инструментарий к диагностики для детей с нарушением зрения.
методическая разработка по коррекционной педагогике
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих, решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребенка, выявляющей имеющиеся проблемы и адекватным (в соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения.Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной Л.И. Данный материал предлагается вниманию учителей-дефектологов (тифлопедагогов) , рабо- тающих в детских садах для детей с нарушением зрения. По сути, он является попыткой систематизировать существующие методики и практический о п ы т учителей-дефектологов по тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для изучения дошкольников, страдающих косоглазием и амблиопией, а также детей с пониженным зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания, остроты зрения и других характеристик со- стояния зрительных функций каждого ребенка).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
инструментарий к диагностики для детей с нарушением зрения. | 135.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с нарушением зрения
Предисловие
В дошкольных образовательных учреждениях для детей с нарушением зрения, помимо общих, решаются и специальные коррекционно-педагогические задачи. Важнейшими из них являются социальная адаптация и абилитация детей. Успешность решения этих задач обеспечивается точной диагностикой развития каждого ребенка, выявляющей имеющиеся проблемы и адекватным (в соответствии с ее результатами) содержанием коррекционного воспитания и обучения. Между тем, до сих пор не разработана единая система диагностического исследования дошкольников с патологией зрения.
Большая часть предлагаемой технологии тифлопедагогической диагностики детей дошкольного возраста взята из авторской разработки Подколзиной Е.Н., с полной версией которой вы можете познакомиться в журнале «Вестник тифлологии» № 2, 2011 год, часть заданий - из методики Плаксиной Л.И. Данный материал предлагается вниманию учителей-дефектологов (тифлопедагогов) , рабо- тающих в детских садах для детей с нарушением зрения. По сути, он является попыткой систематизировать существующие методики и практический о п ы т учителей-дефектологов по тифлопедагогической диагностике дошкольников с нарушением зрения. Он может использоваться для изучения дошкольников, страдающих косоглазием и амблиопией, а также детей с пониженным зрением (с учетом диагноза зрительного заболевания, остроты зрения и других характеристик со- стояния зрительных функций каждого ребенка).
Цели и задачи тифлопедагогической диагностики дошкольника с нарушением зрения
Для четкого и точного восприятия детьми диагностического материала и предлагаемых в процессе диагностики заданий (инструкций, вопросов) тифлопедагогу необходимо знать диагноз зрительного заболевания и состояние зрительных функций (острота зрения, цветовое зрение, характер зрения, поле зрения, а также вид и угол косоглазия) каждого обследуемого ребенка. Тифлопедагог должен также знать особенности зрительного восприятия при той или иной зрительной патологии. В соответствии с этими показателями необходимо подбирать игровой, дидактический и иллюстративный материал для обследования и методику его проведения. Целью диагностического обследования дошкольника с патологией зрения является выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной деятельности д л я последующей их коррекции и контроля над происходящими изменениями.
В процессе обследования тифлопедагог решает следующие задачи: определяет индивидуальные особенности познавательной деятельности ребенка, готовность ребенка к коррекционному обучению, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности и других нарушений в развитии. Большое значение имеет в ы я в л е н и е умений ребенка пользоваться своим нарушенным зрением и уровня развития сохранных анализаторов (в первую очередь осязания и слуха) . Представленный нами материал для диагностического обследования включает в себя основные направления: зрительное восприятие, осязание и мелкая моторика, пространственная ориентировка и социально-бытовая ориентировка.
В процессе проведения обследования тифлопедагог имеет возможность увидеть трудности, осложняющие овладение ребенком познавательной деятельностью, проанализировать их причины; выявить особенности поведения ребенка, его отношение к предлагаемым заданиям, его работоспособность. Все эти данные о ребенке позволяют тифлопедагогу понять, на что опираться в коррекционном обучении, определить степень и характер необходимой ему помощи, наметить основные задачи коррекционного обучения.
Организация диагностического обследования
Знакомство тифлопедагога с ребенком начинается с изучения документации (записей, сделанных специалистами ПМПК, направившей ребенка в данное учреждение, общей медицинской и офтальмологической карт). Из этих документов тифлопедагог получает сведения о психофизическом развитии ребенка, о его соматическом состоянии, об имеющихся заболеваниях, о диагнозе и степени тяжести зрительной патологии.
Предлагаемая «Схема тифлопедагогического обследования дошкольника с нарушением зрения» построена на м а т е р и а л е коррекционных программ (« П р о г р а м м ы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И.Плаксиной.-М.: Экзамен, 2003. - С.98-111, 125-153) и позволяет проводить диагностику детей с 3-х до 7-ми лет.
Схема включает в себя выявляемые параметры, перечень диагностических заданий и используемого материала и является рабочим материалом тифлопедагога, на который он опирается при организации обследования. В процессе диагностического обследования тифлопедагог отмечает особенности выполнения ребенком предлагаемых заданий и оценивает работу ребенка по 4-бальной шкале. После завершения всего комплекса обследования (по всем коррекционным в и д а м деятельности) тифлопедагог определяет уровень выполнения ребенком диагностических заданий. (Приложение
- «Критерии определения уровней развития коррекционных видов деятельности у дошкольников с нарушением зрения»). Затем фиксируются результаты тифлопедагогического обследования ребенка (выявленные тифлопедагогом уровни) по каждому коррекционному виду деятельности. (Приложение 2. «Индивидуальная карта динамики развития ребенка»). Тифлопедагогическая диагностика осуществляется в начале и конце учебного года. Анализ тифлопедагогом ответов ребенка и характера выполнения предлагаемых заданий дает возможность увидеть имеющиеся у него вторичные отклонения в развитии. По данным обследования, проводимого в начале года, составляется тифлопедагогическая характеристика и намечаются о с н о в н ы е направления коррекционно-педагогической работы с ребенком (Приложение 3. «Перспективное планирование коррекционно-педагогической работы»). В конце учебного года анализируются данные всех проведенных обследований. Так тифлопедагог получает возможность проследить динамику овладения различными видами деятельности каждым ребенком в процессе коррекционного обучения.
Прежде, чем приступить к непосредственному изучению ребенка с использованием «Схемы...», необходимо некоторое в р е м я понаблюдать за ним во время игр, на общеобразовательных занятиях, на прогулке, в различные режимные моменты его пребывания в детском саду. Это необходимо, так как наиболее полные и объективные представления о ребенке можно получить в результате целенаправленного наблюдения в различных видах деятельности ребенка. Все это позволяет тифлопедагогу подготовиться к общению с ребенком и его родителями. В процессе наблюдений и обследования тифлопедагог должен наладить с к а ж д ы м ребенком положительный эмоциональный контакт, расположить к себе, заинтересовать в общении. Это является одним из условий успешности коррекционной работы. Большое значение имеет правильная организация места обследования (оно должно быть комфортным для ребенка и достаточно освещенным - в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями) . Если тиф- лопедагогическое диагностирование осуществляется в кабинете, необходимо позаботиться о том, чтобы было тихо, не было отвлекающих ребенка предметов и игрушек. Прежде чем приступить к предъявлению ребенку диагностических заданий, следует познакомить его с кабинетом (если о н впервые его посещает). В процессе обследования р е б е н к у предъявляется только тот материал (предметы ближайшего окружения, игрушки, геометрические фигуры, картинки), который необходим для выполнения определенного задания. Остальной диагностический ма- териал убирается в коробки, в шкаф и предъявляется по мере надобности. Необходимо учитывать, что диагностирование дошкольников с нарушением зрения предполагает элементы обучения. Это необходимо для определения необходимой ребенку степени коррекционно- педагогической помощи и его возможностей принимать эту помощь. Обследование дошкольников 3-4 лет рекомендуется проводить ближе к полудню (до 12 часов). Детей старшего дошкольного возраста можно диагностировать в любое время дня, но при условии создания оптимально комфортных условий для их зрительного восприятия. Непрерывная зрительная нагрузка во время обследования должна определяться индивидуально (с учетом
возраста и состояния зрения ребенка). Время, которое дается ребенку для рассматривания диагностического материала и осмысления заданий, должно быть увеличено вдвое (а в некоторых случаях, например, если у ребенка очень низкое зрение, и в несколько раз больше), чем в норме. Выполнение заданий, построенных на речевом материале, предполагает предварительную проверку понимания детьми значения используемых слов, выражений, их соответствия реальным представлениям. В случаях необходимости тифлопедагог проводит разъяснительную работу с демонстрацией тех предметов, игрушек, явлений, о которых говорится в заданиях. Тифлопедагогическое обследование может проходить как в кабинете, так и в помещении группы, которую посещает ребенок. Как правило, это бывает связано с тем, что маленький ребенок еще не адаптировался, он боится покидать свою группу, в которой уже немного освоился. Ни в коем случае нельзя настаивать на том, чтобы ребенок пошел в кабинет, это может вызвать негативную реакцию. Как правило, обследование проводится индивидуально, за исключением тех ситуаций, когда тифлопедагог ставит задачу проанализировать возможности взаимодействия детей в процессе выполнения определенных видов деятельности.
Схема тифлопедагогического обследования ребенка 3-х – 4-х лет
(младшая группа)
- Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Осязание | ||
- Определение мате- риала (по образцу); | -«Эта матрешка деревянная. Потрогай ее и найди такую же на ощупь». | -Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино- |
вые, пластмассовые). | ||
- Различение свойств поверхности (по образ- цу). | -«Найди каждому кругу пару. Пощу- пай пальчиками круги и найди та- кие же». | - Набор кругов разной поверх- ности: гладкие, бархатные, ко- лючие и т.д. |
Выполнение действий | ||
- Всей рукой; | - «Возьми игрушку», | - Любая знакомая игрушка. |
- Отдельными пальца- ми. | - «Нажми на кнопку средним пальцем, указательным, большим, мизинцем, | - Настольная лампа с кнопочным выключателем или игрушка с кноп- |
безымянным». | ками. | |
Графо-моторные на- | ||
выки | ||
- Проведение прямой линии; | - «Нарисуй всем шарикам ниточки». | - Лист бумаги с изображением воз- душных шариков без ниточек, ка- |
рандаши. | ||
- Соединение точек | - «Если ты правильно соединишь все | |
(по образцу); | точки, то здесь получится картинка. Посмотри, я соединю эту точку с этой. | - Лист бумаги с точечным изображе- нием домика, карандаши. |
А теперь ты…». | ||
- Рисование дорожек: прямых, извилистых. | - « Нарисуй, как едут машины по доро- гам». | - Лист бумаги с изображением ма- шин и дорог, карандаши. |
- Зрительное восприятие
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Цвет | ||
- Различение основных цветов (локализация и соотнесение); | Локализация: «покажи кукле все ша- рики зеленого цвета, как на картин- ке». | -Изображение куклы с шара- ми разных оттенков зеленого, карточка образец зеленого |
Соотнесение: «Возьми все игрушки та- | цвета; | |
кого же цвета, как на карточке». | - Набор карточек: красного, | |
желтого, зеленого, синего цвета, | ||
черного и белого; игрушки. | ||
- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов. | -«Найди пирамидку названного цвета», «Какого цвета игрушка?». | -Одноцветные пирамидки ( на- званных цветов); набор пред- |
метных изображений разного | ||
цвета или игрушки. | ||
Форма - Различение и называ- ние геометрических | - «Назови фигуру (игрушку)», «Найди такую же фигуру (игрушку)». | - Набор плоскостных геометричес- ких фигур (круг, квадрат, треуголь- ник) и объемных геометрических |
фигур и тел; | тел (куб, шар). | |
- Соотнесение формы предмета с геометри- | - «Положи фигуру рядом с предме- | - Набор игрушек и плоскостных геометрических фигур. |
ческим эталоном; | том такой же формы». | |
- Дифференциация | - Набор прямоугольных и квад- ратных печенья, изображение та- | |
близких по форме гео- | - «Разложи в тарелочки печенье похо- | релок. |
метрических фигур. | жее на квадраты». | |
Величина | ||
- Различение величины | - Набор игрушек: большой и ма- | |
окружающих предме- тов; | - «Возьми большой (маленький) мяч, | ленький мяч, высокая и низкая елочка, короткая и длинная полос- ка, машинка. |
покажи высокую (низкую) елочку, | ||
- Обозначение в речи величины предметов; | прокати машинку по длинной (ко- роткой) дорожке». | - Набор игрушек двух размеров: больших и маленьких. |
- «Сравни игрушки и скажи, какой это | - Набор кругов разной величины | |
- Выстраивание пред- метного ряда по вели- | мячик по размеру, а этот; эта машин- ка какая, а эта?». | (3-4 шт.) |
чине. | - « Положи круги рядом красиво от | |
Восприятие изобра- | большого до маленького». | - Предметные картинки. |
жений | -Простое одноплановое сюжетное | |
- Различение предмет- | изображение известных детям | |
ных изображений; | животных. |
Восприятие сложных изображений - Складывание предме- тов из геом. фигур; | - «Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано? Сложи такую же» | - Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры. |
- Заполнение отсутству- ющих деталей; | - «Почини картинку и поставь выре- занные кусочки на свои места». | - Предметная картинка с отсутству- щими деталями. |
- Соотношение части и целого. | - «Попробуй сложить все кусочки вместе так, чтобы получилась целая картинка». | - Разрезная картинка, состоящая из трех частей. |
Особенности воспри- ятия - Объем зрительного внимания. | - «К тебе в гости пришли игрушки. На- зови их. Закрой глаза. Найди те игруш ки, которые приходили к тебе в гос- ти». | - Пять игрушек, три из которых предъявляют в начале и две до- бавляют в конце задания. |
- Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Ориентировка в про- | ||
странственных приз- | ||
наках | ||
-Ориентировка на себе; | -«Покажи, где у тебя голова, спина и т.д.», | -2 кубика средней величины. |
«Возьми кубик в правую (левую) руку», | ||
«Топни правой (левой) ногой». | ||
- Ориентировка «от се- бя»; | - «Покажи флажком направо (налево) , вперед (назад), вверх (вниз). | - Флажок. |
- Ориентировка в процес- се передвижения. | - «Иди вперед. На столе лежит кубик. Возьми его и принеси. Найди игрушку, | - Кубик, игрушки. |
которая стоит слева (справа) от тебя». | ||
Ориентировка на ми- | ||
кроплоскости | ||
- Ориентировка на листе бумаги; | - «Разложи игрушки на листе справа, слева, вверху, внизу, посередине». | - Набор игрушек небольшой вели- чины и светло-зеленый лист бума- |
- Моделирование про- странственных отноше- ний; | - «Поставь игрушки так же, как на сто- ле», «Поставь красный кубик на зеле- ный». | ги. -Набор игрушек средней величины. |
- Ориентировка по пла- | - «Поставь игрушки, как на картинке». | - Картинка-план, игрушки. |
ну; | ||
- Использование прост- ранственной термино- | - «Какая эта рука (нога)? В какую сто- рону ты показываешь флажком?» | |
логии. |
- Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
- Представление о себе и | - «Назови свое имя, фамилию», | |
окружающих людях; | «Как зовут твою маму, твоего папу?». | |
- Понимание и обозначе- ние в речи предметов повседневного пользо- | - «Что это? Для чего нужен этот пред- мет? или: «Что можно с ним делать?» «Покажи, что можно делать с этим | - Игрушки и предметы повседнев- ного пользования ребенком. |
вания; | предметом». | |
- Представление о труде | - «Что сейчас делает няня, воспита- | |
взрослых; | тель?» | |
- Ориентированность в окружающем мире; | - «Посмотри в окно. Какое сейчас вре- мя года? Как ты догадался?» | |
- «Что сейчас – утро или вечер? Как ты | ||
догадался?» | ||
- «Посмотри, вот кукла, мишка, маши- на. Как о них можно сказать одним сло | - Набор игрушек. | |
вом?». | ||
- Владение навыками со- | - «Назови ласково игрушку (мишку, | - Набор игрушек. |
циального поведения. | куклу, зайчика)», «Поблагодари за по- | |
мощь, угощение. |
Схема тифлопедагогического обследования ребенка 4-х – 5-ти лет (средняя группа)
- Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Знание о пальцах рук | ||
- Представления о наз- | - «Спрячь мизинец (указательный, | |
начении рук и пальцев. | средний, безымянный, большой палец) | |
в кулаке другой руки». | ||
Осязание - Обследование игрушки двумя руками в опреде- | - «Назови игрушку. Назови все части и детали игрушки». | - Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками. |
ленной последователь- | ||
ности; | ||
- Определение материа- ла; | -«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы». | -Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино- |
вые, пластмассовые). | ||
- Различение свойств поверхности. | -«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта». | - Предметы с разной поверх- ностью. |
Выполнение действий | ||
- Всей рукой; | - «Открой коробку, закрой», | - Коробочка с набором счетных па- лочек. |
- Отдельными пальцами. | - «Сложи палочки в коробочку двумя | |
пальцами». | ||
Графо-моторные на- | ||
выки - Проведение прямой | - «Нарисуй на шляпке гриба сверху | - Лист бумаги с изображением гри- ба, иголок без ниток, карандаши. |
линии, линий разных по | вниз прямые линии, а на ножке – слева | |
длине; | направо», «Нарисуй в первой иголке | |
нитку, во второй иголке – короче, а в | ||
третьей иголочке – длиннее». | ||
- Соединение точек; | - «Если ты правильно соединишь все точки, то здесь получится картинка. | - Лист бумаги с точечным изображе- нием домика, карандаши. |
Соедини эту точку с этой. А теперь эту | ||
точку с этой …». | ||
- Рисование дорожек: | ||
прямых, извилистых; | - «Нарисуй внутри дорожки такие же линии как сами дорожки». | - Лист бумаги с изображением до- рожек, карандаши. |
- Рисование геометри- ческих фигур. | - «Нарисуй в круг, квадрат, треуголь- ник». | - Лист бумаги, карандаши. |
- Зрительное восприятие
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Цвет | ||
- Различение основных цветов (локализация и соотнесение); | -Локализация: « Покажи все красные цветы». - Соотнесение: «Покажи рыбок такого | -Предметная картинка цветов в вазе. - Предметная картинка с изоб- |
цвета». | ражением рыбок и карточки- | |
образцы. | ||
- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов; | - «Какого цвета игрушка (картин- ка)?». | - Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки. |
- Составление цветоря- да. | - «Разложи в домики окошки. В пер- вый домик самое светлое, во второй- чуть потемнее, в третий – еще темнее | - Картинка с изображением домов и набор окон желтого цвета 4-ех оттенков. |
Форма | в четвертый – самое темное. | - Набор плоскостных геометричес- |
- Различение и называ- | - «Назови фигуру (тело)», | ких фигур (круг, квадрат, треуголь- |
ние геометрических фигур и тел; | «Покажи фигуру (тело), которую я на- зову». | ник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр). |
- Соотнесение формы | - Набор игрушек. | |
предмета с геометри- ческим эталоном; - Дифференциация | - «Покажи игрушку, похожую на ква- драт, круг, прямоугольник, треуголь- ник». | - Предметная картинка кораблика, состоящий из геометрических фи- |
близких по форме гео- | гур. | |
метрических фигур. | ||
- «Рассмотри кораблик и покажи, где | ||
Величина | на нем квадраты, а где прямоуголь- | |
- Различение величины окружающих предме- тов; | ники». | - Набор игрушек: большой и ма- ленький мяч, высокая и низкая елочка, короткая и длинная полос- ка, машинка, ленточки разной ши- |
- «Возьми большой (маленький) мяч, | рины. | |
покажи высокую (низкую) елочку, | ||
- Обозначение в речи | прокати машинку по длинной (ко- | - Набор игрушек или предметных |
величины предметов; | роткой) дорожке, покажи широкую | картинок разных по величине. |
(узкую) ленточку». | ||
- «Сравни игрушки и скажи, какой это | ||
мячик по размеру, а этот?», «Сравни | ||
дерево и куст, дерево по высоте ка- |
- Выстраивание пред- метного ряда по вели- чине. | - «Разложи стаканчики по величине в ряд: от маленького к большому». | -Набор стаканчиков (3-5 шт.). |
Восприятие изобра- жений - Различение предмет- ных изображений; | - «Назови что нарисовано на картин- ке? Какие предметы спрятались?». | - Предметные картинки и изобра- жения предметов в разных модаль ностях: силуэты, контуры, зашум- ленные, наложенные. |
новых сюжетных изо- бражений;
|
| -Простое одноплановое сюжетное изображение известных детям жи- вотных. - Сюжетная картинка с 2-плановой перспективой. |
Восприятие сложных изображений
|
| - Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры. |
Особенности воспри- ятия
|
|
|
- Избирательность; | - «Посмотри и назови предметы на картинках. Посмотри и скажи, что из- менилось?» | - 5-6 предметных картинок (иг- рушки), 4-ре из которых предъяв- ляются сразу. |
- Переключение и рас- пределение (найти от- личия); | - «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия». | - 5 картинок, четыре из которых предъявляются сразу. |
- Предметные картинки двух объ- ектов (две игрушки), имеющие 1-3 отличия. |
- Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Ориентировка в про- |
| |
странственных приз- | ||
наках | ||
-Ориентировка на себе; | -«Покажи и назови, что у тебя впереди (грудь), сзади (спина), вверху (голова) | |
внизу (ноги), справа и слева (руки)», | ||
«Подними правую (левую) руку», «Топ- | ||
ни правой (левой) ногой». | ||
- Ориентировка «от се- бя»; | - «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди. | |
- Ориентировка в процес- се передвижения. | - «Иди до названного объекта». | |
Ориентировка на | ||
микроплоскости- | - «Покажи на листе верхнюю сторону, | |
Ориентировка на листе бумаги; | нижнюю, правую, левую, середину». | |
- Моделирование про- | ||
странственных отноше- | - «Помоги кукле расставить мебель: | |
ний; | поставь диван справа, стол посередине | |
- Ориентировка по пла- | и т.д.». | |
ну; | - «Расставь игрушки на полки, как на | |
схеме». | ||
- Взаимоположение | ||
предметов; | - «Рассмотри внимательно карточку и | |
найди среди других такую же». | ||
- Использование прост- | ||
ранственной термино- | - «Какая эта рука (нога). Где у тебя | |
логии. | расположена спина (грудь)? В какую | |
сторону едет машина? В какую сторо- | ||
ну ты бросаешь мяч?» |
- Социально-бытовая ориентировка
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
- Представление о себе и | - «Назови свое имя, фамилию», | |
окружающих людях; | «Как зовут твою маму, твоего папу?», | |
« Ты знаешь свой адрес? Назови его». | ||
- Понимание и обозначе- ние в речи предметов | - «Найди предметы мебели. Расскажи, зачем нужен стол, стул, шкаф?». | - Игрушки. |
повседневного пользо- | «Расскажи о своей одежде. Зачем нуж- | |
вания; | на одежда?». | |
- Представление о труде | - «Что делает в детском саду, воспита- | |
взрослых; | тель, няня, повар, медсестра?». | |
- Представление об эле- ментарных социально- бытовых ситуациях; | - «Расскажи, что делают дети в группе? А что делают в кабинете у врача? И т.д. | |
- Ориентированность в окружающем мире; | - «Какое время года на картинке? Как ты догадался?» «Какое время года наступит после…» | -Картинки с изображением времен года, набор предметных изобра- жений. |
«Выбери игрушки, посуду, одежду, | ||
мебель, овощи, фрукты, обувь». | ||
- Владение навыками | ||
социального поведе- | - «Поздоровайся с игрушками». | - Игрушки. |
ния. | ||
- «Попроси о помощи». | ||
- «Поблагодари за помощь». | ||
- « Предложи свою помощь». |
Схема тифлопедагогического обследования ребенка 5-ти – 6-ти лет
(старшая группа)
- Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Знание о пальцах рук | ||
- Расположение и назва- | - «Покажи и назови каждый палец на | |
ния каждого пальца; | руке». | |
- Представление о назна | - «Помоги другу застегнуть рубашку. | |
чении рук. | Объясни, как ты это сделал?» | |
Осязание - Обследование игрушки двумя руками в опреде- | - «Назови игрушку. Назови все части и детали игрушки». | - Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками. |
ленной последователь- | ||
ности; | ||
- Определение материа- ла; | -«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы». | -Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино- |
вые, пластмассовые). | ||
- Различение свойств поверхности. | -«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта». | - Предметы с разной поверх- ностью. |
Графо-моторные на- | ||
выки | ||
- Проведение прямой линии, линий разных по длине; | - «Заштрихуй все лепестки у цветка в разных направлениях», «Нарисуй, как из тучи капает дождь. Первая струя | - Лист бумаги с изображением цвет- ка, тучи, карандаши. |
любой длины, вторая – короче, третья | ||
– длиннее, еще длиннее, теперь самую | ||
короткую». | ||
- Соединение точек; | - «Если ты правильно соединишь все точки, то здесь получится картинка. | - Лист бумаги с точечным изображе- нием собаки, карандаши. |
Соедини точки по порядку прямыми | ||
линиями». | ||
- Рисование дорожек: прямых, извилистых; | - «Продолжи и нарисуй все дорожки до конца». | - Лист бумаги с началом дорожек, карандаши. |
- Рисование геометри- | - «Нарисуй в прямоугольнике круг, | |
ческих фигур. | квадрат, треугольник, овал, прямоу- | - Лист бумаги, карандаши. |
гольник». |
- Зрительное восприятие
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Цвет | ||
- Различение основных цветов (локализация и соотнесение); | -Соотнесение: «Покажи картинки оди- накового цвета». | -Набор картинок красного, же- лтого, зеленого, синего, черного, белого , коричневого, голубого, ора- |
нжевого и серого цветов. | ||
- Локализация: «Посмотри на мячик и | - Предметная картинка с изоб- | |
покажи котенку такие синие мячи». | ражением мячей синего цвета | |
и котенка и карточка-образец. | ||
- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов; | -«Какого цвета игрушка (предмет)?». | - Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки. |
- Составление цветоря- да. | - «Разложи шляпки грибов от светло- оранжевого до темного, а ножки для | - Набор плоскостных шляпок и но- жек для грибов. |
грибов – наоборот. | ||
Форма | - Набор плоскостных геометричес- | |
- Различение и называ- ние геометрических фигур и тел; | - «Назови фигуру (тело)», «Покажи фигуру (тело), которую я на- зову». | ких фигур (круг, квадрат, треуголь- ник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус). |
- Набор игрушек или картинок. | ||
- Соотнесение формы | ||
предмета с геометри- | - «Покажи игрушку (картинку), похо- | |
ческим эталоном; | жую на квадрат, круг, прямоуголь- | |
- Дифференциация близких по форме гео- | ник, треугольник». | - Картинка с изображением двух слонов и набор кругов и овалов. |
метрических фигур. | - «Первому слону отдай круглые ша- | |
Величина | ры, а второму – овальные» | - Набор предметов или картинок |
- Различение величины | разной величины. | |
окружающих предме- | ||
тов; | - «Покажи и назови предметы, о кото- | |
рых можно сказать «большой и ма- | ||
ленький», «высокий и низкий», «ко- | ||
- Обозначение в речи величины предметов; | роткий и длинный», «широкий и уз- кий». | - Набор предметных картинок раз- ных по величине. |
- Выстраивание пред- метного ряда по вели- | - «Сравни предметы на картинках по величине и назови величину». | -Набор предметов разной величи- ны (5-7 шт.). |
чине. | - «Разложи предметы по величине в |
Восприятие изобра- жений - Различение предмет- ных изображений; | - «Назови что нарисовано на картин- ке?». «Какие предметы спрятали на картинке?» | - Предметные картинки, изобра- жения предметов в разных мо- дальностях: силуэты, контуры, за- шумленные, наложенные. |
- Различение сюжет- ной 3-плановой. | - «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка- кие предметы спрятались за други- ми?» | - Сюжетная картинка с 3-плановой перспективой. |
Восприятие сложных изображений - Складывание предме- тов из геом. фигур; |
| - Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры. |
Особенности воспри- ятия
|
игрушки и расставь их». |
|
- Избирательность; | - «Посмотри и назови предметы на картинках. Посмотри и скажи, что из- менилось?» | - 7-8 предметных картинок (иг- рушки), 4-5 из которых предъяв- ляются сразу. |
- Переключение и рас- пределение (найти от- личия); | - «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия». | - 5-6 картинок, 4-5 из которых предъявляются сразу. |
- Предметные картинки двух объ- ектов (две игрушки), имеющие 3-4 отличия. |
- Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Ориентировка в про- | ||
странственных приз- | ||
наках | ||
-Ориентировка на себе; | -«Назови части своего тела и расскажи, | |
как они расположены». | ||
- Ориентировка «от се- бя»; | - «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди. | - Набор игрушек. |
- Ориентировка « от предмета»; | - «Посади куклу на стол. Положи игруш ки около куклы, как я скажу». | - Кукла и игрушки среднего размера |
- Ориентировка в про- | - «Иди вперед. Поверни направо …» | |
цессе передвижения. | ||
Ориентировка на | ||
микроплоскости | ||
- Ориентировка на листе | ||
бумаги; | - «Покажи на листе верхнюю сторону, | Лист бумаги. |
нижнюю, правую, левую, середину, | ||
углы (верхний правый, нижний левый | ||
и т.д.)». | ||
- Моделирование про- | - «Помоги кукле расставить мебель: | - Набор мебели, макет комнаты. |
странственных отноше- | поставь диван справа, стол посередине | |
ний; | и т.д.». | |
- Ориентировка по пла- | - «Нарисуй путь … на плане» | - Картинка-план. |
ну; | ||
- Взаимоположение предметов; | - «Рассмотри внимательно карточку и найди среди других такую же». | - Набор из 4-ех карточек, две из которых одинаковые, на карточ-ке – 4 предмета. |
- Карандаш. | ||
- Использование прост- ранственной термино- логии. | - «Расскажи, как расположенны части твоего тела. Назови, где сейчас нахо- дится карандаш от тебя». |
- Социально-бытовая ориентировка
Выявляемы е параметры | Диагностические задания | Используемы й материал |
|
«Как зовут твою маму, твоего папу?», « Назови свой адрес». «Расскажи о своей семье».
«Назови общим словом эти пред- меты. Какой предмет лишний на кар тинке. Почему?»
Как ты поступишь в такой ситуации? Почему?» |
-Картинки с изображением вре- мен года, набор предметных изо- бражений.
|
Схема тифлопедагогического обследования ребенка 6-ти – 7-ми лет (подготовительная группа)
- Осязание и мелкая моторика
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Знание о пальцах рук | ||
- Расположение и назва- | - «Покажи и назови каждый палец на | |
ния каждого пальца; | руке». | |
- Представление о назна | - «Как руки тебе помогают в работе?» | |
чении рук. | ||
Осязание - Обследование игрушки двумя руками в опреде- | - «Обследуй игрушку. Назови все части и детали игрушки». | - Игрушка с четко выраженны- ми осязат. признаками. |
ленной последователь- | ||
ности; | ||
- Определение материа- ла; | -«Выбери деревянные (металлические, пластмассовые и т.д.) предметы». | -Набор игрушек из разного ма- териала (деревянные, резино- |
вые, пластмассовые). | ||
- Различение свойств поверхности. | -«Найди предмет с такой же повер- хностью, как эта». | - Предметы с разной поверх- ностью. |
Графо-моторные на- | ||
выки | ||
- Проведение прямой линии, линий разных по длине; | - «Заштрихуй крылья у бабочки в раз- ных направлениях», «Нарисуй, как из тучи капает дождь. Обведи самую | - Лист бумаги с изображением ба- бочки и стрел, карандаши. |
длинную стрелу, теперь стрелу – ко- | ||
роче, самую короткую, длиннее». | ||
- Соединение точек; | - «Если ты правильно соединишь точ- | - Лист бумаги с точечным изображе- |
ки по порядку, то здесь получится кар- | нием слона, карандаши. | |
тинка». | ||
- Рисование дорожек: прямых, извилистых; | - «Продолжи и нарисуй все дорожки до конца». | - Лист бумаги с началом дорожек, карандаши. |
- Рисование геометри- | - «Нарисуй в прямоугольнике круг, | - Лист бумаги, карандаши. |
ческих фигур. | квадрат, треугольник, овал, прямоу- | |
гольник». |
- Зрительное восприятие
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Цвет | ||
- Различение основных цветов (локализация и соотнесение); | -Соотнесение: «Покажи вазу такого же цвета». | -Набор предметных картинок всех цветов спектра, а так же черный, белый, серый и кори- |
чневый; набор разноцветных кар- | ||
точек. | ||
-Локализация: «Покажи всех оранже- | - Предметная картинка с изоб- | |
вых бабочек». | ражением бабочек. | |
- Различение и называ- ние цвета окружающих предметов; | -«Какого цвета игрушка (предмет)?». | - Набор предметных изображе- ний разного цвета или игрушки. |
- Составление цветоря- да. | - «Разложи машинки от светло-фио- летового до темного оттенка. | - Набор плоскостных машинок (7- 10 шт.). |
Форма | ||
- Различение и называ- ние геометрических фигур и тел; | - «Назови фигуру (тело)», «Покажи фигуру (тело), которую я на- зову». | - Набор плоскостных геометричес- ких фигур (круг, квадрат, треуголь- ник, овал, прямоугольник) и объемных геометрических тел (куб, шар, цилиндр, конус, призма, |
кирпичик). | ||
- Соотнесение формы | - Набор игрушек или картинок. | |
предмета с геометри- | ||
ческим эталоном; | - «Покажи игрушку (картинку), похо- | |
- Дифференциация близких по форме гео- | жую на квадрат, круг, прямоуголь- ник, треугольник». | - Набор фигур: квадраты, прямоу- гольники, круги и квадраты. |
метрических фигур. | - «Раздели все фигуры на группы». | |
Величина | - Набор предметов или картинок | |
- Различение величины | разной величины. | |
окружающих предме- | ||
тов; | - «Покажи и назови предметы, о кото- | |
рых можно сказать «большой и ма- | ||
ленький», «высокий и низкий», «ко- | - Набор предметных картинок раз- | |
- Обозначение в речи величины предметов; | роткий и длинный», «широкий и уз- кий». | ных по величине. -Набор предметов разной величи- |
- Выстраивание пред- метного ряда по вели- | - «Сравни предметы на картинках по величине и назови их величину». | ны (7-10 шт.). |
чине. | - «Разложи предметы по величине в | |
ряд: от маленького к большому». |
Восприятие изобра- жений | ||
- Различение предмет- ных изображений; | - «Назови что нарисовано на картин- ке?». «Какие предметы спрятали на картинке?» | - Предметные картинки, изобра- жения предметов в разных мо- дальностях: силуэты, контуры, за- шумленные, наложенные. |
- Различение многопла новых сюжетных изоб- ражений. | - «Рассмотри картинку. Кто на ней на- рисован? Кто ближе? Кто дальше? Ка- кие предметы спрятались за други- ми?» | - Сюжетное многоплановое изоб- ражение. |
Восприятие сложных изображений - Складывание предме- тов; |
| - Образец предметной картинка, состоящая из геометрических фи- гур, геометрические фигуры. |
Особенности воспри- ятия
|
|
|
- Переключение и рас- пределение (найти от- личия); | - «Посмотри внимательно на картин- ки (игрушки) и найди отличия». | - 6-7 картинок, 5-6 из которых предъявляются сразу. |
- Предметные картинки двух объ- ектов (две игрушки), имеющие 4-5 отличий, одно из них пространст. |
- Ориентировка в пространстве
Выявляемые параметры | Диагностические задания | Используемый материал |
Ориентировка в про- |
| |
странственных приз- | ||
наках | ||
-Ориентировка на себе; | -«Назови части своего тела и расскажи, как они расположены». | |
- Ориентировка «от се- бя»; | - «Расположи игрушки, как я скажу: слева, справа от себя, сзади, впереди. | |
- Ориентировка « от предмета»; | - «Посади куклу на стол. Положи игруш ки около куклы, как я скажу». | |
- Ориентировка на теле | - « Покажи, где у меня правая рука, ле- | |
напротив сидящего; | вый глаз, левая нога, правое ухо …» | |
-Ориентировка в процес- | -«Иди до стола. Поверни направо. Иди | |
се передвижения. | до окна …». | |
Ориентировка на | ||
микроплоскости | ||
- Ориентировка на листе | - «Покажи на листе верхнюю | |
бумаги; | сторону, нижнюю, правую, левую, | |
середину, углы (верхний правый, | ||
нижний левый и т.д.)». | ||
- Моделирование про- странственных отноше- | - «Помоги кукле расставить мебель: поставь диван справа, стол | |
ний; | посереди-не, стул между … и т.д.». | |
- Ориентировка по пла- | - «Нарисуй путь … на плане» | |
ну; | ||
- Взаимоположение | ||
предметов; | - «Рассмотри внимательно карточку и найди среди других такую же». | |
- Использование про- | - «Расскажи, как расположены час- | |
странственной терми- | ти твоего тела. Назови, где сейчас | |
нологии. | находится карандаш от тебя. Назов | |
игрушку, которая находится справа | ||
от …, между …, слева от …». |
- Социально-бытовая ориентировка
Выявляемы е параметры | Диагностические задания | Используемы й материал |
|
«Как зовут твою маму, твоего папу?», « Назови свой адрес». «Расскажи о своей семье». « Расскажи о своем друге».
«Назови домашних, диких живот- ных, зимующих и перелетных птиц. Объясни, почему они так называют- ся?» « Назови предметы общим словом. Какой предмет лишний? Почему?»
|
Картинки с изображением вре- мен года, набор предметных изо- бражений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение диагностики уровня готовности к школе у детей с нарушениями зрения.
Специфические особенности проведения психологической диагностики у детей с различными нарушениями зренияю...
Методическая разработка по диагностике предметных представлений у детей с нарушением зрения.
Примерный вариант диагностики предметных представлений у детей с нарушением зрения, может быть использован, как часть тифлопедагогического обследования....
Учебно - методическое пособие: диагностика "Развитие познавательно - эстетического восприятия через приобщение к русской народной культуре детей с нарушением зрения".
Представлен диагностический материал по программе дополнительного образования "Приобщенеие к русской народной культуре детей с нарушением зрения". Разработаны : паспорт диагностики, игровые упражнения...
Диагностика готовности к школе детей с нарушениями зрения
диагностические методики...
Диагностический инструментарий для обследования зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
Диагностика особенностей зрительного восприятия детей с нарушением зрения 5-6 лет.Цель: выявление имеющихся отклонений в развитии его познавательной и социальной сфер для последующей их коррекции и ко...
Презентация "Особенности проведения диагностики у детей с нарушением зрения"
Презентация содержит рекомендации по адаптации и особенностям предъявления стимульного материала детям с нарушением зрения....
Особенности проведения психолого- педагогической диагностики детей с нарушениями зрения в разные возрастные периоды
Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониман...