Проект "Развивая пальчики - развиваем речь"
проект
Проект осуществлялся в тесной взаимосвязи с детьми и их родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Развивая пальчики - развиваем речь" | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37 города Кузнецка
Проект «Развивая пальчики, развиваем речь»
по взаимодействию с родителями воспитанников
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Автор:
Сюлаева Л.Н., учитель – дефектолог
г. Кузнецк
Актуальность и новизна.
Одной из важных современных проблем образования является развитие новых подходов к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития). Таким подходом является реализация в условиях ДОО инклюзивной модели образовательного процесса, которая обеспечит возможность получения качественного образования детям с разными возможностями. Инклюзивное образование направлено на изменение организации пространства дошкольного учреждения, а также содержания образовательного процесса, чтобы полностью вовлечь необычного ребенка в социум.
Одной из составляющих модели инклюзивного образования является взаимодействие педагога, ребенка, родителя при организации образовательного процесса.
Вокруг ребенка совместными действиями педагогов и родителей создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда. Совместная деятельность педагогов предполагает работу в инновационном режиме: совершенствование содержания и методов воспитания, обучения, образования дошкольников, организацию психолого-педагогического просвещения родителей.
Одним из показателей и условий хорошего физического, нервно-психического и речевого развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Актуальность данной темы обусловлена именно тем, что у детей с задержкой психического развития отмечается выраженные в разной степени отклонения в развитии движения пальцев рук. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков.
Таким образом, актуальность заключается в том, что:
- целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка;
- является необходимым условием освоением ребёнком большинства видов творческой и бытовой деятельности;
-один из показателей интеллектуальной готовности к школе.
Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах дошкольного учреждения. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Взаимодействие с родителями – это одно из важнейших направлений в работе по созданию благоприятных условий для развития мелкой моторики рук.
Проведенное анкетирование показало, что 60% родителей не понимают, насколько важно развитие мелкой моторики рук дошкольников.
Поэтому, была поставлена задача по расширению педагогической грамотности родителей по вопросам развития мелкой моторики рук у дошкольников.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей по данному проекту проводится в игровой форме.
Направленность развития детей: игровая.
Участники проекта: дети 5 - 7 лет с задержкой психического развития, учитель-дефектолог, воспитатели группы, родители.
Вид проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта по продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации: с 1 октября 2023 года по 30 мая 2024 года.
Цель проекта: развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития во взаимодействии с семьей в различных формах совместной деятельности.
Задачи проекта:
- Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и пособий.
- Воспитывать культуру речевого общения, установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей.
- Активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком.
Условия реализации проекта:
- установление партнерских отношений с семьей, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов;
- насыщение развивающей среды в ДОО (организация уголка по развитию мелкой моторики рук у детей);
- создание системы просветительской деятельности с родителями;
- насыщение проекта различными формами совместной деятельности детей, родителей, педагогов;
- уважительное общение педагогов с родителями с учетом их культурной, религиозной и национальной принадлежности;
- активное включение в работу с семьей педагогов детского сада.
Задачи педагога:
- развитие речи, мелкой моторики, внимания и памяти детей в ходе образовательной и свободной деятельности;
- показ способов и приёмов изготовления игровых пособий;
- знакомство родителей с работой, которая проводится по данной теме, привлечение и к совместной деятельности.
Задачи родителей:
- создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики, изготовление в домашних условиях игр и игровых пособий.
Основные принципы работы педагога при реализации проекта:
• принцип доступности: обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность;
• принцип гуманности: предполагает индивидуально - ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка;
• принцип деятельности: развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности;
• принцип интеграции: необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении;
• принцип системности: решение задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДОО, города и семьи;
• принцип преемственности: организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого развития детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- фотоотчет;
- презентация семьи.
Ожидаемые результаты:
у детей:
• развитие психических процессов, мелкой моторики и речи;
• приобретение подвижности и гибкости кисти, точности в движениях пальцев рук.
у родителей:
• совместное участие с детьми в изготовлении пособий, выставок, творческих мероприятиях;
• повышение уровня знаний и компетентности у родителей по вопросам развития у детей мелкой моторики и координации движений рук.
у педагогов:
• разработка методического и практического материала к данному проекту;
• составление конспектов досуга и праздников;
• повышение компетентности в вопросах коррекционно – образоват-ельной деятельности с детьми с задержкой психического развития.
Этапы проекта:
I этап - подготовительный:
- разработка темы;
- формулировка цели проекта;
- подбор и изучение методической литературы по данной теме; подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом и их особенностями;
- подбор дидактического материала и пособий;
- составление картотеки игр и упражнений на развитие мелкой моторики пальцев рук;
- разработка рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по развитию мелкой моторики.
II этап – основной: проведение фронтальной, подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук:
- использование пальчиковой гимнастики и физкультурных минуток в образовательном процессе;
- игры с использованием дидактических игрушек (мозаика, пазлы, кубики в картинках, конструктор Лего, игры с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами, природным и бросовым материалом, работа с трафаретами, штриховкой, игры с водой и песком;
- продуктивная деятельность (использование нетрадиционных способов рисования, лепки);
- совместная деятельность родителей, детей и педагогов ДОУ. (изготовление игр и игровых пособий в домашних условиях).
Перспективное планирование деятельности проекта.
Октябрь:
Консультация на тему: «Развивая пальчики, развиваем речь!».
Продуктивная деятельность на тему: «Капельки дождя» (рисование пальчиками)
Родительское собрание «Педагогическая мастерская» ( изготовление игр и игровых пособий по развитию моторики).
Ноябрь:
Консультация на тему: «Полезные советы родителям по пальчиковым играм»,
Продуктивная деятельность на тему: «Осенние листочки».
Опытно-экспериментальная работа «Свойства песка»
Игровое пособие «Тактильные дорожки»
Игра–драматизация: инсценировка русской народной сказки «Теремок».
Декабрь:
Консультация для родителей ««Развиваем руки, чтобы учиться писать».
Продуктивная деятельность на тему: «Игрушки» (из теста).
Опытно-экспериментальная работа «Свойства теста».
Отгадывание загадок, заучивание стихов к празднику.
Мастер – класс по изготовлению елочных украшений.
Январь:
Бизиборд «Играют пальчики».
Продуктивная деятельность на тему: «Снежинки» (пластилинография).
Массаж пальцев рук с использованием шишек, карандашей и т. п.
Опытно-экспериментальная работа «Три состояния воды».
Ширма «Нетрадиционные пальчиковые игры с пуговичками, прищепками»
Родительское собрание на тему: «Общение в семье».
Февраль:
Игра-рассуждение «Что мне нужно, чтобы чувствовать себя здоровым?».
Консультация для родителей «Использование су-джок терапии»
Продуктивная деятельность на тему: «Елочка зажгись» (рисование ладошкой)
Творческая мастерская «Вместе с папой».
Мастер-класс «Волшебные крышки» (пособия для развития пальчиковой моторики своими руками).
Март:
Консультация для родителей «Играя, развиваем речь»
Продуктивная деятельность на тему: «Цветы для мамы» (рисование на песке)
Разучивание комплекса пальчиковых игр.
Анкетирование родителей на тему «Моторика и мой ребенок».
Мастер класс с детьми и родителями «Играем, развиваем, творим» (работа с песком)
Апрель:
Консультация для родителей «Использование самомассажа кистей и пальцев рук»
Продуктивная деятельность на тему: «Ветка мимозы» (рисование трубочкой)
Су-джок (приемы массажа кольцом)
Разучивание игр на развитие межполушарного взаимодействия «Кулачок - ребро – ладошка»
Май:
Консультация для родителей «Развитие речи дошкольников через игры и упражнения».
Динамические пальчиковые игры.
Продуктивная деятельность на тему: «Наши ножки идут по дорожке…» (используя прием примакивания)
Опытно-экспериментальная работа «Солнце, воздух и вода».
Творческая мастерская «Праздник в нашем доме»
Итоговое родительское собрание.
Показатели эффективности:
- знания и осознанное понимание значимости развития мелкой моторики для развития познавательной сферы и речи; - сформированность активной жизненной позиции у участников данного проекта, направленной на дальнейшее моторное развитие ребенка.
III этап – заключительный:
- оценка эффективности реализации проекта:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
- повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
- определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.
Используемая литература:
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Блинова Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. 3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развиваем пальчики - развиваем речь"
В презентации представлены формы работы по развитию мелкой моторики у детей....
Развивая пальчики развиваем речь
Взаимодействие с родителями...
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....
Развиваем пальчики - развиваем речь!
Если движение руки соответствует возрасту, то и развитие речи находится в пределах нормы. Представлены упражнения для развития мелкой моторики, которые можно применить дома....
"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Речь – такой вид деятельности, для которого необходима сформированность слуховых и зрительных функций, а также двигательных навыков. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести ...
Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".
Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....
Консультация по развитию речи:"Развиваем пальчики - развиваем речь"
Пальчиковые игры являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны.Они способствуют развитию речи, творческой деятельности....