Консультация для педагогов: «Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению»
консультация по коррекционной педагогике

Ольга Викторовна Бухтоярова

Особенности познавательной сферы детей  с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 14 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН

«СПЕЦИФИКА ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ»

Подготовила и провела:

Учитель-дефектолог: Бухтоярова О.В.

Начало школьного обучения — закономерный этап на жизненном пути: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Проблема готовности ребенка к школе уже в течение многих десятилетий не теряет своей актуальности. Изменяются условия воспитания детей, изменяется содержание обучения в школе, и проблема готовности предстает в новом свете. В литературе широко представлены особенности психофизического и личностного развития ребенка, готового к школьному обучению.

Такой ясности нет, когда речь идет о детях с задержкой психического развития. В частности, не все дети, имеющие ЗПР, переступающие порог школы, психологически являются школьниками.

Задержка психического развития (ЗПР) - замедление темпа созревания различных психических функций, отставание в развитии психической деятельности.

Как отмечает Е.А. Екжанова, ЗПР - сложное полиморфное нарушение, при котором у разных детей страдают разные компоненты их психической, психологической и физической деятельности. С позиции неискушённого наблюдателя дошкольники с ЗПР не так уж отличаются от сверстников. Родители нередко не придают значения тому, что их ребёнок чуть позднее начал ходить самостоятельно, действовать с предметами, что задерживается его речевое развитие. К старшему дошкольному возрасту задержка психического развития, при отсутствии своевременной коррекции, становится очевидной.

Анализ данных Н.Ю. Боряковой, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.И. Лубовского, С.Г. Шевченко, И.А. Коробейникова, У.В. Ульенковой, Е.С. Слепович, Л.В. Яссман, Н.В. Бабкиной позволяют сделать вывод о том, что многие дети с ЗПР к началу школьного обучения не достигают оптимального уровня развития.

У них выявлены существенные нарушения познавательной деятельности и незрелость эмоционально-волевой сферы, пониженная умственная работоспособность, недостаточное развитие отдельных психических функций, стойкие трудности в усвоении учебных знаний, умений и навыков. Характерными проявлениями инфантильных черт психики детей с ЗПР являются: эмоциональная поверхностность и непосредственность, неспособность к волевому усилию, недоразвитие мотивации, критичности, аффективная возбудимость, двигательная расторможенность или вялость, апатичность и т. д. К моменту поступления в школу у большинства детей с ЗПР доминируют игровые мотивы. Среди вышеназванных нарушений, особое значение в преддверии школьного обучения имеют:

Недостаточная сформированность саморегуляции деятельности. Особенно ярко ослабленность регуляции проявляется во время систематических занятий. Для детей характерны следующие особенности: отсутствие достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; необдуманность, импульсивность и слабая ориентировка в заданиях, приводящая к многочисленным ошибочным действиям; недостаточная целенаправленность деятельности; малая активность, безынициативность, отсутствие стремления улучшить свои результаты, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

Однако особенность работы в коррекционной группе в дошкольном учреждении заключается в том, что занятия ведутся подгруппами (5 – 6 человек). Дети привыкают к малой наполняемости. Педагог имеет возможность добиться продуктивной работы от каждого ребенка, учитывать их индивидуальные особенности и интеллектуальные возможности, решать все поставленные задачи.

В школе методика обучения – иная. Один педагог работает с целым классом. Используется уже не так много наглядных методов обучения, в основном идет переход к словесным методам. У учителя уже нет возможности повторять свои инструкции для каждого ребенка индивидуально. Указания, данные учителем всему классу, не всегда бывают восприняты детьми с ЗПР. Им кажется, что если к ним лично не обратились, значит это их не касается.

Слабость речевой регуляции действий.

Дети испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в их речевом оформлении, не всегда подчиняются требованиям словесной инструкции, не учитывают ее в целом и руководствуются при выполнении задания каким-либо одним из требований. Вербальные отчеты детей о произведенных действиях недостаточно точны. Ребенку иногда бывает легче выполнить действие по инструкции, чем дать вербальный отчет о проделанном. Существенное запаздывание развития внутренней речи затрудняет формирование у детей способности прогнозирования и саморегуляции деятельности.

Низкий уровень речевого развития в целом.

Известно, что в структуре дефекта детей с ЗПР, нарушения речи играют большую роль. Так, к моменту поступления в школу мы диагностируем и полиморфные нарушения звукопроизношения, и низкий уровень ориентировки в звуковой действительности речи, несформированность лексико-грамматического строя, чрезвычайно низкий уровень развития связной речи.

Здесь еще раз подчеркнем важность логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. Несмотря на то, что речь – является высшей психической функцией и входит в структуру ЗПР, дефектолог не в состоянии решить все речевые проблемы детей. А речевые диагнозы воспитанников более чем серьезные: алалия, дизартрия и т.д.

Если раньше часто у воспитанников диагностировали ЗПР по причине педагогической запущенности или соматогенного генеза, то в последние годы стало гораздо больше детей с органическими поражениями, с сочетанными патологиями развития.

Трудности в обучении, связанные с неподготовленностью детей, усугубляются ослабленным функциональным состоянием их центральной нервной системы, ведущим к низкой работоспособности, быстрой утомляемости и легкой отвлекаемости

В связи с этим, считаем необходимым отметить следующее. Вопрос о переходе ребенка в школу часто решается родителями самостоятельно. Иногда это происходит вопреки мнению специалистов, педагогов, решению комиссии. Результат такой деятельности бывает разный. Есть случаи, когда ребенка отправляют в общеразвивающий класс, вопреки всем рекомендациям. Но при этом, родители оказывают ребенку большую помощь, поддержку, контролируют процесс обучения, активно участвуют в школьной жизни ребенка. И случается, что, ребенок усваивает школьную программу и переходит из класса в класс с положительными результатами. Но в большинстве случаев, особенности детей с задержкой психического развития приводят к тому, что оказываемая им в общеобразовательной школе индивидуальная помощь в большинстве случаев не ведет к преодолению отставания в развитии. Из-за накапливающихся пробелов в знаниях дети все в меньшей мере усваивают новый материал и фактически выпадают из учебного процесса. По окончании первого класса, этим детям вновь предлагают пройти комиссию и определяют их в коррекционный класс. Решение выше названных проблем, связанных со школьной готовностью детей с ЗПР мы видим в усилении преемственности между детским садом и школой:

— создание благоприятной обстановки, щадящего режима;

— обучающая, коррекционно-воспитательная направленность всей педагогической работы; использование приемов и методов обучения, адекватных возможностям учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности;

— дифференциация требований и индивидуализация обучения, модификация учебной программы

— сокращение ее объема за счет второстепенного материала и высвобождение времени на ликвидацию пробелов в знаниях и умениях учащихся;

— организация системы внеклассной, факультативной, кружковой работы, повышающей уровень развития учащихся, пробуждающей их интерес к знаниям;

— учет особенностей психического развития, причин трудностей поведения и обучения при организации обучения и коррекционной воспитательной работы с данной категорией детей.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции психического развития.

Задержка психического развития поддаётся психолого-педагогической коррекции при правильно организованной развивающей среде в пределах психофизических возможностей детей.

Подготовила учитель-дефектолог МБДОУ № 66 «Аистенок» Буинцева И.А.

Список использованной литературы.

  1. Борякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР / Н. Ю. Борякова.- М., 1999.
  2. Костенкова Ю. А. Дети с задержкой психического развития. М. 2004
  3. Стребелева Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М. 2003
  4. Ульенкова, У.В. Формирование общей способности к учению шестилетних детей.- М., 1990.
  5. Яссман, Л.В. Некоторые особенности владения грамматическим строем речи детьми с ЗПР / Л. В. Яссман. - М., 1976.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовность детей с задержкой психического развития к обучению в школе (информация для родителей)

В данном материале представлена в сжатом виде информация о факторах, оказывающих негативное влияние на формирование готовности к обучению в школе, а также  об особенностях познавательной сф...

"Нейропсихологический подход при подготовке детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

Эта статья вошла в сборнник материалов региональной научно-практической конференции по проблемам условий организации и реализации предшкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях, г....

Дипломная работа: "ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ К ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ"

Практическая значимость данной работы состоит в том, что данный материал может  быть использован студентами педагогических колледжей, при изучении психологической готовности старших дошколь...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет)

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Рабочая программа педагога-психолога для детей с задержкой психического развития (возрастная категория 5-7 лет) на 2019-2020 учебный год

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей старшего д...

Консультация "Специфика готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению"

В консультации рассматривается незрелость функционального состояния центральной нервной системы детей с задержкой психического развития. Определяется подбор мероприятий для коррекции различных типов о...

«ОСОБЕННОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

Актуальность изучения особенностей интеллектуальной готовности у детей с ЗПР обусловлено тем, что задержка психического развития (ЗПР) является одной из самых распространённых форм психическ...