«Практические упражнения для нейропсихологической подготовки ребенка-дошкольника к школе»
статья по коррекционной педагогике

Ушакова Наталия Вдадимировна

В настоящее время активизировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность педагога, работающего с данной категорией детей, подчинена главной цели: осуществить наиболее полную реабилитацию личности ребенка с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков детей коррекционных групп является системность, комплексность и непрерывность работы в этом направлении. Поэтому элементы нейропсихогимнастики рекомендую включать в коррекционно-развивающие занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ushka_ns_portal.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Статья

Тема: «Практические упражнения для нейропсихологической подготовки ребенка-дошкольника к школе.»

Учитель-дефектолог: Ушакова Наталия Владимировна


 В настоящее время активизировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность педагога, работающего с данной категорией детей, подчинена главной цели: осуществить наиболее полную реабилитацию личности ребенка с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.

Главным условием успешной и эффективной работы, направленной на преодоление и ослабление психофизических недостатков детей коррекционных групп является системность, комплексность и непрерывность работы в этом направлении. Поэтому элементы нейропсихогимнастики рекомендую включать в коррекционно-развивающие занятия.

 1. Коррекция основных психических процессов (память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь)

2. Коррекция познавательной (когнитивной) сферы воспитанников.

3. Коррекция и развитие коммуникативных навыков воспитанников: формирование адекватной самооценки своих возможностей, навыков межличностного общения.

4. Развитие и оптимизация межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля, гностических процессов (зрительный и слуховой гнозис).

Гимнастика мозга .

Бесспорно, все мы знаем, что наш мозг находится в черепной коробке в непрерывной связи с остальными частями нашего тела. Но на практике, когда мы исследуем мышление, пробуем стимулировать его, создавать благоприятные условия для учения и творчества, мы стремимся рассматривать его как бестелесный процесс, словно роль тела заключается только в том, чтобы “переносить” мозг с места на место и таким образом обеспечивать его важную работу.

Но не всё мышление и учение сосредоточено лишь в голове. Напротив, наше тело играет объединяющую роль во всех интеллектуальных процессах, начиная с раннего детства и до глубокой старости. Важнейшая роль тела в процессе учения уже отчётливо доказана многими научными исследованиями. Чем подробнее учёные рассматривают сложные связи, существующие между мозгом и телом, тем отчётливее выявляется главное: движение необходимо для учения. Движение пробуждает и активизирует многие умственные способности.

Существует так называемая Гимнастика Мозга, упражнения которой активизируют полноценную деятельность ума и тела, помогают управлять своей эмоциональной, физической и умственной жизнью. Эти интегрирующие упражнения пробуждают систему “интеллект-тело” и приводят её в готовность к обучению.

Программа “Гимнастика Мозга” была разработана в 1970-х годах американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих “Долина” в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как “неспособных к обучению”. В 1987 г. результаты ГМ (гимнастики мозга) были оценены экспериментально. В этом эксперименте принимали участие 19 учеников специальной школы. Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10-15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

В 1987 году в Америке была основана Организация Образовательной Кинезиологии. (Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение). С этого времени Гимнастика Мозга начала распространяться по всему миру и принесла замечательные результаты в развитии учеников как общих, так и специальных учебных заведений.

В России ГМ впервые появилась в 1988 г. Сейчас её используют в своей работе в учреждениях психологической помощи в 15 крупных городах страны (Москва, Санкт-Петербург, Томск, Уфа, Орехово-Зуево и др.). Все педагоги, использующие кинезиологическую практику, отмечают необыкновенные успехи у людей всех возрастов.

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упростив, можно выделить три главных типа организации г/мозга:

1.Левополушарный тип – доминирование левого п/ш.

Люди этого типа лучше запоминают материал абстрактно-логического содержания (особенно на слух). Активно используют приёмы смысловой памяти. Делают больше ошибок при воспроизведении наглядно-чувственных видов материала (особенно цвета и формы зрительных объектов). Медленнее вспоминают смысловой материал, но лучше перерабатывают информацию. Их привлекают трудные, необычные задачи, любят учиться новому. Больше привлекают предметы физико-математического цикла, сформированы познавательные потребности. Выражена потребность в самосовершенствовании (ума, волевых качеств) и самореализации в практической деятельности. Для левополушарных учащихся более значима правая полусфера. Сочетание цветов на доске: тёмный фон и светлый мел, им подходит классическая посадка за партами. Время необходимое для полноценного отдыха (сна) составляет 8 часов в сутки.

Люди этого типа не склонны к фантазиям, они практичны, подчиняются рассудку и логике. Более холодны в отношениях с людьми, ориентированы на себя и свои проблемы.

2. Правополушарный тип – доминирование правого п/ш.

Люди этого типа предпочитают запоминать материал целиком, при этом информацию перерабатывают медленнее. При восприятии на слух делают больше ошибок. Учатся из чувства долга или из-за потребности к самореализации в престижной профессии. Больше нравятся гуманитарные предметы, легко ориентируются в пространстве, ярко воспринимают форму, цвет, визуальное восприятие более развито. Больше развита непроизвольная память. Способности к рисованию, музыке, артистичность, успехи в спорте.

Для успешной учебной деятельности им необходимы творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим: светлая доска, тёмный мел. Для организации невербального общения правополушарных учащихся их необходимо посадить полукругом, чтоб они имели возможность более полного зрительного восприятия выступающих. Время необходимое для полноценного отдыха – 7 часов в сутки.

3.Равнополушарный тип – нет ярко выраженного подавления одного п/ш другим.

Люди такого типа обладают довольно широким диапазоном возможностей и интересов, могут реализовать себя как в гуманитарной, так и в математической сфере. Зачастую они обладают общей одарённостью, имеют задатки гениев.

Но познавательная активность у них часто бывает поверхностной, они не доводят начатое до конца.

В настоящее время отечественные учёные и педагоги в области к/з, разработали специальные комплексы упражнений ГМ, цель которых:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие моторики;
  • развитие способностей;
  • развитие памяти, внимания;
  • развитие речи; устранение дислексии;
  • развитие мышления;
  1. Упражнения, увеличивающие тонус коры г/м (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек.)

Цель: повышение энергетики коры г/м.

  1. Упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации

(движения конечностями перекрёстно-латерального характера).

Цель: восстановление нарушенных межполушарных связей и функциональной асимметрии мозга.

  1. Упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности

(движения и позы перекрёстного характера).

Цель: восстановление связи между лобным и затылочным отделами мозга, установление баланса между правым и левым полем человека, снятие эмоционального стресса.

Основным требованием к квалифицированному использованию специальных к/з комплексов является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно как на коррекционных занятиях, так и на специальных занятиях кинезиологии (кружок). Желательно, чтоб каждый ребенок почувствовал и осознал изменения, происходящие с ним. Для этого оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Если к/з упражнения используются на предметных занятиях, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным к/з комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, специальный к/з комплекс рекомендуется применять перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого п/ш и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 10-15 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Длительность занятий по одному комплексу упражнений – 45-60 дней. Желательно реализовать к/з цикл:

  • комплекс упражнений для развития межполушарных связей (6-8 недель).
  • Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития правого п/ш (6-8 недель).
  • Перерыв (2 недели).
  • комплекс упражнений для развития левого п/ш (6-8 недель).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Подготовка ребенка дошкольника к участию (НОД) в соответствии с ФГОС ДО»

Важнейшим условием развития дошкольника  является умелое включение его в непосредственную образовательную деятельность (НОД ), которая строится на адекватных формах  работы с детьми и индиви...

Практические советы родителям для подготовки ребенка к школе.

Советы родителям, как подготовить ребенка к школе....

"Роль игры в подготовке ребенка-дошкольника к школьному обучению"

В данной статье рассказывается о роли и значении игры в развитии ребенка-дошкольника. Перечисляются виды игр, которые помогут подготовить ребенка не только к школе, но и к будущкй взрослой жизни...

"Дневник подготовки ребенка- дошкольника к сдаче нормативов ГТО"

quot;Дневник подготовки ребенка- дошкольника к сдаче нормативов ГТО"...

Проект "Использование нейропсихологических упражнений в рамках подготовки детей с ТНР старшего дошкольного возраста к школе"

Развитие высших психических функций, необходимых для успешного обучения в школе, происходит более эффектиивно при использовании в  процессе обучения  нейропсихологических игр и упражнений....

Нейропсихологическая подготовка к школе

Нейропсихологическая подготовка к школеПедагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом. Но, все это до того момента, пока они не увидят результ...