Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования
статья на тему
С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. В статье раскываются особенноости музыкального обучения детей с ОВЗ в в условиях инклюзивного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования
Макаевич Инна Сергеевна музыкальный руководитель
МАДОУ «Детский сад №15 «Золотая рыбка».
С каждым годом увеличивается число детей с врожденной патологией, которая резко ограничивает их возможности адаптации к современному обществу. Каждый ребенок – особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особый» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
Отвечая на вопрос, могут ли дети с ограниченными возможностями здоровья воспитываться в общеобразовательном дошкольном учреждении, развиваться интеллектуально и физически, получать эстетическое и музыкальное развитие, могу сказать – могут, но при создании необходимых условий для их пребывания. Изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, оказывают активное влияние на организацию обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Увеличение общей заболеваемости, рост детской инвалидности, неблагоприятная экологическая ситуация, тяжелое положение семей, спад общего уровня культуры побуждают педагогов применять в работе наиболее эффективные формы и методы педагогического воздействия. На данный период эта проблема становится еще более актуальной, так как дети этой категории тоже хотят жить и радоваться жизни, принимая в ней посильное участие. Для решения данной проблемы существует инклюзивное образование.
Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и сверстниками не имеющими таких отклонений.
Инклюзивное образование не является обязательным. В каждом конкретном случае такая форма обучения организуется по желанию родителей и исходя из интересов ребёнка. Важным условием успешности инклюзивного обучения и воспитания является создание "Вариативной образовательной среды" - широкого спектра форм и технологий, модернизации методов работы специалистов.
Распространение в нашей стране процесса интеграции и инклюзии детей с особыми образовательными потребностями психического здоровья в образовательном учреждении является не только отражением времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с “Законом об образовании” Российской Федерации.
Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим служит источником укрепления его физического, духовного и социального здоровья. Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку.
Велика роль музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья:
Музыкальная деятельность мобилизует резервные силы ребенка, способствует развитию его творческих способностей, формирует практические навыки пения, движения, игры на музыкальных инструментах, помогает взаимодействию с другими детьми, а также оказывает успокаивающее воздействие на организм, повышает самооценку ребенка.
Специально подобранные игры для музыкальных занятий оказывают положительное влияние на развитие внимания, памяти, стимулируют двигательную, певческую активность, развивают слуховое восприятие и восприятие музыки.
Какая же категория детей относится с ОВЗ?
это дети с нарушением слуха, зрения, опор но-двигательного аппарата, речи, интеллектуального развития, аутизм, комплексное нарушение развития.
Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Для успешной деятельности необходимо: создавать атмосферу психологического комфорта, что позволит достичь положительной динамики реабилитационного периода для ребенка;
устанавливать контакт не только с ребенком, но и с родителем. Это возможно с помощью мимики, взгляда, улыбки, жеста, ласковой выразительной речи, а главное – положительного эмоционального настроя;
предоставлять детям относительную свободу в игре, используя метод совместного действия только в том случае, если ребенок нуждается в такой помощи;
предлагать доступные игры с движениями, которые не требуют особых усилий при выполнении;
сопровождать игры песнями и музыкой с четким ритмом, короткими фразами, понятным текстом.
К достоинствам инклюзивного образования можно отнести:
понимание проблем инвалидов;
полноценное образование;
уверенность в себе;
адаптация и интеграция в социум;
воспитание отзывчивости у здоровых детей;
общение со сверстниками.
На ряду с этим, организация обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в настоящее время представляет ряд нерешенных проблем.
- не разработано содержание АООП в разделе «Музыка» для детей с
сенсорными, интеллектуальными и двигательными нарушениями, учитывающее специфику развития этих категорий детей, позволяющее уравновесить образовательный и коррекционный компоненты образовательной программы в соответствии с адресными потребностями воспитанников;
- представляется невозможным обеспечить высокий уровень дифференцированного обучения при высокой наполняемости групп и разнородности контингента по степени выраженности нарушений и разнообразии их структуры.
- не обеспечена диверсификация, полифункциональность и трансформируемость центров музыкальной активности, в которых решалась бы задача инициации самовыражения и активизации творческой активности;
- не обеспечена идеологическая целостность образовательного процесса, способствующая решению коррекционных и общеобразовательных задач;
- отсутствует координация программ всех специалистов и понимания, что музыкальное воспитание это не только досуг и развлечение, а одно из эффективных способов воздействия, оптимизирующего образование;
- в инклюзивных группах работают педагоги не имеющие специального образования, не владеющие коррекционными технологиями в сфере музыкального обучения и воспитания.
Специфика содержания освоения образовательной области «Музыка» для детей с ОВЗ в инклюзивных группах отражается в рабочих программах музыкального руководителя во всех разделах программы.
Музыкальные занятия на всех возрастных ступенях обучения детей проводят совместно музыкальный руководитель и воспитатель под контролем коррекционного педагога, обеспечивающего здоровьесберегающую составляющую занятий. Элементы музыкально-ритмических занятий коррекционный педагог и воспитатели группы используют с детьми в непосредственной образовательной деятельности (НОД) и совместной образовательной деятельности Коррекционный педагог помогает в:работе с неречевыми (музыкальными) звуками; формировании у детей сосредоточения на звуке; упражнениях на определение местонахождения источника звука; обучении сравнению контрастных и близких по звучанию музыкальных звуков, не отвлекая при этом всех остальных детей группы.
Структура, методы и приемы организации музыкальных занятий, для обычно развивающихся детей не всегда подходят для «особого ребенка». Внимание у таких детей недостаточно устойчиво, поэтому очень важна организация их внимания. Главное на занятиях для меня – заинтересовать ребенка, создать игровую ситуацию, способную удерживать внимание. Дети с ОВЗ часто и легко отвлекаются на занятиях, но мы, проявляя терпение и умелый подход к ним, учим их активно играть с яркими атрибутами, с различными предметами, выполнять несложные задания под музыку. А еще ребята любят свободные танцы под музыку. Свободное, естественное движение под музыку снимает эмоциональное напряжение. Поэтому я на музыкальных занятиях включаю упражнения с использованием «звучащих жестов». Очень хорошо дети включаются в творческую деятельность с помощью «игр со словом», так как они произносят только отдельные звуки и звукосочетания, короткие слова.
На музыкальных занятиях «особым» детям лучше всего удается инсценирование песен, небольшие игры-драматизации, где малыши недостаток в речевом развитии могут компенсировать применением движений. Также я придаю большое значение на занятиях игре на музыкальных инструментах. Это вызывает яркие впечатления. Особенно игра с шумовыми инструментами, колокольчиками, погремушками, ложками.
Праздники и развлечения доставляют нашим воспитанникам с ОВЗ огромную радость. Они показывают желание участвовать в каждом номере программы праздника, танце, музыкально-дидактической игр
Мы в группе принимаем «особых» детей как желаемых членов детского коллектива. Это придает им уверенность. Дети с ОВЗ контактны. Но, по опыту работы, можно сделать вывод: фронтальных музыкальных занятий со всей группой, праздников, развлечений для ребенка с ОВЗ не достаточно, с такими детьми нужно больше заниматься индивидуально, настойчиво, доброжелательно и на протяжении всего дошкольного возраста.
При этом я стараюсь, чтобы мое педагогическое воздействие было обдуманным и тактичным, так как излишняя опека и чрезмерная забота могут лишний раз подчеркнуть нестандартность ребенка и развить у него эгоистические установки, а у других детей - снисходительное отношение. Постепенно внедряя инновационные формы работы с дошкольниками, осуществляю индивидуальный подход при подаче материала, поддерживаю самостоятельную активность ребёнка, что позволяет достигать высокой эффективности не только в развитии музыкальных способностей, но и улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Таким образом, занятия музыкой в процессе социализации детей с ОВЗ необходимы как способ эмоционального воздействия на ребенка с целью коррекции имеющихся физических и умственных отклонений, как способ невербальной коммуникации, а также как один из возможных способов познания мира.
Музыка также является средством, способным помочь детям с ОВЗ увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игровая деятельность как средство социализации дошкольников"
Представлен проект ....
"Из опыта работы о психологических клубах как эффективной форме психокоррекционного воздействия на дошкольников в условиях инклюзивного образования"
В данной статье идет речь о том, как оптимизировать инклюзивную среду в детском общеобразовательном учреждении. Представленный инновационный опыт работы педагога-психолога базируется на интегра...
Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОО «Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Предлагаемый Вашему вниманию семинар проводился для педагогов дошкольных образовательных организаций города с целью распространения опыта работы детского сада в вопросах организации театрализованной д...
Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования
Театр Ложек как средство для создания развивающей образовательной среды, направленной на социализацию и индивидуализацию дошкольников в условиях инклюзивного образования...
Музыкальная деятельность, как средство социализациии дошкольников в условиях инклюзивного образования
музыкальная деятельность в условиях инклюзивного образования...
Коммуникативные музыкальные игры как средство социализации дошкольников
Педагогические чтения...
Презентация опыта работы по теме: «Музыкальная деятельность как средство социализации дошкольников с ОВЗ»
Особое значение при социальной адаптации детей с ОВЗ в детском саду уделяется музыкальной деятельности, роль которой заключается в развитии его творческих способностей, в формировании практических нав...