Методическая разработка: тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей «Межличностные конфликты».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Белобаева Полина Александровна

Тема: «Межличностные конфликты. Тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей.

Целями и задачами тренинга является:

  1. Формирование у детей понимания причин возникновения конфликтов и их последствий
  2.  Снижение количества конфликтов в группе детского сада
  3. Обучение детей благоприятным вариантам поведения и общения в ситуации ссоры
  4. Облегчение и улучшение работы воспитателей и их помощников

Актуальность данной работы высока, т.к. конфликты как между детьми в группе, так между воспитанниками и педагогами, как правило, весьма многочисленны и могут негативно влиять на психологический комфорт в группе, затруднять работу педагога с детьми.

Формат тренинга охватывает всю группу, проводится в игровой форме, что считается лучшим форматом обучения и усваивания информации у детей данного возраста, является наглядным и неутомительным для участников. Тренинг проводится в несколько этапов, каждый этап предполагает временной промежуток 5-10 минут.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Межличностные конфликты. Тренинг для воспитанников старшей группы, воспитателей и родителей.

Целями и задачами тренинга является:

  1. Формирование у детей понимания причин возникновения конфликтов и их последствий
  2.  Снижение количества конфликтов в группе детского сада
  3. Обучение детей благоприятным вариантам поведения и общения в ситуации ссоры
  4. Облегчение и улучшение работы воспитателей и их помощников

Тренинг проводит воспитатель для воспитанников группы детского сада 5-6 лет, а также их родителей и помощника воспитателя. Основными участниками являются дети, воспитатели могут им помогать и/или в случае желания и повышенной заинтересованности быть непосредственными участниками. Желательно, чтобы в тренинге участвовало 10-12 человек. Время проведения - около 30 минут. Время тренинга может быть незначительно увеличено в случае повышенной заинтересованности, хорошего самочувствия и высокой концентрации внимания у детей.

Актуальность данной работы высока, т.к. конфликты как между детьми в группе, так между воспитанниками и педагогами, как правило, весьма многочисленны и могут негативно влиять на психологический комфорт в группе, затруднять работу педагога с детьми.

Формат тренинга охватывает всю группу, проводится в игровой форме, что считается лучшим форматом обучения и усваивания информации у детей данного возраста, является наглядным и неутомительным для участников. Тренинг проводится в несколько этапов, каждый этап предполагает временной промежуток 5-10 минут.  

Этапы проведения тренинга:

  1. Создание единого психологического пространства и обратной связи.

Тренинг должен проводится в помещении, где нет посторонних людей, отвлекающих факторов, в комфортной физической обстановке. Лучше посадить участников в круг, чтобы они видели и слышали друг друга. Объявление темы тренинга, обмен мнениями. Можно создать обстановку игры, загадки для лучшего вовлечения в процесс и возникновения интереса у участников (Угадайте, чем мы сейчас будем заниматься? Как думаете, зачем мы сели в круг? Всем ли удобно?).

  1. Проведение дискуссий и/или интервью для создания ситуаций рефлексии

На этом этапе важно задуматься и постараться дать оценку ссорам и конфликтам, а также их последствиям. Важно слушать друг друга, не навязываться участникам конкретное мнение и не осуждать ничьих позиций. Для того чтобы детям легче было сформулировать своё мнение и позицию могут задаваться наводящие вопросы: Что такое ссора? Почему люди ссорятся? Из-за чего люди могут поссориться? Может ли кто-нибудь привести пример ссоры? Как чувствуют себя люди в момент ссоры? К чему может привести ссора, какие у неё могут быть последствия? Возможно ли в некоторых ситуациях избежать ссоры? В момент дискуссии следует ввести новый для детей термин «конфликт». Если участникам затруднительно сформировать свои мысли, то воспитатель может использовать карточки или слайды с иллюстрациями конфликтов между детьми и/или между взрослыми, между детьми и взрослыми, реакциями на конфликты, последствиями конфликтов и попросить их прокомментировать.

Далее, чтобы переключить внимание и задействовать визуальный канал восприятия участники смотрят один или несколько фрагментов мультфильмов, где персонажи задействованы в конфликте. Мультфильмы лучше использовать знакомые детям. Среди возможных: «Кот Леопольд» (конфликт кота и мышей), «Зима в Простоквашино» (ссора Шарика и Матроскина), «Трям! Здравствуйте!» (конфликт Ёжика и Медвежонка из-за дружбы с зайцем). Отрывки мультфильмов можно обсудить или дать лишь как иллюстрацию, подтверждающую и обобщающую высказанные участниками мнения.

  1. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками и умениями.

Участникам предлагается ролевая игра, в которой персонажи конфликтуют. Они должны сами или с помощью воспитателей выйти из конфликта. Также можно проиграть сцену из просмотренных мультфильмов или любую другую ситуацию, где персонажи мирятся, договариваются, извиняются и прощают друг друга.

  1. Снятие психологической напряжённости и подведение итогов занятия.

Воспитатели и дети резюмируют всё, что узнали и чему научились во время тренинга, участники благодарят друг друга, можно поаплодировать, чтобы закрепить позитивный эффект. В конце рекомендуется провести чаепитие, во время которого делать акценты на то, как приятно общаться и проводить время, когда участники общения умеют правильно взаимодействовать друг с другом.  

Ожидаемый результат: психологический комфорт, благоприятная обстановка в группе детского сада за счёт снижения частоты и уменьшения количества конфликтов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Методическая разработка «Задания для воспитанников старшей группы «Добро пожаловать в музей!»

Краткая пояснительная записка:Воспитанники Центра гармоничного развития ребенка «Белочка» стали участниками программы для дошкольников «Добро пожаловать в музей», в которую вошли 3 занятия, подготовле...

Методическая разработка проекта "Профессия строитель" (совместная работа воспитателя и родителей)

Методическая разработка к презентации проекта по теме "Профессия строитель" в подготовительной группе. Используется для фронтальной, индивидуальной работы, работы в парах, в микрогруппах.Цел...

Авторская методическая разработка: Тренинг для педагогов "Технология работы воспитателя с детьми подготовительной группы, имеющими особенности речевого развития"

Речь - великий дар природы, благодаря   которому люди   получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в   их деятельности, формирует  взг...

Методическая разработка. Наблюдение за черемухой.Старшая группа.Воспитатель: Анфимова Е.И.,МДОУ детский сад №98 "Сказка",г.Петрозаводск.

Наблюдение в природе.Тема : Черёмуха душистая.Цель: Расширить представления и знания детей о деревьях, об их значении в нашей жизни. Расширить представления и знания детей о первоцветах. Закреплять зн...

Методическая разработка развлечения для воспитанников старшей группы «Путешествие в страну Музыки»

На этом развлечении ребята отправятся в путешествие в страну "Музыки", где их ждут разные города: город музыкальных инструментов, город жанров, город музыкальных игр....

Методическая разработка тренинга для детей старшего дошкольного возраста: «Как хорошо иметь друзей!»

Методическая разработка направлена на:- снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов;- создание благоприятного климата в группе;- развитие коммуникативных навыков, умения координировать сво...