Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочая программа по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prgramma_ovz.doc | 96 КБ |
plan_s_roditelyami.doc | 35.5 КБ |
plan_s_detmi.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 73
Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Составитель:
Рябцева Т.Е
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой аспект программы
В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, от 29 декабря 2012 года, вступившим в силу 01.09.2012 года определяет содержание определенного уровня и направленности. Реализация дополнительных образовательных программ, направлена на решение задач формирование общей культуры личности ребенка, адаптации личности ребенка к жизни в обществе.
Положения программы «Лечебная физическая культура» разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-Ф3 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" адаптивная физическая культура детей с ограниченными возможностями, который направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа создана на основе дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта».
Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. Рассчитана программа на 3 года обучения детей в возрасте от 4 до 7 лет (средняя, старшая, подготовительная группы). Обучение реализуется в режиме занятий. Продолжительность занятий для детей от 4-5 лет 40 мин. в неделю (2 занятия по 20 минут), для детей от 5-7 лет 1 час в неделю (2 занятия по 30 минут) – 60 часов в год.
Актуальность и новизна программы
Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их сформированности.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.
Физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
Главной целью физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны
осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Коррекционная физкультура - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
При дефектах зрения, слуха возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма.
Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.
В силу особенностей психофизического развития слабослышащих имеет свою специфику - направлено на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.
На занятиях, наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для слабослышащих детей.
Положительными особенностями упражнений являются:
- отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
- возможность длительного применения;
- универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
- положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
- стимулирующее влияние на все органы и системы организма.
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе с детьми. При этом необходимо учитывать характеристику заболевания, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий, существуют общие правила:
- Строго дозировать физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
- Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
- Упражнения охватывают различные мышечные группы.
- В занятие включаются дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
- Перед занятием помещение хорошо проветривается.
- Проводится строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
- При появлении признаков утомления занятие прекращается.
При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма воспитанников, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности дошкольников с нарушением слуха, улучшение состояния здоровья.
Занятие состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%.
Для самих воспитанников с ограниченными возможностями основная цель физкультурной деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры.
Занятия направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, оперативность мышления, моторная выносливость).
Рабочая программа по физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
Направления программы и их содержание
Вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями, подразделяется на:
– комплекс утренней гимнастики;
– комплекс физкультурных занятий;
– комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики;
– комплекс упражнений на дыхание.
Принципы физкультурной работы
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятии, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
Задачи физкультурной работы
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
- Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
- Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
- Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
- В ходе экспериментальной деятельности и поиска новых форм работы с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья были, найдены варианты нестандартной организации физкультурной деятельности.
Основные направления и их содержание
- Утренняя гимнастика.
- Физкультурные занятия.
- Сюжетные физкультурные занятии.
Утренняя гимнастика
Разработан комплекс утренней гимнастики с учетом коррекции. Структура утренней гимнастики:
- Упражнения на дыхание;
- Пантомима;
- Упражнения для кистей рук;
- Различные виды ходьбы;
- Оздоровительный бег;
- Подвижные игры;
- Релаксация.
В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация.
Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться.
Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день.
Физкультурные занятия
Занятия по физической культуре строятся по следующей схеме:
- вначале даются различные виды ходьбы, бега для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия;
- блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения;
- оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, приемы релаксации позволяют повысить резинстентность организма ребенка к воздействию внешних факторов.
Физкультурное занятия проводится два раза в неделю в физкультурном зале и 1 раз на улице. При проведении второго и третьего физкультурного занятия коррекционные упражнения меняются, а основные виды повторяются.
При планировании физкультурных занятий с детьми, имеющими, ограниченные возможности здоровья особое внимание обращается на возможность автоматизации поставленных учителем-логопедом звуков, закрепления лексико-грамматических средств языка путем специально подобранных подвижных игр и упражнений, разработанных с учетом лексической темы. Выполнение заданий по образцу, показ, словесная инструкция позволяют решить задачи словесной регуляции действий и функций, активного внимания. Движения, которые сочетаются с речевым сопровождением, способствуют развитию рече-двигательного и слухового анализаторов, регуляции дыхания, закреплению двигательных навыков и правильному произношению.
Использование оздоровительного бега на занятии позволяет формировать волевые качества и развивать физическую выносливость.
Особенности планирования занятий по физической культуре состоят в том, что к основным задачам по развитию общих двигательных умений и навыков добавляются задания на коррекцию и исправление двигательных нарушений, характерных для таких детей. В среднем эти дети усваивают движение в течение 5-8 занятий, им требуется регулярное повторение, иначе быстро утрачивается приобретенный двигательный опыт.
Использование релаксационных упражнений на занятии, помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища, позволяют успокоить детей, снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Основное содержание физкультурных занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную.
Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Основные виды движений:
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
Сюжетные физкультурные занятия с элементами корригирующей гимнастики
Сюжетное физкультурное занятие проводится в подготовительной логопедической группе вводиться в сетку занятий третьем занятием, за счет сокращения времени проведения физкультурных коррекционных занятий.
Сюжетное физкультурное занятие с элементами корригирующей гимнастики состоит из трех частей:
- Вводная часть включает упражнения на построение, различные виды ходьбы и бега; основная часть занятия состоит из общеразвивающих упражнений с предметами и без них.
- Основные виды движений включают в себя упражнения на равновесие, метание, лазание, прыжки.
- Подвижная игра заменяется играми-эстафетами.
- Третья заключительная часть включает в себя упражнения на восстановление дыхания и спокойные виды ходьбы.
Тема сюжетного занятия соответствует лексической теме учителя-логопеда и основная цель его проведения закрепление и автоматизация поставленных звуков.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами физической культуры, развитие у них основных двигательных качеств, с использование, как игровых методик, так и других средств и методик адаптивной физической культуры.
Задачи:
- Коррекционно-оздоровительные: позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, которые могут быть описаны, воспроизведены и объективно (количественно) измерены.
- Образовательные: расширить двигательный опыт (навык) детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить детям с проблемами в состоянии здоровья и развития основ адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.
- Воспитательные: приобщить детей с проблемами в состоянии здоровья и развития к здоровому образу жизни, воспитать у них основы адаптивной физической культуры, решить проблему социально-бытовой ориентации.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Для обеспечения более высокого уровня физической подготовленности детей ограниченными возможностями используются специальные комплексы упражнений.
Для развития скоростной способности применяются упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и координационные способности (бег с остановками определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном расстоянии друг от друга и на разном расстоянии и т.д.). Также для развития скоростной способности во время выполнения общеразвивающих упражнений применяется методический подход, при котором быстрые движения руками выполняются в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.
Развивая, скоростно-силовые качества необходимо использовать упражнения одновременно формирующие ориентационную способность и способность воспроизведению параметров движений: прыжки в разном ритме, прыжки с ноги на ногу по ориентирам, танцевальные упражнения, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами, увеличивающих подвижность в суставах и развивающих прыгучесть.
Общая выносливость организма связана с функциональными возможностям мышечной, сердечнососудистой и дыхательной систем. В то же время, возможность дыхательной системы у глухих детей с ограниченными возможностями снижены по сравнению с условно здоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечнососудистой дыхательной систем, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренно интенсивности. Для этого наиболее целесообразно использовать движения, связанные работой большого числа мышц.
Развивая координационные способности у детей с ограниченными возможностями, на занятиях физической культурой необходимо добавлять упражнения и задания в ходьбе, беге, метании, требующих участия большого числа мышц.
Например, развитию выносливости способствуют упражнения направленные на формирования дифференцированной, ориентационной способности, выполняемых поточным способом в виде бега с прыжками и т.д.
Развивая ловкость, используются упражнения с быстрой сменой: положений по звуковому сигналу, применяемых для формирования реагирующей способности, а также упражнения и задания, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени.
При организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями по целенаправленному развитию координационных способностей задания разработанные комплексы упражнений включаются не только в занятия по лечебной физической культуре, но и в другие формы воспитания проблемных детей. Упражнения для мелкой моторики рук, игровые комплексы самомассажа, танцевальные упражнения, «пальчиковые» игры проводятся на утренней гимнастике, физкультурные минутках, занятиях по фонетической ритмике и музыке.
В связи с указанными выше особенностями физического развития и физической подготовленности детей с ограниченными возможностями в педагогической работе большое внимание уделяется формированию правильной осанки, коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развития дыхательной и сердечнососудистой систем, которое осуществляется посредством обще подготовительных и специальных упражнений.
Одной из важных задач лечебной физической культуры детей ограниченными возможностями является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений. На занятиях также используется звуковое сопровождение, которое помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развитие медленных и быстрых звучаний, а также способствует развитию слухового восприятия.
В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, с музыкальным сопровождением (во время музыкально-ритмических отрезков занятий использовался слуховой аппарат), а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.
В процессе занятий (особенно на начальных этапах) у детей развивают произвольно внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу (наглядно-образный характер).
С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих - мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п.
При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленные темп усвоения ими новых движений и не отказывать от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению.
Словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движений и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.
Методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы:
- Применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
- Изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
- Смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
- Использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
- Выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
- Более сложные сочетания основных движений. Например: использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча.
Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч. Причем, старшие дети способны выполнить и достаточно сложные гимнастические упражнения - точные движения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.
- На коррекционных занятиях желательно использовать подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей. Учитывая повышенную возбудимость, снижение двигательных способностей детей, занятия нужно проводить спокойно, не требуя сразу точного выполнения задания, поощрять у них старательность и настойчивость.
- Использовать специальное оборудование, которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений. Рекомендуется в процессе занятий коррекционной физкультурой пользоваться тренажерами (велотренажером, тренажером «Здоровье» и др.) с целью повышения функциональных способностей занимающихся и направленного коррекционного воздействия упражнений. Необходимость использования тренажера особенно возрастает в осенне-зимний период.
Гимнастика на мячах и других надувных предметах.
Лечебная гимнастика с применением надувных предметов (мячей, подушек, наклонных плоскостей, цилиндров, мячей-роллов, батутов, сухого бассейна и т. п.) - перспективное направление, успешно используемое в кинезиотерапии (терапия движением) детей. Упражнения можно проводить в любое время дня, спустя 40-60 минут после еды. Необходимо позаботиться о надежной страховке ребенка. Каждое упражнение повторяют 3-4 раза.
- Покачивание на мяче в положении на животе, бедра разведены в стороны. Покачиваем мяч в различных направлениях: вперед-назад, в стороны по диагонали, по кругу (по часовой и против часовой стрелки). Похлопать раскрытой кистью по мячу.
- Покачивание на мяче в положении на животе с отталкиванием стопами от поверхности пола. Следить, чтобы ребенок наступал на пятку.
- Покачивание на 2-х мячах. При покачивании на мяче старайтесь, чтобы ребенок выставлял перед собой руки, раскрывая кисти.
- Прокатывание на мяче с лишением опоры верхней части туловища, в руках – гимнастическая палочка. Осторожно потягиваем за палочку вперед и вверх.
- Прокатывание на физиоролле в положении на животе по коврику со следочками для кистей рук.
- Покачивание на мяче в положении на боку.
- Покачивание в положении на спине в различных направлениях, постепенно увеличивая размах движения.
- Покачивание на мяче в положении на четвереньках (с лишением равновесия).
- Ползание по наклонной плоскости на животе, на спине, перекат “бревнышком”.
- Упражнение на сопротивление - отталкивание от мяча. Ребенок отталкивает мяч ногами, тренируя опорность стоп.
- Покачивание на надувном бревне в положении сидя верхом (следить за тем, чтобы ребенок полностью нагружал стопу).
- Прыжки и ходьба по батуту.
- Прокатывание в надувном цилиндре.
- Упражнение на надувном бревне в тренажере.
Формирование навыков самостоятельного стояния и обучение ходьбе
Контроль за положением головы, вертикальным, симметричным положением туловища с опорой на полную ступню (у шведской стенки на горизонтальных брусьях). Стоять, сохраняя равновесие. Исходное положение - стоя с поддержкой (со страховкой) у шведской стенки, держась руками за перекладину на уровне талии.
1. Опора на полную ступню.
2. Перенос тяжести тела с ноги на ногу (фиксируя пятку).
3. Приставные шаги вправо и влево.
4. Поочередно стоять на одной ноге.
5. Поочередное выставление правой и левой ступни на нижнюю планку шведской стенки с постепенным подъемом на следующую планку.
6. Сохранение равновесия у шведской стенки с открытыми и закрытыми глазами поочередно.
Исходное положение - стоя со страховкой:
1. Ходьба на месте.
2. Ходьба по ребристой доске.
3. Ходьба по массажной дорожке.
4. Ходьба с препятствиями, перешагивая через палочки.
5. Ходьба по черте.
6. Ходьба по следочкам (на коврике).
7. Ходьба по зыбкой, мягкой поверхности (по мату, батуту).
8. Шаговые движения за управляемой движущейся тележкой, тележкой с подвесным мячом (стремясь наступить на мяч).
9. Отработка более быстрого темпа движений в ходьбе.
10. Самостоятельная ходьба с минимальной страховкой.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Эффективность методики по мнению авторов - около 70%. Степень выраженности положительного эффекта лечебной гимнастики в ЛК “Адели” зависит от степени тяжести заболевания, мотивации к становлению движений, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), патологических синергий. Оценка эффективности производится по объективным и субъективным критериям: клиническим признакам улучшения здоровья (улучшение настроения, самочувствия, повышение эмоционального тонуса); происходит нормализация осанки, коррекция движений; увеличение показателей роста стоя и сидя; увеличение показателей жизненной емкости легких (спирометрия); увеличение объема движений в конечностях (гониометрия); увеличение мышечной силы (динамометрия); появление и развитие ранее отсутствующих движений; приобретение новых навыков самообслуживания.
Предполагаемые конечные результаты
- Внедрение в практику работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, системы физкультурной работы, в которой присутствует обучение, воспитание и оздоровление, позволит достичь положительных результатов в коррекционной работе.
- Внедрение комплексного подхода оздоровления дошкольников.
- Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
- Данная программа позволит сформировать умения детей произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
Предварительный просмотр:
№ п/п | Наименование. | Срок | Ответственный |
1. | Памятка «Ребенок с ОВЗ: 10 заповедей для родителей» | Сентябрь | Рябцева Т.Е |
2. | Консультация для родителей «Особенности семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» | Октябрь | Рябцева Т.Е |
3. | Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ | Ноябрь | Рябцева Т.Е |
4. | Игры и упражнения для детей с ОВЗ | Декабрь | Рябцева Т.Е |
5. | Памятка для родителей детей с ОВЗ | Январь | Рябцева Т.Е |
6. | Консультация: «Подвижные игры в системе коррекционной работы». | Февраль | Рябцева Т.Е |
7. | Семинар-практикум для родителей «Профилактика опорно-двигательного аппарата» | Март | Рябцева Т.Е |
8. | Презентация для родителей «Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата» | Апрель | Рябцева Т.Е |
9. | Комплекс упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. | Май | Рябцева Т.Е |
План работы с родителями ребенка с ОВЗ на 2013-2014 учебный год.
Предварительный просмотр:
Индивидуальный маршрут с ребенком ОВЗ на 2013-2014 учебный год.
Месяц | Наименование | Ответственный |
Сентябрь | Ходьба обычная, в разных направлениях. | Рябцева Т.Е |
Бег с изменением темпа, с остановкой, сменой направления. | Рябцева Т.Е | |
Ходьба и бег по извилистой дорожке. | Рябцева Т.Е | |
Ползание по наклонной доске вверх на четвереньках. | Рябцева Т.Е | |
Октябрь | Ходьба, высоко поднимая ноги, на носках, с изменением темпа. | Рябцева Т.Е |
бросание и ловля мяча двумя руками снизу. | Рябцева Т.Е | |
Прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперед. | Рябцева Т.Е | |
Ползание по скамейке на животе, подтягиваясь руками. | Рябцева Т.Е | |
Ноябрь | Ходьба приставными шагами вперед. | Рябцева Т.Е |
Бросание и ловля мяча от груди. | Рябцева Т.Е | |
Прыжки с ноги на ногу. | Рябцева Т.Е | |
Бег с остановкой по сигналу. | Рябцева Т.Е | |
Декабрь | Ходьба по гимнастической скамейке. | Рябцева Т.Е |
Бросание и ловля мяча из-за головы. | Рябцева Т.Е | |
Перепрыгивание через предметы. | Рябцева Т.Е | |
Бег на носках с высоким подниманием колена. | Рябцева Т.Е | |
Январь | Ходьба по наклонной доске. | Рябцева Т.Е |
Метание мяча, двумя руками в горизонтальную цель. | Рябцева Т.Е | |
Спрыгивание со скамейки. | Рябцева Т.Е | |
Бег, обегая предметы. | Рябцева Т.Е | |
Февраль | Подлезание под предметы боком. | Рябцева Т.Е |
Ходьба с остановкой, обходя предметы. | Рябцева Т.Е | |
Метание мешочка двумя руками в горизонтальную цель. | Рябцева Т.Е | |
Прыжки в длину с места. | Рябцева Т.Е | |
Март | Переползание через скамейку. | Рябцева Т.Е |
Бросание мяча о пол и ловля его двумя руками. | Рябцева Т.Е | |
Прямой галоп. | Рябцева Т.Е | |
Ползание по скамейке на четвереньках с опорой на ладони и колени. | Рябцева Т.Е | |
Апрель | Переползание через бревно. | Рябцева Т.Е |
Бросание мяча о стену и ловля его. | Рябцева Т.Е | |
Бег на носках с высоким подниманием колена. | Рябцева Т.Е | |
Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы. | Рябцева Т.Е | |
Май | Влезание на гимнастическую стенку и спуск с нее. | Рябцева Т.Е |
Прыжки «ноги вместе – ноги врозь» | Рябцева Т.Е | |
Прокатывание обруча (одной) руками по прямой. | Рябцева Т.Е | |
Бег с выполнением заданий. | Рябцева Т.Е |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Оглавление 1. Пояснительная записка...
Опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Выступление на заседании проблемной секции по теме: «Дети с ограниченными возможностями здоровья. Создание условий для обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол...
Адаптированная программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
рабочие материалы...
Рекомендации по составлению индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (с ОВЗ).
Методическое пособие предназначено для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлена примерная...
Программа «ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Различные виды продуктивной деятельности имеют большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение. Огромные возможности, на всех этапах развития ребенка, заключает в себе ручной труд....
Парциальная образовательная программа «Правила поведения на дороге» для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность....
Адаптированная программа педагога-психолога по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Адаптированная программа педагога-психолога по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...