Специфика логопедической работы с детьми с задержкой психического развития.
консультация по логопедии на тему
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Это обусловлено тем, что увеличивается количество детей с проблемами в развитии, а вопросы раннего выявления и коррекции недостатков развития остаются недостаточно разработанными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_zpr_gmo.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задержка психического развития (ЗПР) – темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе.
Причины задержки психического развития Биологические : - поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода; - недоношенность, симптомы желтухи; - гидроцефалия; - пороки развития и новообразования головного мозга; эпилепсия; - врожденные эндокринные патологии; - наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
- тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис); - заболевания сердца, почек; - рахит; - нарушение сенсорных функций (зрения, слуха). Социальные: -Ограничение жизнедеятельности малыша; - неблагоприятные условия воспитания, -педагогическая запущенность; - частые психотравмы в жизни ребенка.
Классификация ЗПР Тип ЗПР Обусловленность Проявления Прогноз ЗПР конституционального генеза Наследственно обусловленный психический, психофизиологический инфантилизм, Гармонический, дисгармонический Черты эмоционально-личностной незрелости; «детскость» поведения; живость мимики. В случае дисгармонического инфантилизма – аффективные вспышки, эгоцентризм, склонность к демонстративному поведению и истерическим реакциям Благоприятный. Отставание темпа псих- го развития реб-а от возр- х норм может и должно быть преодолено. ЗПР соматогенного генеза Хронические соматические заболевания внутренних органов неуверенность, робость, безынициативность, капризность, затрудненное формирование позитивных личностных качеств Индиви-но. Дети с ЗПР обучаемы и при правильно организован-й коррекционной работе, в их развитии наблюдается положительная динамика.
Тип ЗПР Обусловлен- ность Проявления Прогноз ЗПР психогенного генеза Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующие воздействия среды Низкая работоспособность, лабильность нервной системы, Возможные типы эмоционального реагирования (агрессивно-защитный; пассивно-защитный) В зависимости от возможности перестройки стиля семейного воспитания , могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и даже ВУЗах. ЗПР церебрально-органического генеза Органическая 1 вариант: преобладание черт незрелости эмоциональной сферы по типу органического инфантилизма 2 вариант: доминирование симптомов поврежденности, низкий уровень овладения всеми видами произвольной деят-ти, задержка формирования предметно-манипулятивной, речевой, игровой, продук-й и учеб-й деятельности Индивидуально, в зависимости от глубины повреждения и возрастной динамики
Коррекция (ЗПР) Коррекция ЗПР должна начинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно. Коррекционно-развивающая работа распределяется между учителем-дефектологом, психологом, логопедом. Для реализации задач по коррекции модально-специфических функций следует привлечь врача (психиатра или невропатолога) и нейропсихолога. Дети с ЗПР должны посещать специализированные ДОУ (или группы), школы VII вида или коррекционные классы общеобразовательных школ . К особенностям обучения детей с ЗПР учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, относятся дозированность, частая смена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий. Особое внимание при работе уделяется развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления; эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии , сказкотерапии , детской арт-терапии . Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамках индивидуальных и групповых занятий. Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучению учащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальные педагоги. Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию в соответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию , ЛФК , массаж , водолечение .
Структура коррекционно-педагогического процесса включает следующие блоки: I – диагностический, II – физкультурно-оздоровительный, III – воспитательно-образовательный, IV – коррекционно-развивающий, V – социально-педагогический.
Первая группа — дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения связаны с аномалией строения артикуляторного аппарата, недоразвитием речевой моторики. Вторая группа — дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения охватывают 2—3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков. Наблюдаются нарушения слуховой дифференциации звуков и фонематического анализа. Третья группа — дети с системным недоразвитием всех сторон речи (ОНР). Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи: ограниченность с недифференцированность словарного запаса, примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы.
Направления коррекционно-развивающей работы. Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и негативных качеств личности. Развитие и коррекция компонентов деятельности. Формирование мышления. Коррекция речи. Развитие и коррекция пространственно-временных представлений. Коррекция двигательной сферы и межполушарного взаимодействия. Развитие и коррекция игровой деятельности. Развитие и коррекция простых модально-специфических функций.
Задачи коррекционно-логопедического обучения Развитие и совершенствование общей моторики; Развитие и совершенствование артикуляционной моторики; Развитие и совершенствование ручной моторики; Развитие слухового восприятия, внимания; Формирование произносительных умений и навыков Дифференциация звуков. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры; Совершенствование лексических и грамматических средств языка; Развитие навыков связной речи; Обогащение коммуникативного опыта .
Условия организации логопедической работы Взаимосвязь осуществления коррекции речи дошкольников с развитием познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). Соответствие с программами по подготовке к обучению грамоте, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи; Проведение логопедических занятий на любом этапе над речевой системой в целом (фонетико-фонематической, лексической и грамматической); Максимальное использование при коррекции дефектов речи у дошкольников с ЗПР различных анализаторов (слухового, зрительного, речедвигательного, кинестетического).
Использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой активности, стимулирования мыслительных операций, повышение интереса к занятиям. Учитывая, что ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в каждое занятие необходимо включать игровые упражнения, что значительно повысит эмоциональную и умственную активность детей.
Очень важный элемент успешности обучения - это благоприятный эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Стержневым моментом на этом этапе обучения являются специально организованная игра с определённой задачей
Для эффективной коррекционно-логопедической работы в структуру индивидуального и подгруппового занятия, которое подразумевает учёт речевых возможностей ребёнка и этапа логопедического воздействия, обязательно нужны динамические паузы – физминутки .
Неотъемлемой частью коррекционной работы на различных этапах логопедического воздействия является работа с родителями . Использование здоровьесберегающих технологий. многократное повторение дозированность, частая смена видов деятельности,
Осуществление коррекционной работы условно разделено на два периода : подготовительный, основной . В подготовительный период дети овладевают интонационным выделением звуков, являющихся основным средством осуществления звукового анализа слов; Без внимание уделяется артикуляции выделенных звуков для создания четких речедвитательных образов и для дифференциации звуков (гласных - согласных, твердых - мягких, звонких глухих); Проводится работа над зрительными образами букв, включая анализ пространственного расположения их элементов, сравнение букв, сходных по количеству элементов с разным их расположением, с лишними и недостающими элементами; Вводится моделирование звукового состава слова, определяется наиболее целесообразная последовательность действий ребенка, осуществляющего звуковой анализ
В настоящее время не существует единых педагогических программ, обязательных к применению в специальных учреждениях для детей с ЗПР. (Программ, рекомендованных к применению Министерством Образования.) На современном этапе развития системы дошкольного образования, каждое учреждение правомочно разработать собственную образовательную программу, отбирать подходящие материалы из существующих программ, адаптируя их с учетом особенностей контингента детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Теоретические основы работы с детьми с задержкой психического развития"
В презентации рассмотрены вопросы задержки психического развития: причины возникновения, особенности детей с ЗПР; подходы и организационно-педагогические требования в работе с данной катег...
Психокоррекционная работа с детьми с задержкой психического развития
Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна Подготовил: педагог – психолог МКДОУ № 43 г. Астрахани Смердина Ирина Владимировна...
СОЗДАНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ СРЕДЫ – КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ ЗАДАЧ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Ребенок родился, растёт, развивается…. Это — источник радости для родителей, педагогов, если малыш развивается своевременно и правильно. Это — источник тяжелых переживаний, если развитие...
Сказкотерапия как форма работы с детьми с задержкой психического развития
Консультация для работы с детьми с задержкой психологического развития. Данный материал поможет организовать работу по развитию словесного творчества старших дошкольников....
Специфика коррекционной работы с детьми с задержкой психоречевого развития.
В данной работе рассмотрены особенности работы с детьми с задержкой психоречевого развития....
Особенности логопедической работы с детьми, страдающими задержкой психического развития
Обзорная статья....
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекционная логопедическая работа для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР)»
Данная рабочая программа разработана для обучающихся с ЗПР среднего и старшего дошкольного возраста в инклюзивных группах (так называемый логопункт)....