Семинар-практикум для педагогов дошкольных групп тема: «Личностные качества педагога»
материал на тему
Есть люди, которые поступив неправильно, находят тысячу оправданий, лишь бы не оказаться виновными. Такие люди никогда не признают себя неправыми. Такие люди встречаются и в педагогическом коллективе. Педагоги иногда забывают о нормах морали и приличиия. Надеюсь семинар- практикум поможет многим вспомнить о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_seminara.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
для педагогов дошкольных групп «Личностные качества педагога»
Цель семинара: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации коммуникативной компетентности.
Задачи:
1. Предоставить возможность педагогам провести оценку личностных качеств человека
2. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих личностных качеств
3. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.
Предварительная работа:
Всем участникам предлагается вытянуть из емкости кружки 3-х цветов (красный, синий, желтый) и поделиться на три подгруппы в соответствии с цветом кружка.
Ход мероприятия:
Перед началом занятия участники рассаживаются за столы.
Приветствие
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые педагоги! Нашу встречу мне хотелось бы начать с приветствия.
1. Игра «Имя +»
Педагог – психолог: тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Наталья – настойчивая; Светлана – сострадающая, стеснительная, самостоятельная; Галина – главная, героическая и т.д.
2. Упражнение « Пожелание друг другу»
Педагог – психолог: Сейчас мы продолжим работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно, в одно- два слова. Вы бросаете мяч тому, кому хотите что-то пожелать и одновременно говорите это пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелание на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.
3.Упражнение «Угадай качество»
Педагог-психолог: На каждом столе лежат листы с определениями личностных качеств (достоинство, честность, искренность). Задача каждой подгруппы - рассказать и показать другим подгруппам об этом понятии не называя его.
(участники совещаются в течение 5- 10 мин, затем выступление каждой подгруппы)
Педагог – психолог: Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Проблемный вопрос: что такое « Личностные качества?» Что вкладывается в это понятие?
Предлагаю вам самостоятельно выполнить задание.
4. Самостоятельная работа.
На обдумывание дается 5 минут. Участники зачитывают притчи внутри подгруппы и определяют, о каком качестве идет речь.
Педагог-психолог: Готовясь к семинару, я нашла несколько притч (см. приложение) о личностных качествах. Предлагаю вам в подгруппах обсудить их и прокомментировать свое восприятие этих слов для всех присутствующих.
Действительно, вы правильно определили, о каких качествах личности идет речь.
5. Упражнение «Порядочность- непорядочность» (работа в паре)
На доске представлены два понятия «порядочность- непорядочность»
В зал приглашаются два педагога. За 5 минут необходимо отыскать тот признак, который соответствует тому или иному понятию.
Педагог-психолог: Мы слышим это слово, но не знаем его значение: «Это порядочный человек», «А это непорядочный человек». Мы часто употребляем это слово, но не всегда знаем, что оно обозначает.
Что означает быть порядочным человеком? Черты порядочности
Что не является порядочностью?
При завершении задания педагоги аргументируют, почему они выбрали эти признаки.
Педагог-психолог: Давайте обратим особое внимание на понятие «порядочность» и примем для себя решение: моя жизнь будет соответствовать тому, что я говорю, моя жизнь будет целостной.
6. Заключение, рефлексия.
Педагог-психолог: предлагаю вам дать оценку сегодняшнему семинару, что понравилось, что не понравилось?
Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если мы научимся быть хорошими слушателями, успех в общении нам обеспечен. Во время слушания решаются задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника. И хотелось бы прочитать еще одну притчу, она называется «ТРИ ТИПА ЧЕЛОВЕКА».
Притча "ТРИ ТИПА ЧЕЛОВЕКА"
Однажды Акбару, царю Индии, были присланы в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки и письмо. В письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и ценность.
Акбар позвал своих советников и приказал определить различия. Долго ученые мужи взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить ни внешних, ни внутренних различий. Они только разводили руками, признавая свою беспомощность.
Лишь мудрец Бирбал все не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок, и просунул в них тоненькую золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из второго уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал:
- Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Эта фигурка наиболее ценная из трех.
7. Заключительная игра « Солнышко»
Цель: вызвать у участников положительные эмоции.
Педагог – психолог: сейчас на листах бумаги вам нужно будет нарисовать солнышко с лучиками. Лучиков должно быть равно количеству участников за исключением вас самого. В центре солнышка вы пишете свое имя. Сейчас мы будем передавать солнышко по кругу и на лучиках будем записывать пожелания, комплименты своим коллегам, пока ваш листочек с солнышком не вернется к вам обратно.
(участникам раздаются чистые листы. Они рисуют во весь лист солнышко с количеством лучиков, равных количеству участников, исключая себя. В центре солнышка пишут свое имя. Затем по кругу передают друг другу листы, вписывают пожелания, комплименты своим коллегам на лучиках. Лист, пройдя круг, возвращается к своему хозяину).
По завершению семинара педагогам раздаются памятки «Основополагающие правила общения»
Приложение
Где найдешь, где потеряешь
(притча о честности)
Бродяга, гуляя по рынку, нашёл богато отделанный кошелек. Открыв его, он обнаружил, что в нём лежит сто золотых монет. В этот момент бродяга услышал крик человека в торговых рядах:
— Вознаграждение! Вознаграждение ждёт того, кто найдёт мой кожаный кошель!
Будучи ******* человеком, бродяга подошёл к потерявшему кошелёк и отдал ему свою находку.
— Вот ваш кошель. Я могу теперь получить награду?
— Награду? — усмехнулся купец, жадно считая золото. — В кошельке, который я обронил, было двести монет золота. Ты уже украл больше, чем вознаграждение. Уйди или я позову охранников порядка!
— Я — ******* человек, — оскорблено сказал бродяга. — Давай решим этот вопрос у судьи.
Судья внимательно выслушал обе стороны и сказал:
— Я верю вам обоим. Правосудие возможно! Купец, вы заявили, что, когда вы потеряли кошелёк, в нём лежало двести монет золота. Хорошо, это — значительная сумма. Но, кошель, который нашёл этот бродяга, содержит только сто монет золота. Поэтому, это не мог быть тот, который вы потеряли.
И, с этими словами, судья отдал кошелёк и всё золото бедняку.
Встреча на мосту
(притча о достоинстве)
Над пропастью длиной почти с версту
Шел ростовщик по узкому мосту,
И посредине этого моста
Вдруг повстречал погонщика скота.
Тот был одет в заплатанный халат.
Сказал богач, брезгливый бросив взгляд:
«Нам на мосту вдвоем не разойтись.
Вниз прыгай иль обратно воротись!»
Бедняк на это отвечал ему:
«Я воротиться должен? Почему?
Ведь поровну у нас и рук, и ног.
Ты б тоже уступить дорогу мог».
«Да как ты смеешь преграждать мне путь! –
Вскричал богач. – Благоразумен будь!
Подумай сам, кто я и кто ты есть.
Я так богат, что смог дворец возвесть!
На мне, смотри, с рубинами чалма,
А на халате с золотом тесьма
В семь струй, как речка райская, течет! »
Сказал погонщик: «Это всё не в счет.
Да, дом твой много лучше моего,
Но сам ты разве лучше от того?
Твоя одежда не чета моей,
Но разве сам меня ты лучше в ней?
Мое полезно людям ремесло,
Твое же причиняет людям зло.
Ты лучше подобру уйди с моста,
Иначе сброшу в пропасть, как кота!»
Пришлось ростовщику уйти с пути,
И дважды по мосту свой путь пройти.
За злато можно строить, есть и пить,
Да только уваженья не купить.
Притча об искренности
Однажды к убеленному сединами мудрецу вся в слезах пришла молодая и очень красивая девушка:
- Что мне делать? - сквозь слезы жаловалась она. - Я всегда стараюсь по доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А то и откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать.
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал:
- Разденься донага и пройдись по городу в таком виде.
- Да вы с ума сошли! - возмутилась красавица. - В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть что сотворит со мною.
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало.
- Вот видишь, - ответил он, - появиться на людях обнажив свое красивое тело ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником.
- Так что же мне делать? - спросила девушка
- Пойдем, я покажу тебе свой сад, - предложил старец.
Водя девушку по саду мудрец сказал:
- Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми неспеша, незаметно. Смотри кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами.
Памятка для педагога
«Основополагающие правила общения»
-Не критикуй других – зачем тебе чужие недостатки? Удовлетворись тем, что они не твои.
-Чтобы найти общий язык, свой следует немного прикусить.
-С проблемными людьми, дабы не иметь проблем, никогда не создавай ситуацию "один на один". В присутствии других "проблемные" уже не столь проблемны!
-Чем больше ты принимаешь во внимание потребности твоего собеседника, тем больше он будет (автоматически) удовлетворять твои собственные.
-Уверенность в своих знаниях придает силу.
-Если увидишь лицо без улыбки – улыбнись сам.
-Чем больше "балласта", тем труднее становится общение.
- Если собеседник ведет себя не корректно в общении с вами, ни когда не повторяйте его поведение в ответ. Будьте тактичны и спокойны, пусть он сам увидит свое нелицеприятное поведение.
Что означает быть порядочным человеком? Черты порядочности
1. Искренность
Быть порядочным означает быть человеком искренним, прозрачным, человеком чести и совести.
«Порядочный тон заключается в искренности и честности» (Федор Достоевский).
2. Прямота
Порядочный человек – это человек прямой: прямой в мыслях, в речах, в действиях. Он говорит то, что думает и думает о том, что он говорит. Таких людей найти сейчас тяжело, практически все юлят.
Чаще всего мы не хотим обидеть друг друга, не хотим ранить, поэтому когда мы говорим, говорим вокруг да около, - это проявления непорядочности и лукавства.
Если вы хотите быть порядочным, научитесь быть конкретным в ваших мыслях, словах, желаниях, будьте прямыми с собеседниками и друзьями.
3. Конкретность
Порядочный человек – это конкретный человек: он не оставляет места для маневров, для лавирования. Он говорит все, как есть, и говорит то, что он думает. И если мы хотим стать лучшими, быть людьми, принятыми на небе Богом, нужно быть прямыми, непосредственными, честными людьми.
4. Альтернатива
Лучше признаваться в своих грехах и меняться, нежели оставаться такими, какие мы есть и становится все хуже – деградировать.
Что не является порядочностью?
Опасности неправильного понимания того, что порядочный человек не лукавый, он говорит, то, что думает и думает что говорит.
1. Открытое хамство
Есть люди, которые хвалятся, что они такие честные и "режут правду-матку", невзирая на лица. Но при этом они не уважают других и явно хамят. Для них неважно, находится ли перед ними женщина, пожилой человек или пастор.
Свое неуважение они прикрывают "своей правдой".
2. Неуважение к родителям
Иисус обличал фарисеев, которые, прикрываясь духовными вещами, отказывались заботится о своих родителях.
3. Бестактность
Когда люди не чувствительны к другому человеку. Пример: делать замечание человеку по поводу того, как он выглядит, не модно одет в то время, как у того не хватает денег даже на еду.
4. Осуждение других
Многие под прикрытием того, что они говорят правду, просто осуждают: других людей, помазанников, родителей, членов церкви.
Порядочность: (черты порядочности)
Искренность
Прямота
Конкретность
Альтернатива
Непорядочность: (черты непорядочности)
Открытое хамство
Неуважение к людям (родителям, коллегам и т.п.)
Бестактность
Осуждение других
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методики по выявлению профессиональных и личностных качеств педагогов
Методики направлены на выявление профессинальных и личностных качеств педагогов: отношение к своей профессии, мотивация деятельности, самооценка профессиональных качеств, стил...
Развитие профессиональных и личностных качеств педагога в условиях ДОУ
Данный доклад содержит опыт работы с кадрами в МДОУ "Малыш". Он представлен мной на научно-практической конференции в рамках VII областного образовательного форума, г. Иркутск и опублик...
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Личностные качества педагога»
ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Личностные качества педагога дошкольного образования
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ВОСПИТАТЕЛЯСреди всех профессий, связанных с педагогической деятельностью, воспитатель занимает особое место. Это не случайно. Именно воспитатель закладывает важные...
Эссе "Профессиональные и личностные качества педагога дошкольного образования"
Образовательный процесс в ДООЭссе на тему «Профессиональные и личностные качества педагога дошкольного образования».Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям...
Консультация для педагогов "Самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО"
Самодиагностика профессионально-личностных качеств педагога ДОО является одной из самых важных составляющих по определению уровня профессиональной пригодности педагогического работника дошкольной орга...