Обобщение опыта по теме "Лепбук-современное средство развития дошкольников"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Бажукова Татьяна Владимировна

данный материал предназначен для воспитателей детских садов и раскрывает возможности лепбука, как современного и эффективного способа развития современных дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk-sovremennoe_sredstvo_razvitiya_doshkolnikov.docx381.33 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                                          “Чудо – папку открываю,

                                                                                     Много нового узнаю”

  1. Пояснительная записка

Внедрение стандарта  включило педагогов в активный поиск, чтобы соответствовать современным требованиям, предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников. Это предоставило современному педагогу свободу в выборе эффективных форм и методов организации детской деятельности. Главным результатом этого выбора сегодня становятся личностные качества ребёнка, а не сумма его знаний, умений и навыков.

В педагогической практике укрепилось приоритетное направление индивидуального подхода к ребёнку, сохранение самоценности дошкольного детства и самой природы дошкольника. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков.

В поиске новых форм организации образовательной деятельности нахожусь и я. Однажды меня заинтересовало новое слово «лэпбук». Это стало темой моего самообразования. Изучив особенности данного многофункционального пособия, я пришла к выводу, что именно оно отвечает всем современным требованиям и внесет в дошкольное образование много положительных моментов.

  1. Теоретическая часть.

Лэпбук (lapbook), или как его еще называют тематическая или интерактивная папка, - это сравнительно новое средство обучения, пришедшее из Америки. Термин "Лэпбук" был впервые введен мамой и писателем из Вирджинии (штат США) Тэмми Дюби, которая использовала в домашнем обучении своих детей данное средство для систематизации информации. Она назвала ее так, именно потому, что весь лэпбук умещается и на коленях ребенка.

Аналогичного мнения придерживается  Татьяна Пироженко, адаптировавшая лэпбуки под наш менталитет. С ее  педагогическими находками я познакомилась в интернете и многое применяю на практике.

Татьяна Пироженко – автор популярного блока для развития детей "Это интересно!", детских книг, вышедших в издательствах «Феникс» и «Питер», нескольких обучающих пособий компании «Умница», а так же  авторских интерактивных папок-лэпбуков. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми.

Научной литературы по использованию «лэпбуков» на данный момент нет. Татьяна Пироженко дает следующее определение этому термину – «это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. При этом лэпбук - это не просто поделка. Он может стать толчком к совместной исследовательской деятельности по интересующей ребенка теме, а может стать и заключительным этапом самостоятельной исследовательской работы, которую ребенок вместе со взрослым проделал в ходе изучения данной темы. Чтобы заполнить эту папку, малышу предстоит узнать много нового и интересного, выполнить различные задания, провести наблюдения, исследования.

III. Методическая  часть.

Целью моей работы стало изучение  возможностей лэпбука, как современного средства развития дошкольников.

Задачи:

1.Развивать познавательную активность, самостоятельность, инициативность детей.

2.Способствовать приобретению  навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме и применении ее в игровой деятельности.

3.Содействовать  лучшему  пониманию  и  запоминанию  изучаемого материала и применению полученного опыта в новых жизненных ситуациях.

4.Воспитывать умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместной деятельности.

5. Способствовать успешной социализации детей.

ФГОС ДО предполагает  планирование образовательной деятельности на основе комплексно-тематического принципа. Такой подход делает  жизнь детей в детском саду более интересной, дает возможность проживания ребенком содержания образовательного процесса во всех видах детской деятельности.  В  «педагогическом багаже» пока мало разнообразных образовательных форм совместной  деятельности  взрослого  с  детьми, которые  бы  соответствовали современному  дошкольному  образованию,  были интересны  дошкольникам.

Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально  окрашено.  Как  же  сделать  так,  чтобы  пройденный  материал остался в памяти ребенка дошкольника, чтобы он мог научиться пользоваться теми  знаниями, которые  получил  в  образовательной  деятельности  по определенной  теме,  чтобы  он захотел  самостоятельно  расширить  свои горизонты по данному вопросу.

IV. Апробация

В ходе изучения определенной темы в течение 1-2 недель накапливается огромное разнообразие материалов: картинок, загадок, игр, карточек и т.д. До знакомства с лэпбуком накопленные материалы после изучения темы убирались в коробки,  и к ним возвращаться было неудобно, а полученные знания частично забывались. После моего знакомства с лэпбуком все наглядные материалы нашли свое место. Яркие красочные папки вписались в развивающую предметно-пространственную среду. Они безопасны, содержательно-насыщены доступны для использования каждому ребенку, в том числе и детям с ОВЗ. Последовательное изготовления лэпбука  является культурной практикой, в процессе  которой  используются все виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.. Равноправная совместная деятельность взрослых и детей, добровольное присоединение к деятельности без психического и дисциплинарного принуждения, свободное общение и перемещение, открытый временной конец,  позволяющий каждому работать в своем темпе, очень привлекает детей.

Изучив разновидности тематических папок, я  узнала, что они могут быть учебными, игровыми, поздравительными, автобиографическими.  На мой взгляд, не может быть четкой классификации, потому что любой лэпбук сочетает в себе обучающую информацию с играми и т.д. В своей работе я отдаю предпочтение учебно-игровым лэпбукам, т.к считаю их более эффективными для развития детей. Выглядеть лэпбуки могут как стандартная книжка, папка-раскладушка, книжка-гармошка, фигурная папка. Какой бы темы не касалось содержание лэпбука, главное соблюдать следующие правила:

  • эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)
  • долговечность (надежные крепления всех деталей)
  •  минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)
  • приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

При изготовлении  интерактивной папки я придерживаюсь определенного плана:

Первый этап – определение темы. На данном этапе достаточно знать тему недели или поддержать инициативу детей.  Не менее важным моментом перед выбором темы является обозначение возраста детей, для которых будет предназначен лэпбук. Это связано с тем, что не все темы подходят для детей, например, младшей группы ввиду своей сложности, и не все темы интересны детям старшего возраста в силу возрастных особенностей и интересов. 

Второй этап – составление плана (определение содержания с учетом возраста детей и их индивидуальных особенностей), подбор материалов при участии детей и родителей.

Третий этап -  совместное изготовление и оформление лэпбука .

Четвертый этап  - презентация лэпбука (организация совместной деятельности)

Лэпбук я условно делю  на четыре основные части: познавательную, игровую, творческую и художественно-литературную.

 В познавательной части лэпбука располагается информация, которую необходимо усвоить детям. В этой части, как правило, главная роль отводится взрослому, который рассказывает,  объясняет, показывает иллюстрации.  

Игровая часть – это различные дидактические игры, посредством которых дети усваивают и запоминают новый материал («игры - ходилки», «найди пару», «отгадай чьё», «собери пазл», игры на внимание и ассоциации и др). 

Творческая часть подразумевает собой всевозможные раскраски, задания.

Помимо того, что лэпбук - это прекрасное дополнение к развивающей среде. Я нашла массу других преимуществ:

  - осуществление системно - деятельностного подхода;

При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной  познавательно-исследовательской  деятельности.

- поддержка детской инициативы;

В процессе  творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником-иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка

- вовлечение родителей в образовательный процесс;

Родители могут обеспечить поддержку:

  • организационную (экскурсии, походы);
  • техническую (фото, видео);
  • информационную (сбор информации для лэпбука);
  • мотивационную (поддержание интереса,    уверенности в успехе)

Совместное творчество педагогов, детей и родителей  делает образовательный процесс более открытым, вызывает у родителей доверие.

На очередном родительском собрании я провела мастер-класс  «Чудо папку открываю – много нового узнаю» я  познакомила  родителей с понятием «лэпбук», алгоритмом его изготовления. Мамы и папы  заинтересовались творческой деятельностью и включились в совместную с детьми работу по его изготовлению: подбирали нужную информацию, картинки, загадки, ребусы и т.д.   (Приложение 1)

В течение учебного года мы изготовили лэпбук «На бабушкином дворе» (по теме недели «Домашние животные) (Приложение 2), «Такие разные насекомые» (по теме недели «Весна пришла») (Приложение 3), «Кто живет в лесу» (по теме недели «Дикие животные») (Приложение 4), «Лето» (по теме недели «Здравствуй, лето красное!») (Приложение 5)  По инициативе детей появился лэпбук «Дорожная азбука для малышей» (Приложение 6).  Каждый лэпбук становиться для детей родным, если педагог правильно познакомил детей с его содержанием. Поскольку папка имеет небольшие размеры, есть смысл организовывать занятие подгруппами, для того, чтобы каждый ребенок чувствовал себя полноправным участником.  (Приложение 7)

Увидев, какой интерес вызывают лэпбуки у детей, меня заинтересовало, что привлекает внимание, какую пользу приносят  лэпбуки, что развивают? Я провела анализ и пришла к следующим выводам:

- Предметные, сюжетные картинки симулируют речь, вызывают желание обсуждать, описывать, рассказывать, сочинять;

- кармашки с кнопками, шнурками, липучками развивают мелкую моторику;

- игры, ребусы, загадки, головоломки, игры-бродилки развивают логическое мышление, внимание;

- стихи, рассказы, потешки, мнемотаблицы развивают память и восприятие.

 Я считаю, что нет ни одной психической функции не затронутой содержанием лэпбука.  Кроме того, общение с интерактивной папкой – это очень интересный, яркий путь достижения  целевых ориентиров.

Оценив возможности лэпбука, я решила поделиться своими находками с коллегами и организовала творческую мастерскую, где предоставила педагогам возможность коллективно создать лэпбук и продумать пути его применения в работе с детьми. (Приложение 8)

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.   Он всегда воспринимается дошкольниками  как «сокровище», к которому интересно  возвращаться,  перелистывать  и пересматривать  информацию, вспоминая ее и освежая в своей памяти

В текущем учебном году я принимаю участие в разработке  программы по ранней профориентации дошкольников, которая предполагает знакомство детей с разными видами профессий и как итог - создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр, новых игровых уголков. Сейчас мы находимся на подготовительном этапе, где необходимо продумать и создать все условия для реализации программы. В группе недостаточно  игровых центров, способствующих ранней профориентации. Я подумала, почему бы  не увеличить   интерактивную папку, не сделать ее  напольной?  Такая конструкция станет   полноценным игровым уголком- маркером игрового пространства. При ее изготовлении достаточно придерживаться тех же правил, что и при создании лэпбука. На сегодняшний день такое пособие я еще не использовала, но коллегам очень понравилась идея. Заинтересовались идеей и родители. Сочетание лэпбука и игрового центра поможет детям усвоить и отразить в игре ту социальную действительность, в которой они живут.  У нынешних дошкольников появляются новые роли и игровые сюжеты.  Правильно спроектированный напольный игровой уголок поможет детям узнать много нового о профессиях и закрепить представления в игре. Дети получат возможность преобразовывать свое игровое пространство по собственному желанию,  могут объединиться подгруппа детей, а так же уединиться отдельные дети.

Небольшое помещение групп не позволяет таким уголкам постоянно находиться в рабочем виде.  Я подумала, что можно создать конструкцию, складывающуюся как книжка – гармошка. Необходимо сделать уголок многофункциональным. Прозрачные пластиковые кармашки будут располагаться по обе стороны и дадут возможность сменить тему в любое время по желанию детей, обновить картинки, игры. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно смогут оформить уголок, привлекут мам и пап. Предполагаю, что занятия с использованием такой папки вызовут у детей яркий эмоциональный отклик, желание выполнять задания, открывать кармашки, предлагать свои варианты решения ситуаций.

 Для осуществления своего замысла я продумала каких материальных затрат требует эта работа. В сельской местности все организации находятся в шаговой доступности, поэтому большого труда не составило договориться о сотрудничестве с мебельным магазином, который предоставляет мебельные картонные щиты. Хозяйственный магазин регулярно сообщает о наличии остатков обоев. Родители приносят старые детские книги, картинки из которых мы используем для оформления уголка. Компьютер и принтер детского сада помогает найти и распечатать необходимую информацию. Все это подкрепляется огромным желанием сделать образовательный процесс интересным, информационно насыщенным. Можно сделать вывод, что изготовление данного пособия не требует больших материальных затрат.

    В перспективе мне бы хотелось создать картотеку лэпбуков, соответствующих тематическому планированию детского сада и пополнить развивающую предметно-пространственную среду актуальными, мобильными  игровыми центрами.

    IV. Заключение

Я считаю, что применение лэпбуков актуально и очень эффективно. Происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию и успешной социализации.

Методическая разработка  адресована воспитателям дошкольных образовательных организаций, старшим воспитателя, руководителям кружков, родителям воспитанников.

Приложение 1

Мастер-класс «Чудо папку открываю - очень многое узнаю»

C:\Users\Администратор\Downloads\P1060047.JPG

Приложение 2

Лепбук «На бабушкином дворе»

C:\Users\Администратор\Downloads\DSC_1249.JPG

Приложение 3

Лепбук «Такие разные насекомые»

C:\Users\Администратор\Desktop\домой\DSC_1250.JPG

Приложение 4

Лепбук «Дикие животные»

C:\Users\Администратор\Desktop\домой\DSC_1255.JPG

Приложение 5

Лэпбук «Лето»

C:\Users\Администратор\Desktop\домой\DSC_1252.JPG

C:\Users\Администратор\Desktop\домой\DSC_1254.JPG

Приложение 6

Лэпбук «Дорожная азбука для малышей»

C:\Users\Администратор\Downloads\P_20190304_134929.jpg

C:\Users\Администратор\Downloads\P_20190304_140009.jpg      C:\Users\Администратор\Downloads\P_20190304_140139.jpg

C:\Users\Администратор\Downloads\P_20190304_140127.jpg   

Приложение 8

«Творческая мастерская»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по социально-коммуникативному развитию дошкольников.

Дошкольный возраст является самой лучшей почвой для формирования нравственных качеств, так как в этот период в ребёнке те значимые изменения, на которые можно повлиять с положительной позиции. Именно ...

Обобщение опыта работы "Конструирование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

Конструктивная деятельность является эффективным средством эстетического воспитания. При ознакомлении детей с постройками и сооружениями (жилые дома, здания детских садов, школ и т.п.), а также доступ...

Обобщения опыта работы по теме:"Математическое развитие дошкольников на занятиях и в свободной деятельности"(младший возраст)

Огромное значение развитии устной и в будущем письменной речи ребёнка имеет развитие ручной и пальцевой моторики.Задачей умственного развития является формирование памяти, внимания, мышления....

Обобщение опыта: «Окружающий мир как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

Выступление на педагогическая конференции: "Инновационные подходы к образованию дошкольников: педагогические достижения и проблемы".Обобщение опыта воспитателя Семеновой Н. А.: «Окружающий мир как сре...

Обобщение опыта работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Желание творить - внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью.Рисование-это не та область, где нужно следовать правилам. Именно в творчес...

Обобщение опытом "Дидактическая игра- как средство развития познавательной деятельности дошкольников

Дидактическая игра - как средство развития  познавательной деятельности дошкольников...