |