Презентация опыта работы по теме: «Музыкальная деятельность как средство социализации дошкольников с ОВЗ»
презентация по коррекционной педагогике
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду уделяется музыкальной деятельности, роль которой заключается в развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_pestretsy.doc | 50.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Высокогорский детский сад «Солнышко» Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан
Презентация опыта работы
по теме:
«Музыкальная деятельность
как средство социализации дошкольников с ОВЗ»
Гафиятуллина Э.В.
музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
с.Пестрецы, 2019 г.
В настоящее время дошкольное образование невозможно представить без коррекционной работы, педагогам все чаще приходится сталкиваться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, а значит, требуется своевременная организация коррекционной помощи.
Ребёнок с патологией в здоровье, как и здоровый ребенок, имеет свои потенциальные возможности развития. Важно помочь каждому, кто имеет особенности в развитии, научиться жить в современном обществе и найти свое место.
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду уделяется музыкальной деятельности, роль которой заключается в развитии его творческих способностей, в формировании практических навыков пения, движения, игры на музыкальных инструментах, навыков взаимодействия с другими детьми, а также в успокаивающем воздействии на организм и, разумеется, в повышении самооценки ребенка.
Наш детский сад посещают несколько детей с ОВЗ. Дети с ОВЗ испытывают дефицит игровой, двигательной и эмоциональной деятельности, поэтому на музыкальных занятиях необходимо большое разнообразие двигательной активности. В соответствии с этим, в свою работу включаю специально подобранные игры, которые развивают внимание, память, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки. Все наши музыкальные занятия заканчиваются релаксационными упражнениями. Дети учатся расслабляться, а также сосредоточиваться на создаваемых образах, фантазировать. Повторение знакомых игр детям не надоедает, чем свободнее они выполняют какое-либо действие, тем больше радости им это доставляет.
Занимаясь с детьми с ограниченными возможностями здоровья, я ставлю перед собой цель – помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.
Музыкальное занятие мы всегда начинаем с эмоционального настроя -
приветствия, ритмической разминки с элементами самомассажа. Пропевая простейшую мелодию, называем различные части тела – приветствуем их лёгкими похлопываниями рук. Приветствие себя в этом мире (своего физического и духовного тела) направлено на осознание собственного тела и координирование вокально-речевой интонации с движением.
На занятиях я регулярно включаю пальчиковую гимнастику с использованием методического пособия «Волшебные Гонзики» побуждает ребёнка к диалогу, стимулирует развитие речи, помогает побороть излишнюю робость и застенчивость.
Неотъемлемой частью занятия является артикуляционная гимнастика, которая побуждает детей управлять своим артикуляционным аппаратом. В эту часть занятия я включаю дыхательные упражнения, разминку языка, губ, лицевых мышц и как результат – ребёнок с аутичным спектром поведения начинает рефлекторно повторять за педагогом.
Ещё одна составляющая занятия – работа над песенным репертуаром. Пение организует правильное дыхание, формирует и облегчает дикцию. Помогает ребёнку ярче переживать эмоциональные состояния героев песен. Репертуар, исполняемый детьми с ОВЗ, подбирается мной в соответствии с возрастными особенностями, а также с учетом психо-физиологических проблем.
Одним из любимых видов музыкальной деятельности у детей с ОВЗ является игра на музыкальных инструментах.
С нового учебного года стала включать музыкально-ритмические упражнения с использованием степ-платформ, которые вырабатывают коммуникативные навыки взаимодействия с партнерами, развивают восприятие чувства ритма, координируют движения, развивают координационные способности, мышечную силу, гибкость, выносливость. Используя степ-аэробику во время утренней гимнастики, на музыкальных занятиях мы решаем многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.
В заключении музыкального занятия использую релаксационные упражнения, позволяющие снять напряжение и возбуждение, а в некоторых случаях и сконцентрировать внимание.
Один и тот же музыкальный материал использую многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить одну из самых главных задач, которую мы ставим перед педагогами и родителями. Она направлена на подготовку детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизнедеятельности и обучению в школе.
Примеры музыкальных игр
- Игры для активации и развития системы регуляции психического тонуса: Волшебный инструмент», «Большие ноги», «Игра с мягкими игрушками», «По кочкам», «Маленький ёжик», «Мы - деревья», «Передача инструмента с чётким ритмом». Дети двигаются под бодрую или спокойную музыку. Начинается одновременная работа зрительного, слухового, двигательного анализаторов.
2.Игры для развития пространственно-временных представлений: «Если нравится тебе», «Про бабушку», «У оленя дом большой», «Птички», «Я -иголка», «К барабану», «Королева». Дети поют и играют вместе с педагогом, подпевают окончание фраз или эмоционально интонируют голосом.
3.Игры для формирования процессов программирования и контроля деятельности: «Дирижирование», «Ладошки», «Падай, падай и замри!», «В нашей группе», «Игра с обручем», «Шляпа», «Музыкальные стулья». Дети выполняют танцевальные движения с атрибутами и без них в медленном темпе под музыку.
4.Игры для развития межполушарного взаимодействия. Разучиваем различные движения и действия двумя руками и ногами: «Симметричная игра на музыкальном инструменте», «Игры с предметами», «Ассиметричная игра на музыкальных инструментах».
За время занятий дети постепенно начинают самостоятельно выполнять несложные движения под музыку. У них появляется песенный репертуар, который можно расширять дальше. Дети не только пассивно слушают музыку (дети очень музыкальны), но и создают её - поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, каждый в силу своих индивидуальных возможностей.
Музыка является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я. И пусть эти дети всё выполняют не так чётко и ритмично, как здоровые, но они танцуют, поют и играют, получая от этого радость и удовольствие. Они верят в себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация опыта "Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей старшего дошкольного возраста"
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятель происходит прежде всего в игре …»....
Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования
С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. В статье раскываются особенноости музыкального обуче...
Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования
музыкальная деятельность в условиях инклюзивного образования...
Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников
Педагогические чтения...
Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"
Консультация: "Использование коммуникативных танцев, музыкальных игр и совместного творчества как средство социализации дошкольников"...
Обобщение опыта по теме "Лепбук-современное средство развития дошкольников"
данный материал предназначен для воспитателей детских садов и раскрывает возможности лепбука, как современного и эффективного способа развития современных дошкольников....
Презентация опыта работы по применению педагогической технологии социализации дошкольников "Дети-волонтеры" в разновозрастной группе
Внедрение инновационной технологии организации образовательного процесса "дети-волонтеры", посредством формирования опыта взаимоотношений и сотрудничества детей младшего и старшего дошкольно...