ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ
консультация по коррекционной педагогике на тему

Федорова Елена Владимировна

Особенности работы с детьми с нарушением зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravila_raboty_s_detmi_nar.zreniya.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИЛА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

 ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

•        Занятия в зависимости от вида деятельности проводятся по под -
группам, которые составляются в зависимости от диагноза и остроты
зрения детей.

  • Педагог должен говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься  в содержание. Не следует торопить их с ответом, дать 1 -2 мин на обдумывание. Если ребенок не может ответить, то дать дополнительное разъяснение, затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.
  • Следует больше внимания обращать на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т. д. Руки движутся медленно, каждое движение сопровождается словом, показом.
  • Обязательна индивидуальная оценка ребенка после каждого выполненного задания, подчеркивание положительных сторон его деятельности, самостоятельности.
  • Использовать дидактические игры, как повторения занятий, специально подготовленных с учетом рекомендаций тифлопедагога, а также подвижных, строительных, творческих игр, специально организованных для закрепления знаний, выработки навыка и т. д.
  • При проведении фронтальных занятий о детьми, имеющими нарушение зрения, создаются условия для лучшего зрительного  восприятия объекта, различения его цвета, формы, размещения мм фоне других объектов, удаленности.
  • На одном занятии, как правило, используются 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия, например, 2-3 одинаковые картины.

• Необходимо учитывать не только доступность наглядного материала возрасту, но и уместность работы с ним в данный момент. При этом можно уменьшить сложность материала, если дети его не усваивают. Материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту, должен соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор - меньше кочана капусты и т. п.

  • Размещать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности.
  • При знакомстве с объектом рекомендуется снижать темп ведения занятия, так как детям с нарушением зрения требуется более длительное время для зрительного восприятия, осмысления задачи, повторного рассматривания, чем нормально видящим детям.

•        Следует как можно ближе размещать детей по отношению к рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность перед детьми с низкой остротой на «вертикали». Кроме того, образец можно показывать не только с доски, но и по подгруппам и индивидуально.

  • Детям разрешается не вставать при ответе, подходить к объекту в процессе занятия.
  • При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам: в младшей - 2-3 объекта, в средней - 3-4, в старшей и подготовительной - 5-6 объектов.

•        Следует чаше использовать указки для прослеживания объекта
в полном объеме (обводят его контур, часть), на занятиях по родному
языку использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, мелкие картинки, игрушки, индивидуальные картинки для детей с низкой остротой зрения.

• При проведении утренней гимнастики, подвижных игр и индивидуальной работы по развитию основных движений следует уменьшить дозировку упражнений с наклонами вниз, прыжками, переворотами со спины на живот, упражнения на животе. При некоторых видах упражнений окклюзия снимается (работа с мячом, лазание, равновесие), чтобы ребенок ощутил движение своего тела без боязни упасть, получить ушиб, так как заклейка ограничивает свободу движений.

• На физкультурных занятиях следует использовать приближение горизонтальной, вертикальной цели, большой ее размер, дополнительную страховку в некоторых видах движений, ограничение отдельных видов движений (по согласованию с врачом-офтальмологом), замедленный показ движений, чтобы дети успели его увидеть, а также чаще подходить к детям для фиксации их правильных движений.

• На музыкальных занятиях можно иногда снимать окклюзию, чтобы у ребенка появилось ощущение свободы движения в пространстве, его красоты. На праздниках окклюзия снимается для полноты восприятия.

  • На музыкальном занятии дети с низкой остротой зрения ставятся за детьми с более высокой остротой зрения, равными им по темпу движения, чтобы был ориентир для передвижения в пространстве.
  • Нужно постоянно следить за позой детей в разных видах деятельности, за организацией игрового места ребенка вне занятий  (свет, поза, подбор игрового материала определенного размера, яркости), за сменой деятельности вне занятий, например, через 15-20 мин. игры с наклоном головы сменяют подвижными играми с подъемом головы. Во всех видах деятельности этим детям необходимо дополнительно подходить к рассматриваемому предмету, объекту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»

Статья «Использование зрительного образа для развития речи в работе с детьми, имеющих нарушения речи»Схема заучивания стихотворения с использованием зрительных образов...

Зрительные тренажеры в работе с детьми, имеющими нарушения зрения.

Использование зрительных тренажеров и гимнастик в работе учителя-дефектолога....

Использование здоровьесберигающих технологий в работе с детьми со зрительной патологией.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми со зрительной депривацией помогают сохранять и укреплять здоровье детей со зрительными патологиями.  В данной статье рассркыта...

СПЕЦИФИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАТОЛОГИЮ

Материал включает в себя основные цели и коррекционные задачи физкультурных занятий в учреждении компенсирующего вида...

По следам Всероссийской научно-практической конференции «Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию»

В статье отражено содержание Всероссийской научно-практической конференции "Технологии работы с детьми, имеющими речевую патологию" с полным списком выступающих на пленарном заседании....

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими речевую патологию.

Речевой акт - сложное явление.Речевые недостатки необходимо изучать не изолированно,а в тесной связи  с развитием  организма в целом. Логопедическую работу  с детьми строить  по пр...

Опыт зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию.

Обзорная статья об опыте зарубежных коллег в коррекционно-реабилитационной работе с детьми, имеющими речевую патологию....