Нейропсихологическая подготовка к школе
консультация (подготовительная группа)
Нейропсихологическая подготовка к школе
Педагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом. Но, все это до того момента, пока они не увидят результаты и не вникнут в вопросы развития ребенка комплексно, а не однобоко.
На самом деле, для того, чтобы ребенок в школе был адаптивен, успешен, здоров, уверен в своих силах, подготовка к школе должна происходить на 5 уровнях:
эмоционально-волевой уровень;
физический уровень;
интеллектуальный уровень;
психологический уровень;
социальный уровень.
Занимаясь нейропсихологической подготовкой к школьному обучению, мы ставит перед собой задачу подготовить ребенка, как раз на всех 5 уровнях, а не только на интеллектуальном (обучить читать, писать и считать). Ведь буквы, цифры – это символическая, абстрактная система, к которой должен быть готов мозг, он должен дозреть до абстрактного мышления. А для того, чтобы появился этот тип мышления, один период развития мозга, должен смениться вторым, тот третьим. И на каждом из этих этапов есть своя задача развития, вмешиваться в которую ранней интеллектуализацией нельзя (рис.1).
Рис.1 Пирамида обучения
Существует такое понятие как «агрессивная интеллектуализация», когда ребенка «натаскивают» раньше, чем созреет определенные структуры мозга. В практике встречаются такие примеры: в 3 года родители начали учить с ребенком буквы, а его мозг к этому не был готов. Сейчас наблюдаем следующую картину:поскольку несвоевременное вмешательство имело место, то была «забрана энергия» у тех мозговых структур, которые должны были развиваться в этот возрастной период(двигательные навыки и сенсорное развитие). Если ребенок до 5,5 лет будет ограничен в сенсорно-моторной сфере, он не сможет высидеть на уроке, такой ребенок быстро потеряет внимательность, быстро будет переутомляться, ухудшится память, не сможет правильно себя проверить, выстроить общение с другими и т.д.
Все моменты развития должны быть в свое время. Еще пример, если ребенок не ползал, а сразу пошел – в будущем это трудности с пространственной ориентировкой, нарушены зрительно-пространственные представления, также проблема эмоционального интеллекта (не видит и не распознает эмоции ни свои, ни других людей).
Встает вопрос: «Когда же стоит начать готовить ребенка к школе и как это делать?» Ответ здесь не будет однозначным. Ведь мозг каждого ребенка зреет индивидуально, есть свои трудности, психофизиологические особенности, свой характер воспитания, окружения. Но, есть и общие законы развития, которых и придерживается нейропсихология, перед школой мы должны развивать не только навыки письма и чтения, а по большей части базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет.
В любом случае, готовить ребенка к школе нужно. Но, это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет мы начинаем учить читать, писать и считать. Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственноговосприятия, различных видов памяти, сферы образов, представлений, фонематического слуха. И все это должно быть в совокупности, в свой временной участок. Поэтому подготовка к школе в нашем образовательном учреждении начинается не в подготовительной группе, а намного раньше. Например, уже с 3-4 лет мы включаем детей в развитие пространственных представлений, которые и будут основой для успешного усвоения счета, формирования абстрактно-логического мышления. Но, начинаем мы с элементарного – формирования представлений о собственном теле, потом переходим к пониманию своего тела в пространстве комнаты, предметов в этой комнате, и лишь только после этого переходим на пространство листа и квазипространство.
Еще один важный момент, в подготовке к школьному обучению с нейропсихологом учитывается, что функциональные отделы мозга ребенка развиваются неравномерно, и у каждого ребенка существуют особенности развития или нарушения. Поэтому первоначально нейропсихолог выявляет, какие отделы мозга и функции развиты достаточно, а какие могут быть нарушены или недостаточно сформированы. Принимается решение - на формирование каких функций нужно направить силы в первую очередь. То есть, проведя первичную нейропсихологическую диагностику, мы составляем индивидуальный план развития, направленный на формирование и развитие слабых сторон, опираясь на сильные.
Для того, чтобы эффективно выстроить маршрут ребенка, необходимо понимать, что в нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока:
1) энергетический– стволовые и подкорковые структуры;
2) блок приема и переработки информации (зрительной, слуховой, сенорной)– затылочные и височные отделы мозга;
3)блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы.
При трудностях 1 блока дети быстро утомляются, не могут сосредоточить внимание, несмотря на светлую голову и сообразительность, не могут справиться с задачей из-за истощаемости. Дети эмоционально нестабильны (раздражительны, чувствительны, часто плачут, воспринимают всё близко к сердцу). Ребенок может быть очень умен, стихи рассказывать, и даже их сочинять, балетом занимается, но пришел в школу и часто устает, болеет и т.п.
Трудности 2 блокаслабостьсенсомоторных систем, фрагментарность восприятия, нечеткая переработка информации из окружающего мирачерез органы чувств: не могут вычленить фигур, звуков из фона, особенности распознания цвета, света, температуры, текстуры, контуров, величины, движения, громкости, ритмов (проблемы с пунктуацией, где предложение закончилось, где нужна пауза).
Трудности 3 блока: неусидчивость, бесконтрольность своей деятельности, дети не могут организовать себя и свое время, не могут удержать программу деятельности, действовать по инструкции. Характерно и игнорирование общепринятых правил поведения, бедная речь, упрощение любой программы, пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий.
Учитывая эти особенности, проведя нейропсихологическую диагностику, чему же мы уделяем внимание на нейропсихологической подготовке к школе:
• Обучению детей умению слушать и слышать.
• Развитию концентрации внимания на заданиях.
• Формированию самоконтроля.
• Развитию пространственного восприятия.
• Улучшению коммуникабельности с другими детьми.
• Развитию необходимых в учебе психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения).
• Улучшению эмоционального фона и умению выражать свои чувства и мысли.
Для развития каждого из этих блоков в нейропсихологической подготовке к школе мы используем:
Развитие 1 блока мозга (энергетический, активационный ресурс, ребенок должен быть включен в работу, ему должно хватать сил на выполнение заданий):
- дыхательные упражнения;
-глазодвигательные упражнения;
- координированность движений (крупная моторика);
- самомассаж;
- игровые паузы.
Развитие 2 блока мозга.
-коррекция зрительного восприятия (узнавать предмет по его фрагменту, собирать его из частей, опознавание зашумленных изображений, определять предмет по контуру, тени, конструирование изображений – опознавать изображение по одной его части, фрагменту);
- развитие слухового восприятия (опознание речевых и неречевыхзвуков, понимать и выполнять инструкции);
-развитие тактильного восприятия (расширение сенсорного опыта ребенка: ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами)
- развитие памяти, пространственных представлений (графические диктанты, игра «зеркало», «робот»).
Развитие 3 блока мозга.
Игры по правилам (подвижные и настольные), задания на внимание, прыжки через скакалку, через веревочку, игры с мячом. Формирование коммуникативных навыков.
Таким образом, осуществляя нейропсихологическую подготовку к школе, мы помогаем детям «научиться учиться», формируем учебную мотивацию, корректируем слабые стороны, опираясь на сильные.И, конечно, развиваем у ребенка предпосылки успешного овладения чтением, письмом и счетом. Нейропсихологическая подготовка ориентирована на развитие и интеллектуальной, и психической, и социальной, и физической, и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Литература:
Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии, учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2019.
Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом.Серия «Когнитивное развитие. Профилактика дислексии и дисграфии». – Москва:Издательство «Эксмо», 2020.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом. – Москва: Издательство «Генезис», 2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyropsihologicheskaya_podgotovka_k_shkole.docx | 350.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Нейропсихологическая подготовка к школе
Педагоги, как и родители, довольно скептически относятся к важности подготовки к школе с нейропсихологом. Но, все это до того момента, пока они не увидят результаты и не вникнут в вопросы развития ребенка комплексно, а не однобоко.
На самом деле, для того, чтобы ребенок в школе был адаптивен, успешен, здоров, уверен в своих силах, подготовка к школе должна происходить на 5 уровнях:
эмоционально-волевой уровень;
физический уровень;
интеллектуальный уровень;
психологический уровень;
социальный уровень.
Занимаясь нейропсихологической подготовкой к школьному обучению, мы ставит перед собой задачу подготовить ребенка, как раз на всех 5 уровнях, а не только на интеллектуальном (обучить читать, писать и считать). Ведь буквы, цифры – это символическая, абстрактная система, к которой должен быть готов мозг, он должен дозреть до абстрактного мышления. А для того, чтобы появился этот тип мышления, один период развития мозга, должен смениться вторым, тот третьим. И на каждом из этих этапов есть своя задача развития, вмешиваться в которую ранней интеллектуализацией нельзя (рис.1).
Рис.1 Пирамида обучения
Существует такое понятие как «агрессивная интеллектуализация», когда ребенка «натаскивают» раньше, чем созреет определенные структуры мозга. В практике встречаются такие примеры: в 3 года родители начали учить с ребенком буквы, а его мозг к этому не был готов. Сейчас наблюдаем следующую картину:поскольку несвоевременное вмешательство имело место, то была «забрана энергия» у тех мозговых структур, которые должны были развиваться в этот возрастной период(двигательные навыки и сенсорное развитие). Если ребенок до 5,5 лет будет ограничен в сенсорно-моторной сфере, он не сможет высидеть на уроке, такой ребенок быстро потеряет внимательность, быстро будет переутомляться, ухудшится память, не сможет правильно себя проверить, выстроить общение с другими и т.д.
Все моменты развития должны быть в свое время. Еще пример, если ребенок не ползал, а сразу пошел – в будущем это трудности с пространственной ориентировкой, нарушены зрительно-пространственные представления, также проблема эмоционального интеллекта (не видит и не распознает эмоции ни свои, ни других людей).
Встает вопрос: «Когда же стоит начать готовить ребенка к школе и как это делать?» Ответ здесь не будет однозначным. Ведь мозг каждого ребенка зреет индивидуально, есть свои трудности, психофизиологические особенности, свой характер воспитания, окружения. Но, есть и общие законы развития, которых и придерживается нейропсихология, перед школой мы должны развивать не только навыки письма и чтения, а по большей части базисные составляющие этих сложных видов деятельности. Тогда ребенок легко и без излишнего напряжения освоит письмо, чтение и счет.
В любом случае, готовить ребенка к школе нужно. Но, это не означает, что в возрасте 3, 4, 5 лет мы начинаем учить читать, писать и считать. Это значит, что акцент делается на развитии главных составляющих этих процессов, начиная с двигательной сферы (сначала крупной, а затем мелкой моторики), развитии зрительного, зрительно-пространственноговосприятия, различных видов памяти, сферы образов, представлений, фонематического слуха. И все это должно быть в совокупности, в свой временной участок. Поэтому подготовка к школе в нашем образовательном учреждении начинается не в подготовительной группе, а намного раньше. Например, уже с 3-4 лет мы включаем детей в развитие пространственных представлений, которые и будут основой для успешного усвоения счета, формирования абстрактно-логического мышления. Но, начинаем мы с элементарного – формирования представлений о собственном теле, потом переходим к пониманию своего тела в пространстве комнаты, предметов в этой комнате, и лишь только после этого переходим на пространство листа и квазипространство.
Еще один важный момент, в подготовке к школьному обучению с нейропсихологом учитывается, что функциональные отделы мозга ребенка развиваются неравномерно, и у каждого ребенка существуют особенности развития или нарушения. Поэтому первоначально нейропсихолог выявляет, какие отделы мозга и функции развиты достаточно, а какие могут быть нарушены или недостаточно сформированы. Принимается решение - на формирование каких функций нужно направить силы в первую очередь. То есть, проведя первичную нейропсихологическую диагностику, мы составляем индивидуальный план развития, направленный на формирование и развитие слабых сторон, опираясь на сильные.
Для того, чтобы эффективно выстроить маршрут ребенка, необходимо понимать, что в нейропсихологии условно принято делить мозг на три функциональных блока:
1) энергетический– стволовые и подкорковые структуры;
2) блок приема и переработки информации (зрительной, слуховой, сенорной)– затылочные и височные отделы мозга;
3)блок контроля и программирования деятельности – лобные отделы.
При трудностях 1 блока дети быстро утомляются, не могут сосредоточить внимание, несмотря на светлую голову и сообразительность, не могут справиться с задачей из-за истощаемости. Дети эмоционально нестабильны (раздражительны, чувствительны, часто плачут, воспринимают всё близко к сердцу). Ребенок может быть очень умен, стихи рассказывать, и даже их сочинять, балетом занимается, но пришел в школу и часто устает, болеет и т.п.
Трудности 2 блокаслабостьсенсомоторных систем, фрагментарность восприятия, нечеткая переработка информации из окружающего мирачерез органы чувств: не могут вычленить фигур, звуков из фона, особенности распознания цвета, света, температуры, текстуры, контуров, величины, движения, громкости, ритмов (проблемы с пунктуацией, где предложение закончилось, где нужна пауза).
Трудности 3 блока: неусидчивость, бесконтрольность своей деятельности, дети не могут организовать себя и свое время, не могут удержать программу деятельности, действовать по инструкции. Характерно и игнорирование общепринятых правил поведения, бедная речь, упрощение любой программы, пропуски букв в письме, недописывание слов, недоделывание заданий.
Учитывая эти особенности, проведя нейропсихологическую диагностику, чему же мы уделяем внимание на нейропсихологической подготовке к школе:
• Обучению детей умению слушать и слышать.
• Развитию концентрации внимания на заданиях.
• Формированию самоконтроля.
• Развитию пространственного восприятия.
• Улучшению коммуникабельности с другими детьми.
• Развитию необходимых в учебе психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи, воображения).
• Улучшению эмоционального фона и умению выражать свои чувства и мысли.
Для развития каждого из этих блоков в нейропсихологической подготовке к школе мы используем:
Развитие 1 блока мозга (энергетический, активационный ресурс, ребенок должен быть включен в работу, ему должно хватать сил на выполнение заданий):
- дыхательные упражнения;
-глазодвигательные упражнения;
- координированность движений (крупная моторика);
- самомассаж;
- игровые паузы.
Развитие 2 блока мозга.
-коррекция зрительного восприятия (узнавать предмет по его фрагменту, собирать его из частей, опознавание зашумленных изображений, определять предмет по контуру, тени, конструирование изображений – опознавать изображение по одной его части, фрагменту);
- развитие слухового восприятия (опознание речевых и неречевыхзвуков, понимать и выполнять инструкции);
-развитие тактильного восприятия (расширение сенсорного опыта ребенка: ощупывать руками разные поверхности, ходить по ним ногами)
- развитие памяти, пространственных представлений (графические диктанты, игра «зеркало», «робот»).
Развитие 3 блока мозга.
Игры по правилам (подвижные и настольные), задания на внимание, прыжки через скакалку, через веревочку, игры с мячом. Формирование коммуникативных навыков.
Таким образом, осуществляя нейропсихологическую подготовку к школе, мы помогаем детям «научиться учиться», формируем учебную мотивацию, корректируем слабые стороны, опираясь на сильные.И, конечно, развиваем у ребенка предпосылки успешного овладения чтением, письмом и счетом. Нейропсихологическая подготовка ориентирована на развитие и интеллектуальной, и психической, и социальной, и физической, и эмоционально-волевой сфер ребенка.
Литература:
Астапов В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро- и патопсихологии, учебное пособие для вузов / В. М. Астапов. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юрайт», 2019.
Соболева А.Е. Развитие пространственных представлений и моторики с нейропсихологом.Серия «Когнитивное развитие. Профилактика дислексии и дисграфии». – Москва:Издательство «Эксмо», 2020.
Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом. – Москва: Издательство «Генезис», 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Практические упражнения для нейропсихологической подготовки ребенка-дошкольника к школе»
В настоящее время активизировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными возможностями здоровья.Де...
Программа Нейропсихологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с ТНР при подготовке к школе
Цели и задачи программыЦель: коррекция и развитие высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи посредством организованного нейропсихологического сопровождения.Зад...
Статья "Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий"
О важности организации психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий...
«Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий»
laquo;Организация психолого-педагогического сопровождения детей 6-7 лет при подготовке к школе с использованием нейропсихологических занятий»...
Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего ...
Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»
Повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольника...
Презентация. Мастер – класс для педагогов: «Использование нейропсихологических игр и приемов, как способ подготовки к школе»
Данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов нейроигр для подготовки детей к школе....