Проект «Тренируем пальчики–развиваем речь» (младшая группа)
проект по коррекционной педагогике (младшая группа)
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_razvivaem_rech.docx | 32.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»
Педагогический проект
по развитию мелкой моторики
в первой младшей группе
«Тренируем пальчики–развиваем речь».
Автор проекта: Михайлова Светлана Вавилоновна
воспитатель 1 квалифицированной категории
2018 г.
«Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» В. А. Сухомлинский
Введение
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Язык дети познают, используя специфически детские способы обследования (игры со звуками рифмами; словотворчество). Этот закономерный процесс чрезвычайно полезен для всего хода речевого развития.
Все знают, что игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша, они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи (словарный запас) малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Итак, формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребенка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребенка.
Актуальность
Актуальность данной работы заключается в оказании своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии речи и формировании мелкой моторики пальцев рук, через традиционные и нетрадиционные игры и упражнения, включая их в различные виды деятельности.
Наименование проекта: «Тренируем пальчики–развиваем речь».
Тип проекта: Практико-ориентированный; групповой, индивидуальный.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Возраст детей: 2 - 3 года.
Срок проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
Цель проекта: Развивать пальчиковую моторику рук через различные виды деятельности, используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
1. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр, гимнастик и упражнений.
3. Развивать внимание и воображение, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе и общении с взрослыми.
Этапы реализации:
I Подготовительный этап:
Информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)
- изучение научно-методической литературы по данной теме
- составление картотеки игр для развития мелкой моторики
- подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.
II Основной этап: Практический
(создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно информационного и консультативного материала для родителей) .
Работа с детьми по всем образовательным областям:
- в процессе ООД (продуктивной деятельности);
- индивидуальной работе;
- на прогулке;
- утренней гимнастике;
- самообслуживание;
- использование нетрадиционных приемов.
Совместная деятельность с родителями.
- анкетирование родителей;
- консультации, беседы;
- совместная деятельность на занятиях, в играх, в досугах;
- создание семейного кружка «Веселые ладошки».
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши, шишки)
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки
• пальчиковые игры со стихами
• пальчиковый театр
• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т. д.
• конструирование: работа с конструктором ЛЕГО, кубиками.
• штриховка
• лабиринты
• дидактические игры (заводные игрушки, будильник)
• шнуровка
• игры с мелкими предметами (пуговицы, кнопки, липучки, камушки и т.д)
• пазлы, мозаика.
• изготовление дидактических игр.
III Заключительный этап:
Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
- сделать презентацию для воспитателей на тему: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»;
- подготовить мастер класс для родителей «Тренируем пальчики–развиваем речь»;
- составить картотеку пальчиковых игр, гимнастик и упражнений;
- организация выставки «Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
Предполагаемые результаты реализации проекта:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами продуктивной деятельности.
- Получение удовольствия от творческой деятельности, стремление к познанию окружающего мира.
Основные принципы (правила) работы педагога при реализации проекта:
- Принцип доступности - обучение и воспитание ребенка осуществляется в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме: игры, чтения литературы, рассматривание иллюстраций, продуктивной деятельности.
- Принцип гуманности предполагает индивидуально- ориентированный подход и всестороннее развитие личности ребенка.
- Принцип деятельности- развитие мелкой моторики осуществляется через различные виды детской деятельности.
- Принцип интеграции- необходимость взаимодействия всех субъектов педагогического процесса в данном направлении.
- Принцип системности- решение задач в системе всего учебно- воспитательного процесса и всех видах деятельности в рамках ДО и семьи.
- Принцип преемственности- организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разно уровневого и развития.
Заключение
Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.
Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Тренируем пальчики–развиваем речь»
для детей первой младшей группы.
мероприятие | цель | сроки |
Изучение литературы по теме. | Получить необходимые знания по данной теме | сентябрь |
Составление картотеки игр для развития мелкой моторки | Распределить игры по лексическим темам | сентябрь -октябрь |
Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | сентябрь | |
Анкетирование родителей. | Выявление компетентности родителей по данной проблеме. | октябрь |
Экспериментальная деятельность: познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, шишки, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага, пуговицы и т.д) | Формирование сенсорных представлений, развитие познавательно-исследовательской деятельности. | В течение года |
Выполнение продуктивной деятельности (конструирования, Нетрадиционные техники рисования, аппликации, лепки) | Приобщение к изобразительному искусству. | В течение года |
Дидактические игры | Развитие пальцев рук, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность. | В течение года |
Изучение пальчиковых игр, физкультминуток. | Тренировка пальцев рук, развитие внимания, воображения. | В течение года |
Оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей. | В течение года | |
Привлечение родителей к участию в реализации проекта. | В течение года |
ИГРЫ,УПРАЖНЕНИЯ, ЗАДАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МАТОРИКИ
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Сорока белобока»
- Игры с крупой «Найди шарик».
- Д/и «Волшебные замочки».
- Массаж рук с помощью ребристых мячей.
- Лепка «Покормим курочку».
- П/игра «Ловим мыльные пузыри».
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Семья».
- Лабиринты «Лабиринт для карандаша».
- Игра с прищепками «Ежик».
- Д/и «Непослушная кнопочка»
- Папка - передвижка для родителей «Что такое мелкая моторика?»
- Д/и «Большие и маленькие мячики».
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с пробками».
- Игры с водой «Рыбалка».
- Упражнения пальчиковой гимнастики «10 птичек».
- Д/и «Сортируем макароны».
- Лепка «Блинчики».
- П/игра «Солнышко и дождик».
- Д/и «Липкая липучка»
- Игра с прищепками «Флажки».
- Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук».
- Д/и «Найди варежку такую же по цвету»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнение с карандашом».
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ножки»
- Д/и «Найди крючок»
- Лепка - готовим блинчики
- Д/и «Бусы»
- Пальчиковая гимнастика «Мальчик-пальчик»
- Игра с прищепками «Цветок»
- Д/и «Разноцветные пуговицы»
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с орехом».
- Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с шишками».
- Дорисуй ежику колючки
- Игры с водой «Достань, что скажу»
- Упражнения пальчиковой гимнастики «Ладушки-ладошки»
- Лабиринты «Узоры»
- Игра с прищепками «Елочка».
- Д/и «Разноцветные шнурки»
- Мастер-класс «Игры для пальчиков»
Литература
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
2. Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
3. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
6. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
7. Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
8. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
9. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
10. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
11. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
12. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Тренируем пальчики — развиваем речь»
Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем р...
Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»
Проект для педагогов «Тренируем пальчики — развиваем речь»Помощь педагогам в освоении методов проведения нетрадиционных игр и упражнений на развитие мелкой моторики рук, овладе...
Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Тренируем пальчики–развиваем речь»
laquo;Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая ...
Проект Тренируем пальчики - развиваем речь
Проект " Тренируем пальчики - развиваем речь"...
Проект «Развиваем пальчики – развиваем речь» во второй младшей группе «Гномики»
АктуальностьРазвитие мелкой моторики в дошкольном возрасте является одной из важнейших задач. В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской р...
Проект «Тренируем пальчики - развиваем речь!»
Проект по развитию речевой активности у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр и упражнений «Тренируем пальчики - развиваем речь!» Актуально...
Кружок по развитию речи и мелкой моторики "Тренируем пальчики-развиваем речь"
План кружковой работы по развитию речи и мелкой моторики во второй младшей группе "Тренируем пальчики - развиваем речь". Цель данного кружка -развитие речи и мелкой моторики рук детей младше...