«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.
консультация по логопедии на тему

Кравченко Светлана Ивановна

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по принципу от простого к сложному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_logopedicheskoy_raboty_s_detmi.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Логопедическая работа с детьми начинается при выявлении у них  речевой патологии. Обычно нарушения в речевом развитии сопровождаются раздражительностью ребенка (многие его не понимают, и он сердится), сниженным тонусом или патологиями строения речевого аппарата (ребенку при этом трудно говорить).Логопедическая работа с детьми строится по принципу от простого к сложному. Сначала специалист учит ребенка фиксировать взгляд на своем лице, игрушках, разных предметах, с которыми будет проводиться занятие. Затем подключаются упражнения на постановку дыхания. Разработаны отличные методики, которые в игровой занимательной форме помогают детям освоить диафрагмальное и речевое дыхание: «Надуй мыльный пузырь», «Перышки», «Султанчик» и другие.                                                                                                Стимулируют речевую активность ребенка и ролевые игры, которые включает логопедическая работа с детьми. Например, «Кукла принимает гостей», «Здравствуй, доктор Айболит!», «Теремок» и другие. Это важно, потому что, прежде всего, ребенок должен включиться в игру и перестать стесняться. Только свободное общение может способствовать развитию речи. Многим ребятам нравится артикуляционная гимнастика, которую  справедливо считают одним из самых полезных упражнений. При этом развиваются не только мышцы речевого аппарата, но и воображение, совершенствуются кинестетические ощущения, возрастает подвижность языка, губ.                                                                                                                Трудно переоценить значение развития мелкой моторики рук, поэтому логопедическая работа с детьми все чаще строится с использованием методов арт-терапии. Например, детей вовлекают в рисование пальчиковыми красками, играют с ними в пальчиковый театр, приобщают к танцам и игре на музыкальных инструментах.                                         Очень благотворно влияют на развитие речи «дорожки здоровья», которые дети могут сделать сами из природного материала: для этого дорожка выкладывается последовательно речной галькой, мхом, лесными шишками, песком, газонной щепкой и т.д. По такой самодельной дорожке полезно ходить босиком.                                                                                                                                                                                          
Предупредить появление недостатков речи — вот главная задача семьи и детского сада. Забота о здоровье ребенка в целом и его органов речи в частности, а также о правильном в речевом отношении педагогическом подходе является важнейшим средством предупреждения неправильного развития речи.
В этом отношении большое значение имеет здоровье самих родителей до зарождения ребенка, благополучная беременность и роды.
Следует предупреждать ушиб головы (отчего может быть сотрясение мозга), простуду уха, горла, не давать ребенку засовывать в уши и нос горошинки, камешки и т. п.; сохранять в чистоте полость рта, зубы. Надо оберегать слух ребенка от лишних и резких звуков, от шума.
Если ребенок часто переспрашивает, иногда неправильно понимает собеседника, поворачивает к нему одно ухо, быстро утомляется от слушания сказок, рассказов и к тому же плохо говорит (особенно если искажает звуки
с, з, ц, ш, ж, ч, щ, смешивает звонкие с глухими, путает слова), то необходимо  направить его к врачу. При своевременном лечении почти всегда удается или устранить тугоухость, или предотвратить дальнейшее ее развитие.
В случае аномалий (расщелины нёба, губы, неправильные челюсти и зубы) или заболеваний (разращение аденоидной железы, хронический насморк и т. п.) надо своевременно обращаться к врачам-специалистам.
Приступая к развитию речи у детей своей группы, воспитатель детского сада должен тщательно изучить у них возрастные, в первую очередь фонетические своеобразия речи и ее недостатки социального и патологического происхождения. Обычно это делается в мае, сентябре и в течение года при приеме нового воспитанника.
Выяснение недостатков речи требует тщательного внимания, так как от этого зависит подбор методик, а следовательно, и успех дела. Надо выделять данный недостаток не только от резко отличных от него, например косноязычие от заикания, но и от сходных (шипящий звук
с от бокового с).
Речевой акт — сложнейшее явление. В нем неразрывно связаны: 1) организм, воздействующий на высшую нервную деятельность и выполняющий ее приказы; 2) высшая нервная деятельность головного мозга, регулирующая и компенсирующая функции некоторых частей организма; 3) социальное окружение и прошлый опыт ребенка.
Поэтому речевые недостатки надо изучать не изолированно, а в тесной связи с развитием организма в целом. Воспитатель должен знать общее и речевое развитие ребенка, его отношение к недостатку речи и к окружающим, в особенности к речи домашних, их отношение к ребенку, к его речи.
Одновременно следует воспользоваться наблюдениями родителей, а в тяжелых случаях, например при заикании, необходима консультация врача.
Практика показывает, что некоторые воспитатели не придают особого значения речи детей, не замечают даже значительных недочетов, пользуются неправильными методами проверки ее. Логопедическая работа производится в единстве с развитием языка и мышления: содержание усваиваемого речевого материала должно быть доступным и понятным детям, должно будить их мысль. Нельзя тренировать детей на длительных повторениях бессмысленных звукосочетаний.
Должно так или иначе осмыслить их, хотя бы в форме звукоподражания бою барабана - та-та-та-та и т. п. В этом же плане, разгадывая загадку, заучивая стишок, как дидактический материал для усвоения определенного звука, следует, не отдаляясь от темы, ставить вопросы, связывающие данное содержание речи с окружающей жизнью («А у нас есть ежик, кто и где его видел?»).
Сами занятия, их цель также преимущественно и по возможности у детей старшего возраста должны быть осознаны ими, особенно при индивидуальной работе.
Успех в значительной мере обеспечивается положительными эмоциями, переживаемыми ребенком в процессе логопедических занятий. «Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы» (И. П. Павлов).
Так как логопедия - специальный раздел общей педагогики, то в некоторых случаях общее и специальное настолько переплетаются, взаимопроникают, что различие между ними почти полностью стирается. Это имеет место, например, при преодолении возрастных особенностей речи дошкольников. Оно отчетливо проявляется в случаях патологического косноязычия и заключается: 1) в применении особых методических приемов и упражнений, обычно не употребляющихся в массовых детских садах; 2) в использовании специально подобранного речевого материала; 3) в выделении особого времени и детей для этой работы и 4) в привлечении в некоторых случаях специальной врачебной помощи.
В подавляющем большинстве случаев воспитателю приходится иметь дело с возрастными особенностями  речи и, следовательно, в нужных случаях умело использовать во всех видах педагогической работы и некоторые логопедические приемы и подходы, без ущерба для основного занятия.
В этом плане особенно широко коррекция несовершенств речи органически, незаметно для ребенка внедряется в обязательные занятия по развитию речи и в другие плановые занятия и игры, однако без нарушения их целевой установки. Например, рассказывая детям про курочку рябу и зная, что некоторые из них не произносят звук
ч, воспитатель предлагает поиграть в «курочку» (подготовить игрушки-курочки или картинку с курочками).
Воспитатель говорит вместе с детьми: «Курочка, курочка, снеси и нам яичко. Курочка снесла яичко. Спасибо, курочка! «Цып-цып-цып!» Или говорит: «Курочка снесла яичко, а гусь? воробей? аист? ласточка?» (чередуются звуки
ч и ц). Воспитатель, произнося подчеркивает эти звуки. Можно поиграть в соответствующее речевое лото. Таким образом, у ребенка, будет развит фонематический слух и более четкая артикуляция звука ч.
Можно в подходящих условиях предложить ребенку, хорошо произносящему этот звук, произнести слова курочка, яичко и плохо выговаривающим его оказать так, как вызванный ребенок. Подобным же образом можно включить в то или иное обязательное занятие подходящую песенку, стишок и т. п.
Примером использования для усвоения правильного звука р может служить использование занятия по формированию грамматической стороны речи. Воспитатель: «Какого цвета платье у этой куклы?» - «Красного».- «Есть ли такое красное платье у другой куклы?» - «У другой куклы, Раи, нет красного платья».- «Наденем и на куклу Раю красное платье. Чему будет рада Рая?» - «Рая будет рада красному платью».
В логопедических целях широко используются и свободные, по выбору ребенка, занятия. Наблюдая над деятельностью ребенка, воспитатель умело направляет его, помогает выбрать материал или игрушку, в названиях которых имеется дефектный звук, допустим
ч.
Пример: «Вот!» - радостно восклицает малыш, протягивая воспитателю красный мяч. «Какой хороший красный мяч,- в тон ему отвечает воспитатель и спрашивает: - Кто купил тебе мяч?» - «Мама».- «Добрая мама купила Коле мяч».- «Красный мяч... мама, мяч, мяч»,- повторяет ребенок.
В игре воспитательница, видя вяло играющих детей младшей группы, берет петуха (игрушку), имитирует взлет на забор (стульчик), произносит «ку-ка-ре-ку» и говорит: «Это он курочек домой зовет, помогает бабушке. Она давно их зовет домой: «цып-цып-цып». А курочки бегут к петушку и кричат: «ко-ко-ко». Дети оживляются, подносят к петуху своих курочек и подражают произносимому воспитательницей. Так же продолжают и дальше.
На прогулке осенью имитируют шелест листьев под ногами, летом - шум листьев на деревьях (ш), жужжание жуков (ж), пение комаров (з).
Как и всякие виды работы в детском саду, так и логопедическая работа должна заблаговременно четко планироваться на основе данных проверки состояния речи каждого ребенка и его возможностей. Помимо указания в плане, над каким несовершенством речи у данного ребенка будет производиться работа, отмечается нужный речевой материал, игры и наглядные пособия, а также время и вид основного занятия, в которое включается коррекция речи. Планирование на каждый день формирования произношения увязывается с планированием занятий по развитию речи, с тщательным учетом проходимого речевого материала.
В раздел «Игры» включаются речевые игры; в разделе «Музыкальное воспитание» полезно использовать специально подобранные песенки, в которых часто повторяются неправильные или уже закрепленные звуки, речевые упражнения с движением под музыку (для заикающихся, для монотонно говорящих).
Также планируется и работа с родителями: консультации и привлечения их к делу правильного формирования речи (сроки посещения семьи и темы бесед с родителями, темы выступлений на групповых собраниях родителей и т. п.).
Вообще же точных рецептурных указаний на каждый конкретный случай дать нельзя: характер и успех логопедической работы в значительной мере определяются индивидуальными особенностями ребенка и условиями его жизни.
Связь с семьей во многом облегчает работу и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают недочетов в ней, а поэтому и не помогают детям усваивать правильную речь. Нужно указать родителям на значение правильной речи окружающих для формирования речи детей, разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа, подчеркнуть полезность ее и необходимость разумных требований к ребенку.
Каждому из родителей показать, как надо обучать детей тому или иному звуку, привлекать их к работе над речью ребенка дома, главным образом закреплять достигнутое в детском саду.
Надо внимательно изучать отношение членов семьи к ребенку и не допускать высмеивания его речи, угроз при требовании говорить правильно и т. п., потому что это тормозит речевые успехи в детском саду.
Очень эффективными являются выступления родителей на собраниях, когда они рассказывают о совместной с воспитателем работе над речью своих детей.
Помимо консультаций в детских садах, очень полезно присутствие родителей (по разрешению заведующей детским садом) на логопедических занятиях. Здесь они могут многому научиться, многое узнать. Родителям детей старшей группы необходимо разъяснять важность чистого произношения, правильной речи для будущего ученика школы, особенно для овладения им грамотой.
Родители должны знать, что делается в детском саду, и поддерживать единство требований к своему ребенку в отношении речи.
Благодаря связи с семьей достигается правильный речевой режим ребенка и должная речь окружающих (четкая, неторопливая, понятная). В более трудных случаях очень помогает посещение воспитателем семьи. Сюда же относится и пропаганда среди родителей вопросов о борьбе за здоровую речь ребенка: доклады и выступления на родительских собраниях, участие в работе родительских университетов, в печати (журналах «Дошкольное воспитание» и «Семья и школа»), консультации по радио, в клубах, кино и т. п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения психического развития и зрения

Основной контингент нашего детского сада составляют дети с задержкой психического развития. У некоторых наших воспитанников процесс компенсации проблем развития осложняется наличием сочетанных деф...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью.

Виды СДВГ кратко.Условия проведения коррекционной деятельности.Игры, способствующие коррекции проявлений СДВГ....

По следам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию»

В статье отражено содержание Всероссийской научно-практической конференции "Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию" с полным списком выступающих на пленарном заседании....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими онкологический диагноз

Статья раскрывает некоторые особенности детей с онкологическими заболеваниями, которые нужно учитывать всем педагогам, работающим с данной категорией пациентов (учеников)....

Опыт зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.

Обзорная статья об опыте зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию....

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение слуха

Содержание  Введение………………………………………………………&h...

Особенности логопедической работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность.

В статье раскрываются вопросы диагностики умственно отсталых дошкольников учителем-логопедом, обращается внимание на основные показатели при оценивании уровня понимания речи, состояния словаря, связно...