Система работы учителя-дефектолога на группе детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
статья содержит цель коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога, задачи. направления и содержание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_uchitelya_s_detmi_s_zpr_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы учителя-дефектолога с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: детей, учителя-дефектолога, воспитателя и родителей.
Определение приоритетных направлений и установление преемственных связей в коррекционной деятельности участников образовательного процесса с учётом структуры дефекта детей с ЗПР.
Распределение занятий (по развитию речи и ознакомлению с окружающим, по формированию элементарных математических представлений с элементами конструирования, по обучению сюжетно-ролевой игре), проводимых в течение недели в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на ребёнка в ДОУ.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР начинается первого сентября, длится девять месяцев (по 30 июня) и условно делятся на три периода:
Сентябрь | Адаптационный период и углублённая диагностика (обследование и заполнение карт развития, наблюдение за детьми в различных ситуациях: во время режимных моментах, игровых ситуациях, при общении с взрослыми и сверстниками), индивидуальная работа с детьми, а также составление плана работы на первое полугодие. |
Октябрь, ноябрь, декабрь, январь | 1 этап Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам. (в январе подводятся итоги работы за первый период, проводится диагностика развития детей) |
Февраль, март, апрель, май | 2 этап Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам. (в мае подводятся итоги работы за год) |
Июнь, июль, август Летний оздоровительный период | 3 этап Совместная деятельность с детьми по закреплению сформированных знаний, умений и навыков (игры и игровые упражнения). Активно реализуются индивидуальные и групповые проекты. Коррекционно-развивающая работа с детьми проводится индивидуально и по подгруппам. |
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе дефектолога, логопеда и воспитателя.
На каждом занятии в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от сроков пребывания детей в условиях специализированной группы и выраженности недостатков в развитии.
В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные. Деление детей на подгруппы осуществляется с учетом возраста и результатов диагностического обследования. Определение ребенка в ту или иную подгруппу зависит от результатов диагностики, вида занятия и индивидуальных достижений и течение года. Выбор формы проведения занятия с детьми зависит от вида и содержания занятия и возраста детей. При этом следует учитывать, что в одной группе могут быть дети разного возраста, отличающиеся по уровню психического развития, по запасу знаний и умений. Выбор формы организации детей на занятии определяется целями и задачами конкретного занятия. Выявление степени усвоения коррекционно-развивающей программы осуществляется посредством проведения диагностики: первичной и повторной, обработки и анализа полученных результатов.
Занятия проводятся учителем-дефектологом в соответствии с расписанием и режимом дня в данной возрастной группе.
Цель коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога:
создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка с проблемами в развитии и формирование его позитивно - личностных качеств.
Задачи:
- Взаимодействовать со всеми специалистами ДОУ в процессе коррекционно - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Выявлять индивидуальные особенности развития ребенка, его слабые стороны и способности к компенсации, определение оптимального педагогического маршрута.
- Формировать способы усвоения ребенком ОВЗ социального опыта, взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности.
- Развивать компенсаторные механизмы становления психики и деятельности проблемного ребенка.
- Предупреждать развитие вторичных отклонений познавательной сферы, поведения и личности в целом.
- Формировать у проблемного ребенка способы ориентировки в окружающей действительности (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающие социальную успешность, сохраняющие и укрепляющие здоровье детей с нарушением интеллекта детей дошкольного возраста, а также предупреждающие возможные трудности в процессе школьного обучения.
- Сотрудничать с семьей для обеспечения полноценного развития аномального ребенка, обучать родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающих эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его возможности.
Направления работы учителя - дефектолога.
- Осуществление системы коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса.
- Определение содержательной направленности коррекционной работы в зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности.
- Создание условий для максимального развития ребенка в соответствии с потребностями возраста и особенностями психологической структуры "зоны ближайшего развития".
- Компенсация упущенного формирования тех компонентов психики, которые являются базовыми в развитии, готовность к восприятию учебного материала соответствующего его возможностям.
- Формирование разносторонних представлений о явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи.
Содержание работы учителя – дефектолога:
- Коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи этой категории в освоении программы.
- Выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии.
- Осуществление индивидуально - ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ, с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.
- Возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в образовательном учреждении.
- Взаимодействие в разработке и реализации коррекционных мероприятий воспитателей, специалистов образовательного учреждения.
- Содержание коррекционной работы для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями строить с акцентом на социализацию ребенка и формирование практически - ориентированных навыков.
Тематическое планирование
Период с сентября по декабрь.
Месяц | Ознакомление с окружающим и развитие речи | Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования |
Сентябрь | Обследование детей | |
Осень. Признаки осени. | Один, много, столько же. | |
Осень. Деревья осенью. | Сравнение предметов. Цвет, размер | |
Октябрь | Лес. Ягоды. Грибы. Лес. Ягоды. Грибы. | Сравнение предметов. Цвет и форма. Сравнение предметов Цвет, форма, размер. |
Овощи. Огород. Овощи. Огород. | Число 2. Свойства предметов. Число 2.Признаки предметов. | |
Овощи. Огород. Овощи. Огород. | Состав числа 2. Спереди, сзади, между | |
Фрукты. Сад . Фрукты. Сад | Высокий -низкий, выше -ниже, одинаковые по высоте. Сравнение предметов по высоте | |
Ноябрь | Сад – огород Сад – огород | Образование числа 3. Цифра3. Число 3. Цифра 3 |
Домашние птицы. Домашние птицы. | Состав числа 3 Состав числа 3 | |
Домашние животные. Домашние животные | Сравнение предметов по ширине. Сравнение предметов по ширине | |
Домашние животные. Домашние животные | Образование числа 4. Цифра 4. Число 4. Цифра 4 | |
Декабрь | Дикие животные. Подготовка к зиме. Дикие животные. Подготовка к зиме. | Состав числа 4. Состав числа 4. |
Дикие животные. Подготовка к зиме. Дикие животные. Подготовка к зиме. | Образование числа 5. Цифра 5. Число 5. Цифра 5. | |
Зима. Признаки зимы. Зима. Зимняя одежда Новогодний праздник в семье. | Сложение Сложение Сравнение количеств |
Период с января по февраль.
Месяц | Ознакомление с окружающим и развитие речи | Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования |
Январь | Зимние забавы. Зимние виды спорта. | Арифметическая задача. Арифметическая задача. |
Зимующие птицы. Зимующие птицы. | Состав числа 5. Состав числа 5. | |
Февраль | Транспорт Транспорт. | Образование числа 6. Цифра 6. Образование числа 6. Цифра 6 |
Профессии на транспорте Профессии на транспорте | Состав числа 6. Состав числа 6. | |
Наша Армия. Наша Армия | Образование числа 7. Цифра 7. Число 7. Цифра 7 |
Период с марта по май.
Месяц | Ознакомление с окружающим и развитие речи | Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования |
Март | Семья. Семья. Мамин день. Семья. Мамин день | Дни недели. Состав числа 7 Образование числа 8. Цифра 8. Число 8. Цифра 8 |
Чайная посуда. Столовая посуда. | Числовой ряд до 8, порядковый счет до 8. | |
Кухонная посуда. Посуда | Состав числа 8. Состав числа 8. | |
Мебель Мебель. | Сложение Вычитание | |
Мебель. Мебель. | Образование числа 9. Цифра 9. Число 9. Цифра 9 | |
Апрель | Космос. Космос | Состав числа 9.
Состав числа 9. |
Школа Школа Школа Школа | Сложение. Вычитание Образование числа 10. Цифра 10. Число 10. Цифра 10 | |
Весна. | Число 10. Цифра 10 | |
День Победы. Наш город. | Составление задач | |
Май | Перелетные птицы. Перелетные птицы | Состав числа 10.
Состав числа 10. |
Насекомые. Насекомые | Сложение. Вычитание | |
Лето. Лето | Решение задач Решение задач |
Период с июня по август.
Месяц | Ознакомление с окружающим и развитие речи | Основная часть | Вариативная часть разрабатываемая участниками образовательных отношений |
Формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования | |||
Дидактические игры | |||
Июнь | Здравствуй, лето!!! | Цвет, форма, величина - «Назови цвет предмета»; - «Радуга-дуга»; - «Цветные пробки»; - «Кто больше запомнит?»; - «Геометрические фигуры»; - «Найди и назови фигуру»; - «Флажки и гирлянды»; - Сериация предметов по цвету, форме, величине. Количественные представления - Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10); - «Посчитай и назови»; - «Сосчитай-ка?» - «Путаница»; - «Живые числа»; - Выкладывание цифр из природного материала. Пространственно-временные представления - «Когда это бывает?»; - «Живая неделя»; - «Что сначала, что потом?»; - «Времена года»; - «Угадай, где что лежит?» - Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев. | Организация фотовыставки «Мир глазами детей» (1 июня – День защиты детей) |
Летние забавы. | |||
Июль | Безопасный мир. | Цвет, форма, величина - «Цветная полянка»; - «Цветы и бабочки» ; - «Коробочки»; - «Собери букет»; - «Цветная лесенка»; - «На что похоже?» - «Из каких фигур состоит предмет?» - «Черно-белые фигуры»; - «Дома»; - Игры с кубиками Никитина; - Сериация предметов по цвету, по форме, по величине. Количественные представления - Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10); - «Что изменилось?» - «Исправь ошибку»; - «Чудесный мешочек»; - «Посчитай- не ошибись!»; - Выкладывание цифр из природного материала. Пространственно-временные представления - «Лабиринты»; - «Путешествие по участку»; - «Лево-право»; - «Неделька»; - «Цветная лесенка»; - Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев. | Литературная викторина «В гостях у сказки» Тематическая выставка-коллажей по мотивам сказок. |
Насекомые. | |||
Цветы. | |||
Август | Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!!! | Цвет, форма, величина - «Краски»; - «Подбери по цвету»; - «Художники»; - «Найди пару» ; - «Вкладыши»; - «Составь квадрат (треугольник, прямоугольник)» - «Форма»; - «Назови величину»; - Группировка предметов по цвету, по форме, по величине; - Игры с блоками Дьениша. Количественные представления - Счет в прямом и обратном порядке (в пределах 10); - «Сколько?»; - «На каком месте?»; - «Какой игрушки не стало?»; - «Веселые цифры»; - «Сосчитай и положи цифру»; - Выкладывание цифр из природного материала. Пространственно-временные представления - «Что в левой, что в правой руке»; - «Раз, два, три - как ты шел- назови»; - «Определи место игрушки»; - «Двенадцать месяцев»; - Закрепление названия дней недели, времен года, месяцев. | Творческая мастерская «Опыты с водой и песком» |
Система коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога
День недели | Направление работы |
Понедельник | Познавательное и речевое развитие (формирование целостной картины мира и развитие речи) |
Вторник | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования) |
Среда | Социально-личностное развитие (сюжетно-ролевая игра) |
Четверг | Познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений с элементами конструирования) |
Пятница | Познавательное и речевое развитие (формирование целостной картины мира и развитие речи) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей.
Система работы по формированию связной монологической речи с детьми старшего дошкольного возраста,на основе использования разных видов моделей....
перспективное планирование по развитию речи в смешанной группе детей среднего и старшего дошкольного возраста
перспективный план разработан на основе казахстанских програм "Бiз мектепке барамыз" и "Зерек бала" для смешанных групп среднего и старшего возраста дошкольных учреждений. содержит темы предложенные в...
Система работы по формированию знаний по пожарной безопасности в старшем дошкольном возрасте
Система работы по пожарной безопасности. Основные направления работы с родителями по данной теме....
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения...
Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Русалочка» п. Гигант»
Фронтальный контроль по теме: «Организация работы по развитию творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста, в продуктивных видах деятельности, в МБДОУ №1 «Р...
Работа учителя-дефектолога с нозологическими группами детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.Группа дошкольников с ОВ...
Досуговое мероприятие «Грибное лукошко» в рамках системы работы по общей безопасности для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Досуговое мероприятие "Грибное лукошко" для детей старшего дошкольного возраста в рамках системы работы по общей безопасности. Цель мероприятия - закрепление материала по теме "Съедобны...