Соматические заболевание
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Соматические болезненные состояния - это целый ряд осложнений, связанных с физическим ростом, функционированием и развитием, такие как ухудшение зрения и слуха, что составляет часть картины в целом. Около 1/5 детей с соматическими болезнями или с болезненными состояниями значительно ограничены в повседневной деятельности и сталкиваются с многочисленными трудностями в приобретении друзей, в посещении школы и просто в достижении нормального качества жизни.
Длительно протекающие соматические заболевания, начинающиеся в детском возрасте, могут повлечь за собой патологическое формирование личности. В этом смысле наиболее опасными являются практически все эндокринные заболевания, которые могут также стать причиной появления дефектов внешности вплоть до выраженных уродств и это , в свою очередь, также способствует патологическому формированию характера. При многих хронических соматических заболеваниях, а именно хроническая почечная недостаточность, хроническая лучевая болезнь и других, при чрезмерно повышенном внимании к больному ребенку со стороны окружающих (гиперопека) и / или отношении к нему как ущербному, неполноценному, также возможно патологическое развитие личности.
Многие соматические заболевания при остром течении (цирроз печени, пернициозная анемия, лучевая болезнь, сердечная недостаточность, опухоли внемозговой локализации и другие) протекающие в раннем детском возрасте, при несвоевременном и неправильном лечении опасны развитием помрачения сознания, которое может перейти в сопор, а затем в кому. Поэтому при поступлении ребенка с выраженной астенической симптоматикой и другими описанными выше симптомами необходимо, прежде всего, направить его к соответствующему специалисту (терапевту, онкологу, эндокринологу и т.д.), а не работать с выраженным психическим заболеванием. Психотерапия может быть только соответствующей лечению основного соматического заболевания.
Необходимо также отметить, что психические нарушения у подростков с хроническими соматическими заболеваниями в целом такие же, как у взрослых. Отличия в том, что бредовых идей у детей практически не бывает, а зрительные галлюцинации преимущественно гипногогические, возможны также эпилептоидные припадки. Также у детей значительно чаще возникает астения с отвлекаемостью, неусидчивостью, повышенной утомляемостью и плаксивостью
При появлении в раннем возрасте соматического заболевания, кроме всего выше описанного, нередко наблюдается задержка психического развития вплоть до выраженной олигофрении. Также отмечается задержка и физического развития.
Дети и подростки, чье здоровье и функциональные возможности подвергаются риску из-за соматического болезненного состояния, сталкиваются с большими трудностями в своем развитии и адаптации. Каждый день дети с инсулинозависимой формой диабета должны контролировать уровень глюкозы в крови и соблюдать диету, а также делать уколы инсулина; дети с астмой должны с большой осторожностью подходить к каждой новой ситуации, быть настороже перед приступом, который может буквально лишить их жизни; а дети, больные раком, должны справляться с пристальными взглядами или высказываниями сверстников, у которых мало понимания и сочувствия по поводу того, почему другой ребенок выглядит иначе и кажется болезненным. Как и при других расстройствах, связанных с поведением, эти причины действуют не только на ребенка, но и на сверстников, а также на членов их семей. Это воздействие, в свою очередь, влияет на способность ребенка адаптироваться в этих непростых условиях .
Соматоформные расстройства - это группа родственных проблем, включающих физические симптомы, которые похожи или намекают на болезненное состояние, но при отсутствии органического или физиологического подтверждения.
Соматизация (т. е. выражение ощущений через физические симптомы), ипоходрии (озабоченность реальным или воображаемым нездоровьем) и болевые ощущения (например, возвратные боли желудка) - все это является примерами соматоформных расстройств. Диагностические критерии заключаются в сочетании жалоб на боль, желудочно-кишечных, сексуальных и псевдоневрологических симптомов, существующих во время заболевания. Эти симптомы не создаются преднамеренно и не придумываются, они достаточно реальны, чтобы вызвать недомогание и ухудшение состояния индивида. При диагностировании некоторых соматических расстройств требуется строгая вероятность психологического состава симптома.
Соматоформные расстройства особенно широко изучаются у взрослых, потому что они представляют хронический, выявленный паттерн, который часто нельзя обнаружить, пока человек не повзрослеет. Таким образом, диагностическая категория соматоформных расстройств в отношении детей и подростков сомнительна и используется редко. Многочисленные детские соматические недуги, особенно возвратные боли в брюшной полости, могут оказаться развивающимися предвестниками взрослых соматоформных расстройств.
Сейчас признается, что дети способны, как и взрослые, сообщать о своей боли и беспокойстве, но так было не всегда. Раньше считалось, что дети вообще не испытывают боли, и что они менее чувствительны к ней, чем взрослые. По-видимому, из-за того, что дети менее способны сообщать о своей боли, ошибочно считалось, что болевой порог у детей выше, чем у взрослых. Однако дети четко представляют, что у них болит, и знают, как об этом сказать. У мальчиков и девочек в раннем возрасте создаются удивительно четкие представления о боли и ее причинах, о ее описании и переживании
К примеру, вот некоторые высказывание:
Это (боль в животе) будто пчелы в животе - жалят вас в живот, желтые спинки перекатываются внутри и ударяют как мячики пинг-понга - будто что-то просто отрубается в животе (мальчик, 6 лет). При этом (боль в ухе) чувствуешь, что в ухе находится что-то наподобие шипа от розы, проникающее глубже в ухо, сильнее чем прокалывание (мальчик, 9 лет).
Непохоже, чтобы дети просто использовали описания боли, услышанные от родителей или от кого-то еще. Обратите внимание на детскую образность в описании 7-летним мальчиком головной боли:
Будто огромное чудовище сидит внутри, и оно растет, как сумасшедшее, места не хватает, и чудовище разрывает обе части моей головы, поскольку оно становится очень большим.
Являются ли жалобы детей на соматическое состояние нормальными и обычными? Ни для кого не секрет, что примерно в 1/3 типичных заявлений школьников о боли она используется для побочных целей - привлечь внимание родителей или сверстников, а также для того, чтобы пропустить спортивные или школьные занятия. Нельзя отрицать, что одним из наиболее распространенных способов, к которым прибегают дети, чтобы выразить свой страх, недовольство или избежание чего-либо, являются жалобы на боль и страдания, часто неопределенного и сомнительного происхождения [2 c. 31].
У каждого соматического заболевания свои особые проблемы. Дети с диабетом ежедневно сталкиваются с лечебным режимом, но у них более предсказуемый прогноз; дети, больные раком, испытывают неприятные побочные действия, возникающие при лечении, и должны справляться с неопределенным прогнозом своей болезни. Общее, что объединяет соматические заболевания и болезненные состояния, это то, что они представляют собой главный стрессор, который вызывает и поглощает все имеющиеся ресурсы, помогающие выстоять ребенку и его семье.
Число детей с каким-либо соматическим заболеванием или болезненным состоянием, связанным с физическим здоровьем, очень велико: от 10 до 20% детского населения. Из этого количества детей только у 1/3 легкие формы заболевания, у остальных такое состояние здоровья, которое приводит к средним или сильным ограничениям активности и утомительным курсам лечения. Астма является самым распространенным детским соматическим заболеванием, которое сопровождается неврологическими нарушениями, нарушениями развития и расстройствами поведения. К счастью, тяжелые формы соматических заболеваний, при которых возникают серьезные физические и интеллектуальные ограничения и которые мешают повседневной жизни ребенка - относительно редки. Тем не менее, распространение подобных форм поддается учету. Около 2% детей серьезно поражены соматической болезнью или находятся в болезненном состоянии.
У детей с соматическими заболеваниями обнаружена специфика в проявлении таких высших психических функций как восприятие, внимание, память, мышление, воображение, представление. Эти функции имеют сниженный уровень развития, но это снижение обусловлено неустойчивым процессом их формирования, способы, деформирования которых следует обнаружить.
При сравнении средних показателей освоения элементарных учебных навыков детей с соматическими заболеваниями и здоровыми детьми, результаты убедительно показывают значимо более низкий уровень готовности к школьному обучению детей с соматическими заболеваниями, что указывает на существенное различие в развитии этих групп учащихся.
В психологическом портрете обучающихся в таких школах обнаруживается дисгармония развития, снижение возможности к социальной адаптации. У детей отмечаются личностные нарушения: незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенная внушаемость, инертность, преобладание внешней мотивации. Особенностью учащихся является неадекватная самооценка — завышенная либо заниженная, а также искаженный уровень притязаний.
Обучающиеся имеют нарушения в межличностных отношениях — как следствие частичной изоляции от общества (незнание или игнорирование некоторых социальных требований и норм).
Учащиеся имеют слабую мотивацию к участию в общественной жизни школы, вплоть до ее полного избегания.
В классе массовой общеобразовательной школы такие дети ощущают себя «неспособными» учениками и, как следствие, являются «группой риска». Поступая в школу надомного обучения, многие из них уже имеют негативный личный опыт обучения в массовой школе. Поэтому большинству учащихся требуется индивидуальный образовательный маршрут, соответствующая воспитательная работа и адекватное психолого-педагогическое сопровождение.
Изучение истории жизни детей, беседы с родителями позволили выделить встречающиеся практически во всех случаях факты предметной эмоциональной и социальной депривации в младенческом и более поздних периодах жизни. Выяснилось, что депривационный синдром формировался в условиях обездвиженности вынужденного лишения материнского внимания в периоды обострений заболеваний и отсутствия необходимых контактов с другими людьми. Эти условия естественным образом способствовали созданию дефицита базовых ощущений, оттягиванию определения пространственного ориентиров и отношений между ними. В итоге развитие высших психических функций проходило с парциальными нарушениями. [2]
Приведенные условия в значительной мере определяют объективную сторону общих и специфических особенностей развития детей с соматическими заболеваниями как категорий, находящихся в поле зрения специальной психологии. [2]
Выделяя нарушение восприятия в качестве значимой (детерминирующей) причины, сдерживающей онтогенетическое развитие психики ребенка, необходимо отметить, что помимо психической причины, деформирующей начальный опыт младенца, свой созвучный вклад в ряде случаев вносят минимальные мозговые дисфункции. [2]
Отмеченные обстоятельства оказывают сдерживающее влияние на формирование механизма приема, переработки и хранения информации. С возрастом человека влияние этих факторов нивелируется, но при этом, как показывают наблюдения за семьями, имеющими больных детей, их адаптационные возможности оказывается несколько ниже, чем у здоровых сверстников.
В ряде исследований раскрывается связь восприятия с личностным развитием. [1] Личность — источник активности восприятия, поскольку на восприятие влияет память, мышление (Х. Виткин, МА. Холодная), личностные особенности (д. Гилфорд, д.Н. Узнадзе) и состояние сознания (С.л, Рубинштейн, А.В. Запорожец, ЛЯ. Беленькая). Однозначного ответа на вопрос, влияет ли восприятие в той же мере на социальную адаптивность учащихся с заболеваниями, в настоящее время нет. Но результаты в рамках исследований показывают, что обогащение детей недостающим базовым опытом познания окружающего мира уже в школьной реальности делает их увереннее, способнее, здоровее. [3]
Таким образом, предполагается, что центральной причиной, сдерживающей психическое развитие ребенка с соматическим заболеванием, является недостаточная сформированность важнейшего психорегуляционного механизма, отвечающего за синхронизацию психики с окружающей средой (биологической, физической, социальной, информационной). [3]
Неизбежно встает вопрос о психосоматическом здоровье родителей. В психологическом портрете собирательного образа родителя позицию занимает состояние тревоги за жизнь ребенка. Наличие этого состояния существенно снижает собственные психофизические возможности родителей. Так, матери часто не работающие ощущают себя больными, разбитыми на момент прихода ребенка в школу. Их эмоциональная сфера часто оказывается неуравновешенной, поведение носит оборонительный характер, любовь выражается в опеке, в таких условиях больной ребенок не может получить необходимого жизненного опыта, который есть у его здоровых сверстников, за которыми нет столь пристального внимания и ухода. Отсюда следует, что восприятие детей формируется еще по причине родительской опеки и психологической некомпетентности родителей в отношении самих себя.
Замещение взрослыми самостоятельности детей, которое с избытком испытывают эти дети в семьях, не позволяет им совершать «лечебные» микроошибки, на которых они должны учиться. Настойчивость, саморегуляция, самоуправление, прогнозирование и многие другие качества личности могут остаться невостребованными долгое время школьниками в условиях тотального опекания. [4]
Несамостоятельность детей с соматическими заболеваниями является отличительной чертой их психологического портрета. Закрепляющаяся с младенчества, с возрастом несамостоятельность может приобретать самые различные формы и качество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика и характеристика соматических заболеваний детей
Характеристика соматических заболеваний детей...
Профилактика и характеристика соматических заболеваний детей
Характеристика соматических заболеваний детей...
Укрепление соматического здоровья по средствам здоровьесберегающих технологий
Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда...
Педагогическая работа с соматически ослабленными детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения
Направление педогагической работы с соматически ослабленными детьми с повышенной нервной возбудимостью и нарушениями поведения...
Коррекционная работа с детьми низкого уровня физической подготовленности, имеющими соматическую слабость.
В плане работы отражены задачи на каждый день месяца по развитию физических качеств и умений, сенсорных способностей, мелкой моторики. Содержание работы распределено на весь учебный год. Работа ...
Коррекционная работа с детьми низкого уровня физической подготовленности, имеющими соматическую слабость.
В плане работы отражены задачи на каждый день месяца по развитию физических качеств и умений, сенсорных способностей, мелкой моторики. Содержание работы распределено на весь учебный год. Работа ...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка инвалида (соматические заболевания)
В материале представлены описаны условия воспитания и обучения, раскрыты основные разделы работы по развитию психических процессов и развитию графомоторных навыков ребенка с инвалидностью старшего дош...