Статья в сборник "Специфика коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития"
статья
В статье представлены традиционные и инновационные приемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Отмечается, что одним из наиболее частых недостатков речевого развития детей с ЗПР являются проблемы в звукопроизношении: чаще смешение, искажение и замены свистящих звуков. Поскольку коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников, им необходима специальная логопедическая помощь.
Ключевые слова: задержка психического развития, коррекция, звукопроизношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Штокало Анастасия Валерьевна, студент
Научный руководитель –
ЗАХАРОВА КСЕНИЯ ЭДУАРДОВНА, старший преподаватель
ЧОУ ВО «Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП)», Россия
Специфика коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлены традиционные и инновационные приемы коррекции звукопроизношения у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Отмечается, что одним из наиболее частых недостатков речевого развития детей с ЗПР являются проблемы в звукопроизношении: чаще смешение, искажение и замены свистящих звуков. Поскольку коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников, им необходима специальная логопедическая помощь.
Ключевые слова: задержка психического развития, коррекция, звукопроизношение.
Задержка психического развития – одна из наиболее распространенных в настоящее время форм патологии психики ребенка. Как правило, она выявляется в подготовительной группе детского сада или начальной школе. ЗПР - это нарушение темпа развития психической системы ребёнка, выраженное в недостатке общих знаний, незрелости мышления, органическим инфантилизмом. Как отмечают Григорьева В.М., и Талипова О.А., сущность ЗПР заключается в том, что развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно, с отставанием от нормы [1].
У детей с ЗПР отмечается большое количество разнообразных нарушений речи. По мнению В.В. Лебединского, психические функции человека опосредованы речью. Речевые отклонения отрицательно сказывается на воображении, восприятии, внимании, памяти, мышлении, что очевидно не позволяет личности развиваться полноценно. Поэтому крайне важно, чтобы ребёнок в уже в раннем возрасте смог использовать всю полноту речевых способностей.
Талипова О.А. подчеркивает, что значимость правильного звукопроизношения для развития языковой способности детей [2]. В то время как у детей с ЗПР отмечается полиморфные нарушения звукопроизношения. Звукопроизношение представляет собой сложный процесс образования речевых звуков, осуществляемый энергетическим (дыхательным), генераторным (голосообразовательным) и резонаторным (звукообразовательным) отделами речевого аппарата при регуляции со стороны центральной нервной системы. Для нормального звукопроизношения ребёнку недостаточно овладеть системой фонем языка, фонематическим восприятием, иметь достаточную подвижность органов артикуляционного аппарата.
Так, по данным Е.В.Мальцевой, у 45,1% обнаруживаются различные аномалии артикуляторного аппарата: аномалии прикуса (прогнатия, прогения, передний открытый прикус), укороченная подъязычная связка, толстый массивный язык, высокое узкое или уплощенное твердое небо, дефекты строения зубного ряда. У большинства старших дошкольников с ЗПР, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается недостаточность речевой моторики, которая особенно ярко проявляется в подвижности языка. Движения неточны, язык излишне напряжён, поза удерживается с трудом, для переключения от одного движения к другому необходимо несколько попыток.
Одним из факторов, вызывающих нарушения звукопроизношения у детей с ЗПР является недостаточная сформированность фонематического восприятия, проявляющееся как в трудностях дифференциации звуков, так и в несформированности фонематического анализа и синтеза.
Таким образом, ЗПР является крайне распространённой формой отклонения развития ребёнка, выраженная в отставании созревания психической системы от возрастной нормы, выраженная в недостатках восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Одним из наиболее частых недостатков речевого развития являются проблемы в звукопроизношении: чаще смешение, искажение и замены свистящих звуков. Поскольку коррекция звукопроизношения дошкольников с ЗПР осуществляется сложнее и дольше, чем у здоровых сверстников, им необходима специальная логопедическая помощь.
Обучение и воспитание дошкольников с ЗПР должно вестись в строгом соответствии с нормативно-правовыми документами, а именно: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях».
Логопеды, в качестве методологической базы используют программы известных отечественных специалистов Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», Л.В. Лопатиной «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи», Н.В. Нищевой «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи с 3 до 7 лет».
И на основе этих документов специально для работы с детьми с ЗПР каждое дошкольное учреждение разрабатывает «Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования детей с ЗПР». В данной программе должны быть максимально подробно описаны цели и задачи, принципы и содержание образовательной, воспитательной и коррекционной работы.
Логопед в своей работе должен учитывать особенности дошкольника с ЗПР: быструю утомляемость, частое переключение внимания, инфантильность. Следовательно, возникает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.
В мировой логопедической практике давно доказана теснейшая взаимосвязь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Активно речь начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают силы и точности. Поэтому, развивающую и коррекционную работу с дошкольниками с ЗПР выстраивают в направлении от движения к речи.
Таким образом, помимо традиционных способов коррекции звукопроизношения (подготовка с помощью логопедического массажа и дыхательной гимнастики, и непосредственная постановка звука с помощью комбинации механического способа и способа постановки звука по образцу), в современной практике используют, инновационные приёмы, такие как:
- фонетическая ритмика. По определению Т.В. Волосовец и С.Н. Сазоновой, – это система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, слов, текстов) сопровождается движением рук, ног, головы, корпуса.
- арт-терапия, по мнению В.В. Морозовой, является ещё одним эффективным методом развития мелкой моторики, то есть лечение с помощью искусства. Детям интересно заниматься творчеством, что позволяет предлагать им к освоению новых способностей.
- дидактические игры, она помогает ребенку пробрести знания в легкой, доступной и непринужденной форме. Для постановки и автоматизации свистящих звуков, Л.А. Комарова предлагает использовать игры «Кто дольше?», «Кто больше?», «Научи Петрушку», «Заборчик», «Забиваем гвозди в забор», «Строим дом», «Я рисую», «Подбери слово», «Свистляндия», «Вагоновожатый» «Что с чем», «Назови, кто это или что это?», «Чего не бывает», «Что рисуют дети» и другие.
- Су-Джок терапия. В.М. Акименко и М.М. Кольцова предлагают в процессе занятий по постановке звуков манипулировать Су-Джок массажёрами (шарики, кольца и т.д.).
Мы можем заключить, что современная практика коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР основана на традиционных методиках классиков логопедической науки, так и инновационных приёмах, способствующих большему вовлечению в коррекционный процесс.
Список литературы
1. Григорьева В.М., Талипова О.А. Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. В сборнике: Молодежь и системная модернизация страны. сборник научных статей 5-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых: в 6 томах. 2020. С. 248-252.
2. Талипова О.А. Коррекция звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией с учетом фонетического контекста// В сборнике: Инновационные методы профилактики и коррекции нарушений развития у детей и подростков: межпрофессиональное взаимодействие. Сборник материалов I Международной междисциплинарной научной конференции. Под общей редакцией О. Н. Усановой. 2019. С. 462-465.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя диагностика и коррекция младших дошкольников с задержкой психического развития
из опыта работы педагога-дефектолога с младшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Статья "Использование развивающих игр в коррекционной работе с дошкольниками с задержкой психического развития"
В данной статье рассказывается об использовании игр на развитие мышления, внимания, восприятия и памяти в работе дефектолога с детьми с задержкой психического развития.....
Использование игровых упражнений в коррекции мелкой моторики у старших дошкольников с задержкой психического развития
ВведениеАктуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств коррел...
Статья: "Роль сказки в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития".
Статья о том, какое значимое место в работе с детьми занимает сказка. Какую большую роль играет сказка в коррекции личностных особенностей детей с задержкой психического развития....
Статья. "Особенности развития наглядно-образного мышления у дошкольников с задержкой психического развития"
Задержка психического развития - это состояние характеризующееся заторможенным темпом психического формирования, личностной незрелостью негрубыми нарушениями познавательной деятельности, обладающая те...
Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмов в технике «перекладная анимация
Описание практики инклюзивного образования «Коррекция и развитие познавательных процессов, речевых умений у старших дошкольников с задержкой психического развития через создание мультфильмо...
КОРРЕКЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПАМЯТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Изучению памяти человека посвящены работы исследователей: А.Р. Лурия, П.Я. Гальперини, Я.Л. Коломинского, Р.С. Немова, Е.А. Панько, И.М. Сеченова, А.А. Смирнова, А.Г. Асмоловой, Ж. Пиаже, Д.Б. Эл...