Совершенствование связной речи дошкольников с ТНР
консультация по коррекционной педагогике

Материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovershenstvovanie_svyaznoy_rechi_dlya_vospit.docx350.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50 города Ставрополя

Консультация для воспитателей

«Роль воспитателя в совершенствовании связной речи дошкольников с ТНР в разных возрастных группах»

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                              О.Н. Малышко

2020 г

                  Основная задача воспитателя в формировании речи дошкольников с ТНР- научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Что представляет собой связная речь, из чего она складывается, рассмотрим на графическом изображении (схема прилагается).

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/11fb/0002d11a-8b7fd7ce/img1.jpg

                   Вот некоторые приёмы обучения связной речи:

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1808252/359edb0a-9f1d-4500-8f60-42ca10399f28/s1200?webp=false

  1. В младших группах при пересказе хорош приём имитации- когда ребенок фразу за фразой повторяет за воспитателем. Затем воспитатель говорит фразу не до конца, предлагая ребёнку подсказать слово или закончить фразу самому.
  2. В средних группах учить последовательному пересказу по опорным картинкам. Начинать эту работу лучше с какой-либо известной им сказки – «Репка» или «Колобок». Далее предлагаются детям небольшие незнакомые тексты (картинки- слова выделены):

Наша семья.

        Вот наша семья. Все делом заняты. Мама готовит обед. Оля ей помогает.

Папа читает газету. Бабушка вяжет носки. А Коля учит уроки.

Оля и Коля.

       В этом доме живут братик и сестричка. Сестричку зовут Оля. Она маленькая,

ходит в детский сад. Братика зовут Коля. Он уже большой, ходит в школу. Брат и сестра – дружные дети, никогда не ссорятся.

На прогулку.

       Мама одевает Лиду на прогулку. Лида надела шубу, валенки, шапку. Тепло

 ей в такой одежде (фигура девочки в зимней одежде). Мама Лиде говорит: «Смотри, Лидочка, не замерзни. Варежки не снимай. Шарфик не развязывай».

Алеша потерял Галошу.

      У Алеши во дворе пропала галоша. Он её искал- не нашёл. Бабушка искала

галошу- не нашла. Мама искала, искала- не нашла, а вот солнышко взошло, лужу осушило и галошу нашло.

Ёж и кот.

    Ёжик к нам во двор зашел. Ёж арбузную корку нашел. Пока ёж корку ел, сзади

к нему кот подкрался. Кот на ежа- прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и в дом убежал.

Зайчик и дождь.

    Сидит зайчик на полянке, греется на солнце. Но вот набежала туча, закрыла

солнышко. А из тучи дождь полил. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.

Белка и зайчик.

     Под ёлкой зайчик сидит. Сверху на него белка глядит. Белка зайке шишку

бросает. «Я шишку не ем», - ей зайчик отвечает, - мне морковку хочется»

Друзья.

              Дом на горке стоит. Этот дом собака Альма сторожит. С Альмой Петя дружит. С ней на речку бегает. Петя в реке купается, Альма Петю на берегу дожидается.

Весна на дворе.

            Снег во дворе почернел, появились большие лужи. Дети вынесли во двор игрушечные кораблики и пускают их в ручейке. Кораблики плывут, а за ними дети бегут.

  1. В старших группах работу над пересказом тоже следует начинать с обучения

последовательности в передаче текста. Но здесь необходимо детям дать мыслительную нагрузку, поэтому предлагаются такие методы и приёмы:

  • Работа с деформированным текстом. Можно детям сообщить, что Незнайка прислал им рассказ, но сразу его трудно понять: все предложения в нем не по порядку. Помогите составить правильный рассказ.

Деформированные тексты:

На катке.

Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды хорошие коньки. Потом

она каталась и не падала.

Мыльные пузыри.

         Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Соня решили пускать мыльные пузыри.

Рыбалка.

          Щуку положили в ведро и принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке поймали большую щуку. Паша и Дима пошли на реку.

  • Составление плана к рассказу и пересказ по плану:

Ласточка.

Ласточка летала около окошка. И зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был

привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.

После вопросов: - Что случилось с ласточкой?

                             - Где оказалась ласточка?

                             - Почему ласточка не могла улететь?

                             - Как помогли ласточке подруги?

Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы одним словом:

                             - Что случилось с ласточкой? (БЕДА)

                             - Что оказали ласточке подруги? (ПОМОЩЬ)

                             - Где оказалась ласточка в конце рассказа? (НА СВОБОДЕ)

При пересказе можно детям дать вопросный план, но в нем должно быть больше, чем предложений в рассказе.

  • Рассказ по цепочке: (один ребёнок начинает, следующий – продолжает, третий – заканчивает). Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью. Этот вид работы хорош для описательного рассказа.

Кролик.

Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он держит морковку передними лапками и быстро грызёт её.

Запасливый ёж.

В лесу жид ёж. Недалеко от леса раскинулся большой фруктовый сад. Он находил там яблоки. Яблоки ёж накалывал на иголки. Тащил на спине ёжик яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.

Верблюд.

В жарких сыпучих песках живёт верблюд. Питается в пустыне колючками. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить- жир его прокормит.

  • Выборочный пересказ: (перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к одному из героев рассказа, или то, что относится к данному поступку).

Мурка.

Нашу кошку зовут Мурка. Она черная, но грудка и лапки у Мурки белые. Шерстка мягкая, хвост пушистый, глаза зелёные. У Мурки 5 котят. Три котёнка совсем черные, а два пестрые: черные с белыми пятнами. Глаза у всех голубые. Котята пушистые, как комочки ваты. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка большая. Всем там удобно. Когда котята просыпаются, они пищат, хотят есть. Мурка их кормит.

а) рассказать только про маму Мурку

б) рассказать всё о котятах

Дружок и Пушок.

У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Когда Шура идёт гулять, Дружок бежит с ним. Пушок ждёт их на окошке. Нагуляется Дружок и спит в будке. Пушок любит бродить по саду и следить за полётом птиц и бабочек. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом. Пушок ночью охотится на мышей.

а) рассказать все о Дружке

б) рассказать все о Пушке

Гроза.

Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше. Неожиданно туча ушла. Выглянуло солнышко. Тёплый ветерок подул в лицо. Запели птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве.

а) рассказать только о грозе

б) рассказать о том, что было после грозы.

  • Творческий пересказ. Методика его проведения вариативна:

а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

б) составление рассказа из нескольких текстов на одну тему (например, читаете детям два рассказа о белке: в одном- описание внешнего вида, в другом- описание образа жизни, повадок. Надо оба рассказа объединить и пересказать, как единое целое.)

Тексты для самостоятельного продолжения:

Птичка и кот.

Птичка сидела на дереве и пела. Кот притаился под деревом и следил за птичкой. Вдруг, он ловко прыгнул на дерево…

Про зайца.

Зимой заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. И в белой шубке зайца не видно на белом снегу: хорошо прятаться от врагов. Вот какая история приключилась с одним зайцем. Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую траву. Вдруг, из-за куста выскочила лиса…

  • Схематическое моделирование (пересказ по опорным картинкам).

Пересказы здесь будут носить смысловую грамматическую нагрузку. Например, рассказ Сладкова «Как медведь сам себя напугал» - использование сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО, а рассказ «Праздник в лесу» подведет итог занятий о деревьях осенне-зимнего периода.

Праздник в лесу.

Кончилось лето. Деревья нарядились в осенние одежды. Наряд белоствольной березы стал жёлтым. Клён украсил себя

 Красными и жёлтыми листьями.  Рябина украсила себя бусами из красных кистей. Только ель не поменяла своих зеленых иголок. «Мой наряд ещё не готов!», - говорила ёлка. Наступила зима. Пришёл Новый год. В лес пришли дети. Они украсили ёлку яркими шарами, разноцветными флажками. Все радовались: «Какая нарядная и красивая ёлочка!» И грустно было зимой остальным деревьям: они были совсем голыми.

Обучение рассказыванию.

         Начинать работу по обучению рассказыванию следует с небольших самостоятельных рассказов, связанных со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель даёт задание: - «Подойди к столу, возьми красный и синий мяч». Обращаясь к детям, спросить: - «Что сделал Саша?».

«Саша взял со стола красный и синий мяч». Это уже рассказ, который доступен для детей младшей группы.

       Постепенно задания усложняются: ребёнок должен запомнить и совершить большее число действий, а затем, точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребёнок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки.

       Ближе к старшей группе- более трудный вариант: задания слышит только ребёнок, который молча выполняет действия. Другие дети внимательно следят за действиями товарища, затем, подробно рассказывают об увиденном.

       Процессу обучения детей рассказам – описаний должна предшествовать большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мыслительную деятельность детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки, способствует повышению речевой активности.

       Сначала, при сравнении выделяются признаки различия, а затем уже сходные. Очень хорош приём сравнительного описания совместно с воспитателем. Например, воспитатель: - «У меня кошка большая».

Ребенок: - «У меня кошка маленькая».

Воспитатель: - «У меня кошка черная, с белыми полосками на спинке.»

Ребёнок: - «У меня кошка вся черная».

Воспитатель: - «У моей кошки зелёные глаза».

Ребёнок: – «У моей кошки голубые глаза».  И т.д.

Нетрадиционные приёмы составления описательных рассказов:

  1. Вы потеряли собаку (кошку). Дайте объявление в инстаграме (сети) так, чтобы люди узнали ваше животное.
  2. Вы потеряли вещь (обувь, одежду, посуду, головной убор). Опишите свою вещь так, чтобы её помогли вам найти.
  3. Вы были на птичьем рынке. Вам понравилась кукушка (кролик, белочка и т.д.). Расскажите маме о ней так, чтобы она согласилась купить ее.
  4. Вы были в магазине игрушек (мебели, посуды). Видели там забавную игрушку. Расскажите о ней другу.
  5. На столе несколько кукол. Описывают с воспитателем одну из них: Машу. Воспитатель убирает кукол и говорит: пошли все девочки в лес. Скоро все вернулись, а Маша заблудилась. Пошлём Буратино отыскать Машу. Но он не знает, как она выглядит. Опишите Машу Буратино.

Приёмы работы с сюжетными картинками.

  1. Воспитатель раскладывает сюжетные картинки на доске хаотично и читает рассказ. После чего дети восстанавливают последовательность картинок.
  2. Воспитатель расставляет сюжетные картинки в правильной последовательности и читает рассказ неполный (например, до последней картинки). Детям предлагается самим по оставшейся сюжетной картинке закончить рассказ.
  3. Расставляются сюжетные картинки и предлагается детям подробный план рассказа. Дети по плану и картинкам должны составить рассказ.
  4. Выставляются картинки. Рассматривают. Дети самостоятельно придумывают имена героям, диалоги, реплики, события. А потом, сопоставляют с авторским текстом.
  5. Читается текст. Расставляются сюжетные картинки. Дети по аналогии с услышанным рассказом (авторским текстом) придумывают свой рассказ по картинкам.

                   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Совершенствование связной речи у дошкольников»

Консультация для родителей «Совершенствование связной речи у дошкольников»  Ваш ребенок скоро пойдет в школу? Всем в семье хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все л...

Консультация для педагогов «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи ребенка дошкольника»

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего вн...

Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию.

Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказыва...

«Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи ребенка дошкольника»

Буклет для педагогов после проведенной консультации «Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи ребенка дошкольника»...

Совершенствование связной речи у дошкольников

Речевые игры и упражнения для развития связной речи у дошкольников 5-7 лет. (рекомендации для педагогов и родителей)....