Опыт зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.
статья по коррекционной педагогике

Обзорная статья об опыте зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_6.docx46.26 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.

        В последние десятилетия нередко обсуждается вопрос о выборе методов коррекции психоречевых расстройств у детей дошкольного возраста. Комплексный подход к коррекции нарушений в сложившихся условиях рассматривается как одно из перспективных направлений.

        В своей практике я использую как собственные разработки, так и успешно зарекомендовавшие себя программы реабилитации Г. Домана и АВА – терапия , обучению которым я проходила в г. Филадельфия (США) и г. Кэнзэс – Сити (США).

        Немного о каждой из них.

        Методика Г. Домана. Гленн Доман (врач – физиолог, 1920 г.р.) – автор методики интенсивного интеллектуального и физического развития детей с момента рождения, основанной на результатах детального изучения закономерностей развития детей. Основная идея Г.Домана звучит так: «В любом ребёнке скрыт огромный потенциал, который можно развить, тем самым предоставив ему неограниченные возможности в жизни. Человеческий мозг имеет замечательные способности для самовосстановления (нейропластичность) и регенерации (нейрогенез), мозг поддаётся изменению с помощью интенсивной сенсорной стимуляции. Разносторонние симптомы поражения мозга – это всего лишь симптомы, и коррекция должна быть направлена на их причину, на повреждённый мозг непосредственно».

        Наблюдая за тем, как развиваются здоровые дети, Доман выявил несколько стадий, которые должен пройти ребёнок в своём развитии. Это легло в основу разработанной программы.

        В ходе экспериментов выяснилось, что его методика работает на всех детях, имеющих органическое поражение головного мозга (задержки речевого и психического развития, ранний детский аутизм, алалии, афазии, заикание, эпилепсия, дизартрии, ДЦП и др.).

        Для каждого ребёнка разрабатывается определённая программа, которая включает активную зрительную, слуховую, тактильную стимуляцию с нарастающей частотой, интенсивностью и продолжительностью, программа физиологического и речевого дыхания, развития речи.

        После тщательной диагностики программа составляется индивидуально для каждого ребёнка, в зависимости от его возраста, диагноза и тяжести патологии.

        Все они начинаются шаг за шагом, с какого – то определённого обязательного минимума, а затем специалист каждый раз корректирует её, убирая что – то, что уже выполнило свою задачу и добавляя что – то новое. Эти программы задействуют раздражители, которые стимулируют определённый орган чувств, что и приводит к активной, в том числе и компенсаторной работе мозга в целом.

        В дальнейшем, программа реабилитации становится неотъемлемой частью среды, окружающей ребёнка в течение всего дня. До тех пор, пока не будут отлажены все пути восприятия мозгом сенсорной информации, ждать больших успехов в развитии не приходится.  И поэтому огромную значимость приобретает совместная работа специалиста и родителей на длительном этапе реабилитации.

        АВА – терапия (Applied Behavior Analysis) – метод прикладного анализа поведения. Автор методики Ивар Ловаас, который основывался на работах многих учёных: Ч. Дарвина, Б.Фредерика, И.Сеченова, И.Павлова.

        Эта методика изначально была разработана для детей, страдающих аутизмом, но даёт хорошие результаты при работе с детьми, имеющими сенсорную алалию и мутизм, а так же умственную отсталость. Ава – терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению.

        При данном подходе все сложные для детей навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза и т.д. разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребёнком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие.

        В процессе разучивания действий логопед даёт ребёнку задание. Если ребёнок самостоятельно справиться с заданием не может, то логопед даёт подсказку, а потом вознаграждает ребёнка за правильный ответ, игнорируя, при этом, неправильный.

        Методика разбита на этапы, переход на которые предусмотрен только после усвоения предыдущих. Таким образом, работает фактор поэлементного разучивания.

        И в подведении итогов хочу отметить, что значительную динамику в развитии ребёнка даёт именно сочетание традиционных и авторских методик и тесное взаимодействие родителей и специалистов.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Авторские игрушки и куклы-пособия для коррекционной работы с детьми с речевой патологией»

«Чудеса в окне» (использование  панно из флиса в коррекционной работе с детьми с речевой патологией) от 3-х лет и старше.Гейне В.С.,Воспитатель , учитель –логопед ГОУ МО СКНШДС № 737 К...

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

Особенности работы с детьми с нарушением зрения....

По следам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию»

В статье отражено содержание Всероссийской научно-практической конференции "Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию" с полным списком выступающих на пленарном заседании....

Проект по теме: Словообразование притяжательных прилагательных с детьми, имеющими речевую патологию.

Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным ранее правилам, что и проявляется в детском сло­вотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррек­тивы в самост...

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

Выступление на областном семинаре «Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения»

30.11.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел областной семинар  на тему "Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения". В работе семинара приняли...