инструментарий к диагностики для детей с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Белоусова Наталия Владимировна

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих, решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребенка, выявляющей имеющиеся проблемы и адекватным (в соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения.Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной Л.И. Данный материал предлагается вниманию учителей-дефектологов (тифлопедагогов) , рабо- тающих в детских садах для детей с нарушением зрения. По сути, он является попыткой систематизировать существующие методики и практический о п ы т учителей-дефектологов по тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для изучения дошкольников, страдающих косоглазием и амблиопией, а также детей с  пониженным зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания, остроты зрения и других характеристик со- стояния зрительных функций каждого ребенка).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения

Предисловие

В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих, решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребенка, выявляющей имеющиеся проблемы и адекватным (в соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения.

Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной Л.И. Данный материал предлагается вниманию учителей-дефектологов (тифлопедагогов) , рабо- тающих в детских садах для детей с нарушением зрения. По сути, он является попыткой систематизировать существующие методики и практический о п ы т учителей-дефектологов по тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для изучения дошкольников, страдающих косоглазием и амблиопией, а также детей с пониженным зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания, остроты зрения и других характеристик со- стояния зрительных функций каждого ребенка).

Цели и задачи тифлопедагогической диагностики дошкольника с нарушением зрения

Для четкого и точного восприятия детьми диагностического материала и предлагаемых в процессе диагностики заданий (инструкций, вопросов) тифлопедагогу необходимо знать диагноз зрительного заболевания и состояние зрительных функций (острота зрения, цветовое зрение, характер зрения, поле зрения, а также вид и угол косоглазия) каждого обследуемого ребенка. Тифлопедагог должен также знать особенности зрительного восприятия при той или иной зрительной патологии. В соответствии с этими показателями необходимо подбирать игровой, дидактический и иллюстративный материал для обследования и методику его проведения. Целью диагностического обследования дошкольника с патологией зрения является выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности д л я последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.

В процессе обследования тифлопедагог решает следующие задачи: определяет индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, готовность ребенка к коррекционному обучению, возможности коррекции и   компенсации   зрительной недостаточности и других нарушений в развитии. Большое значение имеет в ы я в л е н и е умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровня развития сохранных анализаторов (в первую очередь осязания и слуха) . Представленный нами материал для диагностического обследования включает в себя основные направления: зрительное восприятие, осязание и мелкая моторика, пространственная ориентировка и социально-бытовая ориентировка.

В процессе проведения обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, осложняющие овладение ребенком познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребенке позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи коррекционного обучения.

Организация диагностического обследования

Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психофизическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.

Предлагаемая «Схема тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушением зрения» построена на м а т е р и а л е коррекционных программ (« П р о г р а м м ы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И.Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153) и позволяет проводить диагностику детей с 3-х до 7-ми лет.

Схема включает в себя выявляемые параметры, перечень диагностических заданий и используемого материала и является рабочим материалом тифлопедагога, на который он опирается при организации обследования. В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности выполнения ребенком предлагаемых заданий и оценивает работу ребенка по 4-бальной шкале. После завершения всего комплекса обследования (по всем коррекционным в и д а м деятельности) тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий. (Приложение

  1. «Критерии определения уровней развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушением зрения»). Затем фиксируются результаты тифлопедагогического обследования ребенка (выявленные тифлопедагогом уровни) по каждому коррекционному виду деятельности. (Приложение 2. «Индивидуальная карта динамики развития ребенка»). Тифлопедагогическая диагностика осуществляется в начале и конце учебного года. Анализ тифлопедагогом ответов ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него вторичные отклонения в развитии. По данным обследования, проводимого в начале года, составляется тифлопедагогическая характеристика и намечаются о с н о в н ы е направления коррекционно-педагогической работы с ребенком (Приложение 3. «Перспективное планирование коррекционно-педагогической работы»). В конце учебного года анализируются данные всех проведенных обследований. Так тифлопедагог получает возможность проследить динамику овладения различными видами деятельности каждым ребенком в процессе коррекционного обучения.

Прежде, чем приступить к непосредственному изучению ребенка с использованием «Схемы...», необходимо некоторое в р е м я понаблюдать за ним во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты его пребывания в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полные и объективные представления о ребенке можно получить в результате целенаправленного наблюдения в различных видах деятельности ребенка. Все это позволяет тифлопедагогу подготовиться к общению с ребенком и его родителями. В процессе наблюдений и обследования тифлопедагог должен наладить с к а ж д ы м ребенком положительный эмоциональный контакт, расположить к себе, заинтересовать в общении. Это является одним из условий успешности коррекционной работы. Большое значение имеет правильная организация места обследования (оно должно быть комфортным для ребенка и достаточно освещенным - в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями) . Если тиф- лопедагогическое  диагностирование  осуществляется в кабинете, необходимо позаботиться о том, чтобы было тихо, не было отвлекающих ребенка предметов и игрушек. Прежде чем приступить к предъявлению ребенку диагностических заданий, следует познакомить его с кабинетом  (если о н впервые его посещает). В процессе обследования р е б е н к у предъявляется только тот материал (предметы ближайшего окружения, игрушки, геометрические фигуры, картинки), который необходим для выполнения определенного задания. Остальной диагностический ма- териал убирается в коробки, в шкаф и предъявляется по мере надобности. Необходимо учитывать, что диагностирование дошкольников с нарушением зрения предполагает элементы обучения. Это необходимо для определения необходимой ребенку степени коррекционно- педагогической помощи и его возможностей принимать эту помощь. Обследование дошкольников 3-4 лет рекомендуется проводить ближе к полудню   (до   12   часов).   Детей старшего дошкольного возраста можно диагностировать в любое время дня, но при условии создания оптимально комфортных условий для их зрительного восприятия. Непрерывная зрительная нагрузка во время обследования должна определяться индивидуально (с учетом

возраста и состояния зрения ребенка). Время, которое дается ребенку для рассматривания диагностического материала и осмысления заданий, должно быть увеличено вдвое   (а   в некоторых случаях, например, если у ребенка очень низкое зрение,   и   в   несколько   раз больше), чем в норме. Выполнение заданий, построенных на речевом материале, предполагает предварительную проверку понимания детьми значения используемых слов, выражений, их соответствия реальным представлениям. В случаях необходимости тифлопедагог проводит разъяснительную работу с демонстрацией тех предметов, игрушек, явлений, о которых говорится в заданиях. Тифлопедагогическое обследование  может проходить как в кабинете, так и в   помещении   группы,   которую   посещает   ребенок.   Как правило, это бывает связано с тем, что маленький ребенок еще не адаптировался, он боится покидать свою группу, в которой уже   немного   освоился.   Ни в   коем случае   нельзя   настаивать на том, чтобы ребенок пошел в кабинет, это может вызвать негативную реакцию. Как правило, обследование проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда тифлопедагог ставит задачу проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определенных видов деятельности.

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 3-х – 4-х лет

(младшая группа)

  1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Осязание

- Определение мате- риала (по образцу);

-«Эта матрешка деревянная. Потрогай

ее и найди такую же на ощупь».

-Набор игрушек   из   разного   ма-

териала    (деревянные,    резино-

вые, пластмассовые).

- Различение свойств поверхности (по образ- цу).

-«Найди каждому кругу пару. Пощу- пай пальчиками круги        и найди та- кие же».

- Набор кругов разной поверх- ности: гладкие, бархатные, ко- лючие и т.д.

Выполнение действий

- Всей рукой;

- «Возьми игрушку»,

- Любая знакомая игрушка.

- Отдельными пальца- ми.

- «Нажми на кнопку средним пальцем, указательным, большим, мизинцем,

- Настольная лампа с кнопочным выключателем или игрушка с кноп-

безымянным».

ками.

Графо-моторные на-

выки

- Проведение прямой линии;

- «Нарисуй всем шарикам ниточки».

- Лист бумаги с изображением воз- душных шариков без ниточек, ка-

рандаши.

- Соединение точек

- «Если ты правильно соединишь все

(по образцу);

точки, то здесь получится картинка.

Посмотри, я соединю эту точку с этой.

- Лист бумаги с точечным изображе-

нием домика, карандаши.

А теперь ты…».

- Рисование дорожек: прямых, извилистых.

- « Нарисуй, как едут машины по доро- гам».

- Лист бумаги с изображением ма- шин и дорог, карандаши.

  1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

- Различение основных цветов (локализация и соотнесение);

Локализация: «покажи кукле все ша- рики зеленого цвета, как на картин-

ке».

-Изображение куклы   с   шара- ми разных оттенков зеленого, карточка образец зеленого

Соотнесение: «Возьми все игрушки та-

цвета;

кого же цвета, как на карточке».

- Набор   карточек:   красного,

желтого, зеленого, синего цвета,

черного и белого; игрушки.

- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов.

-«Найди пирамидку названного цвета», «Какого цвета игрушка?».

-Одноцветные пирамидки ( на- званных цветов); набор пред-

метных изображений   разного

цвета или игрушки.

Форма

- Различение и называ- ние геометрических

- «Назови фигуру (игрушку)»,

«Найди такую же фигуру (игрушку)».

- Набор плоскостных геометричес- ких фигур (круг, квадрат, треуголь- ник) и объемных геометрических

фигур и тел;

тел (куб, шар).

- Соотнесение формы предмета с геометри-

- «Положи фигуру рядом с предме-

- Набор игрушек и плоскостных геометрических фигур.

ческим эталоном;

том такой же формы».

- Дифференциация

- Набор прямоугольных и квад- ратных печенья, изображение та-

близких по форме гео-

- «Разложи в тарелочки печенье похо-

релок.

метрических фигур.

жее на квадраты».

Величина

- Различение величины

- Набор игрушек: большой и ма-

окружающих        предме- тов;

- «Возьми большой (маленький) мяч,

ленький мяч, высокая и низкая

елочка, короткая и длинная полос- ка, машинка.

покажи высокую (низкую) елочку,

- Обозначение в речи величины предметов;

прокати машинку по длинной (ко- роткой) дорожке».

- Набор игрушек двух размеров:

больших и маленьких.

- «Сравни игрушки и скажи, какой это

- Набор кругов разной величины

- Выстраивание пред- метного ряда по вели-

мячик по размеру, а этот; эта машин-

ка какая, а эта?».

(3-4 шт.)

чине.

- « Положи круги рядом красиво от

Восприятие изобра-

большого до маленького».

- Предметные картинки.

жений

-Простое одноплановое сюжетное

- Различение предмет-

изображение    известных    детям

ных изображений;

животных.

Восприятие сложных

изображений

- Складывание предме- тов из геом. фигур;

- «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано? Сложи такую же»

- Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры.

- Заполнение отсутству- ющих деталей;

- «Почини картинку и поставь выре- занные кусочки на свои места».

- Предметная картинка с отсутству- щими деталями.

- Соотношение части и целого.

- «Попробуй сложить все кусочки вместе так, чтобы получилась целая картинка».

- Разрезная картинка, состоящая из трех частей.

Особенности воспри- ятия

- Объем зрительного внимания.

- «К тебе в гости пришли игрушки. На- зови их. Закрой глаза. Найди те игруш ки, которые приходили к тебе в гос- ти».

- Пять игрушек, три из которых предъявляют в начале и две до- бавляют в конце задания.

  1. Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Ориентировка в про-

странственных приз-

наках

-Ориентировка на себе;

-«Покажи, где у тебя голова, спина

и т.д.»,

-2 кубика   средней   величины.

«Возьми кубик в правую (левую) руку»,

«Топни правой (левой) ногой».

- Ориентировка «от се- бя»;

- «Покажи флажком направо (налево)

, вперед (назад), вверх (вниз).

- Флажок.

- Ориентировка в процес- се передвижения.

- «Иди вперед. На столе лежит кубик. Возьми его и принеси. Найди игрушку,

- Кубик, игрушки.

которая стоит слева (справа) от тебя».

Ориентировка на ми-

кроплоскости

- Ориентировка на листе бумаги;

- «Разложи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине».

- Набор игрушек небольшой вели- чины и светло-зеленый лист бума-

- Моделирование про- странственных отноше- ний;

- «Поставь игрушки так же, как на сто- ле», «Поставь красный кубик на зеле- ный».

ги.

-Набор игрушек средней величины.

- Ориентировка по пла-

- «Поставь игрушки, как на картинке».

- Картинка-план, игрушки.

ну;

- Использование прост- ранственной        термино-

- «Какая эта рука (нога)? В какую сто- рону ты показываешь флажком?»

логии.

  1. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

- Представление о себе и

- «Назови свое имя, фамилию»,

окружающих людях;

«Как зовут твою маму, твоего папу?».

- Понимание и обозначе- ние в речи предметов

повседневного пользо-

- «Что это? Для чего нужен этот пред- мет? или: «Что можно с ним делать?»

«Покажи, что можно делать с этим

- Игрушки и предметы повседнев- ного пользования ребенком.

вания;

предметом».

- Представление о труде

- «Что сейчас делает няня, воспита-

взрослых;

тель?»

- Ориентированность в окружающем мире;

- «Посмотри в окно. Какое сейчас вре- мя года? Как ты догадался?»

- «Что сейчас – утро или вечер? Как ты

догадался?»

- «Посмотри, вот кукла, мишка, маши-

на. Как о них можно сказать одним сло

- Набор игрушек.

вом?».

- Владение навыками со-

- «Назови ласково игрушку (мишку,

- Набор игрушек.

циального поведения.

куклу, зайчика)», «Поблагодари за по-

мощь, угощение.

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)

  1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Знание о пальцах рук

- Представления о наз-

- «Спрячь мизинец (указательный,

начении рук и пальцев.

средний, безымянный, большой палец)

в кулаке другой руки».

Осязание

- Обследование игрушки двумя руками в опреде-

- «Назови игрушку. Назови все части и детали игрушки».

- Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками.

ленной последователь-

ности;

- Определение материа- ла;

-«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы».

-Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино-

вые, пластмассовые).

- Различение        свойств поверхности.

-«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта».

- Предметы        с        разной поверх- ностью.

Выполнение действий

- Всей рукой;

- «Открой коробку, закрой»,

- Коробочка с набором счетных па- лочек.

- Отдельными пальцами.

- «Сложи палочки в коробочку двумя

пальцами».

Графо-моторные        на-

выки

- Проведение прямой

- «Нарисуй на шляпке гриба сверху

- Лист бумаги с изображением гри-

ба, иголок без ниток, карандаши.

линии, линий разных по

вниз прямые линии, а на ножке – слева

длине;

направо», «Нарисуй в первой иголке

нитку, во второй иголке – короче, а в

третьей иголочке – длиннее».

- Соединение точек;

- «Если ты правильно соединишь все точки, то здесь получится картинка.

- Лист бумаги с точечным изображе- нием домика, карандаши.

Соедини эту точку с этой. А теперь эту

точку с этой …».

- Рисование дорожек:

прямых, извилистых;

- «Нарисуй внутри дорожки такие же

линии как сами дорожки».

- Лист бумаги с изображением до- рожек, карандаши.

- Рисование геометри- ческих фигур.

- «Нарисуй в круг, квадрат, треуголь- ник».

- Лист бумаги, карандаши.

  1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

- Различение основных цветов (локализация и соотнесение);

-Локализация: « Покажи все красные цветы».

- Соотнесение: «Покажи рыбок такого

-Предметная   картинка    цветов в вазе.

- Предметная картинка с изоб-

цвета».

ражением        рыбок        и        карточки-

образцы.

- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов;

- «Какого        цвета игрушка (картин- ка)?».

- Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки.

- Составление цветоря- да.

- «Разложи в домики окошки. В пер-

вый домик самое светлое, во второй- чуть потемнее, в третий – еще темнее

- Картинка с изображением домов и набор окон желтого цвета 4-ех оттенков.

Форма

в четвертый – самое темное.

- Набор плоскостных геометричес-

- Различение и называ-

- «Назови фигуру (тело)»,

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ние геометрических

фигур и тел;

«Покажи фигуру (тело), которую я на- зову».

ник, овал,  прямоугольник)  и

объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр).

- Соотнесение формы

- Набор игрушек.

предмета с геометри- ческим эталоном;

- Дифференциация

- «Покажи игрушку, похожую на ква- драт, круг, прямоугольник, треуголь- ник».

- Предметная картинка кораблика, состоящий из геометрических фи-

близких по форме гео-

гур.

метрических фигур.

- «Рассмотри кораблик и покажи, где

Величина

на нем квадраты, а где прямоуголь-

- Различение величины окружающих предме- тов;

ники».

- Набор игрушек: большой и ма-

ленький мяч, высокая и низкая елочка, короткая и длинная полос-

ка, машинка, ленточки разной ши-

- «Возьми большой (маленький) мяч,

рины.

покажи высокую (низкую) елочку,

- Обозначение в речи

прокати машинку по длинной (ко-

- Набор игрушек или предметных

величины предметов;

роткой) дорожке, покажи широкую

картинок разных по величине.

(узкую) ленточку».

- «Сравни игрушки и скажи, какой это

мячик по размеру, а этот?», «Сравни

дерево и куст, дерево по высоте ка-

- Выстраивание пред-

метного ряда по вели- чине.

- «Разложи стаканчики по величине в

ряд: от маленького к большому».

-Набор стаканчиков (3-5 шт.).

Восприятие изобра- жений

- Различение предмет- ных изображений;

- «Назови что нарисовано на картин- ке? Какие предметы спрятались?».

- Предметные картинки и изобра- жения предметов в разных модаль ностях: силуэты, контуры, зашум- ленные, наложенные.

  • Различение однопла-

новых сюжетных изо- бражений;

  • Различение сюжет- ных 2-плановой.
  • «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован?»

  • «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован? Кто ближе? Кто дальше?»

-Простое одноплановое сюжетное изображение известных детям жи- вотных.

- Сюжетная картинка с 2-плановой перспективой.

Восприятие сложных изображений

  • Складывание предме- тов из геом. фигур;

  • Заполнение отсутству- ющих деталей;

  • «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано? Сложи такую же»

  • «Почини картинку и поставь выре- занные кусочки на свои места».

- Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры.

  • Соотношение части и целого.

Особенности воспри- ятия

  • Объем зрительного внимания;

  • «Попробуй сложить все кусочки вместе так, чтобы получилась целая картинка».

  • «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и запомни их. Вспомни игрушки и расставь их».
  • Предметная картинка с отсутству- щими деталями.

  • Разрезная картинка, состоящая из четырех частей.

- Избирательность;

- «Посмотри и назови предметы на картинках. Посмотри и скажи, что из- менилось?»

- 5-6 предметных картинок (иг- рушки), 4-ре из которых предъяв- ляются сразу.

- Переключение и рас- пределение (найти от- личия);

- «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия».

- 5 картинок, четыре из которых предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ-

ектов (две игрушки), имеющие 1-3 отличия.

  1. Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Ориентировка в про-

  • Набор игрушек.

  • Игрушки-ориентиры.

  • Лист бумаги.

  • Набор мебели, макет комнаты.

  • Картинка-план, игрушки, макет полки.

  • Набор из 4-ех карточек, две из которых одинаковые, на карточке – три предмета.

  • Машинка, мяч.

странственных приз-

наках

-Ориентировка на себе;

-«Покажи и назови, что у тебя впереди

(грудь), сзади (спина), вверху (голова)

внизу (ноги), справа и слева (руки)»,

«Подними правую (левую) руку», «Топ-

ни правой (левой) ногой».

- Ориентировка «от се- бя»;

- «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди.

- Ориентировка в процес- се передвижения.

- «Иди до названного объекта».

Ориентировка на

микроплоскости-

- «Покажи на листе верхнюю сторону,

Ориентировка на листе

бумаги;

нижнюю, правую, левую, середину».

- Моделирование про-

странственных отноше-

- «Помоги кукле расставить мебель:

ний;

поставь диван справа, стол посередине

- Ориентировка по пла-

и т.д.».

ну;

- «Расставь игрушки на полки, как на

схеме».

- Взаимоположение

предметов;

- «Рассмотри внимательно карточку и

найди среди других такую же».

- Использование прост-

ранственной термино-

- «Какая эта рука (нога). Где у тебя

логии.

расположена спина (грудь)? В какую

сторону едет машина? В какую сторо-

ну ты бросаешь мяч?»

  1. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

- Представление о себе и

- «Назови свое имя, фамилию»,

окружающих людях;

«Как зовут твою маму, твоего папу?»,

« Ты знаешь свой адрес? Назови его».

- Понимание и обозначе- ние в речи предметов

- «Найди предметы мебели. Расскажи, зачем нужен стол, стул, шкаф?».

- Игрушки.

повседневного пользо-

«Расскажи о своей одежде. Зачем нуж-

вания;

на одежда?».

- Представление о труде

- «Что делает в детском саду, воспита-

взрослых;

тель, няня, повар, медсестра?».

- Представление об эле- ментарных социально- бытовых ситуациях;

- «Расскажи, что делают дети в группе? А что делают в кабинете у врача? И т.д.

- Ориентированность в окружающем мире;

- «Какое время года на картинке? Как ты догадался?»

«Какое время года наступит после…»

-Картинки с изображением времен года, набор предметных изобра- жений.

«Выбери игрушки, посуду, одежду,

мебель, овощи, фрукты, обувь».

- Владение навыками

социального поведе-

- «Поздоровайся с игрушками».

- Игрушки.

ния.

- «Попроси о помощи».

- «Поблагодари за помощь».

- « Предложи свою помощь».

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 5-ти – 6-ти лет

(старшая группа)

  1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Знание о пальцах рук

- Расположение и назва-

- «Покажи и назови каждый палец на

ния каждого пальца;

руке».

- Представление о назна

- «Помоги другу застегнуть рубашку.

чении рук.

Объясни, как ты это сделал?»

Осязание

- Обследование игрушки двумя руками в опреде-

- «Назови игрушку. Назови все части и детали игрушки».

- Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками.

ленной последователь-

ности;

- Определение материа- ла;

-«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы».

-Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино-

вые, пластмассовые).

- Различение        свойств поверхности.

-«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта».

- Предметы        с        разной        поверх- ностью.

Графо-моторные        на-

выки

- Проведение прямой линии, линий разных по длине;

- «Заштрихуй все лепестки у цветка в

разных направлениях», «Нарисуй, как из тучи капает дождь. Первая струя

- Лист бумаги с изображением цвет- ка, тучи, карандаши.

любой длины, вторая – короче, третья

– длиннее, еще длиннее, теперь самую

короткую».

- Соединение точек;

- «Если ты правильно соединишь все

точки, то здесь получится картинка.

- Лист бумаги с точечным изображе- нием собаки, карандаши.

Соедини точки по порядку прямыми

линиями».

- Рисование дорожек: прямых, извилистых;

- «Продолжи и нарисуй все дорожки до конца».

- Лист бумаги с началом дорожек, карандаши.

- Рисование геометри-

- «Нарисуй в прямоугольнике круг,

ческих фигур.

квадрат, треугольник, овал, прямоу-

- Лист бумаги, карандаши.

гольник».

  1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

- Различение основных цветов (локализация и соотнесение);

-Соотнесение: «Покажи картинки оди- накового цвета».

-Набор картинок красного, же- лтого, зеленого, синего, черного,

белого , коричневого, голубого, ора-

нжевого и серого цветов.

- Локализация: «Посмотри на мячик и

- Предметная картинка с изоб-

покажи котенку такие синие мячи».

ражением        мячей синего цвета

и котенка   и   карточка-образец.

- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов;

-«Какого цвета игрушка (предмет)?».

- Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки.

- Составление цветоря- да.

- «Разложи шляпки грибов от светло- оранжевого до темного, а ножки для

- Набор плоскостных шляпок и но- жек для грибов.

грибов – наоборот.

Форма

- Набор плоскостных геометричес-

- Различение и называ- ние геометрических фигур и тел;

- «Назови фигуру (тело)»,

«Покажи фигуру (тело), которую я на- зову».

ких фигур (круг, квадрат, треуголь-

ник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус).

- Набор игрушек или картинок.

- Соотнесение формы

предмета с геометри-

- «Покажи игрушку (картинку), похо-

ческим эталоном;

жую на квадрат, круг, прямоуголь-

- Дифференциация близких по форме гео-

ник, треугольник».

- Картинка с изображением двух слонов и набор кругов и овалов.

метрических фигур.

- «Первому слону отдай круглые ша-

Величина

ры, а второму – овальные»

- Набор предметов или картинок

- Различение величины

разной величины.

окружающих        предме-

тов;

- «Покажи и назови предметы, о кото-

рых можно сказать «большой и ма-

ленький», «высокий и низкий», «ко-

- Обозначение в речи величины предметов;

роткий и длинный», «широкий и уз- кий».

- Набор предметных картинок раз-

ных по величине.

- Выстраивание пред- метного ряда по вели-

- «Сравни предметы на картинках по величине и назови величину».

-Набор предметов разной величи- ны (5-7 шт.).

чине.

- «Разложи предметы по величине в

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет- ных изображений;

- «Назови что нарисовано на картин- ке?». «Какие предметы спрятали на картинке?»

- Предметные картинки, изобра- жения предметов в разных мо- дальностях: силуэты, контуры, за- шумленные, наложенные.

- Различение сюжет- ной 3-плановой.

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка- кие предметы спрятались за други- ми?»

- Сюжетная картинка с 3-плановой перспективой.

Восприятие сложных изображений

- Складывание предме- тов из геом. фигур;

  • «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано? Сложи такую же»
  • «Посмотри и запомни картинку. По- пробуй и сложи предмет по памяти».

- Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры.

  • Заполнение отсутству- ющих деталей;

  • Соотношение части и целого.

Особенности воспри- ятия

  • Объем зрительного внимания;
  • «Почини картинку и поставь выре- занные кусочки на свои места».

  • «Попробуй сложить все кусочки вместе так, чтобы получилась целая картинка».

  • «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и запомни их. Вспомни

игрушки и расставь их».

  • Предметная картинка с отсутству- щими деталями.

  • Разрезная картинка, состоящая из шести частей.

- Избирательность;

- «Посмотри и назови предметы на картинках. Посмотри и скажи, что из- менилось?»

- 7-8 предметных картинок (иг-

рушки), 4-5 из которых предъяв- ляются сразу.

- Переключение и рас- пределение (найти от- личия);

- «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия».

- 5-6 картинок, 4-5 из которых предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ- ектов (две игрушки), имеющие 3-4

отличия.

  1. Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Ориентировка в про-

странственных приз-

наках

-Ориентировка на себе;

-«Назови части своего тела и расскажи,

как они расположены».

- Ориентировка «от се- бя»;

- «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди.

- Набор игрушек.

- Ориентировка « от предмета»;

- «Посади куклу на стол. Положи игруш ки около куклы, как я скажу».

- Кукла и игрушки среднего размера

- Ориентировка в про-

- «Иди вперед. Поверни направо …»

цессе передвижения.

Ориентировка на

микроплоскости

- Ориентировка на листе

бумаги;

- «Покажи на листе верхнюю сторону,

Лист бумаги.

нижнюю, правую, левую, середину,

углы (верхний правый, нижний левый

и т.д.)».

- Моделирование про-

- «Помоги кукле расставить мебель:

- Набор мебели, макет комнаты.

странственных отноше-

поставь диван справа, стол посередине

ний;

и т.д.».

- Ориентировка по пла-

- «Нарисуй путь … на плане»

- Картинка-план.

ну;

- Взаимоположение предметов;

- «Рассмотри внимательно карточку и найди среди других такую же».

- Набор из 4-ех карточек, две из которых одинаковые, на карточ-ке – 4 предмета.

- Карандаш.

- Использование прост- ранственной термино- логии.

- «Расскажи, как расположенны части твоего тела. Назови, где сейчас нахо- дится карандаш от тебя».

  1. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемы е параметры

Диагностические задания

Используемы й материал

  • Представление о себе и окружающих людях;

  • Понимание и обозна- чение в речи предме- тов повседневного пользования;

  • Представление о труде взрослых;

  • Представление об элементарных социаль- но-бытовых ситуациях;

  • Ориентированность в окружающем мире;

  • Владение навыками социального поведе- ния.
  • «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?»,

« Назови свой адрес». «Расскажи о своей семье».

  • «Выбери предметы, необходимые в домашнем труде. Объясни их наз- начение. Что надо папе, чтобы почи- нить стул? А что нужно, чтобы приго- товить обед».

  • «Люди каких профессий нарисова- ны? Расскажи, что делает повар, врач, шофер … Кем работает твоя мама, а твой папа ?»

  • «Выбери нужную картинку: тебе нужна помощь врача, ты хочешь ку- пить продукты, тебе нужно пост- ричься … и т.д.

  • «Посмотри в окно. Какая сейчас часть суток? Что наступит после …»
  • «Какое время года на картинке? Как ты догадался? Какое время года наступит после…»
  • «Назови домашних (диких) живот- ных. Почему их так называют?»

«Назови общим словом эти пред- меты. Какой предмет лишний на кар тинке. Почему?»

  • «Рассмотри картинку. О чем она рассказывает? Как ты думаешь, пра- вильно поступает герой картины?

Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?»

  • Игрушки или цветные изображе- ния.

  • Лото «Кем быть?», иллюстрации

  • Набор предметных изображе- ний разных учреждений, мага- зинов и т.д.

-Картинки с изображением вре- мен года, набор предметных изо- бражений.

  • Сюжетные картинки различных бытовых ситуаций, например, сцена в транспорте, в магазине

Схема тифлопедагогического обследования ребенка 6-ти – 7-ми лет (подготовительная группа)

  1. Осязание и мелкая моторика

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Знание о пальцах рук

- Расположение и назва-

- «Покажи и назови каждый палец на

ния каждого пальца;

руке».

- Представление о назна

- «Как руки тебе помогают в работе?»

чении рук.

Осязание

- Обследование игрушки двумя руками в опреде-

- «Обследуй игрушку. Назови все части и детали игрушки».

- Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками.

ленной последователь-

ности;

- Определение материа- ла;

-«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы».

-Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино-

вые, пластмассовые).

- Различение        свойств поверхности.

-«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта».

- Предметы        с        разной        поверх- ностью.

Графо-моторные        на-

выки

- Проведение прямой линии, линий разных по длине;

- «Заштрихуй крылья у бабочки в раз-

ных направлениях», «Нарисуй, как из тучи капает дождь. Обведи самую

- Лист бумаги с изображением ба- бочки и стрел, карандаши.

длинную стрелу, теперь стрелу – ко-

роче, самую короткую, длиннее».

- Соединение точек;

- «Если ты правильно соединишь точ-

- Лист бумаги с точечным изображе-

ки по порядку, то здесь получится кар-

нием слона, карандаши.

тинка».

- Рисование дорожек: прямых, извилистых;

- «Продолжи и нарисуй все дорожки до конца».

- Лист бумаги с началом дорожек, карандаши.

- Рисование геометри-

- «Нарисуй в прямоугольнике круг,

- Лист бумаги, карандаши.

ческих фигур.

квадрат, треугольник, овал, прямоу-

гольник».

  1. Зрительное восприятие

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Цвет

- Различение основных цветов (локализация и соотнесение);

-Соотнесение: «Покажи вазу такого же цвета».

-Набор предметных картинок всех цветов спектра, а        так же

черный, белый, серый и кори-

чневый; набор разноцветных кар-

точек.

-Локализация: «Покажи всех оранже-

- Предметная картинка с изоб-

вых бабочек».

ражением        бабочек.

- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов;

-«Какого цвета игрушка (предмет)?».

- Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки.

- Составление цветоря- да.

- «Разложи машинки от светло-фио- летового до темного оттенка.

- Набор плоскостных машинок (7-

10 шт.).

Форма

- Различение и называ- ние геометрических фигур и тел;

- «Назови фигуру (тело)»,

«Покажи фигуру (тело), которую я на- зову».

- Набор плоскостных геометричес- ких фигур (круг, квадрат, треуголь- ник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, призма,

кирпичик).

- Соотнесение формы

- Набор игрушек или картинок.

предмета с геометри-

ческим эталоном;

- «Покажи игрушку (картинку), похо-

- Дифференциация близких по форме гео-

жую на квадрат, круг, прямоуголь- ник, треугольник».

- Набор фигур: квадраты, прямоу- гольники, круги и квадраты.

метрических фигур.

- «Раздели все фигуры на группы».

Величина

- Набор предметов или картинок

- Различение величины

разной величины.

окружающих        предме-

тов;

- «Покажи и назови предметы, о кото-

рых можно сказать «большой и ма-

ленький», «высокий и низкий», «ко-

- Набор предметных картинок раз-

- Обозначение в речи величины предметов;

роткий и длинный», «широкий и уз- кий».

ных по величине.

-Набор предметов разной величи-

- Выстраивание пред- метного ряда по вели-

- «Сравни предметы на картинках по

величине и назови их величину».

ны (7-10 шт.).

чине.

- «Разложи предметы по величине в

ряд: от маленького к большому».

Восприятие изобра-

жений

- Различение предмет- ных изображений;

- «Назови что нарисовано на картин- ке?». «Какие предметы спрятали на картинке?»

- Предметные картинки, изобра- жения предметов в разных мо- дальностях: силуэты, контуры, за- шумленные, наложенные.

- Различение многопла новых сюжетных изоб- ражений.

- «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка- кие предметы спрятались за други- ми?»

- Сюжетное многоплановое изоб- ражение.

Восприятие сложных изображений

- Складывание предме- тов;

  • «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано? Сложи такую же»
  • «Посмотри и запомни картинку. По- пробуй и сложи предмет по памяти».

- Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры.

  • Заполнение отсутству- ющих деталей;

  • Соотношение части и целого.

Особенности воспри- ятия

  • Объем зрительного внимания;

  • Избирательность;
  • «Почини картинку и поставь выре- занные кусочки на свои места».

  • «Попробуй сложить все кусочки вместе так, чтобы получилась целая картинка».

  • «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и запомни их. Вспомни игрушки и расставь их».

  • «Посмотри и назови предметы на картинках. Посмотри и скажи, что из- менилось?»

  • Предметная картинка с отсутству- щими деталями.

  • Разрезная картинка, состоящая из восьми частей.

  • 8-9 предметных картинок (иг- рушки), 5-6 из которых предъяв- ляются сразу.

- Переключение и рас- пределение (найти от- личия);

- «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия».

- 6-7 картинок, 5-6 из которых предъявляются сразу.

- Предметные картинки двух объ- ектов (две игрушки), имеющие 4-5 отличий, одно из них пространст.

  1. Ориентировка в пространстве

Выявляемые параметры

Диагностические задания

Используемый материал

Ориентировка в про-

  • Набор игрушек.

  • Кукла и игрушки среднего размера

  • Лист бумаги.

  • Набор мебели, макет комнаты.

  • Картинка-план.
  • Набор        из 4-ех карточек, две из которых одинаковые, на карточке – 5 предметов.

  • Карандаш, игрушки. и

странственных приз-

наках

-Ориентировка на себе;

-«Назови части своего тела и расскажи,

как они расположены».

- Ориентировка «от се- бя»;

- «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди.

- Ориентировка « от предмета»;

- «Посади куклу на стол. Положи игруш ки около куклы, как я скажу».

- Ориентировка на теле

- « Покажи, где у меня правая рука, ле-

напротив сидящего;

вый глаз, левая нога, правое ухо …»

-Ориентировка в процес-

-«Иди до стола. Поверни направо. Иди

се передвижения.

до окна …».

Ориентировка на

микроплоскости

- Ориентировка на листе

- «Покажи на листе верхнюю

бумаги;

сторону, нижнюю, правую, левую,

середину, углы (верхний правый,

нижний левый и т.д.)».

- Моделирование про- странственных отноше-

- «Помоги кукле расставить мебель: поставь диван справа, стол

ний;

посереди-не, стул между … и т.д.».

- Ориентировка по пла-

- «Нарисуй путь … на плане»

ну;

- Взаимоположение

предметов;

- «Рассмотри внимательно карточку

и найди среди других такую же».

- Использование про-

- «Расскажи, как расположены час-

странственной терми-

ти твоего тела. Назови, где сейчас

нологии.

находится карандаш от тебя. Назов

игрушку, которая находится справа

от …, между …, слева от …».

  1. Социально-бытовая ориентировка

Выявляемы е параметры

Диагностические задания

Используемы й материал

  • Представление о себе и окружающих людях;

  • Понимание и обозна- чение в речи предме- тов повседневного пользования;

  • Представление о труде взрослых;

  • Представление об элементарных социаль- но-бытовых ситуациях;

  • Ориентированность в окружающем мире;

  • Владение навыками социального поведе- ния.
  • «Назови свое имя, фамилию»,

«Как зовут твою маму, твоего папу?»,

« Назови свой адрес». «Расскажи о своей семье».

« Расскажи о своем друге».

  • «Назови предмет и расскажи для чего он нужен».

  • «Кто кем работает? Что делает че- ловек этой профессии? Какие пред- меты нужны человеку этой профес- сии?»

  • «Выбери нужную картинку: тебе нужно купить лекарства, тебе нужна помощь врача, ты хочешь купить про дукты, тебе нужно купить мебель, тебе нужно постричься, твоя мама хочет сшить платье и т.д.»
  • «Посмотри в окно. Какая сейчас часть суток? Что наступит после …»
  • «Какое время года на картинке? Как ты догадался? Какое время года наступит после…»

«Назови домашних, диких живот- ных, зимующих и перелетных птиц. Объясни, почему они так называют- ся?»

« Назови предметы общим словом. Какой предмет лишний? Почему?»

  • « Я расскажу тебе о разных ситуа- циях, а ты должен сказать, как пос- тупишь: твой друг заболел , ты не справляешься с каким-то делом, вы с мамой идете домой, а у мамы тя- желые сумки, у бабушки день рож- дения …».

  • Игрушки или цветные изображе- ния предметов повседневного пользования.

  • Лото «Кем быть?», иллюстрации

  • Набор предметных изображе- ний разных учреждений, мага- зинов и т.д.

Картинки с изображением вре- мен года, набор предметных изо- бражений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.

Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...

Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.

Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....

Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".

Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...

Диагностический инструментарий для обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Диагностика особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения 5-6 лет.Цель: выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной и социальной сфер для последующей их коррекции и ко...

Презентация "Особенности проведения диагностики у детей с нарушением зрения"

Презентация содержит рекомендации по адаптации и особенностям предъявления стимульного материала детям с нарушением зрения....

Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды

Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониман...