Выступление на областном семинаре «Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
консультация по коррекционной педагогике
30.11.2018г. в ГКУ СО МО "Каширский ССРЦН "Семья" прошел областной семинар на тему "Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения". В работе семинара приняли участие логопеды, психологи, учитель-дефектолог, специалисты по реабилитационной работе и специалисты по социальной работе, заведующие отделениями.
Выступление по теме "«Формирование познавательной активности у детей с ОВЗ» Раскрывается опыт работы учителя-дефектолога по программе, направленной на развитие познавательной деятельности дошкольников. В основу формирования наглядно - действенного мышления дошкольников положено развитие самостоятельной ориентировочно - исследовательской деятельности при решении проблемно - практических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_18.docx | 19.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной семинар
«Успешный опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения»
Выступление учителя-дефектолога Крепких М.В. по теме:
«Формирование познавательной активности у детей с ОВЗ»
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы говорим о формировании коммуникативных навыков у детей и мне хотелось бы в рамках этой темы рассказать о той работе, которую я, как учитель-дефектолог, провожу с безречевыми детьми нашего отделения.
Одним из основных направлений коррекционной работы учителя-дефектолога является развитие познавательной деятельности детей. В первую очередь это касается тех детей, которые по тем или иным причинам не говорят, а значит, их актуальный уровень речевого и общего развития соответствует младшему дошкольному возрасту. Такие дети составляют основной контингент воспитанников нашего отделения: это дети с ЗПРР, РДА, умственно отсталые дети, а также дети со множественными сочетанными нарушениями развития. Именно таких безречевых детей по нашему мнению и нужно учить мыслить для того, чтобы ребенок мог лучше ориентироваться в окружающем мире, мог организовывать свою жизнь и стать более самостоятельным.
У большинства детей, с которыми нам приходится работать, помимо речевого недоразвития, отмечается недостаточная сформированность наглядно-действенного мышления. Такие дети, в отличие от нормально развивающихся сверстников, не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют предложенные им условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают те ошибочные варианты, которые используют, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные пробы. Наверняка и Вы, работая с детьми, сталкивались с подобными ситуациями.
Кроме того, проблемные дети отличаются включением речи в процесс решения практических задач. У нормально развивающихся детей имеется постоянная потребность помочь себе осмыслить ситуацию путём анализа своих действий во внешней речи. Это даёт им возможность осознания своих действий, при которых речь начинает выполнять организующую и регулирующую функции, т. е. позволяет ребёнку планировать свои действия.
У детей же с отклонениями в развитии такая потребность почти не возникает, да к тому же у них зачастую нет такой возможности. Поэтому у них обращает на себя внимание недостаточная связь между практическими действиями и их словесным обозначением. Следовательно, их действия недостаточно осознанны, опыт действия не зафиксирован в слове, а поэтому не обобщен, и образы - представления формируются замедленно и фрагментарно.
Своевременное формирование наглядных форм мышления качественно изменяет развитие познавательной деятельности проблемных детей и составляет существенное звено в подготовке их к дальнейшему обучению и социализации.
В своей работе с детьми я использую технологию проблемного обучения. Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством специалиста проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит овладение знаниями, умениями и навыками, а также развитие мыслительных способностей. Проблемные ситуации могут быть различными по содержанию и по уровню проблемности, а также могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Для работы с детьми нашего отделения в настоящее время разрабатывается программа, направленная на развитие познавательной деятельности дошкольников. При выборе путей и методов формирования мышления мы исходим из того, что мышление ребёнка формируется в процессе различных видов деятельности (предметной, игровой), общения. В основу формирования наглядно - действенного мышления дошкольников положено развитие самостоятельной ориентировочно - исследовательской деятельности при решении проблемно - практических задач.
Актуальность данной работы заключается в том, что дети с особенностями психофизического развития с огромным трудом усваивают любой предлагаемый специалистами материал.
Цель работы по данной программе: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений окружающей действительности.
Особенностью моей работы, как учителя-дефектолога, является распределение материала (игры по формированию наглядно - образного мышления) по 4 основным разделам.
Отсюда вытекают основные задачи, которые мы ставим перед собой в процессе работы.
1. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
2. Игры - упражнения на развитие представлений об использовании вспомогательных средств в проблемной практической ситуации.
3. Игры - упражнения на развитие метода проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.
4. Игры - упражнения на определение причинно - следственных зависимостей.
Прежде всего, на начальном этапе работы надо научить детей использовать предметы, имеющие фиксированное назначение, сформировать представление об использовании предметов-орудий в деятельности, научить подражать действиям взрослого.
В первом разделе программы рекомендуются подготовительные игры-упражнения, в процессе которых у детей формируются обобщенные представления о вспомогательных средствах и орудиях фиксированного назначения, которые человек использует в каждодневной жизни (стул, ложка, чашка, карандаш, веревка, ножницы, лейка и другие предметы).
Во второй раздел включены игры-упражнения, в процессе которых детей знакомят с проблемными практическими ситуациями, учат анализировать эти ситуации и использовать предметы-заместители. На данном этапе работы необходимо не только дать детям представление о применении вспомогательных средств и орудий, но и обеспечить перенос полученных представлений на разнообразные ситуации.
Третий раздел составляют игры-упражнения, в ходе которых у дошкольников формируются способы ориентировки в условиях проблемной практической задачи, а также метод проб как основной способ решения наглядно- действенных задач.
В четвертом разделе объединены игры на определение причинно-следственных зависимостей. Определение причины нарушения привычного хода явления уже есть элемент логического мышления, хотя и проявляется в практическом плане.
Вы увидели примеры игр и игровых заданий, способствующих развитию наглядных форм мышления. Более подробно мы рассмотрим данную работу на мастер-классе, который я приглашаю вас посетить.
Важно подчеркнуть, что в процесс решения проблемных практических задач поэтапно должна включаться речь ребенка. На начальном этапе речь педагога помогает ребенку действовать целенаправленно по отношению к заданию, дает ему возможность осознавать собственные действия. Но в дальнейшем ребенок сам должен научиться делать отчет о своих действия.
Заключение.
Я считаю, что развивая ориентировочно-познавательную деятельность ребенка, необходимо также активно формировать основные функции его речи. Только комплексный подход позволяет сформировать взаимосвязь между действием и словом, помогает развить достаточную речевую и познавательную активность детей.
Презентация к сообщению. Слайды:
1. Тема «Формирование познавательной активности у детей с ОВЗ»
2. Цель работы: познание свойств и отношений, окружающих ребенка предметов в процессе их восприятия в ходе опыта собственных действий с предметами и в результате знакомства с рядом явлений окружающей действительности.
3. Задачи:
1. Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение.
2. Формирование представлений об использовании вспомогательных средств в решении проблемной практической ситуации.
3. Формирование метода целенаправленных проб как основного способа решения наглядно - действенных задач.
4. Определение причинно - следственных зависимостей.
1. Варианты игровых ситуаций:
ИГРА «ЛОВИ ШАРИК!»
ИГРА «ПОКОРМИ МИШКУ»
ИГРА «ПОКАТАЕМ ЗАЙЧИКОВ!»
ИГРА «ИСПЕЧЕМ ПИРОГИ!»
ИГРА «ПЕРЕВЕЗЕМ ИГРУШКИ!»
ИГРА «ПОЙМАЙ РЫБКУ!»
ЗАНЯТИЕ «НА ЧЕМ МЫ СИДИМ?»
ИГРА «ДОСТАНЬ ШАРИКИ!»
ИГРА «КУКЛЫ ПРИШЛИ В ГОСТИ»
ЗАДАНИЕ «ПОЛЕЙ ЦВЕТОК!»
2. Варианты игровых ситуаций:
ИГРА «ДОСТАНЬ КЛЮЧИК!»
ИГРА «ДОСТАНЬ МИШКЕ МЯЧИК!»
ИГРА «ДОСТАНЬ КУКЛЕ ШАРИК»
ИГРА «ДОСТАНЬ ИГРУШКУ!»
ИГРА «СТОЛКНИ МЯЧ»
ИГРА «ДОСТАНЬ МАШИНКУ!
ИГРА «ДОСТАНЬ МЯЧ!
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ»
- Варианты игровых ситуаций:
ИГРА «ДОСТАНЬ КАМЕШКИ!»
ИГРА «ДОСТАНЬ ТЕЛЕЖКУ!»
ИГРА «НАПОИ ПТИЧКУ!»
ИГРА «ПОКАТАЙ МАТРЕШЕК!»
ИГРА «ПОКОРМИ КРОЛИКА!»
ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАБОР!»
ИГРА «ДОСТАНЬ КАРТИНКУ»
ИГРА «ПОЧИНИ САМОЛЕТ!»
4. Варианты игровых ситуаций:
ИГРА «ПОЧЕМУ СКАТИЛСЯ МЯЧИК?»
ИГРА «ПОЧЕМУ ШАРИК НЕ УПАЛ?»
ИГРА «ПОСТРОЙ ЗАЙКЕ ДОМИК!»
ИГРА «ПОЧЕМУ ПЛАВАЕТ, ПОЧЕМУ ТОНЕТ?»
ИГРА «ПОЧЕМУ НЕ ОТКРЫВАЕТСЯ?»
ИГРА «ПОЧЕМУ ВЫЛИВАЕТСЯ ВОДА?»
ИГРА «ПОЧЕМУ КАЧЕЛИ НЕ КАЧАЮТСЯ?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
ПРИНЦИПЫ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ, В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛОГОПЕДА И ПСИХОЛОГА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
В статье освещены рекомендации по работе с детьми, имеющими речевые нарушения....
Семинар-практикум для педагогов «Использование нестандартного физкультурного оборудования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения».
В нашем саду все педагоги применяют в своей работе нестандартное оборудование. В группах имеется достаточное количество разнообразного и красиво оформленного нестандартного физкультурно-спортивного...
Выступление на РМО: Мастер – класс по теме: «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие ...
Сообщение из опыта работы "Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Сегодня мне хочется рассказать о кинезиологических упражнениях, которые, по моему мнению, являются результативными и эффективными средствами коррекции и по...
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете).
Взаимосвязь учителя-логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения (выступление на педсовете). Успешная коррекционна...
Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"
Выступление на РМО по теме: "Опыт работы с детьми с тяжёлым нарушением речи"...