Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике
Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа | 39.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с
детьми с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
на 2021 – 2022 учебный год
Составил: педагог – психолог
Абалян Аида Владимировна
с. Звериноголовское 2021 г.
Данная индивидуальная программа разработана на основании заключения центрального психолого-медико-педагогической комиссии о создании специальных условий для получения образования воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Направление коррекционной работы:
Развитие когнитивных процессов.
Психологическое сопровождение представляет собой комплекс мер, обеспечивающих создание благоприятных условий для активизации личностного развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью. Психологическое сопровождение по следующим направлениям:
-проведение диагностического обследования: интеллектуального развития; зрительного восприятия; психических процессов - памяти, внимания, мышления; развития эмоционально - волевой сферы и поведения; развития общения со взрослыми и сверстниками; личностного развития;
-организация адаптации детей к условиям дошкольного учреждения в форме присутствия и сопровождения режимных моментов, занятий педагогов группы, участие в педагогическом обследовании;
-проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми по развитию когнитивной, двигательной и эмоционально-волевой сферы, коммуникативной деятельности на основе использования разных видов игр с использованием современных психокоррекционных методик и технологий.
Цель данной программы:
1.Оказание помощи в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
2. Обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания, образования, охраны и укрепления здоровья ребенка.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
- Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
- Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков.
Содержание программы.
Программа направлена на развитие зрительно-моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, развитие целостности восприятия, тактильно-кинестетической чувствительности. Коррекция и развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности внимания, развитие пространственных ориентировок и временных представлений, развитие памяти, мелкой моторики рук. Развитие наглядно-образного мышления, формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность от 15 минут (в начале учебного года) до 20 минут (в конце учебного года), общее количество занятий – 56
В результате реализации программы у ребенка повышается познавательная активность, интерес к совместной деятельности со взрослым, развивается потребность ребенка в общении посредством речи.
Предполагаемые результаты:
1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.
2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.
3. Снижение психоэмоционального и мышечного напряжения.
Календарно-тематический план занятий.
Сентябрь | Тема | Цели |
| Выявить особенности психического развития ребенка, определить исходный уровень обученности, т. е. овладения знаниями, умениями, навыками в объеме образовательной программы. | |
| ||
| ||
| ||
1 неделя Октября | 1. Наблюдение 2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой) | 1.Развивать мышление, познавательную активность; обогащать словарь названиями детёнышей животных. 3.Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам АОП |
1. Рассматривание игрушек «Домашние животные» 2.Д/У. «Кто спрятался?» 3. Диагностика 2 | ||
2 неделя Октября | 1. Д/И. «Чудесный мешочек» (цветные кубики); 2. Д/У. «Спрячь в ладошке» | 1. Коррекция тактильного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. 2. Познакомить с понятием величины. |
1. Д/И – «Закрой окошки» 2. Д/И – «Найди свою игрушку» | ||
3 неделя Октября | 1. Д/У – «Выложи как я» 2. Д/У. «Собираем шишки» | 1. Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. 2. Развитие способности к сличению и сортировке предметов по форме, цвету и величине. |
1. Д/И – «Пуговицы» 2. Упражнение «Что спрятано в песке?» | ||
4 неделя Октября | 1. Д/И «Запомни картинки» 2. Упражнения на ручные умения. | 1. Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи. 2. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
1. Д/И – «Песочные прядки» 2. Д/И – «Найди свою игрушку» | ||
1 неделя Ноября | 1. Упр. «Яблочко» 2. Упр. «Хлопни в ладоши» | 1. Концентрировать внимание; уметь сосредоточиваться на зрительной информации; находить отличительные признаки похожих предметов. 2. Развитие образного мышления, закреплять знания о среде обитания животных. |
1.Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игры с кинетическим песком «Клад» 3. Д/И - «Где живет?» | ||
2 неделя Ноября | 1. Д/И – «Сравни предметы» 2. Д/И – «Много - мало» | 1. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций 2. Развитие мышления, внимания. Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». |
1. Кинезиологическое упр. – «Колечко» 2. Д/У – «Выложи как я» | ||
3 неделя Ноября | 1.Пальчиковая гимнастика 2. Рассматривание картинок – одежда. 3. Упр. – «Что куда оденем?» | 1. Коррекция мелкой моторики на основе пальчиковых игр. 2. Закреплять знание об одежде, о сезонных изменениях. 3.Развитие зрительной памяти, внимания, логического мышления и речи. |
1.Пальчиковая гимнастика 2. Д/И -«Найди отличия» 3. Упражнение «Веселые матрешки» | ||
4 неделя Ноября | 1.Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь» 2. Игры с кинетическим песком «Клад» 3. Д/И - «Где живет?» | 1. Развитие способности выделять черты сходства и различия по существенным признакам; развитие мыслительных операций 2. Развитие мышления, внимания. Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше», «меньше», «поровну». |
1. Д/И – «Сравни предметы» 2. Д/И – «Много - мало» | ||
1 неделя Декабря | 1. Д/И. «Наши друзья — животные» 2.Д/И. «Большой, маленький» | 1.Закрепить знания детей о домашних животных 2. Познакомить с понятием величины. 3. Учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память. |
1. Д/И. «Найди свою игрушку» 2. Упражнение «Что спрятано в песке?» | ||
2 неделя Декабря | 1. Д/И - «Что кому» 2.Упражнение с прищепками. | 1.Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им, брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. 2. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами. |
1.Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде) 2.Д/И - «Так бывает или нет?» | ||
3 неделя Декабря | 1. Д/И – «Четвертый лишний» 2. Д/И – «Сложи узор» (Кубики Никитина) | 1. Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать. 2. Умение решать нестандартные задачи, интеллектуальных способностей. 3. Развитие целостности восприятия, целенаправленного запоминания и припоминания. |
1. Д/У - «Дорисуй фигуры» 2.Д/И - «Кто не на месте?» | ||
4 неделя Декабря
| 1. Д/И. «Наши друзья — животные» 2. Упражнение «Что спрятано в песке?» 3. Д/И. «Большой, маленький» | 1. Продолжать знакомить с понятием величины. 2. Продолжать учить узнавать знакомые предметы среди других; развивать внимание память. 3. Коррекция предпосылок мышления на основе сравнительных и практических действий с предметами. |
1.Упражнение с прищепками. 2.Д/И - «Так бывает или нет?» 3. Упражнения на ручные умения.(игры на бизиборде) | ||
2 неделя Января | 1. Д/И. «Собери грибочки для ежика» 2.Д/И - «Найди такой же» | 1.Развивать мышление, пространственное воображение. 2. Умение подбирать предметы по образцу. 3. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
1. Д/У – «Выложи как я» 3. Упражнение в сухом бассейне | ||
3неделя Января | 1. Д/У. «Круглое квадратное» 2.Д/И - «Разложи по коробочкам» | 1.Развивать осязание; учить ощупывать предметы. 2. Фиксировать внимание на цветовые свойства предметов, группировать предметы по цвету. 3. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. |
1. Д/У - «Дорисуй к шарику ниточку» 2. Д/И - «Найди такой же предмет» | ||
4 неделя Января | 1. Д/И. «Песочные прятки» 2. Д/У. «Цветные камешки» | 1. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. 2. Освоение умения сравнивать предметы контрастных размеров по длине и ширине. |
2.Упражнение «Чудесный мешочек» (фрукты, овощи) 3. Д/И – «У кого хвостик длиннее» | ||
1 неделя Февраля | 1. Д/И. «Собери бусы» (игры с пуговицами) 2. Д/У – «Шнуровка» | . Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию. 2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий. |
1. Д/У – «Шнуровка» 2. Игровое упражнение «Построй лесенку» (палочки Кьюзенера) | ||
2 неделя Февраля | 1. Д/У. «Цветные камешки» 2. Д/И - «Что изменилось?» | 1. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету и форме. 2. Развивать связную речь, внимание и находчивость, закреплять знания о временах года, их характерных признаках; |
1.Массаж кистей и пальцев рук. 2. Д/И – «Когда это бывает» | ||
3 неделя Февраля | 1. Пальчиковая гимнастика 2. Игры с кинетическим песком | 1. Развитие тактильной чувствительности. 2. Учить различать положение предметов в пространстве. 3. Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам). |
1. Упражнения «Забавные шнурочки» 2. Д/И – «Собери бусы» | ||
4 неделя Февраля | 1 Массаж кистей и пальцев рук. 2. Д/И «Вкладыши» 3. Д/И - «Опиши предмет» | 1. Продолжать закреплять знание о плоских геометрических формах - квадратом, кругом, треугольником; 2. Учить различать цвета по принципу «такой – не такой»; сортировать предметы по цвету и величине. |
1. Упражнения «Тактильные мешочки» 2. Д/И - «Опиши предмет» 3. Д/И – «Собери бусы» | ||
1 неделя Марта | 1. Д/И. «Магнитная мозайка» (солнышко, домик, елочка) 2. Упражнение и игры на развитие восприятия величины. | 1. Развитие логического мышления. 2. Составление сериационных рядов по высоте. 3. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. |
1. Пальчиковая игра «Ветер» 2. Упражнения с мягкими пазлами (геометрические фигуры, цифры). | ||
2 неделя Марта | 1.Массаж кистей и пальцев рук. 2.Упражнение «Веселые матрешки» 3. Д/И - "Хорошо-плохо" | 1. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. 2. Учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. 3. Учить соотносить предметы по цвету. |
1.Массаж кистей и пальцев рук. 2. Д/И – «Цветной гараж» | ||
3 неделя Марта | 1. Рассматривание картинок – одежда Упражнение «Что куда оденем?» 2. Д/И. «Магнитная мозайка» | 1. Закрепить знание детей о сезонной одежде. 2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. 3. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий. |
1. Дорисуй по точкам снежинку 2.Упражнение – «Веселые застежки» | ||
4 неделя Марта | 1. Д/И. «Необыкновенные следы» (пескотерапия) 2. Упражнение с камешками «Выложи рожицу» | 1. Развитие тактильной чувствительности, воображения. 2. Воспитывать чувство радости от правильно выполненного задания. |
1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки». 2.Д/И - «Геометрические фигуры» 3. Упражнение с камешками «Солнышко» | ||
5 неделя Марта | 1. Массаж кистей и пальцев рук. 2.Упражнение с кубиками Никитина 3. Упражнения – «Веселые шнурочки» | 1. Формирование ручных умений по зашнуровыванию и расшнуровыванию. 2. Коррекция зрительно моторной координации на основе практических действий. 3.Учить сравнивать геометрически фигуры между собой, выявлять общий признак и находит фигуру по заданному признаку. |
1. Пальчиковая игра «солнце, заборчик, камешки». 2. Упражнение с кубиками Никитина 3. Упражнение с камешками – «Смешные человечки» | ||
1 неделя Апреля | 1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь» 2.Д/У – «Выложи как я» 3.Игры с кинетическим песком «Клад» | 1. Развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. 2. Развитие образного мышления, закреплять знания о среде обитания животных. 3. Расширение объема памяти и развитие внимания. |
1. Кинезиологическое упр. «Кулак-ребро-ладонь» 2. Д/И - «Где живет?» 3. Д/У – «Выложи как я» 4.Игры с кинетическим песком «Клад» | ||
2 неделя Апреля | 1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» 2.Рисование геометрических фигур на песке 3. Игры с мягкими пазлами | 1.Закрепление понятий о форме «квадрат», «круг», «треугольник». 2. Дифференциация величин «большой маленький». 3.Формирование позитивной самооценки (замечать и радоваться своим успехам). |
1. Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик» 2. Д/И - «Опиши предмет» 3. Рисование «Весенний цветок» | ||
3 неделя Апреля | 1.Массаж кистей и пальцев рук. 2. Упражнение – «Веселые застежки» 3. Рисование пальчиками на песке | 1.Снятие напряжения, мышечные зажимы; снижать агрессивность. 2. Коррекция предпосылок мышления на основе действия с предметами. |
1.Массаж кистей и пальцев рук. 2. Упражнение – «Веселые застежки» 3. Дорисуй по точкам | ||
4 неделя Апреля | 1. Д/И. «Цветные заборчики» (цветные палочки, влажный песок) 2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой) | 1. Развитие мышления, моторики. 2. Выявление уровня развития способностей и личностных качеств ребёнка и их соответствия прогнозируемым результатам АОП |
1. Д/У. «Ласковые лапки» 2. Диагностика 1(по методике Е. А. Стребелевой) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оглавление 1. Пояснительная записка...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Адаптированная программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочие материалы...
Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализ...
Создание современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья.
в даной презентации размещена информация оСоздании современной доступной образовательной среды, обеспечивающей успешное освоение образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья...
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в подготовительной группе
Календарно-тематический план занятий....
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (НОДА) в старшей, подготовительной группе
Коррекционно-развивающие занятия...