Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь» во второй младшей группе «Гномики»
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)

Ганшу Оксана Анатольевна

Актуальность

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. 

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_palchiki.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ ЦРР д/c «Теремок»

Проект

«Развиваем пальчики – развиваем речь»

во второй младшей группе «Гномики»


Воспитатель: Ганшу О.А..

                                                     2020г.

 Проект: краткосрочный (с 01.11 -30.11.20)

Тип проекта: Краткосрочный, познавательно- творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 3-4 года.

Сроки проведения: 1месяц

Актуальность

Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. 

Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте? Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и координации тонких движений рук.

Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание и связная речь.

Цель проекта:

Развивать у детей основы речевой активности на основе развития мелкой моторики пальчиковых игр и упражнений.

Задачи проекта:

1. Формировать речь детей через развитие мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук.

3. Пополнить развивающую предметно- пространственную среду, способствующую эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.

4. Повысить компетентность родителей о значимости развития мелкой моторики.

Задачи для детей:

1. Развивать мелкую моторику пальцев рук детей.

2. Речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка.

Задачи для родителей:

1. Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.

2. Создавать в семье благоприятные условия для проведения пальчиковой гимнастики.

Образовательные области:

Социально-коммуникативное развитие :

1. Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.

2. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Познавательное развитие:

1. Обучать детей пальчиковым играм в разных видах деятельности (на занятиях по лепке, рисованию, развитию речи, математике, и. т. д.).

2. Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, сочетая их с движениями.

3. Знакомить детей с названием пальчиков.

4. Развивать умение различать правую и левую руку.

Речевое развитие:

1. Развивать: речь, мышление, память, внимание, творческое воображение.

2. Обогащать словарный запас.

Художественно-эстетическое развитие:

1. Развитие чувства ритма и музыкального слуха.

2. Формировать умение договаривать строки стихотворения.

3. Побуждать к заучиванию наизусть коротких стихотворных текстов.

Физическое развитие:

1. Развитие мелкой моторики.

2. Формировать умение согласовывать движение с речью.

3. Формировать умение выполнять элементарные действия обеими руками в пальчиковых играх.

Средства достижения поставленных задач:

1. Применение пальчиковой гимнастики во время досуга детей;

2. Использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

3. Информационные листы для родителей;

4. Использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.

Гипотеза:

Если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь ребёнка.

Проблема:

Неосведомлённость родителей в вопросах значимости развития мелкой моторики.

Причины:

1. Ограниченное время совместной деятельности детей и взрослых.

2. Загруженность родителей трудовыми буднями.

3. Родители не знают возрастные особенности детей.

4. Неумение родителей замотивировать и привлечь детей к совместной деятельности.

Методы:

Словесные:

Пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, чтение стихов, потешек.

Приёмы:

Игровые:

Самомассаж, шнуровка, мозаика, пазлы, конструктор,

Практические:

Шарики Су-Джок, физкультминутки, пальчиковые шаги.

Использование элементов изодеятельности в развитии мелкой моторики включает в себя: пластилинографию, аппликацию, работу с бумагой, работу со штампами, работу с тестом, нетрадиционному рисованию, выполнение поделок из различных материалов.

Содержание проекта:

1 этап подготовительный:

• Изучение методической литературы по данному вопросу.

• Изготовление пособий (картотек).

• Разработка дидактического материала для занятий по развитию мелкой моторики.

• Пополнение игротеки по данному разделу.

• Консультация для родителей.

2 этап основной:

2. Основной этап

Разучивание с детьми пальчиковых игр

Включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, , в утренние и вечерние отрезки времени.

3. Заключительный этап

Результат:

Пальчиковые игры детям очень нравятся, они с желанием и удовольствием их выполняют.  Дети стали более внимательными,  выразительно повторяют слова пальчиковых игр, научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Фотоучет по проекту.

Цель таких упражнений - развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений.

Задачи:

1. способствовать закаливанию организма ребенка.

2. Воздействовать на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

3. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

4. Хорошая гимнастика для пальчиков, улучшает кровообращение, тонизирует мелкие мышцы на руках.

Цель: развитие логического мышления.

Задачи:

- выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу;

- развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

- воспитывать усидчивость, , стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Цель игры:

Развивать мелкую моторику рук, воображение, упражнять в счете, закреплять знание цветов, цифр до пяти.

Дети берут заготовки из картона и с помощью прищепок делают солнцу лучики, тучке – дождик, лошадке – ножки, морковке – ботву, зайчику – ушки, ежику – иголки (В ходе игры можно попросить ребенка посчитать лучики у солнышка, ножки у лошадки, дождевые струйки, ушки у зайчика). С готовыми поделками можно поиграть. Я предлагаю, используя мелкий строительный материал, сделать лошадке конюшню, рыбке – бассейн, покормить лошадку сделанной морковкой, пригласить лошадку в гости к зайчику и т. д. Здесь фантазия и воспитателя и детей безгранична.

Консультация для родителей.

«Играем пальчиками – развиваем речь».

Зачем нужны и чем полезны игры с пальчиками? 

Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии упражнений для рук (пальцев) на развитие головного мозга человека. На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя определенные точки на пальцах рук, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум ребенка находится на кончике пальцев.” В пальчиковых играх развитие речи происходит сразу в двух направлениях: Во-первых, импульсы от рецепторов, которые находятся на ладошках, идут к головному мозгу и раздражают ту его часть, которая отвечает за развитие речи. Во-вторых, ребенок слышит стихи, песенки, запоминает их и через время сам повторяет отдельные слова, а потом и стих целиком. Мы используем пальчиковые игры  на занятиях, во время прогулок и в индивидуальной работе с детьми.

Дома Вы тоже можете играть в такие игры.

Фасолевые ванны — в миску или коробку нужно насыпать фасоль или горох, бросить туда мелкие игрушки и размешать. Малыш запускает руки в фасоль и выискивает игрушки. Эффекты: массаж, развитие координации пальцев.

Лепка из разных материалов (солёное тесто, пластилин, глина, обычное тесто). Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев и способствует улучшению речи. Игры с крупами: перебирать в разные ёмкости перемешанные горох и фасоль, а затем и более мелкие крупы; пересыпать и перемешивать крупы, растирать в руках.

Мозаика — игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.

Игры с пуговицами и бусинами — нанизывание на нитку, застёгивание пуговиц на петли, перебирание пальцами бус из пуговиц или бусин. Можно нашить на одну ткань пуговицы разных размеров, а на другую — разные петли. Ребёнок будет тренировать пальчики, одновременно развивая сообразительность и осваивая понятия большой – маленький.

Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.

Катание ладошкой карандашей, шариков по столу или другой поверхности. Такое занятие — дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движений кисти. Эти игры создают благоприятный фон, обеспечивают хорошую тренировку пальцев, способствуют развитию умения слушать и понимать содержание потешек, учат улавливать ритм речи. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности.

Словестные игры.

 «Сорока»

          Сорока - белобока

    Кашку варила,

             Детишек кормила.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала.

При этом указательным пальцем правой руки выполняют круговые движения по ладони левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний, указательный и большой пальцы.

«Моя семья»

 Этот пальчик дедушка,

  Этот пальчик бабушка,

 Этот пальчик папочка,

   Этот пальчик мамочка,

        Этот пальчик хочет спать.

                 Этот пальчик - прыг в кровать!

      Этот пальчик прикорнул.

     Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

    В детский сад идти пора.

Правила   выполнения    упражнений.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.

Нужно добиться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их (например, изменив задание) или поменяйте игру.

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков малыша помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму.

Желаю Вам успехов! 

                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект:ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ "ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ И РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ"

Дать родителям знания о значении пальчиковых игр в развитии речи ребёнка, практические советы по развитию мелкое моторики....

Педагогический проект «В театр играем - речь развиваем». Вторая младшая группа

Младший дошкольный возраст является наиболее сенситивным (восприимчивым)для всестороннего развития ребенка. Именно в 3-4 года происходит активное становление всех психических процессов,...

Проект «Ловкие пальчики. Развитие мелкой моторики» (вторая младшая группа)

В данном проекте предложен план работы с детьми на развитие мелкой моторики, что ведет за собой развитие речи, координацию кистей рук, развитие головного мозга....

Проект «Тренируем пальчики–развиваем речь» (младшая группа)

laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.      Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...

Родительское собрание Тема «Развиваем пальчики, стимулируем речь» во второй младшей группе

Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внима...

Проект "Развивая пальчики - развиваем речь"

Проект осуществлялся в тесной взаимосвязи с детьми и их родителями...