Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»
консультация (средняя группа)
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы»
Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьёзными причинами. Компьютер широко вошёл в нашу повседневную жизнь. Всю необходимую для себя информацию дети черпают в Интернете. Они мало общаются, речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны. Потребность речевого общения удовлетворяется недостаточно. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества часто не позволяют родителям уделять достаточного внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое речевое общение.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования.
Пересказ занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Усвоение детьми значительной части школьной программы основано на пересказе.
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти и внимания. При этом совершенствуются структура речи и произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста.
Большое внимание уделяется выбору произведений для пересказа.
При этом, кроме художественной ценности, важно учитывать объём произведения, чётко выраженные начало, середину и конец сюжета, понятное и интересное для детей содержание, знакомую лексику и простой синтаксис (короткие лаконичные фразы, доступная прямая речь). Этим требованиям отвечают произведения К. Ушинского, В Бианки, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, Е. Чарушина, Л. Толстого, И. Соколова-Микитова, Ю. Коваля, Г. Снегирёва. Тексты специально адаптируются для детей. На начальном этапе работы используются небольшие тексты, в дальнейшем их объём увеличивается по мере возрастания речевых возможностей детей.
При подборе текстов учитываются следующие требования:
- высокая художественная ценность произведения;
- идейная направленность;
- динамичность, образность изложения, чёткость и последовательность развёртывания действия;
- объём пересказа;
- словарно-грамматическая наполняемость текста.
Надо помнить, что дети очень нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах.
Взрослый должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей, при рассказе, на что обращать внимание ребёнка. Важным приемом являются вопросы взрослого. То есть после того, как прочитали текст, можно предложить ребенку ответить на вопросы по содержанию рассказа, например, кого встретила Красная шапочка в лесу, почему волк сказал девочке, чтобы она пошла по длинной дороге, что случилось потом. Такие вопросы помогут ребенку лучше понять содержание рассказа, запомнить последовательность событий. Некоторые вопросы, а может разъяснения самого взрослого (если ребенок затрудняется ответить) помогают ребенку понять значение непонятных слов (невод, закат, рассвет, роса и пр) или выражений (у страха глаза велики, золотые руки, светлая голова).
Важно дать нравственную оценку героям произведения: трусливый или храбрый, простодушный или хитрый, ленивый или трудолюбивый. В конце подводится итог: чему учит нас рассказ или сказка, разъясняется скрытый смысл произведения.
Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Важно перед началом пересказа текста ребенком, прочитать весь рассказ еще раз. Повторное чтение поможет ему лучше запомнить сюжет произведения, отдельный образ (описание предмета, внешнего вида героя и т. д., отдельные предложения, интересные в языковом плане, обогащающие их речь.
Итак, пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно-художественной речи, запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. В дальнейшем они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связной речи детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение пересказу с опорой на графические схемы.
Образовательная область «Речевое развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных в...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗУ С ОПОРОЙ НА ГРАФИЧЕСКИЕ СХЕМЫ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы....
Консультация на тему: «Обучение детей пересказу с опорой на графические схемы».
Дошкольный возраст – самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребёнка. Связная речь представляет собой наи...
Консультации для родителей "Обучение детей пересказу"
Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого тек...
Консультация для родителей "Обучение дошкольников пересказу"
Предлагается родителям для пересказа использовать сказки-пересказки...
Семинар – практикум для воспитателей Тема: «Обучение детей пересказу с использованием предметно - графических схем на занятиях по развитию связной речи»
Тема нашей встречи – «Обучение детей пересказу с использование картинно- графических схем на занятиях по развитию речи». Начнём с определенияосновных понятий в данной теме.Связная ре...
Презентация "Обучение дошкольников пересказу с опорой на графические схемы" (2022 уч. г.)
Материал за 2022 уч. г....