Конспект тренинга "Развитие личностных ресурсов педагога ДОУ"
методическая разработка по коррекционной педагогике
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_lichnostnogo_rosta_pedagogv_dou.docx | 82.44 КБ |
razvitie_lichnostnogo_rosta_yanvar_2021.ppt | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ
Тренинг личностного роста для педагогов ДОУ.
Дата проведения: 6 декабря 2020года
Участники тренинга: педагоги детского сада
Ведущий: Капустина Н.В. - педагог-психолог
Цель тренинга: Укрепление и восстановление психологического здоровья педагогов, формирование положительного самовосприятия, самоуважения, позитивной оценки себя, осознания себя творческой индивидуальностью, создание оптимистической профессиональной перспективы.
Задачи:
- Формировать внешне выражаемые умения и навыки общения: в парном взаимодействии и в составе группы;
- Учить адекватно воспринимать себя и других в разных ситуациях;
- Развивать уверенность в себе, устойчивость к стрессам, умение раскрывать свой творческий потенциал.
Материал: тест, листы бумаги, карандаши, карточки для упражнения «Без маски», лист обратной связи, лист «Программа – минимум»
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ зачитываются перед началом занятия:
1. Отключите мобильный телефон.
2. Позвольте себе быть свободным!
3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем.
4. Все внимание на говорящего.
5. Во всем ищите и находите позитив.
6. Получите удовольствие!
Вашему вниманию я бы хотела представить мультипликационный психологический ролик «Барашек»!
Итак, не говори о проблемах, а решай их! Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма! (Уинстон Черчилль.)
Упражнение 1 «Что для меня означает понятие «личностный рост»?
Личностный рост – это всесторонний, много векторный процесс развития составляющих человека, это могут быть определенные способности, качества, навыки, задатки, так же это приобретение новых знаний, опыта, которые меняют стиль отношения человека к себе и восприятия окружающего мира.
Хотя бы раз в жизни каждому человеку приходят в голову мысли об изменениях. И самым важным решением, которое можно принять, является изменение себя. Это может быть повышение личной эффективности в работе, желание зарабатывать больше, заняться здоровьем.
Однако наша жизнь – это не одна определенная область, допустим, работа или отношения. Нельзя изменить что-то одно, не задев и другие сферы жизни. Например, нельзя поставить себе цель зарабатывать больше, без того, чтобы изменения затронули и другие сферы – продолжительность вашей работы, повышение самооценки, личностный рост и так далее.
Таким образом, можно сделать вывод, что жизнь наша – это совокупность различных занятий, привязанностей, привычек и прочего, что все вместе и делает нас полноценной личностью. Исходя из этого вывода, к изменениям нашей личности двигаться нужно тоже с разных сторон.
Условная формула нашего тренинга - «Кто я? Куда иду? Что мне надо?»
Упражнение 2 «Я подарок для человечества»
Каждый человек – это уникальное существо. И верить в свою исключительность необходимо каждому из нас. Подумайте, в чем состоит ваша исключительность, уникальность, над тем, что вы являетесь подарком для человечества.
Аргументируйте свое утверждение фразой «Я подарок для человечества, так как я…»
Теперь вы знаете, что уникальны и каждый из вас является подарком для человечества. Очень многое зависит от вас самих. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Упражнение 3 «Мой герб».
На работу отводим 7 мин.
Во время работы участников звучит медленная, спокойная музыка.
Материалы: ватман, маркер, для демонстрации; чистые листы, цв. карандаши, колокольчик.
ВТ – Давайте немного пофантазируем. Представим, что все мы принадлежим к знатным и древним родам, и нам есть чем гордиться. Нам придется поработать над созданием собственных геральдических знаков.
Перед вами чистые листы. Выполним с вами маленький графический диктант.
Делим лист вертикальной линией пополам. Далее, двумя горизонтальными линиями, необходимо разделить лист на шесть равных секторов.
В полученных секторах надо изобразить фигуры - заготовочки. Они могут быть произвольной величины, в любом месте сектора, который будет озвучен.
В верхнем левом секторе изобразим круг; в верхнем правом – треугольник, в среднем левом - графическая ступенька, в среднем правом – горизонтальные изображенных фигур дорисовать до какого-либо изображения
и написать 2-3 прилагательных к каждому полученному рисуночку (можете записывать их рядом с изображением).
песочные часы (бантик из двух треугольников); нижний левый – квадрат, нижний правый– 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь Вам предстоит каждую из
После проведения работы можно рассмотреть некоторые из работ, и дать разъяснения участникам.
Левый верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение др. ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
ВТ - Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно-окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации лучшему.
Упражнение 4 «Воздушный шар». ( 7-10 мин)
Материал для работы: список снаряжения (по количеству команд), колокольчик.
Цель: активизировать решительность, уверенность; закрепить умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.
ВТ- Представим себе, что вы отправились в экспедицию, в которой необходимо выполнить поставленную задачу. Но самолет сломался и для экономии времени, команда принимает решение лететь на воздушном шаре. Как всегда, в любой экспедиции имеется необходимое снаряжение. (зачитываем список снаряжения).
ü Канат – 25 кг;
ü Аптечка – 5 кг;
ü Гидрокомпас – 6 кг;
ü Консервы мясные – 20 кг;
ü Винтовка – 25 кг;
ü Конфеты – 20 кг;
ü Спальный мешок – 14 кг;
ü Ракетница – 8 кг;
ü Палатка – 20 кг;
ü Кислородный баллон -30 кг;
ü Комплект геогр. карт – 25 кг;
ü Канистра с водой - 20 кг;
ü Радиоприемник – 3 кг;
ü Резиновая лодка – 25 кг.
И вот, где-то по среди океана, ваш шар начинает быстро терять высоту. Вы понимаете, что для того, чтобы долететь хотя бы до берега, необходимо поддерживать высоту. Команде необходимо сбросить балласт.
Задача командам за 5 минут:
- выбрать капитана;
- единогласным решением (подчеркиваю – единогласным) решением принять порядок сброса вещей;
По истечении времени, ВТ подводит итог, о том что все благополучно добрались до земли и высадились.
Вызываются капитаны.
ВТ – уважаемые капитаны, выбирая вас каждый из членов команды высказал СВОЕ решение о кандидатуре капитана. Затем, командным решением вы выбрали предметы первой необходимости. Теперь вы, если были какие-либо разногласия, можете высказать СВОЕ мнение о снаряжении, которое на ваш взгляд, достойно первоочередности сохранения. Прошу участников помнить о правиле толерантности – не критиковать.
Капитаны озвучивают, что необходимо оставить. ВТ просит капитана оценить работу команды.
ВТ – тренинга предлагает участникам оценить свое участи в упражнении: - Прошу поднять руку тех:
- кто проявил себя как лидер;
- кто проявил себя как организатор;
- кто проявил себя как наблюдатель;
- внимательный слушатель;
- критик;
- генератор идей;
- незаинтересованная личность.
ВТ – как-то сороконожку спросили: «С какой ноги ты начинаешь двигаться?». Она впервые задумалась над этим вопросом, и некоторое время ей было тяжело даже сдвинуться с места. А когда она поняла, как ответить ей не этот вопрос, стала чемпионкой по бегу уже, и не только в своей среде.
Есть две группы профессионалов. Одни умеют что-то делать профессионально, но не знают, почему у них так хорошо выходит; другие – знают, как надо делать, но не умеют осуществить на практике.
Сегодня мы с вами смогли разобраться, ЧТО мы умеем делать хорошо, как у нас это получается или может получаться, и что получается у нас - ХОРОШО.
Упражнение 5 «Реклама».
ВТ – И в подтверждение, что наша профессия, одна из самых важных, лучших, востребованных - прошу каждую команду в течение минуты придумать слоган или девиз (буквально одну-две фразы), чтобы похвалить профессию, себя, команду в которой вы участвуете, и всех присутствующих.
Упражнение 6 «Колесо жизни».
Что такое колесо жизни?
Очень часто человек, начиная анализировать свои предыдущие достижения и стремясь улучшить их, сам себя загоняет в ловушку. Это можно сравнить с ремонтом квартиры. Вроде бы хочется только обои поменять, а потом начинается: потолок побелить, плинтуса новые поставить, где-то выровнять, новую мебель привезти. Точно так же, когда мы начинаем анализировать свои личность и желаемые изменения, зачастую мы беремся за все и сразу. «Мне нужно больше энергии для рабочего дня – значит, нужно заняться спортом, бегать по утрам. Для этого необходимо вставать пораньше, как же теперь успевать все, чтобы и ложиться можно было раньше?» Эта гонка за всем и сразу может вполне превратиться в замкнутый круг, из которого вы не будете видеть выхода, а значит, через некоторое время можете бросить начатый процесс совершенствования своей личности. Необходимо очень четко представлять себе, что именно вам стоит делать, чтобы добиться конкретных изменений и результатов в жизни.
Поможет в этом простой прием, который доступен абсолютно всем, а анализ, сделанный с его помощью, занимает не так уж много времени, зато открывает на многое глаза. Называется он «Колесо жизни». Колесо жизни – это один из способов быстро и очень эффективно выяснить, как работает ваша жизнь, какие сферы в ней присутствуют, какие из них более развиты, а над какими еще нужно поработать.
На листе бумаги начертите круг среднего размера, чтобы он отлично поместился на листе, но место на нем еще бы оставалось. Этот круг расчертите на 7±2 сектора. В целом, у вас должно получиться от 5 до 9 секторов, не больше и не меньше. Эти секторы – ваши области жизни. Это ваши отношения с друзьями или родственниками, работа, хобби, личная жизнь, семья и прочее. Подумайте, на сколько разделов может поделиться ваша жизнь.
Дальше нужно по каждой сфере поставить (примерно) оценку: по шкале от 0 до 10 насколько вы удовлетворены положением вещей в этой сфере на данный момент? Далее отмечаем это на рисунке и теперь становится видно, где у вас основные проблемы. (см. лист)
- Какие 2-3 сферы из всех наиболее значимы для Вас? Как обстоят в них дела?
- Какие сферы проседают больше других? Как Вы думаете почему?
- Подумайте, какую оценку Вы хотите видеть в этих сферах через пару месяцев, полгода? Запишите свои представления.
- В какой сфере Вы бы хотели начать изменения уже сегодня?
- Из проседающих сфер, изменения в какой из них более всего повлияют на остальные?
После этого планируем действия.
Рядом с каждым сектором необходимо написать ваши ближайшие 3-5 целей, как вы их видите. Что необходимо сделать, чтобы колесо в этом месте стремительно приближалось к 10 баллам? После того, как цели вы написали, проставьте к ним сроки. Это обязательное условие – у каждой цели должен быть свой срок исполнения для того, чтобы она не просто висела у вас в голове или была на листке бумаге, а чтобы вы точно знали, что с ней делать дальше.
Когда эта работа закончена, у вас на руках появляется четкий анализ ваших затруднений и план, что нужно с ними делать дальше. Теперь повесьте ваше Колесо жизни на видное место за рабочим столом и не забывайте уделять время своим целям. Уверены, теперь вы точно будете знать, что нужно делать! Удачи вам и терпения в достижении своих целей!
Упражнение 7 «Квадрат Декарта».
Задумывались ли вы над тем, что так или иначе денно и нощно жизнь сталкивает нас с разного рода задачами, проблемами, ситуациями, требующими решения, либо с вопросами, ждущими ответа, либо с возможностями, которые необходимо брать или отвергать.
Как сделать выбор способный привлечь в нашу жизнь наиболее благоприятные обстоятельства? Ответом на данный вопрос является эффективная, действенная техника принятия решений «Квадрат Декарта».
«Квадрат Декарта» - это простая техника принятия решений, требующая совсем немного времени. Она помогает прояснить значимые критерии выбора и последствия каждого решения.
Что будет, если я приму решение? | Что будет, если я откажусь от этого решение? |
Чего не случится, если я приму это решение? | Чего не случится, если я откажусь от этого решение? |
Рассмотрим пример. Вы хотите завести собаку, но у вас сомнения.
- Плюсы от получения желаемого. Сбудется моя мечта детства. Научу его разным трюкам. Летом буду возить на дачу, и ходить с ней за грибами.
- Плюсы от неполучения желаемого. Мне не надо будет менять как-то уклад своей жизни.
- Минусы от получения желаемого. Не получится поваляться в кровати. Не смогу легко куда-то уехать.
- Минусы от неполучения желаемого. У меня не будет друга, который будет ждать меня дома. Детская мечта не сбудется.
«Рассмотреть проблему по «Квадрату Декарта».
Хочу надеяться, что данная техника поможет вам справиться со своими сомнениями. Принять решение просто, когда приоритеты расставлены, и видно, что важно, а что нет.
Коллаж «Модель моего будущего»
Педагог-психолог: Задумайтесь, какой вы представляете свою жизнь через пять лет. Что изменится, что появится нового, каких вы целей достигните. Дайте свободу своим мыслям и вспомните все, о чем вы мечтали. Вырежьте из журналов иллюстрации, а затем оформите их в композицию на заданную тему. Можно дополнить работу надписями, комментариями, раскрасить и декорировать пустоты.
После того как все участники сделают свои коллажи,
Педагог-психолог: Кто желает, может представить свой коллаж и рассказать нам о том, какой вы видите свою жизнь через пять лет и что надо сделать сегодня для того, чтобы в будущем ваши желания исполнились.
Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (Авраам Линкольн.)
У каждого человека есть свои недостатки, т.е. то, что ему недостает. Парадоксально, но факт, достоинства не так бросаются в глаза, как недостатки.
По мнению профессора Флетчера отрицательных качеств не существует. Есть качества, недостаточно или чрезмерно развитые, иным словом, несбалансированные. Например: такая черта характера, как гибкость может превратиться в безвольность или, напротив, в жесткость. А это уже недостатки.
Упражнение 8 Мозговой штурм «Превращением недостатки в достоинства!»
Недостаточно развитые | Качества | Чрезмерно развитые |
Любознательный | ||
Самостоятельный | ||
Творческий | ||
Коммуникативный | ||
Волевой |
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет. (К.Д. Ушинский.)
Р. Вайзман выявил еще одну важную особенность. Оказалось, что удачливые люди – по натуре оптимисты! с ними тоже случаются неприятности, но они рассматривают это как случайность, а не закономерность. Наверное, прав был Теннеси Уильямс, когда говорил: «Вера в удачу приносит удачу!» Очень простая формула, зато надежная.
Все знаете, что многие великие достижения – плод коллективного труда. Для успеха в жизни очень важно уметь взаимодействовать с окружающими людьми, работать в команде.
От всей души желаю личных достижений, плодотворного сотрудничества и успеха!
Мотивационный видеоролик «Успех команды».
Рефлексия.
Использованные источники:
3. Е. Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшого дошкольного возраста. Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. – М., Творческий центр - 2002.
4. К. Фопель . Как научить детей сотрудничать?. Психологические игры и упражнения. I-III ч. – М., Генезис, 1998.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ : 1. Отключите мобильный телефон. 2. Позвольте себе быть свободным! 3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем. 4. Все внимание на говорящего. 5. Во всем ищите и находите позитив. 6. Получите удовольствие! ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ зачитываются перед началом занятия : 1. Отключите мобильный телефон. 2. Позвольте себе быть свободным! 3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем. 4. Все внимание на говорящего. 5. Во всем ищите и находите позитив. 6. Получите удовольствие! ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППЕ зачитываются перед началом занятия : 1. Отключите мобильный телефон. 2. Позвольте себе быть свободным! 3. Доброжелательные интонации и отношение ко всем. 4. Все внимание на говорящего. 5. Во всем ищите и находите позитив. 6. Получите удовольствие!
И так, не говори о проблемах, а решай их! Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма! (Уинстон Черчилль.) Итак, не говори о проблемах, а решай их! Успех – это движение от неудачи к неудаче без потери энтузиазма! (Уинстон Черчилль.)
Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями
Личностный рост- это всесторонний, много векторный процесс развития составляющих человека, это могут быть определенные способности, качества, навыки, задатки, так же это приобретение новых знаний, опыта, которые меняют стиль отношения человека к себе и восприятия окружающего мира .
Личностный рост педагога «Самое главное - ладить с самим собой» Вольтер Франсуа-Мари Аруэ
Условная формула нашего тренинга - «Кто я? Куда иду? Что мне надо?»
Левый верхний рис. – отношение к себе. Правый верхний рис. – отношение др. ко мне. Средний левый – жизненный путь. Средний правый – внутренний мир. Левый нижний – отношение к семье. Правый нижний – отношение к любви.
Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств. (Авраам Линкольн.)
Творчество — процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или это итог создания субъективно нового . *** Чем отличается творчество от изобретения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для педагогов дошкольных групп тема: «Личностные качества педагога»
Есть люди, которые поступив неправильно, находят тысячу оправданий, лишь бы не оказаться виновными. Такие люди никогда не признают себя неправыми. Такие люди встречаются и в педагогическом коллективе....
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Личностные качества педагога»
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
Курс повышения квалификации "Модель развития и использования личностных ресурсов педагога в системе психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"...
Тренинг "Свои и чужие" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг "Попробуй сделать шаг - получится" по профилактике профессионального выгорания педагогов. Личностный рост педагогов и механизмы защиты от профессионального выгорания
Тренинг по профилактике профессионального выгорания педагогов...
Тренинг для педагогов тема: «Ресурс педагога»
Цель: активизировать личностные ресурсы.Задачи:подвести педагогов к осознанию своих ресурсов, поиску источников восстановления, вдохновения;извлечение из памяти ресурсных воспоминаний....