Система работы учителя-дефектолога на группе детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Калистратова Светлана Владимировна

статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Система работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста

        

Эффективность  коррекционно-воспитательной  работы  определяется  чёткой  организацией  детей  в  период  их  пребывания  в  детском  саду, правильным  распределением  нагрузки  в  течение  дня, координацией  и  преемственностью  в  работе  всех  субъектов  коррекционного  процесса: детей, учителя-дефектолога, воспитателя  и  родителей.

            Определение  приоритетных  направлений  и  установление  преемственных  связей  в  коррекционной  деятельности  участников  образовательного  процесса  с  учётом  структуры  дефекта  детей  с  ЗПР.

            Распределение  занятий  (по  развитию  речи и ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования, по обучению сюжетно-ролевой игре),  проводимых  в  течение  недели  в  соответствии  с  требованиями  к  максимальной  нагрузке  на  ребёнка  в  ДОУ.

            Учебный  год  в  группе  компенсирующей  направленности  для  детей  с  ЗПР  начинается  первого  сентября, длится  девять  месяцев (по  30 июня)  и  условно  делятся  на  три  периода:

Сентябрь

Адаптационный  период  и  углублённая  диагностика (обследование  и  заполнение карт развития, наблюдение  за  детьми  в  различных  ситуациях:  во  время  режимных моментах, игровых  ситуациях, при общении  с  взрослыми  и  сверстниками), индивидуальная  работа  с  детьми, а  также  составление  плана  работы  на  первое  полугодие.

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь

1 этап

Коррекционно-развивающая работа  с  детьми  проводится  индивидуально и  по  подгруппам.

(в  январе  подводятся  итоги  работы  за  первый  период, проводится  диагностика развития  детей)

Февраль, март, апрель, май

2 этап

Коррекционно-развивающая работа  с  детьми  проводится  индивидуально и  по  подгруппам.

(в мае  подводятся  итоги  работы  за  год)

Июнь, июль, август

Летний оздоровительный период

3 этап

Совместная  деятельность  с  детьми  по  закреплению  сформированных знаний, умений и  навыков (игры  и  игровые  упражнения).

Активно реализуются индивидуальные и групповые проекты.

Коррекционно-развивающая работа  с  детьми  проводится  индивидуально и  по  подгруппам.

           Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.

           На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.

            В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством  проведения диагностики: первичной и  повторной, обработки и анализа  полученных результатов.

Занятия  проводятся учителем-дефектологом  в  соответствии  с  расписанием  и  режимом  дня  в  данной  возрастной  группе.

Цель коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога:

создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.

Задачи:

  • Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.
  • Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
  • Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
  • Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
  • Формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
  • Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.

Направления работы учителя - дефектолога.

  1. Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
  2. Определение содержательной направленности коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности.
  3. Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".
  4. Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.
  5. Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.

Содержание работы учителя – дефектолога:

  • Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
  • Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
  • Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
  • Возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
  • Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
  • Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.

                                     Тематическое планирование

                                      Период с сентября по декабрь.

Месяц

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования

Сентябрь

Обследование детей

Осень. Признаки осени.

Один, много, столько же.

Осень. Деревья осенью.

Сравнение предметов. Цвет, размер                  

Октябрь

Лес. Ягоды. Грибы.

           Лес. Ягоды. Грибы.

Сравнение предметов. Цвет и форма.

   Сравнение предметов Цвет, форма, размер.

Овощи. Огород.

Овощи. Огород.

Число 2. Свойства предметов.

Число 2.Признаки предметов.

Овощи. Огород.

Овощи. Огород.

Состав числа 2.

Спереди, сзади, между

                  Фрукты. Сад

.                  Фрукты. Сад

Высокий -низкий, выше -ниже, одинаковые по высоте.                                                         Сравнение предметов по высоте                                                                

Ноябрь

Сад – огород

Сад – огород

Образование числа 3. Цифра3.

Число 3. Цифра 3

Домашние птицы.

Домашние птицы.

Состав числа 3

Состав числа 3

Домашние животные.

Домашние животные

Сравнение предметов по ширине.                                                              

Сравнение предметов по ширине

Домашние животные.

Домашние животные

Образование числа 4. Цифра 4.

 Число 4. Цифра 4

Декабрь

 Дикие животные. Подготовка к зиме.

Дикие животные. Подготовка к зиме.

Состав числа 4.

Состав числа 4.

 Дикие животные. Подготовка к зиме.

Дикие животные. Подготовка к зиме.

Образование числа 5. Цифра 5.

Число 5. Цифра 5.

Зима. Признаки зимы.

Зима. Зимняя одежда

Новогодний праздник в семье.

Сложение

Сложение

Сравнение количеств

Период с января по февраль.

Месяц

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования

Январь

Зимние забавы.

Зимние виды спорта.

Арифметическая задача.

Арифметическая задача.

Зимующие птицы.

Зимующие птицы.

 Состав числа 5.

Состав числа 5.

Февраль

Транспорт

Транспорт.

Образование числа 6. Цифра 6.

Образование числа 6. Цифра 6

Профессии на транспорте

Профессии на транспорте

Состав числа 6.

Состав числа 6.

Наша Армия.

Наша Армия

Образование числа 7. Цифра 7.

Число 7. Цифра 7

Период с марта по май.

Месяц

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования

Март

Семья.

Семья. Мамин день.

Семья. Мамин день

            Дни недели. Состав числа 7

Образование числа 8. Цифра 8.

            Число 8. Цифра 8

Чайная посуда.

                 Столовая посуда.

Числовой ряд до 8, порядковый счет до 8.

Кухонная посуда.

Посуда

Состав числа 8.

Состав числа 8.

Мебель

Мебель.

Сложение

Вычитание

Мебель.

Мебель.

Образование числа 9. Цифра 9.

                    Число 9. Цифра 9

Апрель

Космос.                                                    

Космос

Состав числа 9.

                   

                     Состав числа 9.

Школа

Школа

Школа

Школа

Сложение.

Вычитание                                     Образование числа 10. Цифра 10.

 Число 10. Цифра 10

Весна.

Число 10. Цифра 10

День Победы.

Наш город.

                Составление задач

Май

Перелетные птицы.

Перелетные птицы

                     Состав числа 10.

                   

                    Состав числа 10.

Насекомые.

Насекомые

Сложение.

Вычитание                                      

Лето.

Лето

Решение задач

Решение задач

Период с июня по август.

Месяц

Ознакомление с окружающим и развитие речи

Основная часть

Вариативная часть

разрабатываемая

участниками

образовательных

отношений

Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования

Дидактические игры

Июнь

Здравствуй, лето!!!

Цвет, форма, величина

- «Назови цвет предмета»;

- «Радуга-дуга»;

- «Цветные пробки»;

- «Кто больше запомнит?»;

- «Геометрические фигуры»;

- «Найди и назови фигуру»;

- «Флажки и гирлянды»;

- Сериация предметов по цвету, форме, величине.

Количественные представления

- Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10);

- «Посчитай и назови»;

- «Сосчитай-ка?»

- «Путаница»;

- «Живые числа»;

- Выкладывание цифр из природного материала.

Пространственно-временные представления

- «Когда это бывает?»;

- «Живая неделя»;

- «Что сначала, что потом?»;

- «Времена года»;

- «Угадай, где  что лежит?»

- Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев.

Организация фотовыставки «Мир глазами детей» (1 июня – День защиты детей)

Летние забавы.

Июль

Безопасный мир.

Цвет, форма, величина

- «Цветная полянка»;

- «Цветы и бабочки» ;

- «Коробочки»;

- «Собери букет»;

- «Цветная лесенка»;

- «На что похоже?»

- «Из каких фигур состоит предмет?»

- «Черно-белые фигуры»;

- «Дома»;

- Игры с кубиками Никитина;

- Сериация предметов по цвету, по форме, по величине.

Количественные представления

- Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10);

- «Что изменилось?»

- «Исправь ошибку»;

- «Чудесный мешочек»;

- «Посчитай- не ошибись!»;

- Выкладывание цифр из природного материала.

Пространственно-временные представления

- «Лабиринты»;

- «Путешествие по участку»;

- «Лево-право»;

- «Неделька»;

- «Цветная лесенка»;

- Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев.

Литературная викторина «В гостях у сказки»

Тематическая выставка-коллажей по мотивам сказок.

Насекомые.

Цветы.

Август

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!!!

Цвет, форма, величина

- «Краски»;

- «Подбери по цвету»;

- «Художники»;

- «Найди пару» ;

- «Вкладыши»;

- «Составь квадрат (треугольник, прямоугольник)»

- «Форма»;

- «Назови величину»;

- Группировка предметов по цвету, по форме, по величине;

- Игры с блоками Дьениша.

Количественные представления

- Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10);

- «Сколько?»;

- «На каком месте?»;

- «Какой игрушки не стало?»;

- «Веселые цифры»;

- «Сосчитай и положи цифру»;

- Выкладывание цифр из природного материала.

Пространственно-временные представления

- «Что в левой, что в правой руке»;

- «Раз, два, три - как ты шел- назови»;

- «Определи место игрушки»;

- «Двенадцать месяцев»;

- Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев.

Творческая мастерская «Опыты с водой и песком»

Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

День недели

Направление работы

Понедельник

Познавательное и речевое развитие

(формирование целостной картины мира и развитие речи)

Вторник

Познавательное развитие

(формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования)

Среда

Социально-личностное развитие

(сюжетно-ролевая игра)

Четверг

Познавательное развитие

(формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования)

Пятница

Познавательное и речевое развитие

(формирование целостной картины мира и развитие речи)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.

Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....

перспективное планирование по развитию речи в смешанной группе детей среднего и старшего дошкольного возраста

перспективный план разработан на основе казахстанских програм "Бiз мектепке барамыз" и "Зерек бала" для смешанных групп среднего и старшего возраста дошкольных учреждений. содержит темы предложенные в...

Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте

Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме....

Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.

Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»

Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных  видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...

Работа учителя-дефектолога с нозологическими группами детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольников с ОВ...

Досуговое мероприятие «Грибное лукошко» в рамках системы работы по общей безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Досуговое мероприятие "Грибное лукошко" для детей старшего дошкольного возраста в рамках системы работы по общей безопасности. Цель мероприятия - закрепление материала по теме "Съедобны...