Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
консультация по коррекционной педагогике на тему
Описан алгоритм совместной деятельности учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе с детьми с нарушением зрения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_korrektsionnogo_i_psihologo-pedagogicheskogo_vozdeystviya.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие коррекционного и психолого-педагогического воздействия в системе работы учителя-дефектолога с дошкольниками, имеющими нарушение зрения.
Работая с детьми, имеющими нарушение зрения, учитель-дефектолог ставит перед собой определенные цели коррекционно-педагогического воздействия:
- Коррекция зрительного восприятия, зрительных функций;
- Формирование навыков самостоятельной деятельности;
- Формирование сознания успеха у детей;
- Формирование желания познавать окружающий мир;
- Желание общаться в коллективе;
- Достижение положительных результатов, восстановление зрения и подготовка детей к обучению в школе.
Реализация целей зависит от стимулирования, упражнения и активизации зрения детей соответственно требованиям лечебно-восстановительной работы и гигиены зрения.
Игра – главное средство воспитания и формирование сознания успеха. Об этом должен знать учитель-дефектолог, работающий с детьми первого года обучения.
На первом году коррекционного обучения выделяется несколько задач:
- Привить детям правильные навыки и привычки в основных видах жизнедеятельности.
- Научить детей выражать свои потребности, особенно в конфликтных ситуациях. Учить словесно выражать свои желания.
- Развивать свободную зрительно-двигательную ориентацию в пространстве и двигательные способности.
- Учить ценить радость от совместных действий.
- Стимулировать и активизировать зрительные функции.
Собрав необходимые диагностические данные, познакомившись с детьми и их родителями, совместно с воспитателями решаются поставленные задачи.
На первом году обучения прививаются навыки самообслуживания, формируются сенсорные эталоны – формы, цвета, величины.
Дети учатся рассматривать предметы ближайшего окружения, развиваются осязательно-моторные навыки, начинает проявляться познавательная активность малышей.
Эффективность коррекционно - педагогического воздействия зависит от двух условий:
- Использование игры в процессе обучения и воспитания.
- Поощрение стремления детей делать все самим.
Особое значение в коррекционной работе на втором году обучения учитель-дефектолог уделяет обучению в форме взаимопомощи и взаимообучения.
На втором году обучения решаются следующие задачи:
- Закрепление навыков индивидуальной самостоятельности.
- Развитие навыков группового взаимодействия и совместной деятельности.
- организация возможности испытать чувство радости от совместных усилий, которые успешно заканчиваются.
- Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, мелкой и специальной моторики, внимания, памяти, мышления, речи.
- Обучение использования оптических средств коррекции при рассматривании объектов.
Это такой возраст, когда ребенок должен уже вполне владеть своим телом, иметь богатый игровой опыт и достаточно развитые способности.
Осознанная стратегия педагога – будить детскую мысль и формировать устойчивую мотивацию к активной групповой деятельности.
Коррекционная направленность этого возраста базируется на развитии компенсаторных возможностей детей (слух, обоняние, осязание). При активизации сохранных анализаторов стимулируются и упражняются зрительные функции.
На третьем году обучения параллельно с решением коррекционных задач формируется чувство общественного долга. В индивидуальном развитии ребенка необходимо учить правильному поведению в ситуации принятия решения – высказать свое мнение, учесть мнения других и при невозможности отстоять свое мнение найти компромиссное решение.
На третьем году обучения решаются следующие задачи:
- Формирование активной жизненной позиции, в рамках содержания, заданного взрослым.
- Учить целенаправленному, осмысленному зрительному наблюдению предметов и явлений окружающей действительности.
- Формировать заинтересованность и положительное отношение к наблюдению, поиску, анализу воспринимаемых объектов.
- Развитие ролевой деятельности.
Ролевая деятельность оказывается очень эффективным способом развития и коррекционного воспитания, дающим возможность ребенку посмотреть на себя и свое поведение со стороны, понять на собственном опыте, что делает, став на его место, другой. Это приводит к доверию в общении детей.
Очень важно в коррекционной работе уделять внимание активизации речевой деятельности ребенка, так как он должен суметь выразить словами признаки, связи, зависимости в предметном мире, не только зрительно воспринимаемые признаки, но и признаки, воспринимаемые на слух, осязания и обоняния.
Именно на четвертом этапе обучения учитель-дефектолог может проследить всю динамику коррекционной работы по развитию зрительного восприятия и коррекции зрительных функций у детей. В этот период дети наиболее успешно начинают пользоваться тем зрением, которое у них восстанавливается.
Всякая деятельность ребенка – игра, труд, занятие, лечение на аппаратах преподносится как – его «дело», это будет способствовать интересу к своей деятельности и готовности преодолевать, возможно, возникшие трудности.
Для подготовки к школе детям предлагаются игры, задания и упражнения, которые в занятной форме вводят его в школьную ситуацию, формируя позицию ученика. Обучая некоторым навыкам, пробуждается интерес к предстоящей ему новой жизни.
При различении признаков и свойств предметов необходимо тренировать зрительные функции различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания при необходимости задействовать сохранные анализаторы.
В подготовительной группе дети, обладая достаточным багажом знаний, выполняют интересные коррекционно-игровые задания анализируя, сравнивая, группируя, обобщая имеющиеся знания, навыки. Необходимо, чтобы эти знания правильно применялись и помогали ребенку получать радость и удовольствие от познания.
Для шестилетних детей встает проблема лидерства в группе. Учитывая потребности в желании стать лидером, педагог предоставляет возможность почувствовать детям себя успешными в выполнении посильных задач:
- Формировать у ребенка чувство, что он может стать лидером, быть успешным.
- формирование и стимулирование активного и заинтересованного творческого отношения к деятельности.
- Формирование желания учиться в школе.
- При невозможности полностью увидеть объект, учить ориентироваться в реальной деятельности.
- Осуществлять работу по стимуляции, упражнению и активности зрительных функций и гигиене зрения в соответствии с требованиями лечебно-восстановительной работы.
- Приучить ребенка воспринимать общественные нормы поведения, как внутренне необходимые.
Решая эту задачу необходимо предоставлять ребенку ситуации выбора, которые он может самостоятельно осмыслить и на собственном опыте убедиться в необходимости определенного поведения.
Сформированные поведенческие нормы помогут ребенку на дальнейшем этапе школьного обучения.
Вывод:
Только в сочетании психолого-педагогического воздействия с коррекционными мероприятиями, проводимыми учителями-дефектологами с дошкольниками в условиях специализированного учреждения, можно добиться стойкой эффективности в восстановлении зрения, что позволит подготовить дошкольника для дальнейшего этапа обучения.
Учитель-дефектолог
Родина Ирина Борисовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по разделу «Социально – бытовая ориентировка» для дошкольников, имеющих нарушения зрения, второго года обучения в 2012 -13 учебном году учителя – дефектолога Иоселевой Н. В.
Перспективная сетка тематического планирования по развитию социально-бытовой ориентировкис дошкольниками, имеющими нарушения зрениявторого года обучения в 2012 -13 учебном году....
Использование презентаций Power Point и дидактической сказки в работе с дошкольниками, имеющими нарушенное зрение.
В статье раскрывается актуальеость использования презентаций, подготовленных в программе Power Point с детьми, имеющими нарушения зрения. Дано описание данной технологии, необходимые требования....
Коррекционно-развивающая работа по обучению грамоте дошкольников с нарушением зрения в системе взаимодействия учителя-логопеда с семьей
Статья из опыта работы учителя логопеда с семьей, воспитывающей ребенка с нарушением зрения...
Интегрированное занятие учителя-дефектолога для старших дошкольников с нарушением зрения в рамках Проекта «Что такое вода?»
Тема: «Путешествие капельки». Цель: Закрепить знания детей о воде, её значении в жизни живых организмов. Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности; учитель-дефектолог (тифлопедаго...
Взаимодействие учителя-дефектолога с семьями воспитанников с нарушением зрения
В материале описаны формы взаимодействия учителя-дефектолога с семьями воспитанников, имеющих нарушение зрения...
Полисенсорный способ обучения в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими нарушения зрения
Первостепенное значение в компенсации недостатков и развитии способностей детей имеет формирование согласованной работы всех уровней сенсорно-познавательной системы (речь и движение, слух, осязание, э...
Коррекционная работа на прогулке с детьми, имеющими нарушения зрения
Коррекционная работа на прогулке с детьми, имеющими нарушения зрения...