консультация для воспитателей "Роль воспитателя в совершенствовании связной речи дошкольников с ТНР в разных возрастных группах"
консультация по логопедии
материал будет полезен воспитателям компенсирующих групп для детей с ТНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovershenstvovanie_svyaznoy_rechi_dlya_vospit.docx | 353.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 50 города Ставрополя
Консультация для воспитателей
«Роль воспитателя в совершенствовании связной речи дошкольников с ТНР в разных возрастных группах»
учитель – логопед
О.Н. Малышко
2024г
Основная задача воспитателя в формировании речи дошкольников с ТНР- научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств. Что представляет собой связная речь, из чего она складывается, рассмотрим на графическом изображении (схема прилагается).
Вот некоторые приёмы обучения связной речи:
- В младших группах при пересказе хорош приём имитации- когда ребенок фразу за фразой повторяет за воспитателем. Затем воспитатель говорит фразу не до конца, предлагая ребёнку подсказать слово или закончить фразу самому.
- В средних группах учить последовательному пересказу по опорным картинкам. Начинать эту работу лучше с какой-либо известной им сказки – «Репка» или «Колобок». Далее предлагаются детям небольшие незнакомые тексты (картинки- слова выделены):
Наша семья.
Вот наша семья. Все делом заняты. Мама готовит обед. Оля ей помогает.
Папа читает газету. Бабушка вяжет носки. А Коля учит уроки.
Оля и Коля.
В этом доме живут братик и сестричка. Сестричку зовут Оля. Она маленькая,
ходит в детский сад. Братика зовут Коля. Он уже большой, ходит в школу. Брат и сестра – дружные дети, никогда не ссорятся.
На прогулку.
Мама одевает Лиду на прогулку. Лида надела шубу, валенки, шапку. Тепло
ей в такой одежде (фигура девочки в зимней одежде). Мама Лиде говорит: «Смотри, Лидочка, не замерзни. Варежки не снимай. Шарфик не развязывай».
Алеша потерял Галошу.
У Алеши во дворе пропала галоша. Он её искал- не нашёл. Бабушка искала
галошу- не нашла. Мама искала, искала- не нашла, а вот солнышко взошло, лужу осушило и галошу нашло.
Ёж и кот.
Ёжик к нам во двор зашел. Ёж арбузную корку нашел. Пока ёж корку ел, сзади
к нему кот подкрался. Кот на ежа- прыг, да лапу наколол. Запищал, захромал и в дом убежал.
Зайчик и дождь.
Сидит зайчик на полянке, греется на солнце. Но вот набежала туча, закрыла
солнышко. А из тучи дождь полил. Зайчик спрятался в кусты. Под кустом сухо, не намокнет у зайчика шубка.
Белка и зайчик.
Под ёлкой зайчик сидит. Сверху на него белка глядит. Белка зайке шишку
бросает. «Я шишку не ем», - ей зайчик отвечает, - мне морковку хочется»
Друзья.
Дом на горке стоит. Этот дом собака Альма сторожит. С Альмой Петя дружит. С ней на речку бегает. Петя в реке купается, Альма Петю на берегу дожидается.
Весна на дворе.
Снег во дворе почернел, появились большие лужи. Дети вынесли во двор игрушечные кораблики и пускают их в ручейке. Кораблики плывут, а за ними дети бегут.
- В старших группах работу над пересказом тоже следует начинать с обучения
последовательности в передаче текста. Но здесь необходимо детям дать мыслительную нагрузку, поэтому предлагаются такие методы и приёмы:
- Работа с деформированным текстом. Можно детям сообщить, что Незнайка прислал им рассказ, но сразу его трудно понять: все предложения в нем не по порядку. Помогите составить правильный рассказ.
Деформированные тексты:
На катке.
Один раз Лида упала. Лида пошла на каток. У Лиды хорошие коньки. Потом
она каталась и не падала.
Мыльные пузыри.
Взяли соломинки и стали пускать пузыри. Потом положили мыло и размешали. Сначала они налили в таз воду. Маша и Соня решили пускать мыльные пузыри.
Рыбалка.
Щуку положили в ведро и принесли домой. Они взяли удочку и ведро. На реке поймали большую щуку. Паша и Дима пошли на реку.
- Составление плана к рассказу и пересказ по плану:
Ласточка.
Ласточка летала около окошка. И зацепилась лапкой за нитку. Конец нитки был
привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На её писк слетелось много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна.
После вопросов: - Что случилось с ласточкой?
- Где оказалась ласточка?
- Почему ласточка не могла улететь?
- Как помогли ласточке подруги?
Воспитатель предлагает ответить на следующие вопросы одним словом:
- Что случилось с ласточкой? (БЕДА)
- Что оказали ласточке подруги? (ПОМОЩЬ)
- Где оказалась ласточка в конце рассказа? (НА СВОБОДЕ)
При пересказе можно детям дать вопросный план, но в нем должно быть больше, чем предложений в рассказе.
- Рассказ по цепочке: (один ребёнок начинает, следующий – продолжает, третий – заканчивает). Этот вид работы помогает выработать у детей устойчивое внимание, умение слушать товарища и следить за его речью. Этот вид работы хорош для описательного рассказа.
Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он держит морковку передними лапками и быстро грызёт её.
Запасливый ёж.
В лесу жид ёж. Недалеко от леса раскинулся большой фруктовый сад. Он находил там яблоки. Яблоки ёж накалывал на иголки. Тащил на спине ёжик яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
Верблюд.
В жарких сыпучих песках живёт верблюд. Питается в пустыне колючками. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить- жир его прокормит.
- Выборочный пересказ: (перед детьми ставится задача выделить из рассказа только то, что относится к одному из героев рассказа, или то, что относится к данному поступку).
Мурка.
Нашу кошку зовут Мурка. Она черная, но грудка и лапки у Мурки белые. Шерстка мягкая, хвост пушистый, глаза зелёные. У Мурки 5 котят. Три котёнка совсем черные, а два пестрые: черные с белыми пятнами. Глаза у всех голубые. Котята пушистые, как комочки ваты. Мурка и котята спят в корзинке. Корзинка большая. Всем там удобно. Когда котята просыпаются, они пищат, хотят есть. Мурка их кормит.
а) рассказать только про маму Мурку
б) рассказать всё о котятах
Дружок и Пушок.
У Шуры есть собака Дружок и кот Пушок. Когда Шура идёт гулять, Дружок бежит с ним. Пушок ждёт их на окошке. Нагуляется Дружок и спит в будке. Пушок любит бродить по саду и следить за полётом птиц и бабочек. Дружок любит грызть кости, а Пушок лакает молоко. Ночью Дружок сторожит дом. Пушок ночью охотится на мышей.
а) рассказать все о Дружке
б) рассказать все о Пушке
Гроза.
Ребята пошли в лес. Вдруг налетел вихрь. Мелкий песок слепил глаза. Надвинулась тяжелая туча. Сверкнула молния. Загремел гром. Пошел сильный дождь. Дети спрятались в шалаше. Неожиданно туча ушла. Выглянуло солнышко. Тёплый ветерок подул в лицо. Запели птицы. Весело бегут ребята по мокрой траве.
а) рассказать только о грозе
б) рассказать о том, что было после грозы.
- Творческий пересказ. Методика его проведения вариативна:
а) пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;
б) составление рассказа из нескольких текстов на одну тему (например, читаете детям два рассказа о белке: в одном- описание внешнего вида, в другом- описание образа жизни, повадок. Надо оба рассказа объединить и пересказать, как единое целое.)
Тексты для самостоятельного продолжения:
Птичка и кот.
Птичка сидела на дереве и пела. Кот притаился под деревом и следил за птичкой. Вдруг, он ловко прыгнул на дерево…
Про зайца.
Зимой заяц белеет. Зимняя белая шубка гуще и теплее, чем серая. И в белой шубке зайца не видно на белом снегу: хорошо прятаться от врагов. Вот какая история приключилась с одним зайцем. Прыгал белый заяц на полянке, искал под снегом сухую траву. Вдруг, из-за куста выскочила лиса…
- Схематическое моделирование (пересказ по опорным картинкам).
Пересказы здесь будут носить смысловую грамматическую нагрузку. Например, рассказ Сладкова «Как медведь сам себя напугал» - использование сложных предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО, а рассказ «Праздник в лесу» подведет итог занятий о деревьях осенне-зимнего периода.
Праздник в лесу.
Кончилось лето. Деревья нарядились в осенние одежды. Наряд белоствольной березы стал жёлтым. Клён украсил себя
Красными и жёлтыми листьями. Рябина украсила себя бусами из красных кистей. Только ель не поменяла своих зеленых иголок. «Мой наряд ещё не готов!», - говорила ёлка. Наступила зима. Пришёл Новый год. В лес пришли дети. Они украсили ёлку яркими шарами, разноцветными флажками. Все радовались: «Какая нарядная и красивая ёлочка!» И грустно было зимой остальным деревьям: они были совсем голыми.
Обучение рассказыванию.
Начинать работу по обучению рассказыванию следует с небольших самостоятельных рассказов, связанных со знакомой наглядной ситуацией. Например, воспитатель даёт задание: - «Подойди к столу, возьми красный и синий мяч». Обращаясь к детям, спросить: - «Что сделал Саша?».
«Саша взял со стола красный и синий мяч». Это уже рассказ, который доступен для детей младшей группы.
Постепенно задания усложняются: ребёнок должен запомнить и совершить большее число действий, а затем, точно рассказать о последовательности их выполнения. При этом, когда один ребёнок рассказывает, остальные дети внимательно слушают его рассказ, исправляя ошибки.
Ближе к старшей группе- более трудный вариант: задания слышит только ребёнок, который молча выполняет действия. Другие дети внимательно следят за действиями товарища, затем, подробно рассказывают об увиденном.
Процессу обучения детей рассказам – описаний должна предшествовать большая работа по сравнению предметов. Сравнение активизирует мыслительную деятельность детей, направляет внимание на отличительные и сходные признаки, способствует повышению речевой активности.
Сначала, при сравнении выделяются признаки различия, а затем уже сходные. Очень хорош приём сравнительного описания совместно с воспитателем. Например, воспитатель: - «У меня кошка большая».
Ребенок: - «У меня кошка маленькая».
Воспитатель: - «У меня кошка черная, с белыми полосками на спинке.»
Ребёнок: - «У меня кошка вся черная».
Воспитатель: - «У моей кошки зелёные глаза».
Ребёнок: – «У моей кошки голубые глаза». И т.д.
Нетрадиционные приёмы составления описательных рассказов:
- Вы потеряли собаку (кошку). Дайте объявление в инстаграмме (сети) так, чтобы люди узнали ваше животное.
- Вы потеряли вещь (обувь, одежду, посуду, головной убор). Опишите свою вещь так, чтобы её помогли вам найти.
- Вы были на птичьем рынке. Вам понравилась кукушка (кролик, белочка и т.д.). Расскажите маме о ней так, чтобы она согласилась купить ее.
- Вы были в магазине игрушек (мебели, посуды). Видели там забавную игрушку. Расскажите о ней другу.
- На столе несколько кукол. Описывают с воспитателем одну из них: Машу. Воспитатель убирает кукол и говорит: пошли все девочки в лес. Скоро все вернулись, а Маша заблудилась. Пошлём Буратино отыскать Машу. Но он не знает, как она выглядит. Опишите Машу Буратино.
Приёмы работы с сюжетными картинками.
- Воспитатель раскладывает сюжетные картинки на доске хаотично и читает рассказ. После чего дети восстанавливают последовательность картинок.
- Воспитатель расставляет сюжетные картинки в правильной последовательности и читает рассказ неполный (например, до последней картинки). Детям предлагается самим по оставшейся сюжетной картинке закончить рассказ.
- Расставляются сюжетные картинки и предлагается детям подробный план рассказа. Дети по плану и картинкам должны составить рассказ.
- Выставляются картинки. Рассматривают. Дети самостоятельно придумывают имена героям, диалоги, реплики, события. А потом, сопоставляют с авторским текстом.
- Читается текст. Расставляются сюжетные картинки. Дети по аналогии с услышанным рассказом (авторским текстом) придумывают свой рассказ по картинкам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Тема: «Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей»
Формирование связной речи дошкольников при использовании заместителей....
Перспективное планирование по развитию речи с включением фольклора для разных возрастных групп.
Данное планирование разработано в помощь педагогам дошкольного образование по работес детьми в области коммуникация. Материал активизирует речь детей включением в работу фолькло...
Подготовка воспитателя и детей к проведению непосредственной образовательной деятельности в разных возрастных группах. Требования к проведению НОД.
Организация непосредственной образовательной деятельности в ДОУ...
Совершенствование связной речи дошкольников в разных видах деятельности. Обучение детей рассказыванию.
Связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребёнок строит свои высказыва...
Консультация для воспитателей Тема: "Задачи работы по ознакомлению с ПДД в разных возрастных группах"
данный материал содержит правила дорожного движения в разных возрастных группах...
Совершенствование связной речи дошкольников с ТНР
Материал будет полезен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Консультация для воспитателей «Методика обучения детей составлению рассказов по картине в разных возрастных группах»
Какова же основная цель обучения детей составлению рассказов?(развитие связной речи дошкольников) Развитие связной речи детей — одна из главных задач в развитии ребенка....