Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
консультация по логопедии
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №7 села Кухаривка
муниципального образования Ейский район
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации
ФОП ДО и ФАОП ДО.
Подготовила: учитель-логопед
Хохлова Елена Юрьевна
2023г
Семинар-практикум для воспитателей
Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте»
в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
Задачи:
- активизировать знания педагогов о звуках и буквах;
- уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, середине и конце слова;
- тренировать навык дифференциации согласных по твердости — мягкости, глухости — звонкости;
- закреплять навык звукового анализа слова;
- закреплять навык развития связной речи;
Ход семинара-практикума:
Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем общего образования. Одним из важных направлений работы воспитателя в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО является подготовка дошкольников к обучению грамоте.
Актуальность этой работы определяется требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования — дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Прежде чем начать говорить о звуковой культуре речи и о подготовке к обучению грамоте, давайте обратимся к Федеральной образовательной программе (ФОП) дошкольного образования
В разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:
- владение речью как средством коммуникации, познания и самовыражения;
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха;
- обогащение активного и пассивного словарного запаса;
- развитие грамматически правильной речи
- развитие диалогической и монологической речи;
- развитие интереса к фольклору и художественной литературе, развитие навыков слушания и понимания произведений различных жанров, развитие образности речи и словесного творчества;
- формирование предпосылок к обучению грамоте.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования предлагает:
1. Пропедевтическая работа с младшими дошкольниками по введению в грамоту.
2. Работа по развитию фонематической стороны речи с детьми и овладение основами грамоты (охватывает четыре возрастных группы – вторую младшую, среднюю, старшую и подготовительную).
Уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.
От того, как ребёнок будет введён в грамоту, во многом зависит его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
Сложный процесс освоения грамоты распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу.
Обучение детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово глобально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фонетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: «апельсиновый, яблочный...». Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
- определение количества звуков в слове,
- фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие),
- определение места звука в слове.
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте:
- сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп (свистящих, шипящих, соноров);
- сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
- готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове;
- знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
- умение работать со схемой слова, предложения.
Скажите, что такое звуки? (Звуки — это то, что мы слышим и произносим). А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
1. Какие бывают звуки? (Гласные звуки и согласные). Назовите гласные звуки (А, У, О, И, Ы, Э). Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно. Их обозначаем красным цветом. Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков, что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ё (йотированных) .Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ]. А согласные звуки петь не могут. Воздух свободно выйти из ротика не может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
2. Согласные звуки бывают мягкими и твердыми. Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие — зеленым цветом. Чтобы детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Коллеги, давайте поиграем в игру «Посели в домики». Скажите, в какой домик вы поселите картинку? Ваши дети на занятиях отвечают таким образом: «Я поселю мишку в домик с зеленой крышей, потому что в слове «мишка» первый звук [мь], он мягкий».
3. Согласные звуки так же бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают – тихо в ушках или звук сильный.
Коллеги поиграем в игру «Звенит – не звенит». Если в начале слова вы услышите звонкий согласный — поднимите карточку с колокольчиком, если глухой — карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
4. Звуко-буквенный анализ слова. Чтобы ребенку было легче выполнить звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой анализ слова ЛИСА, так, как вы на занятиях будете играть с ребятами.
Сначала мы медленно произнесём это слово, выделяя голосом каждый звук и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
Первый звук [ль] — согласный, мягкий, звонкий. Обозначается зеленым квадратом.
Второй звук [и] — гласный, обозначается красным квадратом.
Следующий звук – [с]. Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] – гласный, обозначается красным цветом.
Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных, сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой. Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ слова РОЗА.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук: пэ, рэ… В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?»
- В ряду букв обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки на бархатной бумаге, вылепить из пластилина и т.п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
Работа с предложением.
Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Составить предложение по опорной картине из 2,3,4,5 слов
Составление предложений по графической схеме
Перед каждым – графическая схема предложения – необходимо придумать предложение, соответствующее данной схеме.
Составление графической схемы предложения
Заключение
А теперь давайте подведем итог нашей сегодняшней встречи. Предлагаю вам оценить себя по достижению цели встречи. Выбрать сигнальную карточку «зеленую» - «владею достаточной информацией по подготовке к обучению грамоте», «желтый» – «владею не достаточным объемом информации», «красный» - «не владею…»
Педагогам предлагаются печатные рекомендации по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:ü активизировать знания педагогов о звуках и буквах;ü уточнить представления о гласных и согласных зв...
Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...
Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"
Семинар-практикум поможет воспитателям в обучении дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть для того...
Семинар - практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...
Семинар - практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"
Подготовка детей к обучению грамоте...
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»Воспитатель: Поздеева Ю.А.Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучен...
Подготовка детей к обучению грамоте в контексте ФОП ДО
В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:Формирование словаряЗвуковая культура речиГрамматический строй речиСвязная речьПодготовка детей...